Жители отдаленных районов Сурхандарьинской области на юге Узбекистана сообщают о появлении вооруженных людей, предположительно членов Исламского движения Узбекистана. Информацию о боевиках подтверждает заявление представителя кыргызского правительства, сказавшего, что исламская вооруженная группировка получила в этом году более 400 тысяч долларов от международной сети террористических организаций.
Один из руководителей Службы национальной безопасности Кыргызстана Токон Мамытов заявил 2 июля, что Исламское движение Узбекистана (ИДУ) завершило перегруппировку сил после серьезных потерь, понесенных во время антитеррористической операции, которую провели возглавляемые США силы коалиции в Афганистане, и теперь засылает боевиков в среднеазиатские государства для проведения терактов. По сообщению агентства «Интерфакс», Мамытов предупредил, что ИДУ стремится объединить различные действующие в Средней Азии группировки, включая уйгурских сепаратистов, в единое Исламское движение Туркестана.
Мамытов не привел фактов в пользу своего заявления о получении ИДУ финансовой помощи от международных террористических организаций, добавив, что органы безопасности среднеазиатских государств пытаются установить источники финансирования.
4 июля кыргызское правительство сообщило об обнаружении крупного тайника оружия, предположительно принадлежащего исламским боевикам, в южной Баткенской области, сообщил сайт «Вечерний Бишкек». Кроме оружия и боеприпасов, в тайнике были найдены инструкции по проведению терактов и литература религиозно-экстремистского содержания.
В ходе недавней поездки в узбекскую Сурхандарьинскую область корреспондент EurasiaNet убедился в справедливости заявлений об активизации в регионе боевиков ИДУ. Местные деревенские жители говорят, что много раз видели вооруженных людей в горах Сурхандарьи.
Местность, в которой были замечены вооруженные люди, служила ареной боевых действий в 2000 г., когда боевики ИДУ последний раз вторгались на узбекскую территорию. По словам местных жителей, на этот раз, в отличие от 2000 г., боевики не пытались войти с ними в контакт.
Поначалу местные жители не хотели обсуждать то, что они видели, с корреспондентом EurasiaNet, поскольку на этой территории остаются в силе элементы чрезвычайного положения, введенного властями сразу же после рейда ИДУ в 2000 г. Установив жесткий порядок, власти задерживали всех местных жителей, подозревавшихся в какой-либо помощи или содействии исламским боевикам. После вторжения 2000 г. узбекские спецслужбы арестовали около 100 человек в районах, примыкающих к местам боевых действий. Многие из них были впоследствии осуждены по обвинению в связях с ИДУ, говорят местные жители.
Впрочем, в беседах с глазу на глаз некоторые местные жители сказали журналисту EurasiaNet, что присутствие в горах боевиков ИДУ ни для кого не секрет.
«Я сам видел их дважды – один раз на закате, а другой раз рано утром на следующий день», – сказал местный пастух, пожелавший остаться неназванным. «На закате их было плохо видно, и я не понял, что это террористы. Я крикнул им, чтобы они спускались вниз и разделили со мной трапезу, однако, удивительным образом, это [приглашение] обратило их в бегство. Утром я вновь их увидел. Они восходили на соседнюю гору и были совсем близко, так что я смог их хорошо рассмотреть. На них были лохмотья, и у них было оружие. Только тогда я понял, что это террористы».
По словам информированного источника в райцентре Денау, сотрудники правоохранительных органов несколько раз видели боевиков ИДУ. Однако ни местная администрация, ни милиция не подтвердили этой информации. По мнению источника, глава администрации Денау хотел провести операцию по поимке боевиков ИДУ, однако мероприятие так никогда и не началось, отчасти из-за того, что местные правоохранительные органы не желали действовать без санкции Ташкента.
Один из сотрудников правоохранительных органов, хорошо знакомый с ситуацией, объяснил, что местные органы обратились в Ташкент, попросив разрешить им проведение облавы. Однако мероприятие было отменено, поскольку власти не смогли найти подробных карт минных полей в районе и оказались неспособны предоставить другую полезную информацию, которая могла бы облегчить проведение операции.
Остается неясным, прибыли ли боевики ИДУ в Сурхандарью недавно или же находились на территории района еще с 2000 г. По оценкам, в Сурхандарьинском районе во время событий 2000 г. действовали примерно 100 хорошо обученных и вооруженных до зубов членов ИДУ. Свидетели утверждают, что три года назад понадобилось несколько тысяч солдат из самых боеспособных подразделений узбекской армии, чтобы восстановить в районе порядок и безопасность. Осуществляя противоповстанческие мероприятия, узбекские подразделения установили здесь множество противопехотных мин.
Существует мнение, что замеченные недавно люди являются членами ИДУ, участвовавшими в операции 2000 г. Многие свидетели утверждают, что боевики ИДУ одеты в лохмотья, что говорит в пользу такого предположения. «Боевики ИДУ находятся в ловушке подобно кроликам: они боятся покидать те небольшие участки земли, которые остались незаминированными», – сказал один местный житель.
Между тем, по мнению Атамурзы Алимбекова, ташкентского эксперта по исламскому терроризму и экстремизму, вряд ли это остатки отрядов, действовавших в 2000 г. Вероятнее всего, считает он, что замеченные в горах люди или недавно прибыли в район, или принадлежат к числу его постоянных жителей. В подкрепление своих утверждений Олимбеков указывает на противоречия, которые имеются в официальных сообщениях о событиях 2000 г.
«По официальной версии, в 2000 г. боевики ИДУ проникли в этот район незадолго до начала беспорядков», – говорит Олимбеков. «Однако имеются факты, которые противоречат этой версии событий».
«Оружия, спрятанного в тайниках в горах, хватило бы на целую армию. Поэтому 70-80 боевиков не могли принести его с собой. Для этого понадобилось бы много времени», – добавляет Олимбеков. «Очевидно, что боевики находились в горах и были вне поля зрения спецслужб задолго до беспорядков 2000 г., так что вполне вероятно, что то же самое происходит и сейчас».