Домой Киберугрозы Инфобезопасность Как кибермошенники используют доверчивость наших граждан

Как кибермошенники используют доверчивость наших граждан

Из обсуждения на страничке ФБ:

— Опять соседку, пенсионерку какие-то твари обманули. Девица позвонила, сказала, что из отделения ЦБ из Бухары. Якобы кто-то пытается на соседку по копии паспорта открыть кредит в 100 млн сумов. И якобы нужно срочно остаток денег с карты, и называет последние 4 цифры, перевести на безопасный счет, пока мошенников не поймают. Да так бабульке голову заморочила, запугала, что та ей код сообщила, который по смс пришел. 4 млн с карты сняли, уроды!

— да, развелось мошенников. Сын рассказал, что отцу его друга позвонили, сказал, что адвокат и сообщил, что из-за его внучки произошла авария, погиб человек, внучку забрали в милицию. Чтобы девушку отпустили и сняли обвинения нужно срочно передать 5 тыс. долл. Вот, говорит адвокат, передаю трубку внучке. По телефону дед слышит плач девушки, которая голосом внучки просит это самые 5 тыс. Но отца друга насторожил один момент. Внучка назвала деда на ТЫ. А ВСЕГДА называла на ВЫ. Вот тут отец друга, несмотря на возраст понял, что его пытаются развести и отключил телефон.

— это еще что… вот соседку из 28 квартиры развели на 12 тыс. долл., которые сын в Корее заработал. Прочитала в ФБ, что наш Президент предлагает инвестировать в фонд, который поможет значительно увеличить сумму вклада. Повелась старушка на халявный заработок. Говорит, что сам Президент предлагает, а ему разве можно не верить. Дала послушать, точно голосом Президента обращение о неким фонде. Она позвонила по указанному телефону, оформила все документы, как просили и отвезла деньги. Представляете. Фонд, оказался ловушкой, обманули соседку.

Три стандартные истории, рассказывающие, как мошенники разводят доверчивых людей:

  • используя их страх за потерю пенсии, или заработанных денег, которыми пользуются с карт банка;
  • страх за родных или близких, которые попали в сложную ситуацию и нужны срочно деньги, чтобы выручить их из больницы/милиции и т. д.;
  • или просто желание людей быстро умножить, порой скромные накопления.

Специалисты по кибербезопасности, говорят о самых различных вариациях таких основных видов мошеннических схем. Фантазии аферистов настолько разнообразны, и так часто обновляются, что специалисты профильных ведомств, отвечающих за безопасность, за жуликами просто не поспевают.

Причем, такие же схемы мошенники используют во всех странах без исключения: развитых, развивающихся и совсем отсталых. И во всех странах такие жульнические схемы часто срабатывают. Мошенники всегда стараются бить по болевым точкам. Пенсионеры во всех странах наиболее уязвимы перед кибермошенниками. Ведь люди везде одинаково доверчивы, не хотят потерять кровные или просто хотят подзаработать без особого труда.

Да тут еще Искусственный Интеллект (ИИ) откуда ни возьмись, ворвался в нашу жизнь (от производства до здравоохранения) и помогает сделать её быстрее, удобнее и комфортнее.

Но никто не сомневался, что мошенники также воспользуются удивительными возможностями ИИ, открывая новые возможности обмана людей.

Например, ИИ помогает мошенникам автоматизировать создание убедительных фишинговых сообщений, повышая их эффективность, а его способность генерировать реалистичные аудио и видео материалы резко увеличивает риск подделывать информацию от конкретных людей.

На карте представлены данные о росте всего лишь за один последний год преступлений с использованием ИИ.

К примеру, в 2023 году на Филиппинах число случаев мошенничества с использованием ИИ (как правило, дипфейки) выросло на 4 500% по сравнению с 2022. Во Вьетнаме рост составил больше 3 000%, в Японии – 2 800%.

Четырёхзначные цифры темпов роста также зафиксированы и в США, ОАЭ, ЮАР и многих странах Европы.

Более того, киберпреступность приносит огромные доходы, которые растут от года к году.

Бурный рост киберпреступности продолжается по всему миру. Например, по данным МВД России лишь за прошлый год жертвами аферистов стали более 110 тыс. пенсионеров. Эта статистика только тех, кто обратился в полицию или банки с заявлениями о потере денег. А сколько пенсионеров не обратились, не веря в то, что деньги найдутся?

Вот в России аферисты с успехом использовали новую схему обмана пенсионеров: злоумышленники во время телефонного звонка представляются «сотрудниками пенсионного фонда». «В процессе разговора аферисты сообщают потенциальной жертве о неучтенном стаже, выявленном в ходе некой проверки, и предлагают оформить официальное заявление на перерасчет пенсии в сторону ее увеличения. В случае согласия… злоумышленники предлагают подать такое заявление в телефонном режиме. Для идентификации просят продиктовать поступивший код из SMS-сообщения. Ну а дальше все понятно…

Какие выводы из всего этого можно сделать для наших граждан?

Во-первых, МВД, другие структуры противостоят киберугрозам, но все же действуют медленнее злоумышленников. Те оказываются более изобретательными, а правоохранители реагируют на такие угрозы реактивно.

Во-вторых, изучая рекомендации специалистов ко кибербезопасности становится понятным, сами правоохранители с этим злом справиться не смогут. Им необходимо помочь, причем всем вместе. Главный инструмент защиты от таких преступлений — информировать, информированность и еще раз информированность. Прежде всего распространять предупреждающую информацию среди членов семьи, родных, друзей. Мерами финансовой защитой необходимо заниматься постоянно и на всех уровнях.

Основы кибербезопасности необходимо начать преподавать с младших классов школ. Все друг с другом должны делиться полученной информацией.

«Как уберечь себя, членов семьи от киберугроз» — тема, которая должна постоянно звучать в СМИ: телевидении, радио, интернет-изданий, социальных сетях. Лишней информации о профилактике киберугроз быть не может — это именно такой случай, когда лишнее не вредит, а помогает.

Телефоны Центра кибербезопасности МВД, других ведомств должны быть на каждом углу и звучать из каждого «утюга».

В-третьих, есть конкретные рекомендации, которых огромное количество, перечислю лишь некоторые из них:

  • Регулярно проверяйте свою кредитную историю, которая показывает, когда и в какие банки или микрофинансовые организации человек обращался за кредитами, на какие суммы брал займы. Если вы обнаружили, что ваша кредитная история неверна, немедленно обращайтесь в МВД и банк, для того чтобы признать кредит неправоверным;
  • Некоторые эксперты по кибербезопасности рекомендуют действующий в РФ сервис, который условно называется «вторая рука». Идея проста – человек оформляет доверенность на то лицо, которое будет получать уведомления от банка об операциях и иметь право подтверждать или отклонять их. В случае отсутствия реакции в течение 12 часов банк откажет в проведении транзакции;
  • Члены семьи должны договориться о секретном слове, которое известно только им. Когда случается непредвиденная ситуация, и кто-то из членов семьи обращается к вам по телефону за финансовой помощью, то произнесенное секретное слово означает то, что с вами общается родной человек, а не ИИ;
  • Не верьте якобы «сотрудникам» банка, которые звонят вам по телефону с различными вопросами, прервите разговор. Имейте под рукой телефон вашего банка и позвоните сами оператору банка, вам подскажут алгоритм правильного поведения;
  • Не верьте простым схемам заработка денег, кто бы не обращался к вам с таким предложением. Помните, ИИ с высокой точностью подделывает голоса известных людей, авторитету которых мы готовы доверять априори, например, президентам, политическим деятелям, успешным бизнесменам
  • Ограничьте (с банком) определенные суммы онлайн покупок;
  • Используйте простые правила киберзащиты всех своих гаджетов: антивирусы/обновление программного обеспечения должны быть только из официальных источников.

Виктор МИХАЙЛОВ