Домой Наши работы Социальные сети: как сериал «Пойтахт Абдулҳамид» призывал узбекскую молодежь отправиться в Палестину за...

Социальные сети: как сериал «Пойтахт Абдулҳамид» призывал узбекскую молодежь отправиться в Палестину за «справедливостью»

По каналу «Zo’r TV» некоторое время шёл показ турецкого сериала «Пойтахт Абдулхамид». Сериал быстро собрал большое количество поклонников в Узбекистане. Ещё бы, ведь он ярко и красочно описывал исторические события, которые проходили в Османской империи в начале 20 века, практически перед самым её падением.

Историческая правда заключается в том, что султан Абдульхамид и впрямь был одним из величайших правителей Османской империи, его по значимости даже сравнивают с Сулейманом Великолепным.

Вне всякого сомнения, исторические фильмы с красивыми актерами, яркими и богатыми нарядами, приближенными к реальности той эпохи и главное захватывающий сюжет – всё вместе превратили сериал в зрелище, от которого, как оказалось, не так легко и оторваться.

Все это конечно здорово, но вот сюжет фильма…

Социальные сети узбекского сегмента полны острейшими дискуссиями и жестким обменом мнений. Наиболее подверженными влиянию сценического искусства турецких кинематографистов оказались молодые люди, готовые «обнажить свои ятаганы» и отправиться в Палестину для защиты «справедливости».

Какую «справедливость»? От кого «справедливость»? Авторы жестких постов себе не представляют, зато готовы сегодня огнем и мечом покончить с тайными обществами, разрушившими Османскую Империю.

И невдомек им, что Османская Империя рухнула по совсем другим причинам.

И этот невдомек — пробел в историческом образовании, которое получают, или скорее не получают, наши школьники.

Так случилось, что узбекская молодежь в социальных сетях позиционирует себя, как частичку Османского мира.

И невдомек им, что узбеки являются частью тюркского и Исламского мира, но ни в коей мере Османского мира.

Получается так, что о победе великого Темура над султаном Баязидом в Ангорской битве, которая изменила ход истории и не позволила узбекам стать вассалами Османской Империи, молодежь и слыхом не слыхивала.

А жаль…

Вернусь, к якобы «справедливости», к которой подспудно взывает сюжет фильма. Сценаристы эффективно используют сегодняшнюю конъюнктуру современной Турции, желание Анкары диктовать свою волю исламскому миру, опираясь при этом на тюркские страны, не считаясь с их собственной независимостью. И в этом нет ничего удивительного – геополитика строится по своим законам.

К сожалению, получается так, что если мы, узбеки, сами не создадим красивых, эффектных, справедливых кинолент о нашем прошлом, великих предках – ученых, политиках, военачальниках, то вынуждены будем и дальше потреблять чужую историю, причем политически мотивированную в пользу заказчиков кинолент.

И совсем плохо, когда такое кино возбуждает межнациональную рознь, неприязнь и призывает к активному противодействию народу, который политическое руководство страны-производителя фильма назначило виновным во всех смертных грехах, включая собственные.

Такие фильмы старательно выбивают твердую почву из-под нашей молодежи, воспитанной на толерантности, гостеприимстве, уважению к другим народам.

Есть, о чем задуматься нашим кинематографистам, привыкшим шинковать «капусту» на мыльных операх, единственным сюжетом которых является придуманная любовь детей из богатых и бедных семей.

Алишер САДЫКОВ,

Консультант Центра изучения региональных угроз