Домой Мир Терроризма. База данных Лица Террора История про одного стамбульского «мечтателя»

История про одного стамбульского «мечтателя»

О чем бы не говорил с бывшими муджихиддин, отбывающим наказание за совершенные преступления, вербовщиками, родственниками боевиков, тех, кто так или иначе крутится вокруг «бизнеса», связанного с переброской рекрутов в зоны боевых конфликтов, рано или поздно время доходит и до рассказов о денежных потоках, без которых не может существовать ни одна из международных террористических группировок (МТО). И этому никто не удивляется, потому как МТО или попросту банда, не может быть активной без серьезной денежной подпитки – боевикам нужны: оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, медикаменты, питание, одежда, горючее для передвижения – этот список можно продолжать и продолжать.

Несмотря на крушение ИГИЛ, потрясения, которые несет ан-Нусра, а также связанные с теми и другими отдельные террористические группировки или полевые командиры, денежные потоки для них хотя и оскудели, но все же не иссякли.

В полной мере финансовые потери коснулись и МТО, в которых большинство боевиков имеют паспорта граждан стран ЦА (Тахид ва Джиход, Катибат аль-Имам аль-Бухари, Исламское движение Туркестана, Союз исламского джихада), в том числе и Узбекистана. Финансовые потери существенные, но не критичные и позволяют группировкам держаться «на плаву» — убивать, не так часто, как прежде, но все же убивать.

Если изучить и сравнить структуру финансирования таких МТО во времени, то оказывается, что в числе верных, преданных и постоянных источников пополнения касс боевиков выделяются представители Фонда «Туркестон Дарнаги».

На самом деле, в МТО мало кто из рядовых боевиков знает, как вообще финансируется группировка. Зато ответственные за финансовые потоки и логистику точно ведают о том, что курьеры с наличными от имени Фонда появляются в лагерях базирования МТО с завидной частотой.

Вообще о «Туркестон Дарнаги» не очень много известно. Официально Фонд (Uluslararsi Turkistanlilar Dayanisma Darnegi – Международная организация помощи и солидарности туркестанцам) был создан в Турции в 2013 году. Инициаторами регистрации «Туркестон Дарнаги» в Стамбуле были:

  • Б.Кавунжи – авторитетный представитель узбекской диаспоры в Турции;
  • Н.Мамткулов – представитель узбекских диаспор Северной Европы, гражданин Норвегии, многим известен под позывным «Намоз Нормумин»;
  • Октай Чаткола – гражданин Турции.

Членские взносы в Фонд вносят более 2 тыс. граждан Узбекистана и представителей узбекских диаспор Киргизии, проживающие в Турции. Однако, большую часть кассы «Туркестон Дарнаги» пополняют спонсоры (представители узбекских диаспор) из Саудовской Аравии, Кувейта и некоторых других стран Ближнего Востока.

Цель создания «Туркестон Дарнаги» — объединение и консолидация этнических узбеков, оказавшихся на территории Турции. Фонд помогает им получать различного вида визы для пребывания в Турции, медицинские или иные услуги, помощь в поисках работы и многое другое, в чем нуждаются иностранцы в Турции.

Члены «Туркестон Дарнаги» обязаны абсолютно точно следовать законам Шариата, а также соблюдать положения устава Фонда. Любое отклонение от принятых норм грозит немедленным исключением из организации. Кстати, для вступления в «Туркестон Дарнаги» необходимы рекомендации двух ранее хорошо зарекомендовавших себя членов организации.

Структура Фонда хорошо прописана. Например, в каждом районе Стамбула и некоторых других городах Турции, в которых проживают узбекские диаспоры, активно действуют «тансилчилар» (ответственные). На них возложены функции тщательного контроля за членами организации, информирование о проводимых «Туркестон Дарнаги» митингах и демонстрациях, а также мобилизация всех, кто состоит в организации или ей сочувствует в проводимых мероприятиях.

Попавшие под крылышко «Туркестон Дарнаги» мгновенно ощущают себя под защитой турецких чиновников, всячески поддерживающих организацию. Еще бы – в числе покровителей «Туркестон Дарнаги» крупные политические деятели Турецкой Республики.

С «Туркестон Дарнаги» тесно связан Темур Мадаминов, получивший боевой опыт в рядах Исламского движения Туркестана (ИДТ). Т.Мадаминов был одним из приближенных к лидеру ИДТ – Тохиру Юлдашу, ходил у него в любимчиках и даже поговаривают, что был его личным телохранителем. Вряд ли стоит этому удивляться. Внимание, которое Тохира Юлдаша проявлял к Т.Мадаминову можно объяснить тем, что последний является любимым сыном Мухаммада Солиха «видным» деятелем узбекской зарубежной оппозиции.

А М.Солих здорово помогал лидерам ИДТ в поиске источников финансирования, как в Турции, так и в странах на Ближнем Востоке, в которых сильны позиции узбекских диаспор.  Такие отношения вряд ли можно было называть дружескими, скорее деловыми или партнерскими.

Обе стороны поставили перед собой одну задачу – возвращение на родину на белых конях… ну а там дальше… как карта ляжет. Лидеры ИДТ мечтали о Халифате в Ферганской Долине, а Салих о президентстве, которое, как ему казалось, у него ускользнуло прямо из рук в уже далеком 1992 году.

Но жизнь вносит свои коррективы. Боевиков, полевых командиров и лидеров, нашумевшего в конце 90-х, Исламского движения Узбекистана, мечтавших о Мавераннхре, уже нет в живых — стали «шахидами». Нынешнее же поколение ИДТ – чистые наемники, мечтающие о том, как заработать себе и своим семьям на жизнь и немного на войну. О походе не Север они и не помышляют, разве, что за это хорошо заплатят.

А вот Салих – другое дело. Он не просто продолжает грезить о президентстве – он активно действует.

В конце 2016 года появилась мечта на возвращение, на почетное место пожизненного сенатора – это как минимум, а потом видно будет. Но, не сложилось. Народ Узбекистана его совсем не ждал, а правительство, тем более.

Тогда Салих начал «работать». Пришлось вспомнить «План» захвата власти в Узбекистане. «План» был разработан Салихом и его людьми еще летом 2014 года. Его можно было назвать просто смехотворным, если бы председатель партии «ЭРК» не пояснял своим старшим партнерам – спонсорам, самого принципа действия. По его словам, успех Плана обеспечат некоторые высокопоставленные чиновники тогдашнего СНБ, МВД и МО. Аргументами их участия в захвате власти являлась, якобы, их опасения за многочисленные подконтрольные бизнес структуры, которые могли атаковать по приказу Каримова.

План предусматривал создание 12 групп из примерно 600 боевиков, которые должны были бы захватить 15 ключевых объектов, главный из которых — резиденция Каримова в Дурмене.

Вторая часть Плана предусматривала переброску в Киргизию, в Ферганскую Долину боевиков-наемников из Афганистана, имеющих богатый опыт проведения диверсионных операций против войск НАТО и афганских. Такие группы в час «Х» должны были атаковать пограничные посты на киргизко-узбекской границе и начать диверсионную активность в соседнем Узбекистане.

Третья часть Плана предполагала стимулировать некоторых имамов, с которыми имелись предварительные договоренности, в тот же час «Х» поднять радикально настроенных верующих, особенно молодежь, против «кяфирской власти».

План на бумаге выглядел, для совсем несведущих людей, вполне дееспособным, ведь в качестве его стратегов выступили бывшие офицеры МО Узбекистана, оказавшиеся еще в начале 2010–х годов в Западной Европе и возглавившие «силовой» блок Народного движения Узбекистана (НДУ)

Для правдоподобности к Плану прилагались фотографии и схемы мест проживания высокопоставленных чиновников различных министерств и ведомств, включая силовые структуры. Эти чиновники, согласно Плану, должны были быть уничтожены по месту жительства в первую очередь. Тогда План выглядел настолько «эффектным», что для его начала Салиху был переведен первый транш в 72 млн. долл.

Правда, к реализации Плана никто и не думал приступать. Но и за немалую сумму с Салиха никто отчета не потребовал.

И вот, теперь в 2019 году, «Великий» оппозиционер – М.Салих, который своего белого коня (на котором в здание Сената в Ташкенте въехать не смог), был вынужден пустить конскую колбасу, решил вернуться к идее возродить тот самый Плана, а начать его с формирования протестного потенциала внутри Узбекистана.

Судя по всему, М.Салих предложил вниманию своим партнерам или спонсорам уже модифицированный План, в котором главным направлением по захвату власти в Узбекистане является Киргизия. В этой стране должна сосредоточиться сила, которая потом будет переброшена в соседний Узбекистан. Киргизия, из-за сложившейся ситуации – бурного роста радикального ислама, скорее будет готова к смене курса от светского до теократического государства.

Факторы, способствующие реальному положению, сложившемуся в этой центрально-азиатской стране, хорошо известны, но вот нацеленность на Киргизию лидеров узбекской оппозиции – это что-то новенькое. Хотя логика в такой активности абсолютно железная. В Ошской и Джалалабадской областях республики, которые являются часть Ферганской долины, и в которых узбекское население крайне радикализировано и мало контролируемо, достаточно легко создать массовый протестный потенциал.

Такой зажженный факел легко можно использовать уже в Ферганской, Андижанской и Наманганских областях Узбекистана —  так объясняют люди М.Салиха своим старшим партнерам свою программу действий. Говорят и обещают многое. Но вот, что реально получится – большой и жирный вопрос.

Если бы мой собеседник не был бы видным и авторитетным муджахедом, одним из ответственным за «байтумол» (общаг МТО), я бы не поверил ни одному его слову, когда он называл имена (потенциальных партнеров М.Салиха), которые ему приходилось слышать среди полевых командиров МТО. Имена, которые просто сложно связать с такой личность как М.Салих, готового использовать муджахеддин из Афганистана и Сирии для силовой атаки на Узбекистан.

В кругах моего визави, имена, которые я перечислю, их уровень и статусность, которой бравировал М.Салих, производила впечатление на обычных полевых командиров – их необходимо было подбадривать и объяснять, что за Салихом стоят серьезные силы. Поход на Север должен быть хорошо оплачен, а уровень спонсоров боевых действий доказывал серьезность выплат за участие в боевых действиях.

Особенно хвастался М.Салих Хусейном Гуном. Еще бы, последний – член консервативной партии Великобритании, эксперт международного института стратегических исследований в Лондоне, акционер английского банка «Introduction to Aybrook Financial Partners», умеющий «правильно» организовать инвестиции в самые разнообразные сектора экономики – от разработки природных ресурсов до энергетики.

В Интернете можно также прочитать, что Х.Гун основал иракско-британский деловой совет и фонд «Омар аль-Мухтар», аккредитованный в Ливии, он председатель консультативного совета «Глобальной инициативы Справедливость» в Вашингтоне и так далее и тому подобное.

Кстати, Х.Гуна хорошо знают в другой центрально-азиатской стране – Таджикистане. Там Х.Гун пытался заключить крупные финансовые сделки с правительством вопреки интересам государства.

Так вот, М.Салих пообещал Х.Гуну, что в случае прихода власти в Узбекистане, последний будет иметь приоритет в продвижении своих финансовых интересов, надо лишь немного помочь претенденту на президентство во въезде в Ташкент на очередном белом коне.

Судя по всему, Хусейн Гун пока думает – стоит ли ему и его структурам ввязывать в драку, предлагаемую М.Салихом? Это раздумье оттягивает получение больших денег, к которым так привык М.Салих.

Зато под рукой М.Салиха его собственный «финансист» и очень, надо сказать успешный, предприниматель Абдигаппар Кадиров, представляющий интересы турецкой инвестиционной компании “API General Trading FZE”. В мае этого года А.Кодирову удалось договориться о инвестициях Гонконгского инвестиционного фонда “Harvard” в турецкую экономику нескольких миллиардов долларов.

“API General Trading FZE”, вернее А.Кодирову обещаны солидные комиссионные за сделку. Правда, покопавшись в интернете, можно найти, что владелец “Harvard” г-н Пан Шун Ксин не такой уж богатый человек. Чьи деньги будут инвестированы в Турцию? Можно лишь гадать.

Кажется, что сегодня, пока – М.Салих лишь бравирует своими связями с крупными финансистами, готовыми привести его к власти и старается произвести положительно впечатление на все свое окружение. Наверное, именно поэтому он, скрипя зубами, готов положить конец распрям (даже немного в ущерб себе), раздирающим узбекскую оппозицию в разных странах и мира и объединить лидеров диаспор в Турции, США, Европе и России под флагом НДУ.

Ну что же, поживем – увидим, желающие могут запастись попкорном и понаблюдать, как в очередной раз М.Салих снимет (или «распилит») финансовые сливки с наивных спонсоров.

Виктор МИХАЙЛОВ