6-8 июня, 2019 года в селе Калмак-Ашуу, Кеминский район, Чуйская область проходил семинар на тему «Повышение потенциала представителей государственных структур, задействованных в реализации Плана мероприятий Программы Правительства КР по противодействию экстремизму и терроризму».
Целью семинара было повышение потенциала представителей государственных структур, задействованных в реализации Плана мероприятий Программы Правительства КР по противодействию экстремизму и терроризму.
Задача семинара заключалась в необходимости :
— сформировать понимание преимуществ межведомственного и межсекторального взаимодействия и координации государственных органов для достижения цели и задач Программы и Плана действий и построить взаимодействие между государственными органами;
— сформировать общее понимание применяемой терминологии в данной сфере;
— повысить аналитические и коммуникационные навыки в сфере предотвращения и профилактики экстремизма и терроризма;
— повысить информированность о международном опыте по предотвращению радикализации и терроризма.
В семинаре участвовали представители Антитеррористического Центра ГКНБ КР, Министерство Внутренних Дел КР, Министерство Образования и Наук КР, Генеральный Штаб ВС КР, Государственный комитет по делам Обороны, Национальная Гвардия КР, Государственная служба Финансовой разведки, Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями, Государственная служба исполнения наказаний, Государственная судебно – экспертная служба, Государственная пограничная служба, Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений, Национальный институт стратегических исследований, Мин. Культуры и Информации, Мэрия города Бишкек – (из аппарата свердловского района) глава аппарата, Мэрия города Токмок, представители ГКДР КР по регионам Чуйской области, Жалал – Абадской области, Нарынской области области,Иссык-Кульской области, Ошской области и Таласской области.
Участники ознакомились с результатами Исследования Факторов, способствующих Радикализации среди трудовых мигрантов из Центральной Азии в России с 2017 по 2019 годы, а также обсудили опыт противодействия экстремизму в Узбекистане и Таджикистане.
В качестве практической работы была проведена сессия сравнительного анализа законодательства Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана в сфере противодействия терроризму и экстремизму, а также и национальных стратегий по противодействию экстремизму и терроризму Таджикистана и Кыргызстана на 2017-2022 годы.
Организатором семинара выступил Государственный комитет по делам религии Республики Кыргызстан при содействии Швецарского Фонда «ПисНексус»
В результате работы участники пришли к выводу, что в целом по региону Центральной Азии комплекс внешних и внутренних факторов,влияющих на религиозно-политическую ситуацию это:
- Идейный вакуум после развала СССР
- Идеологическое влияние мусульманских стран и попытка занять политические позиции:
Иран
Турция
Монархии Персидского залива
Афганистан
Пакистан и др.
· Иностранное проникновение в религиозную и политическую сферу жизни в этот период отвечало интересам местных элит и настроению мусульманского населения.
Было определенно, что формат осуществления внешнего влияния осуществляется в виде:
· Финансовой помощи при строительстве и обустройстве объектов мусульманского культа;
· Религиозное обучение;
· Распространение религиозно литературы;
· Непосредственная проповедническая деятельность зарубежных миссионеров;
Внутренними факторами считаются:
· Последовательная исламизация общества сверху,которая стимулирует сам этот процесс;
· Обозначение этого процесса как альтернатива коммунистической идеологии наряду с национализмом;
· Политика исламизации предполагает формирование в массовом сознании убеждения о ценности ислама как мировоззренческой и общественной силы,способной решить все проблемы,но не стоит ,как говорили участники стимулировать этот процесс исламизации дополнительными действиями
Главная причина распространения идеологии, это:
· Общественная потребность определенной части населения в соблюдении социальной справедливости,которую им кажется можно обеспечить путем установления Халифата,как идеального общества,свободного от коррупции и протекционизма;
· Многие считают что истинно верующий человек не может воровать,вести себя безнравственно;
· Вера в «справедливого исламского правителя»
Слабое знание священнослужителей на местах в некоторых районах на территории Центральной Азии и то, что на их фоне выпускники исламских университетов Ближнего Востока выглядят более убедительными, проповедуя « чистый ислам » пользуются симпатией у молодежи и побеждают в конкуренции и в противоречиях с богословами Центральной Азии.Многое из этого порождает конфликт поколений-молодежь требует перемен. Молодежь все меньше поддается регулированию со стороны официальных институтов и стремится жить вне рамок идейных установок,которые не соответствуют реальности. Ими часто движет чуство протеста против несправедливости.
Социальную базу экстремизма составляют представители самых разных слоев,политически протестующих против:
· Несправедливости
· Коррупции
· Усиленного налогового гнета
· Безработица
· Упадок культуры
· Недоступность образования
· Все это в целом может найти выражение в форме радикального ислама
Политика исламизации выразилась,в том числе в некритическом отношении руководства стран к иностранно религиозно-политическому проникновению в духовную сферу жизни общества.Невозможность полного контроля религиозно-политической ситуации. Священослужители часто незная арабского языка, пользуются и тиражируют непроверенные источники знания,в том числе и экстремистская литература
В результате происходит усвоение определенной системы ценностей,которая отличается от территориальной и традиционной системы ценностей.
Влияние радикальных идей проявляется в результате:
· Идеологии исламизма-политизированный ислам экстремистской направленности
· Идеи пропагандирующие международными экстремистскими организациями
· Этому способствовала прозрачность границ
· Географическая близость к нестабильным странам
· Активизация деятельности представителей таких организаций как Ислох,Тайба,Комитет мусульман Азии и др. Под видом миссионерской деятельности
Пропагандистская активность на протяжении долгого периода времени таких групп как
· Аль-Каида
· Хизб-ут тахрир аль исламий
· Исламское движение Узбекистан
· Начиная с 2000 года правоохранительные органы стран Ц.А.стали извлекать в огромном количестве экстремистские материалы:
· Произведение Саида Кутбы (идеолога Братьев Мусульман)
· Арабский журнал Аль-Ваъя
· Произведение Так ад-Дин ан-Набахани(основоположник Хизб ут Тахрира)
Появлении Группы Исламское Государство
Переход экстремистов от пропаганды к организационной деятельности происходит за счет того,что им оказывается со стороны международных исламских экстремистских организаций
· Финансовая поддержка
- Материально- техническая поддержка
- Информационная поддержка
- Оказывается прямое морально-психологическое давление на власть,а также и поддержка со стороны Евросоюза и США
Усиление сепаратистских тенденций в регионе и попытки расшатать существующее положение с использованием исламского фактора, заинтересованность США и союзников по НАТО измений ситуаций в соих интересах при опоре на радикальные мусульманские группировки,опасение последствий вывода США из Афганистана и приход к власти Талибана,создание, запрещенной в регионе, экстремистской группы Исламское Государство.
Дополнительным дестабилизирующим фактором может стать обострение борьбы за земельные ресурсы: воду,границы и опасность перехода конфликта в вооруженное столкновение
Такие дестабилизирующие факторы как:
· Бедность
· Бесправие
· Отстутствие доступа к ресурсам
· Коррупция в государстве,в системе образования,в правоохранительных органах и в среде политиков и священнослужителей
· Утрата доверия молодежи к « официальному » исламу в силу того,что очевидно,что его представители обеспечивают существующий порядок
Молодежь объясняет свое недоверие к власти:
· Отсутствием возможности для самореализации
· Эффективного приложения своих сил
· Удовлетворение собственных амбиций в бизнесе,у культуре и в духовной жизни
Среди молодежи,которая стоит на позициях исламского экстремизма много тех кто хотел бы участвовать в общественной и политической жизни,а также иметь возможность профессионального и карьерного роста
Привлекательность идеи Халифата для части современной молодежи объясняется желанием создания мифического государства
· где нет коррупции
· Где нет несправедливости
· Справедливо распределяются блага
· Отсутствие преступности
· Где правит справедливый закон Шаритата
К недостаткам политики противодействия экстремизму относятся:
· Недифференцированный подход к оценке исламистских организаций
· Низкий уровень работы по идейному противостоянию
· Отсутствие эффективной госудпарственной идеологии
· Неэффективность политических и экономических реформ,а также изменений в социальной сфере
Прогресирующая бедность и рост недовольства населения,что их склоняет к решению проблем через ислам.
Для нейтрализация идейного влияния экстремистов необходима:
· Поддердка традиционной формы ислама .как части национальной традиции
· Поддержка неисламских религиозных объединений
· Поддержка деятельности христианских конфессий(православия,католицизм.протестанство) и демонтсрация,таким образом, религиозной толерантности (В Узбекистане любой прозелитизм запрещен)
· Необходимы реформы
Саида Арифханова