В Афганистане продолжается активное вооруженное противостояние между правительственными силами и движением «Талибан». В ряде районов страны отмечается заметная активизация и афганского филиала «Исламского государства» – «Вилоята Хорасан». Практически ежедневно оттуда поступают сообщения о боестолкновениях и диверсионно-террористических актах, в результате которых гибнут не только военнослужащие афганской национальной армии и коалиционных сил, но и мирные граждане. Попытки внешних игроков выработать план мирного урегулирования и усадить за стол переговоров основные противоборствующие стороны остаются пока на стадии проектов и устных консультаций.
Сохраняющаяся нестабильность в Афганистане и расплывчатость позитивных перспектив дальнейшего развития ситуации в стране в условиях внешнего воздействия продолжают оставаться долговременным фактором и дают все основания рассматривать ИРА как центр, генерирующий угрозы стабильности и безопасности для соседних государств региона. Поэтому Узбекистан, непосредственно граничащий с ИРА, старается не дистанцироваться от комплексного решения афганской проблемы и в последнее время демонстрирует все большую активность в своих подходах к поиску и выработке механизма урегулирования кризиса в Афганистане, которые носят системный и многовекторный характер.
Как уже писал «Ритм Евразии» около года назад, после транзита власти в стране отмечается активизация внешнеполитических усилий Узбекистана на афганском направлении. За последние два года официальный Ташкент неоднократно предлагал свои принципиальные оценки и действия, выступая с конкретными предложениями по урегулированию внутриафганского кризиса. В частности, Узбекистан рассматривает интенсификацию в первую очередь политического диалога, а также торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества как наиболее эффективный фактор в урегулировании ситуации, причем, как считают в Ташкенте, необходимо это делать совместными усилиями.
Исходя из этого, узбекская сторона в последнее время стала больше уделять внимания координации своих действий по афганскому вопросу со своими региональными соседями, а также с внерегиональными игроками. Именно поэтому Узбекистан поддерживает решения таких площадок, как «Кабульский процесс», «Московский формат», «Международная контактная группа по Афганистану», «Стамбульский процесс «Сердце Азии»» и «Контактная группа ШОС-Афганистан» в пользу запуска прямого диалога между ключевыми силами афганского конфликта.
В этом же ключе следует рассматривать и последнее заявление МИД РУз о поддержке Ташкентом решения 3-й межафганской конференции, организованной Германией и Катаром и прошедшей 7−8 июля в Дохе (Катар), а также принятую её участниками Совместную резолюцию о мире, в которой они договорились приложить все возможные усилия, чтобы свести к минимуму потери среди гражданского населения Афганистана. В данной встрече приняли участие более 60 афганских представителей, в том числе 17 членов движения «Талибан».
Одновременно, используя уже накопленный потенциал общения с различными афганскими военно-политическими силами, Узбекистан целенаправленно продвигает идею проведения межафганского мирного диалога и на своей территории. Как указывают некоторые СМИ, следующая после Дохи межафганская встреча может состояться уже в августе текущего года в Самарканде.
Подобного рода инициативы в целом конструктивно воспринимаются в международном сообществе, о чем заявил специальный представитель Генерального секретаря ООН, глава Миссии ООН по содействию Афганистану (UNAMA) Тадамичи Ямамото, побывавший в Ташкенте с рабочим визитом.
При этом узбекские инициативы и их практическое воплощение не следует воспринимать в качестве некоей альтернативы прежним предложениям со стороны международных организаций и других заинтересованных государств. Они играют роль важного дополнения к общим усилиям международного сообщества в отношении Афганистана. Здравый смысл подсказывает, что Узбекистан не готов взять на себя единоличную ответственность за комплексное урегулирование слишком запутанной ситуации в соседней стране. Но, будучи ближайшим соседом и достаточно влиятельным региональным игроком, Ташкент тем самым рассчитывает стать частью, причем значимой и активной, масштабного процесса афганского урегулирования, преследуя при этом, безусловно, свои национальные интересы.
Наряду с внешнеполитическими усилиями на международной арене, Ташкент параллельно интенсифицирует и двусторонний формат узбекско-афганского сотрудничества. Регулярные контакты руководства РУз как с представителями кабульских официальных властей, так и других политических сил Афганистана (знаковым явился приезд в Ташкент в августе 2018 г. делегации движения «Талибан», а в ноябре – лидера Исламской партии Афганистана Г. Хекматиара), состоявшиеся за последнее время по инициативе узбекской стороны, являются наглядным свидетельством системного подхода Ташкента к процессу внутриафганского урегулирования.
Только в первой половине текущего года состоялось несколько встреч президентов РУз и ИРА на полях различных саммитов, узбекские официальные делегации неоднократно посещали Кабул, а афганские принимались в Ташкенте.
В конце марта с.г. правительственная делегация во главе с секретарем Совета безопасности при президенте РУз В. Махмудовым и министром иностранных дел А. Камиловым посетила с рабочим визитом Афганистан. В ходе переговоров с президентом ИРА стороны затрагивали актуальные вопросы взаимодействия в рамках запуска мирного политического диалога в Афганистане. В частности, по информации пресс-службы президента ИРА, делегация Узбекистана вышла с предложением провести уже в текущем году в Самарканде прямые переговоры между афганским правительством и «Талибаном».
Также на встрече с узбекской делегацией министр иностранных дел Афганистана Салахуддин Раббани обратился с просьбой о сотрудничестве в оказании медицинской помощи раненым военнослужащим силовых структур ИРА.
Руководители и представители министерств и ведомств экономического блока Узбекистана и Афганистана провели отдельные встречи, на которых стороны обсудили перспективы реализации совместных крупных транспортных, энергетических и других проектов, направленных на создание трансафганских транзитных коридоров и укрепление региональных экономических взаимосвязей.
В начале июня с.г. Афганистан с рабочим визитом посетил премьер-министр РУз А. Арипов, который принял участие в открытии в городе Мазари-Шариф выставки узбекских товаров и совместного узбекско-афганского бизнес-форума. Он также провел переговоры с главой исполнительной власти ИРА Абдуллой Абдуллой, с которым обсудил комплекс вопросов экономического взаимодействия между двумя странами. По заявлению узбекского премьера, республика готова сотрудничать с Афганистаном в сфере торговли, сельского хозяйства, электроэнергетики, железнодорожного транспорта, газовой промышленности, инвестиций. В частности, Узбекистан намерен выделить 45 млн. долларов на строительство линии электропередачи Сурхан–Пули-Хумри (город в провинции Баглан). В свою очередь, Абдулла Абдулла отметил, что его правительство стремится создать больше возможностей для узбекских инвесторов, и выразил надежду на расширение возможностей для афганских инвесторов в Узбекистане.
Спустя чуть больше месяца, 17 июля, в рамках проведения первого заседания межправительственной узбекско-афганской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству был подписан проект ЛЭП-500 Сурхан–Пули-Хумри, который в течение 10 лет даст возможность Узбекистану поставлять электроэнергию в Афганистан.
Местные СМИ указывают, что общая предварительная стоимость строительства линии составит 150 млн. долларов, из которых 32 млн. пойдут на работы в Узбекистане, а оставшиеся 118 млн. направят в Афганистан. Протяженность линии составит 260 километров, из которых 45 – по территории Узбекистана и 215 – в Афганистане. Срок окупаемости проекта – 12 лет. Пропускная мощность линии составит 1000 МВт, то есть в сутки по ней можно будет передавать 24 миллиона кВт/ч, а в год – до 6 млрд. кВт/ч электроэнергии.
На сегодняшний день Узбекистан является одним из основных поставщиков электроэнергии для Афганистана, где ощущается острый дефицит электричества. Представители афганской стороны ранее в ходе переговоров не раз заявляли, что из-за роста потребления намерены и в дальнейшем увеличивать закупки электроэнергии.
Узбекистан поставляет её в Афганистан с 2002 года по ежегодно заключаемым прямым договорам с учетом потребности афганской стороны. В 2002 году объем поставок составлял всего 62 млн. кВт/ч. С каждым годом этот объем увеличивался до 200 млн. кВт/ч. В 2018 году подписан контракт на поставку примерно 2 млрд. кВт/ч.
Помимо поставок электроэнергии в Афганистан, Узбекистан изучает возможность своего участия в газодобывающих и газотранспортных проектах на территории южного соседа. Согласно заявлению, которое сделал в середине июля председатель правления национальной госкорпорации «Узбекнефтегаз» Б. Сидиков, узбекская сторона получила приглашение на участие в тендерах на бурение, ремонт оборудования и строительство газопроводов в ИРА (один из таких проектов – строительство газопровода протяженностью 94 км из Шибергана, где есть месторождение газа, в сторону Мазари-Шарифа). По данным «Узбекнефтегаза», Узбекистан еще в 1990-х годах провел ряд геологических изысканий на узбекской части Амударьинского нефтегазоносного бассейна, охватывающего и территорию Афганистана, однако из-за сложной ситуации в этой стране дальнейшие работы были свернуты. Однако в 2018 году в узбекском МИД заявили, что Ташкент изучает возможность возобновления геологоразведки нефти и газа в северной части Афганистана.
«Узбекнефтегаз» также рассматривает возможность своего участия и в реализации проекта строительства транснационального газопровода ТАПИ (Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия). При этом Ташкент только изучает данные предложения, поскольку из-за сложной военно-политической обстановки в ИРА и не прекращающихся вооруженных столкновений во главу угла в первую очередь будет ставиться вопрос по безопасности персонала.
Кроме того, Узбекистан намерен оказать помощь Афганистану в восстановлении текстильной промышленности. Ассоциация «Узтекстильпром» и Ассоциация государственных предприятий и корпораций Афганистана уже подписали меморандум о сотрудничестве по возобновлению деятельности предприятий по производству афганской текстильной продукции (по данным афганской ассоциации, несмотря на то что в стране ежегодно собирают около 60 тысяч тонн хлопка в год, все текстильные производства закрыты). Узбекская сторона, в частности, окажет содействие в разработке проектной документации по проекту восстановления афганских текстильных предприятий. Кроме того, специалисты текстильной отрасли пройдут курсы обучения в Ташкентском институте текстильной и легкой промышленности и повышения квалификации на предприятиях отрасли в Узбекистане.
В списке перспективных проектов узбекско-афганского экономического сотрудничества также рассматривается организация в Афганистане крупноузловой сборки легковых автомобилей UzAuto, поставки нефтепродуктов и пищевого этилового спирта.
Не остается в стороне и гуманитарная сфера сотрудничества. По заявлению спецпредставителя президента РУз по Афганистану И. Иргашева, республика проводит большую работу по обучению афганской молодежи. В специально созданном учебном центре в Термезе уже почти 100 афганцев получили дипломы о высшем образовании и вернулись на родину. «В этом учебном центре мы намерены осуществлять образовательные программы для афганской молодежи с участием ЕС и Китая. Нам необходимо вместе с афганским правительством увеличить число обучающихся в этом центре до 300 человек», – заявил узбекский дипломат. Он также добавил, что его страна предоставит Афганистану помощь и в подготовке квалифицированных рабочих. В частности, во время строительства железной дороги Мазари-Шариф–Герат Узбекистан сможет обучить и обеспечить работой около 30 тысяч афганцев.
Таким образом, отношения между Узбекистаном и Афганистаном в последнее время начинают входить в новую реальность. Заметно активизировав двусторонние отношения со своим южным соседом, Ташкент демонстрирует их результативность с учётом наращивания усилий в переговорном процессе со всеми участниками внутриафганского конфликта.
Активизация Узбекистана на афганском направлении проявляется не только в повышении интенсивности политических контактов и диалога как на двустороннем, так и многостороннем уровне, но также в выводе на новый уровень экономического сотрудничества между РУз и ИРА. В идеале положительная динамика подобных шагов Узбекистана стала бы важнейшим принципом как для самих афганцев в ходе развития внутриафганского мирного диалога, так и республики в целом с вытекающими отсюда политическими и экономическими дивидендами для Ташкента.
23.07.2019