Домой Наши работы В СМИ Социально-экономическая уязвимость как фактор долгосрочного риска радикализации: профилактический потенциал местных сообществ и...

Социально-экономическая уязвимость как фактор долгосрочного риска радикализации: профилактический потенциал местных сообществ и официальная помощь в отдельных регионах Центральной Азии

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ДОКЛАД МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МИГРАЦИИ

 Узбекистан

1. Методология

 Настоящий проект национальной главы основан на результатах 63 углубленных интервью, в том числе трех категорий респондентов: местных жителей, представителей уязвимых групп (39 человек), 11 общинных и религиозных лидеров и 13 экспертов и должностных лиц.

 Характеристика регионов

Подробная информация о выборке представлена в таблице в приложении.

Для проведения полевых исследований были выбраны районы всех три областей Ферганской долины: Андижанская, Ферганская и Наманганская.

Области были выбраны по следующим причинам:

  1. Густонаселенность;
  2. Высокий уровень религиозности населения;
  3. Уровень безработицы, заставляющий молодежь уезжать в трудовую миграцию;
  4. Высокий уровень патриархальности, когда высоки семейные ценности.

Все три области являются часть Ферганской долины.

Ферганская долина — это компактная, относительно небольшая территория в 22 тыс. км². Ферганская долина поделена между Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. В настоящее время в долине проживает порядка 15 млн человек. Здесь живет около трети населения Узбекистана и Таджикистана и примерно половина населения Кыргызстана.

В среднем на 1 км² живет 650 чел., что сопоставимо с самыми густонаселенными районами Индии, Китая и Бангладеш. Во многих районах Ферганской долины плотность населения превышает 2 тыс. человек на 1 км². В узбекских областях долины плотность населения превышает примерно в 10 раз плотность населения в среднем по Узбекистану. По прогнозу к 2025 г. население долины составит примерно 18 млн. человек, а к 2035 г — 22-23 млн. человек. 

  • Профиль опрошенных местных жителей 

Общее число опрошенных местных жителей составляет 39 человек. Среди опрошенных респондентов были:

Молодежь (19-22 года): всего 10 молодых людей, в том числе 3 молодых человека (без семьи, без образования, без работы); 5 студентов из малообеспеченных семей (один из них учился в Ташкенте, другие в областных вузах); молодая девушка без образования, без работы и без семьи; и молодой человек, депортированный из Российской Федерации за нарушение закона.

Женщины и семьи, возглавляемые женщинами: всего 15 женщин, в том числе 3 одиноких многодетных матери; 3 безработных / поденщиков / РКС; 4 возвращенца из миграции; 5 жен мигрантов.

Мужчины и женщины трудоспособного возраста (25-55 / 60 лет): всего: 14 человек, в том числе 4 безработных (мужчины) неквалифицированных рабочих; 4 фермера; 3 мардикёра (мужчины) — 3; 2 возвращающихся мигранта (мужчины); 1 возвращающийся мигрант (женщины).

В августе 2019 года Центр также провел собственное исследование по вопросам, близким к тем, которые были включены в вопросники, прилагаемые к настоящему отчету. Эти исследования проводились также в Ферганской долине, но в разных местах — городе Коканде и городе Андижане.  Часть респондентов исследования Центра соответствуют критериям, которые мы выбрали в текущем исследовании. Выборка состояла из 12 юношей (19-23 года) и 4 девушек (23-25 лет), вернувшихся из трудовой миграции из Российской Федерации (Новосибирск, Екатеринбург, Ростов, Казань, Уфа). У этой группы молодых людей не было ни образования, ни созданной семьи, ни детей.

 2. Выявление уязвимостей 

  • Экономическое положение респондентов 

В Узбекистане не ведется статистика потребительской корзины и черты бедности. Однако, по оценкам некоторых чиновников хокиматов, cредний расчётный доход населения Ферганской долины по Узбекистану (Ферганская, Наманганская и Андижанская области) не превышает 2.400 долларов в год. По данным Госкомстата, средний доход населения страны в 2019 году был эквивалентен 2722 долларам[1].

Активность на рынке труда. По данным Министерства занятости и трудовых отношений[2], численность трудовых ресурсов по итогам года составила 18 миллионов 835,6 тысячи, увеличившись в четвертом квартале на 0,1%. Численность экономически активного населения достигла 14 миллионов 641,6 тысячи (+0,3%), а экономически неактивного населения снизилась до 4 миллионов 193,9 тысячи (-0,5%).

Число занятых в отраслях экономики достигло 13 миллионов 273,1 тысячи человек (-0,1%), в официальном секторе экономики — 5,4 миллиона (+0,9%). При этом отмечается рост числа работающих на рынках (торговля, обслуживание покупателей и продавцов, челночный бизнес) и торгующих вне рынков (с лотка, вне стационарных точек торговли) (+19,3%), с одновременным снижением числа занятых временной сезонной работой (-6,6%), выехавших на работу за пределы Узбекистана (-8,1%), а также занятых в дехканских хозяйствах (-4%).

Главным изменением было уменьшение числа выехавших на работу за пределы республики на 208,9 тысячи человек. Это объясняется завершением периода трудовых соглашений. В ходе исследования примерно треть вернувшихся сказали, что планируют устроиться на работу по месту постоянного проживания, остальные планируют вновь выехать в трудовую миграцию, а пока — до начала нового сезона — помогают членам семьи или предпринимателям без оформления трудовых отношений.

Улучшение методологии обследования домохозяйств позволило получить более достоверные показатели занятых в неформальном секторе — 7 миллиона 870,1 тысячи (59,3% от общего числа занятых). Из них занятых на временных разовых и сезонных работах — 1 миллион 692,2 тысячи, выехавших на работу за пределы республики — 2 миллиона 384,8 тысячи.

Доходы. Наличие источника постоянного дохода является главным определяющим фактором бюджета домохозяйства. Пока есть всякие дополнительные выплаты от государства нуждающимся-одиноким матерям, инвалидам, пособия многодетным семьям-эти пособия не очень большие и рассчитывать на них довольно сложно.

По данным опрошенных представителей махалли, годовая заработная плата (для постоянных или временных работников) составляет примерно 1500-1700 долларов на одного работника. Это гарантирует, что семьи, где работают два человека, полагаются на средний постоянный годовой доход в диапазоне от 2600 до 3000 долларов. В то время как сценарий, в котором два человека работают в семье, предпочтителен, чаще всего работает только один из членов семьи.

Доходное положение пенсионеров сложнее. Хотя они и имеют постоянный источник дохода (пенсию), его величина в сельской местности невелика по сравнению с городским населением. Средняя пенсия составляет около 800 долларов. в год на человека. 

Безработица. Согласно данным, предоставленным Министерством занятости и трудовых отношений, основанным на крупномасштабном социологическом обследовании в 66 городах и районах страны, уровень безработицы в Узбекистане по итогам 2018 года составил 9,3% от экономически активного населения[3]. Число граждан, нуждающихся в трудоустройстве, составило 1 миллион 368,6 тысячи. Уровень безработицы среди молодежи (до 30 лет) составил 15,1%, среди молодежи в возрасте 16−25 лет — более 17%, среди женщин — 12,9%.

Показатель уровня безработицы по сравнению с 2017 годом увеличился на 3,5% (с 5,8%), однако Минтруда отмечает, что это связано не с резким ростом числа безработных, а с совершенствованием методологии учета незанятого населения, позволяющим наиболее полно учитывать лиц, нуждающихся в трудоустройстве. Даже эти оценки не могут полностью охватить весь масштаб безработицы, поскольку не все граждане регистрируются в соответствующих учреждениях.

Наиболее высокий уровень безработицы зафиксирован в Кашкадарьинской, Самаркандской и Ферганской областях — 9,7%, наиболее низкий — в Ташкенте (7,9%). По данным Госкомстата республики, уровень безработицы в Ферганской долине составил 9,3% от экономически активного населения, снизившись с 9,7% в 2018 году. Данные за период 2014-2017 гг. показали устойчивый рост с 5,1% (2014 г.) до 5,8% (2017 г.) (табл.1).

Таблица 1. Уровень безработицы в Ферганской долине, 2014-2019 гг. (%экономически активного населения)

 

2014 2015 2016 2017 2018 2019
5.1 5.2 5.2 5.8 9.7 9.3

Источник: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике[4].

 

Трудовая миграция. Общей стратегией, принятой местными жителями для решения своих экономических проблем, стала трудовая миграция. Точные цифры масштаба движения отсутствуют, так как движение в основном носит сезонный характер. По некоторым оценкам[5], трудовых мигрантов из Узбекистана в других странах проживает более 3 млн. Первое место занимает Россия, на долю которой приходится более 2,2 млн человек, за ней следуют Казахстан (более 450 тыс.), Турция (более 100 тыс.), США (более 60 тыс.), Украина (более 55 тыс.), Южная Корея (более 35 тыс.) и страны ЕС (более 35 тыс.).

Основным фактором, стимулирующим трудовую миграцию, является проблема поиска адекватной занятости на местном уровне. Об этом сообщил представитель государственных органов в Ферганской области:

В целом трудовая миграция является существенным позитивным фактором, способствующим смягчению экономических проблем, с которыми сталкиваются домохозяйства в Ферганской долине, а также в других регионах страны.  Финансовые ресурсы, заработанные за рубежом, являются для многих семей важным вкладом в семейный бюджет. Цифры варьируются в зависимости от региона, но считается, что это составляет от 5% до 25% от общего дохода населения (Рис.1)[6]. 

Рис.1 

В ходе полевых исследований была подчеркнута роль денежных переводов. Исследовательская группа посетила населенные пункты, в которых большинство мужчин работали в разных странах, включая США или ЕС. Роль женщин здесь была значительной, поскольку они отвечали за ведение хозяйства и строительство домов на деньги, которые мужчины посылали домой своим женам или матерям.

В ходе интервью местные жители также полагали, что те, кто возвращается из миграции, особенно те, кто работал в крупных городах России, особенно в Москве или Санкт-Петербурге, или из Крыма или Украины, имеют другой жизненный взгляд. У них был шанс подняться и взглянуть на будущее иначе.

В то же время, по словам опрошенных, трудовая миграция может фактически усугубить социально-экономическую уязвимость некоторых жителей. Это было обнаружено в отношении пожилых граждан, которые не определили свое положение в обществе и чувствовали себя неадекватными по этой причине. Миграция представлялась им выходом из ситуации, в которой они не видели ни перспектив, ни возможностей на местном уровне. Чтобы начать миграцию, они продавали все, что могли (например, корову или автомобиль) из своих собственных активов, а также принадлежащих близким родственникам. Многие брали кредиты у частных лиц, залезая в долги. Они обосновали необходимость принятия таких радикальных мер, как покрытие транспортных расходов и организация, зачастую нерегулярного, въезда в страну назначения в качестве инвестиций, которые будут окупаться высокими доходами. Таким образом, поcлe прибытия в страну назначения (например, в Южную Корею или в ЕС) они старались заработать как можно больше, чтобы вернуть долги. Чтобы максимизировать свой доход, они часто меняли работу на более высокооплачиваемую, рискуя даже расторжением контракта и использованием нелегальных каналов миграции.

Подобный сценарий наблюдается и среди некоторых молодых людей, которые вынуждены быть должниками, а затем рискуют работать и жить нерегулярно, иногда нарушая закон. Это было подчеркнуто в случае с молодым работником-мигрантом:

Рассматривая данную категорию жителей, представитель государственных органов в Ферганской области пришел к выводу, что до отъезда необходимы специальные мероприятия:

2.2. Особыe уязвимости женщин 

Как для молодежи, так и для опрошенных женщин главной проблемой является наличие рабочих мест. Хотя новые рабочие места начали появляться, этого явно недостаточно. Молодые люди, особенно девушки, пытаются устроиться на работу во вновь открывшиеся предприятия. Много домашних мини-предприятий появилось в швейной промышленности и различных ремеслах и т. д. Кроме того, в этом районе было создано несколько крупных текстильных компаний. Другим направлением развития стала переработка сельскохозяйственной продукции.

Однако некоторые категории женщин сталкиваются с особыми трудностями в плане доступа к рынку труда и сохранения занятости. Как правило, это связано с тем, что, хотя они окончили школу, они все еще плохо образованы и не имеют навыков преодоления своих проблем интеграции на рынке труда. Это хорошо иллюстрирует следующий случай с молодой женщиной:

В частности, молодым матерям отказывают в поиске постоянной работы, и они с большей вероятностью будут уволены. Серьезная проблема возникает, когда после неудачных попыток найти хоть какую-то работу некоторые из этих женщин сдаются и впадают в депрессию. Этот сценарий побуждает их время от времени искать альтернативные пути выхода, включая религию, что делает их потенциально восприимчивыми к радикализации. Случай с Дилдорой (имя изменено) иллюстрирует этот процесс.

Еще одна уязвимая группа женщины, не имеющие работы, обремененные детьми, иногда разведенные или мужья находятся в трудовой миграции. С дополнительными проблемами сталкиваются те молодыe женщины, которые разведены и имеют детей. Им не хватает средств, и они полностью зависят от поддержки своих родителей или родственников. 

  • Особыe уязвимости молодежи

Хотя молодые люди не всегда более уязвимы в экономическом отношении, чем пожилые граждане, и сталкиваются с аналогичными трудностями из-за ограниченных возможностей трудоустройства, они могут испытывать большее разочарование из-за своих растущих устремлений. Исследование показало, что молодые люди хотят получить образование, и многие из них принимают активные меры для достижения этой цели. Даже мардикеры начинают понимать, что можно вырваться из постоянной бедноты.

Тем не менее, молодые люди часто не обладают необходимыми способностями, которые помогли бы им преодолеть свою уязвимость. Пример Ферганской долины отражает общую ситуацию в стране. Молодым людям трудно найти работу, как на родине, так и в городах Ферганской долины, Ташкенте или за рубежом. Им не хватает навыков, которые были бы востребованы, и такие неподготовленные молодые люди, которые не имеют опыта работы, наиболее уязвимы к увольнению и с большей вероятностью страдают от долгосрочной безработицы.

В то же время некоторые молодые люди продолжают стремиться к лучшему образованию, рассматривая его как способ личного развития и улучшения жизненных возможностей, как это было в данном конкретном случае с молодой женщиной.

Положение студентов также неустойчиво, но эта категория молодых людей лучше приспособлена к тому, чтобы справляться со своей экономической уязвимостью. Никто из опрошенных студентов не занимался нерегулярным физическим трудом.

Те студенты, которые хорошо учатся, имеют право на получение стипендии. Однако суммы, которые они получают в качестве поддержки, недостаточны для покрытия их расходов на жизнь. Таким образом, они вынуждены подрабатывать репетиторством других студентов по различным предметам, таким как русский язык, математика. В то время как доходы не очень значительны, потребности респондентов относительно скромны, и доход достаточен для их удовлетворения.

Неспособность обеспечить себе постоянный источник дохода делает молодых людей уязвимыми и в социальном плане. Молодым людям трудно соответствовать культурным ожиданиям, связанным с созданием семьи и поддержкой новой семьи. Патриархальные нормы в селах Ферганской долины требуют, чтобы молодая семья имела свои две комнаты в родительском доме мужа. Если нет денег, то молодой человек не может жениться. Это ставит его под давление, чтобы заработать необходимые средства любым способом и накопить сумму, которая была бы достаточной, чтобы позволить себе даже основную жилплощадь в родительском доме.

Все опрошенные экспертами респонденты имели сложные взаимоотношения с членами своей семьи, в том числе, во-первых, с родителями, а во-вторых, с бабушками и дедушками, сестрами или братьями. Респонденты столкнулись с проблемой ответственности за благополучие в семье, которую им было поручено нести в семье. Эта ответственность чаще всего (в 70% случаев) связана с поиском денег на проведение свадебных мероприятий, в соответствии с местными традициями. Другая ответственность, которую обычно возлагается на опрошенных молодых людей (по данным 20% из них), связанa с поиском денег на ремонт дома, приобретения необходимых вещей для дома или для будущей свадьбы. В 10% случаев семья требовала от респондента поискa финансовых средств для текущих расходов. 

  • Особыe уязвимости (возвращающихся) трудящихся-мигрантов

Недостаточная подготовка перед отъездом и отсутствие необходимых навыков (в частности, недостаточное знание языка) подвергают трудящихся-мигрантов риску, ставя под угрозу как их экономические возможности, так и, в отдельных случаях, негативно влияя на их личную безопасность. Сценарии риска включают дезориентацию в чужой среде, угрозы жестокого обращения со стороны некоторых представителей принимающего общества, а в худших случаях-потерю правового статуса и, как следствие, отчуждение. Все эти сценарии, по мнению опрошенных руководителей, чиновников и экспертов, повышают вероятность воздействия экстремистских организаций на общество.

С первым фактором-чуждой средой-столкнулись, в частности, респонденты, которые все приехали из провинции и выросли в патриархальных семьях. Даже переезжая в пределах региона, например, в областной центр, некоторые респонденты чувствовали себя напряженно, так как это была незнакомая для них среда.

Этот тип уязвимости наиболее остро ощущался при миграции за границу. Большинство респондентов впервые летели самолетом или ехали на поезде и были в полном шоке от встречей с российскими пограничниками. Большой проблемой для них было очень плохое владение русским языком. Таким образом, они не могли справиться с требованиями, связанными с легализацией их работы, как необходимость сдачи экзаменов по русскому языку и по истории российского государства. Кроме того, некоторые из них попали в руки узбекских рэкетиров, которые отобрали у них документы и заставили работать практически в рабстве.

Другой проблемой, с которой столкнулись все опрошенные возвращающиеся мигранты, была напряженность в отношениях с принимающим обществом. Эта проблема постоянно занимала их мысли во время миграции, как на рабочем месте, так и в общественных местах и даже в жилых помещениях. Ощущение себя окруженным враждебной средой отразилось в этом высказывании одного из респондентов:

Ситуация разная в зависимости от места жительства. В то время как в Москве и Санкт-Петербурге узбекские мигранты чувствовали, что власти борются с группами, которые нападут на них (неонацистами или скинхедами), их положение было гораздо более уязвимым в других российских городах, где многие респонденты сталкивались с враждебными группами, пытающимися напасть на них.

Даже совместное проживание с земляками не было достаточным сдерживающим фактором и не уменьшало эту напряженность:

Наиболее острая форма уязвимости затронула тех респондентов, которые сообщили о проблемах с их правовым статусом в сфере миграции. Все эти возвращенцы так или иначе сталкивались с проблемами в отношениях с российскими правоохранительными органами. К общим видам нарушений трудового миграционного статуса относятся: нарушение порядка регистрации, pабота без патента, pабота без контракта, нарушение правил проживания, а также общие уголовные правонарушения. Они обычно приводят к судебному преследованию и в конечном итоге к депортации, а также запрету на повторный въезд. Как показал один из ответчиков, утрата юридического статуса сделала его уязвимым для вымогательства и злоупотребления властью со стороны сотрудников правоохранительных органов:

В долгосрочной перспективе такие проблемы повышают не только экономическую уязвимость, но и подрывают доверие между мигрантом и властями, побуждая его искать несанкционированные решения проблемы, что в конечном итоге может стать идеальным фоном для проведения вербовочной работы. В то же время следует подчеркнуть, что миграционная среда является решающим фактором, делающим нарушения закона особенно рискованными. Для сравнения, некоторые респонденты, проживающие в Ферганской долине, также сталкивались с проблемами в правоохранительных органах. Однако такие проблемы не приводили к уголовному преследованию, а решались на бытовом уровне.

  • Другие уязвимые категории 

В ходе исследования были также выявлены специфические экономические уязвимости, связанные с некоторыми отдельными случаями. Это касается, в частности, тех респондентов, которым приходилось сталкиваться с острой нехваткой денег, что со временем привело к бедности. Хотя они не сообщали о том, что берут кредиты или получают долги, они были вынуждены искать небезопасные формы занятости за пределами своей родной местности, где не было возможности найти работу.

Например, мардикeры или поденщики вынуждены брать на себя любую работу, которая может быть предложена после поиска, который может длиться несколько дней. Иногда дневная заработная плата может быть настолько низкой, что покрывает только основные средства существования (продовольствие). Кроме того, такая заработная плата носит временный характер и может быть получена лишь время от времени. 

Другая форма стратегии чрезвычайных работ связана с местными фермерами (дехканами), которые больше не могли позволить себе выполнять условия аренды земли, предложенные местными властями. Им пришлось вернуть арендованную землю и наняться батраками к более успешным дехканaм- арендаторам.

  1. Предоставление помощи 
  • Использование внешнего финансирования

На основании проведенных бесед с респондентами, экспертами и лидерами, а также некоторыми другими данными удалось выяснить какие в исследованном районе расходы уязвимых групп требуют оказания финансовой помощи: 

Таблица 2. Потребности во внешней помощи опрошенных местных жителей

Расходы на свадебные мероприятия; 49%
Расходы на лечение, включая роды в областном центре или Ташкенте; 22%
Расходы на приобретение необходимого для домашнего хозяйства, например, крупный рогатый скот, корма и т.д. 9%
Расходы на приобретение медикаментов; 9%
Расходы на традиционные культовые мероприятия, например, поминальный плов; 7%
Расходы на приобретение необходимых бытовых приборов, например, холодильник; 2%
Расходы на текущий ремонт жилого помещения. 2%
Итого: 100%

 

 Сбор финансовых средств для проведения свадебных мероприятий является основной причиной, по которой мужчины (в большей части для себя, в меньшей для брата, если это молодые мужчины, или для сына, если это мужчина в возрасте) выезжать за рубеж в трудовую миграцию. Необходимо заметить, что для выезда за границу семьи также вынуждены обращаться за финансовой помощью, которая необходима для приобретения авиа и железнодорожных билетов, приобретение страховки, расходов на приобретение патентов (если это Россия) и других необходимых минимальных карманных финансовых средств. Обычно такая сумму достигает 700 — 900 долл.

В то же время следует отметить, что бремя свадебных расходов относительно выше для сельских жителей. Если расходы на проведение свадебных расходов, например, в Ташкенте и других крупных городах сократились, однако в небольших поселках (в обследованном регионе) они не уменьшились. Это можно объяснить большой бедностью населения, для которых свадебные и иные массовые мероприятия являются возможностью воспользоваться обильным и разнообразным питанием, развлечением (из города приезжают известные артисты).

Источники помощи. Мы также исследовали к кому обращаются за финансовой помощью респонденты в процентном соотношении:

Таблица 3. Основные источники помощи, используемые опрошенными местными жителями

Родственники 44%
Друзья, знакомые 18%
Ростовщики 17%
Различные ННО (Махалля, Комитеты женщин и др) 11%
Имамы 9%
Банки 1%
100%

 

Почти половина опрошенных местных жителей обращаются к родственникам, а друзья и знакомые были вторым по популярности источником помощи. На самом деле, неформальные виды помощи (помимо банков) составляли подавляющее большинство помощи, и только 20% обращались за помощью к негосударственным учреждениям, общинам или религиозным лидерам. Кроме того, некоторые респонденты утверждали, что они не получали помощи из каких-либо институционализированных источников (правительства, финансовых учреждений или общественных организаций).

  • Доступные государственные услуги

Создание рабочих мест. Учитывая приоритетность обеспечения занятости экономически незащищенных категорий населения, в первую очередь было уделено внимание официальным мерам, направленным на создание новых рабочих мест и улучшение доступа к рынку труда.

В течение 2018 года в органы по труду за трудоустройством обратились 626,48 тысячи человек (из них молодежь в возрасте 16−30 лет — 245,23 тысячи). Из числа обратившихся трудоустроено 255,54 тысячи человек, к общественным работам привлечены 355,87 тысячи, на профессиональное переобучение направлены 20,54 тысячи. 14,48 тысячи обратившимся назначено пособие по безработице[7].

Ситуация в Ферганской долине, впрочем, как и во всем Узбекистане, вызывает серьезнейшую озабоченность в новом руководстве страны. В Узбекистане за последние два года предприняты серьезные изменения в экономической политике, которые привели к стимулированию инвестиций в регион. Например, резко выросла локализация производства запасных частей к автомобилям GM, производимым на предприятии в г. Асака Андижанской области.

Во всех трех обследованных регионах на базе кластеров созданы современные предприятия, охватывающие весь цикл производства трикотажных изделий (от выращивания хлопка через производство пряжи до готовой трикотажной продукции). Другие приоритетные направления региональных инвестиций включают переработку сельскохозяйственной продукции и строительство. Во всех трех регионах строятся новые здания, прокладываются новые дороги, обновляется инфраструктура. Такая ситуация побудила производство мастерских по изготовлению тканей, одежды, игрушек или ножей.

Основным вектором развития стало создание туристической инфраструктуры и строительство дорог, как в городах региона, так и в поселках. Вследствие этого пошло привлечение инвестиций и многие стали вкладывать средства в туристическую отрасль так что количество гостиниц, кафе и всей сопутствующей инфраструктуры увеличилось. Инвестиции помогли увеличить количество туристов в Ферганскую долину более чем на 75% за последние два года. Опрошенные чиновники также подчеркивают, что эти меры способствовали созданию новых рабочих мест, и делают вывод о том, что они сыграли большую роль в сокращении числа жителей Ферганской долины, выехавших на заработки в другие страны.

Поддержка предпринимательства. Еще одно направление государственной помощи — это поддержка бизнеса местных жителей. Во-первых, следует отметить некоторые общие меры правовой и административной либерализации, распространяющиеся на все малые предприятия. Например, де-факто действует запрет на проведение всех видов проверок для малого бизнеса по всей стране. В законодательство также внесены изменения, упрощающие создание простых предприятий с упрощенной формой налогообложения. Наконец, создание семейных предприятий стало проще и быстрее благодаря введению упрощенной процедуры регистрации, требующей уплаты только единого налога.

Поскольку сельское хозяйство остается одним из основных секторов занятости и обеспечивает средства к существованию для многих жителей, целенаправленная поддержка фермеров заслуживает внимания. Сельским жителям были выделены целевые кредиты и займы на приобретение куриц-несушек. Такие гранты, по мнению правительства, должны решить проблемы, связанные с продовольствием в сельской местности. Такие же льготные проекты проводятся и для крупного рогатого скота.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 7 июня 2018 года подписал постановление о реализации программы «Каждая семья — предприниматель», направленной на обеспечение «коренного улучшения материальных условий, значительных позитивных изменений в качестве и уровне образа жизни населения». Концепция программы была представлена во время майского визита главы государства в Андижанскую область[8]. Именно с этой области с 10 июня начнется реализация программы.

Были начаты и другие мероприятия по содействию диверсификации экономической деятельности. Заметной областью является наращивание поддержки услуг, связанных с туризмом. В сельской местности начали широко внедрять для туристов, так называемые гостевые дома с национальной кухней. Для таких предприятий созданы специальные «тепличные» условия для кредитования и налоговых и иных сборов.

  • Адресная государственная помощь уязвимым группам населения

Молодежь была признана приоритетной группой для оказания помощи. Для молодежи, желающей начать собственный бизнес работают специализированные фирмы (при банках), которые помогают составлять бизнес-планы и получать льготные кредиты.

Важнейшим направлением работы является повышение профессиональной квалификации молодежи, поскольку признается, что приобретение специальных знаний и навыков прокладывает путь к получению более высокой заработной платы. Так, Министерство занятости и трудовых отношений приступило к реализации масштабного проекта по обучению рядовой молодежи ремеслам, востребованным не только в Узбекистане, но и в странах назначения для трудовой миграции. К профессиям, которые преподаются, относятся: квалифицированные специалисты в строительстве, токари, фрезеровщики, работники в сфере оказания услуг-парикмахеры, косметологи, ногтевики, визажисты, сотрудники туристической сферы, официанты и повара.

Было разработано специальное решение для детей-сирот и приемных детей. Согласно принятого Постановления Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах в связи усилением гарантий прав ребенка»[9], начиная с нового учебного года (2019-2020) вводится дополнительная квота до одного процента от общего количества абитуриентов, поступающих в ВУЗы на основе государственного гранта для круглых сирот, выпускников домов «Мехрибонлик» и Детских городков.

В отношении женщин были приняты целенаправленные меры, осуществляемые в основном двумя негосударственными структурами: Комитетом женщин Узбекистана и Фондом махалля. Эти НПО создали определенные структуры, которые обслуживают женщин в регионах страны. Некоторые из них направлены на поощрение предпринимательской деятельности женщин и повышение их профессионального потенциала (см. вставку), некоторые предоставляют финансовую помощь, а другие предлагают помощь женщинам в чрезвычайных ситуациях.

В 2019 году было выделение на развитие предпринимательства женщин 1 триллион сумов[10], и на развитие сферы оказания услуг и сервиса 1 триллион 2 миллиарда сумов. Эти две НПО и некоторые местные банки объединились, чтобы предложить микрокредиты и гранты женщинам, которые хотели бы приобрести оборудование для начала своего домашнего бизнеса, например швейные машины для организации надомного труда.

Эта схема, хотя и активно продвигаемая банками, не имела такого же успеха на местном уровне. Респонденты отмечают, что, хотя условия погашения кредита являются благоприятными, документы, которые необходимо подготовить, не все могут собрать. Поэтому респонденты высоко оценили помощь, которую банки оказывают в облегчении процесса подачи заявок. Собеседования также выявили еще один возможный барьер для использования этих микрокредитов. Респонденты предположили, что некоторые консервативные религиозные лидеры продолжают отговаривать людей от получения кредитов, утверждая, что это противоречит законам шариата. Оказалось, что многие местные жители отказывались из-за этого брать кредиты[11].

Опрошенная представительница комитета женщин Узбекистана представила перспективы программ финансовой помощи уязвимым женщинам, предлагаемых в Ферганской области. Она обратила внимание на то, что помощь будет конкретно адресована женщинам, чьи мужья находятся в трудовой миграции. Например, в соответствии с ноябрьским указом президента в 2020 году в рамках государственных программ жилищного строительства трудящимся-мигрантам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, будет выделено 3462 квартиры в многоквартирных домах. Из общего числа 1140 были выделены регионам Ферганской долины.

Для поддержки женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, по инициативе Комитета женщин Узбекистана в регионах страны открыты реабилитационно-адаптационные центры, где оказывается психологическая, правовая и социальная помощь жертвам бытового насилия.

В то же время следует отметить, что другие институты гражданского общества, особенно женские, активизировались не только в городах, но и в небольших городах. Они помогают с покупкой простого оборудования для домашней работы женщин, например швейных машин — их дают в качестве безвозмездной помощи.

Трудящиeся-мигранты. По словам опрошенного представителя Министерства занятости и трудовых отношений, финансовая поддержка граждан Узбекистана, осуществляющих трудовую миграцию, является безусловным приоритетом, что видно из положений Указа Президента Республики Узбекистан от 20.08.2019 года. Он ввел два специализированных финансовых инструмента, предлагаемых на льготных условиях. Во-первых, трудящиеся-мигранты получили право на получение микрозаймов, выдаваемых сроком на один год, с ускоренной регистрацией в течение одного банковского дня и требующим минимального пакета запрашиваемых документов (паспорт, заявление и ходатайство органа по труду). Кредит в размере 2 миллионов сумов (чуть более 200 долларов) стремится покрыть расходы, связанные с трудоустройством за рубежом, и пользуется относительно низкими процентными ставками (установлен на уровне 10% в 2019 году и ограничен в течение 2020 года). Во-вторых, страховые компании будут предлагать единовременную субсидию на покрытие размера страховой премии по страхованию жизни и здоровья граждан и других рисков в период их временного трудоустройства за рубежом один раз в год в размере 50 тыс. сумов (примерно $5) на каждого застрахованного трудящегося-мигранта.

Эффективность этих инструментов еще предстоит оценить, поскольку они только были введены. Начиная с осени 2019 года, узбекские банки начали выдавать льготные кредиты для трудовых мигрантов на сумму до $200. Однако низкая стоимость кредита явно недостаточна для того, чтобы обеспечить значительно более высокие расходы на выезд за границу для трудовой миграции. Сообщается, что мигранты платят взносы за счет агентств занятости, авиабилетов, страховок, виз и т.д. может в общей сложности превышать 3-5 тысяч долларов. Эти затраты еще выше в случае с агентствами занятости, отправляющими мигрантов, например, в США (до 10 тысяч долларов) и ЕС (до 8 тысяч долларов).

Интервью с некоторыми трудящимися-мигрантами указывают на решающую роль предоставления экстренного финансирования тем мигрантам, которые оказались в кризисной ситуации. Один респондент сослался на помощь, оказанную узбекским консульством в России: 

  • Социальная помощь

Социальная защита традиционно является приоритетом в Узбекистане. Национальная Стратегия действий 2017-2021 гг. содержит в себе четкую приверженность социальной защите: «Совершенствование системы социальной защиты и здравоохранения» является одной из пяти приоритетных областей, включая предоставление обязательных социальных гарантий, усиление социальной защиты уязвимых групп населения и реформу здравоохранения.

Социальная политика государства в Узбекистане на всех этапах рыночных реформ включает в себя достаточно широкий круг вопросов, в числе которых— регулирование доходов населения, обеспечение занятости и формирование новых трудовых отношений, социальная защита и поддержка отдельных категорий и групп населения, в том числе предпринимателей и фермеров- женщин Социальная политика, охватывающая социальную защиту, здравоохранение и образование, а также политику и программы на рынке труда, играет решающую роль в содействии устойчивому развитию.

Узбекистан предоставляет три основные социальные выплаты уязвимым семьям:

  • пособие по уходу за ребенком (ранее пособие по беременности и родам) для домашних хозяйств с детьми в возрасте 0-2 года;
  • пособие семьям с детьми (ранее пособие на содержание ребенка) для домашних хозяйств с детьми в возрасте 2-14 лет;
  • финансовую помощь в виде пособия малообеспеченным семьям.

Данные пособия используются «по запросу» с льготами, распределяемыми через махалли (общины). Правомочность бенефициаров определяется комбинацией метода оценки нуждаемости и косвенного метода оценки нуждаемости, и возобновляется при повторной подаче заявления каждые шесть месяцев. Пособия по социальной помощи финансируются за счет поступлений из национального бюджета и распределяются районными властями.

Законодательство страны предусматривает дополнительные гарантии для женщин, нуждающихся в социальной защите. Так, статья 69 Трудового кодекса определяет тех граждан, которые испытывают трудности с поиском работы и не могут на равных конкурировать на рынке труда. К таким женщинам относятся матери-одиночки, многодетные семьи с детьми в возрасте до 14 лет и дети-инвалиды.

С 2016 года реформируются правовые меры, направленные на дальнейшее усиление социальной поддержки инвалидов и пожилых людей, проживающих в домах-интернатах, совершенствование системы поддержки уязвимых слоев населения, детских домов, школ-интернатов и других учреждений социальной реабилитации.

  • Поддержка, оказываемая негосударственными субъектами 

Поддержка сообщества. Государство старается оказывать помощь наиболее уязвимым гражданам через посредничество местных общественных организаций, махаллей. Сегодня около 10 тысяч действующих в нашей стране сходов граждан успешно выполняют более 30 социально и экономически значимых задач, ранее осуществлявшихся органами государственной власти на местах.

В соответствии с Указом Президента Узбекистана[12] признаны приоритетными пять направлений дальнейшего совершенствования института махалли:

  • усиление места и роли органов самоуправления граждан в обществе, превращение их в структуру на местах, оказывающую реальную помощь и содействие народу;
  • дальнейшее повышение значимости и авторитета махаллей в формировании атмосферы взаимного уважения, доброты и милосердия, сплоченности общества, сохранении и развитии национальных и общечеловеческих ценностей;
  • укрепление взаимодействия органов самоуправления граждан с государственными и негосударственными организациями в воспитании молодежи духовно развитыми и физически здоровыми личностями;
  • расширение непосредственного участия махаллей в обеспечении общественного порядка и безопасности, раннем предупреждении правонарушений, усилении у граждан чувства уважения к закону;
  • внедрение эффективных механизмов защиты прав и законных интересов, координации деятельности органов самоуправления граждан, обеспечение единой правоприменительной практики в системе махалли.

С целью формирования организационно-правовых основ деятельности махалли, повышения правовой культуры и профессиональных знаний работников органов самоуправления граждан, в 1992 году создан благотворительный общественный фонд «Махалла», имеющий разветвленную сеть структурных подразделений, функционирующих в каждом районе и городе страны. На протяжении 25 лет фонд выполняет комплекс задач, нацеленных на интегрирование института махалли в современное демократическое общество, целенаправленно способствуя совершенствованию организационных основ махалли, расширению ее функций и обеспечению тесного взаимодействия с органами государственной власти и управления.

Махалли организованы в общенациональную сеть и поддерживаются государством с инфраструктурой обслуживания. Например, в современном комплексе «Центр махалли» размещаются председатель махалли, секретарь, а консультантам, советникам, а также инспекторам профилактики выделяются отдельные кабинеты, оснащенные компьютерами и соответствующей литературой. Областные махаллинские центры также предусматривают строительство чайханы, пекарни, салонов красоты, магазинов, спортивных и детских площадок, открытых для местных жителей.

Эти организации выполняют ряд функций. Во-первых, они служат для выявления проблем, вызывающих озабоченность. Руководители и активисты махалли знают о положении, успехах и проблемах каждой семьи, пропагандируют идею единства и согласия. Именно поэтому люди приходят на собрание граждан, делятся своими мнениями, предложениями, обсуждают волнующие их вопросы, находят их решение, в том числе финансовую и иную материальную помощь.

Еще одна роль, которую играет махалля, — это повышение осведомленности. Руководители и активисты махалли активно участвуют в повышении правовой грамотности населения, особенно молодежи и женщин, оказании помощи социально незащищенным слоям населения, пропаганде физической культуры и спорта, здорового образа жизни, организации досуга юношей и девушек.

Наконец, махалли оказывают прямую финансовую помощь, опираясь на инфраструктуру Фонда «Махалля». Опрошенный представитель Фонда” Махалля » представил обзор роли, которую фонд играет в удовлетворении потребностей наиболее уязвимых групп населения:

Трудно оценить эффективность распределения ресурсов, предлагаемых Фондом «Махалля». По некоторым данным, 92% населения, имеющего право на получение социальной помощи, получают ту или иную помощь через Фонд. С другой стороны, представители фонда признают, что только 10% тех, кто обращается за дополнительной, разовой помощью в случаях особой нужды, получают такую помощь. Это может объяснить, почему многие респонденты среди местных жителей считали, что помощь распределяется несправедливо. К сожалению, проверить эти вопросы не удалось, поскольку мы не смогли получить конкретных данных по статистике, запрошенной в вопросах.

Трудности в обеспечении адекватной поддержки махалли в чрезвычайных ситуациях были проиллюстрированы этим свидетельством местного жителя:

Обычно люди обращаются за помощью не только в махаллю, но и к имам-Хатибу. Имамы имеют небольшой фонд, собранный из прихожан, и помогают наиболее нуждающимся. Таким образом, этот вид помощи был описан опрошенным имамом:

С другой стороны, респонденты не сообщали о роли неправительственных молодежных организаций или отделов, которые работали в тех областях, где проводилось исследование.

  1. Обзор факторов радикализации и профилактических мероприятий
  •   Определение и факторы радикализации

.В Узбекистане термин «радикализация» широко используется политиками и общественностью. Однако это не официальный термин, поскольку он не включен в законодательный глоссарий понятий, который содержит только два соответствующих термина – экстремизм и терроризм. Соответственно, приняты законы О противодействии экстремизму и терроризму.

Можно отметить, что опрошенные эксперты рассматривают финансовый (экономический) фактор как один из ключевых факторов радикализации граждан. Эксперты и чиновники, например, подчеркивали, что сочетание демографических проблем бедности населения с отсутствием экономических и социальных перспектив у части молодежи и дефицитом земли может привести к социальной напряженности. Эксперт по радикализации заявил:

Однако обращение к свидетельствам экспертов и многочисленным исследованиям показывает, что финансовый фактор занимает третье место после религиозного фактора и фактора несправедливости в процессе радикализации. Тем не менее оба эти основания для радикализации могут быть связаны с недовольством социально – экономического характера-как движущие силы для поиска объяснения неудовлетворительной личной ситуации в религии и как основа для чувства несправедливости, особенно по материальным основаниям.

По данным интервью, cсылки на несколько типов социально-экономических проблем делаются, в частности, рекрутерами, работающими с рабочими-мигрантами из сельской местности, которым необходимо преодолеть целый ряд барьеров. В этом случае вербовщики, как сообщается, убеждают молодых людей в безнадежности их жизни дома. С этой целью вербовщики приводят массу аргументов:

Эксперты определили признаки усиления радикализации некоторых слоев населения. По их словам, oсобенно это заметно в городах-в элементах одежды, атрибутике, резких высказываниях на интернет-форумах. По их мнению, общая причина может заключаться в том, что правоохранительные органы резко сократили контроль над этой сферой общественной жизни.

По мнению многих экспертов, процессы радикализации молодежи, особенно в городах, ускорились. Они также связывают это с либерализацией общественной жизни, связанной в первую очередь с религиозными свободами. Эксперты считают эту тенденцию тревожной, поскольку по их мнению определенная часть молодежи, особенно те, у кого есть различные социальные проблемы в жизни, в том числе финансовые, могли бы стать добычей вербовщиков. Они считают, что вторым по популярности каналом является Интернет. Здесь, однако, oни различают типичные механизмы вербовки, принятые в отношении городской и сельской молодежи. как и в сельской местности, в глубинке, Интернет не так популярен, как в городах. Исследуемая уязвимая группа проживает в сельской местности Ферганской долины. В то время как городская молодежь очень активно пользуется смартфонами, в сельской местности это не так. Стоимость даже подержанного смартфона все еще достаточно высока для сельской молодежи, а доступ к интернету, социальным сетям и сайтам в сельской местности более ограничен, чем даже в небольших областных городах.

Несправедливость. Все респонденты указали на этот фактор, влияющий на восприимчивость к радикализации. Несправедливость можно разделить на религиозную и материальную.

По мнению респондентов, потенциальные вербовщики международных экстремистских организаций постоянно указывают на религиозную несправедливость-унижение мусульман. Они также указывают на религиозную справедливость, которая якобы существовала в самопровозглашенном «халифате», существовавшем в Сирии и Ираке с 2014 по середину 2019 года.

Все респонденты также назвали несправедливость по материальным основаниям, то есть ссылаясь на несправедливое распределение ресурсов или прав. Эта несправедливость связана с отношениями с местными чиновниками-хокимиятами, махаллинскими комитетами, другими представителями местной власти, должностными лицами предприятий, учебных заведений или банков (например, при кредитовании будущих посевов дехканов). Сюда же можно отнести несправедливость при приеме детей в детские сады, получении услуг в сельских медицинских центрах.

Однако респонденты считают, что вероятность того, что недовольство может быть активизировано, может в значительной степени зависеть от личности конкретного человека. Они считают, что одних и тех же условий (то есть трудных или плохих) недостаточно для того, чтобы подтолкнуть разных людей к насильственному экстремизму. Для такого процесса, по их мнению, должны присутствовать определенные предрасположенности, которые облегчали бы восприятие идей, распространяемых насильственными экстремистскими группами, и оказывались бы под влиянием вербовщиков, работающих лицом к лицу или через Интернет. 

  • Профилактические меры

После принятия Закона Республики Узбекистан «О противодействии экстремизму», принятого Законодательной палатой 12 июня 2018 года, правоохранительным органам стало яснее проводить специальные, в том числе профилактические мероприятия, привлекая широкие возможности гражданского общества в этом направлении.

Конкретные меры, направленные на молодежь и женщин, были изложены в беседе с представителем Государственного комитета по делам религии, который координирует государственную превентивную деятельность.

Комитет стремится создать многоуровневую систему профилактики. Профилактические мероприятия проводятся на нескольких уровнях: начиная от семьи (махалля) — школы (специальные уроки) — университетов (лекции богословов, имамов) — СМИ (телевизионные ролики, беседы с бывшими боевиками, авторитетными имамами).

Профилактика коренится прежде всего в раннем выявлении симптомов и немедленном реагировании. На первом этапе (обнаружение), Комитет считает важным

Второй этап (профилактика) настраивается в зависимости от окружающей среды. К семьям обращаются инспекторы махалли, которые проводят предварительные предупредительные беседы и при необходимости могут пригласить авторитетных богословов или местных имамов. С другой стороны, образовательные учреждения проводят мероприятия, ориентированные на молодежь, реализуя специальные программы по предотвращению распространения идей насильственного экстремизма и радикализации, привлекая также авторитетных богословов. Широкая общественность ориентирована на контрэкстремистские видеоматериалы, подготовленные правоохранительными органами и распространяемые по основным национальным телеканалам.

На показах представлены беседы и рассказы бывших членов международных террористических организаций, а также объяснения, данные имамами. Женщины также считаются важной частью аудитории, и были представлены материалы, основанные на историях женщин, которые вернулись из Сирии с детьми в рамках проекта «Добро1» и «Добро2».

Важной частью работы Комитета является проверка религиозной литературы и интернет-дискурса на предмет экстремистского содержания. Комитет по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан уполномочен проводить государственную религиозную экспертизу религиозных материалов, предназначенных для производства, ввоза и распространения на территории Республики Узбекистан[13]. Данные меры необходимы в целях пресечения распространения и использования на территории нашей республики материалов, пропагандирующих экстремизм и терроризм. 

Оценки, представленные экспертами, расходятся. Некоторые признают, что необходимо повышать осведомленность об идеологических аспектах радикализации. Другие считают, что чрезмерное внимание к религиозному образованию может привести к дальнейшему росту интереса к религии и облегчить работу вербовщиков. По их мнению, необходимо решать социально-экономические проблемы, которые часто лежат в основе экстремистских сообщений. Эти эксперты указывают на альтернативу, которая заключается в предоставлении светского образования, позволяющего уязвимым группам получить профессию, которая может значительно улучшить качество их жизни.

 Приложение 

Выборка по проекту МОМ

Узбекистан, октябрь-ноябрь 2019 г. 

Распределение адресных групп

Регион Уязвимые группы Местные (наформальные) лидеры
Молодежь

(от 18 до 29 лет)

включая молодые семьи с проблемами

Женщины и семьи возглавляемые женщинами  Категория в трудоспособном возрасте

(25-55/60 лет)

Обществен-

ность

Религиозные лидеры
50 39 11
Ферганская область обл. (Риштанский, город Маргилан)

Население –

Высокие показатели миграции, дефицит рабочих мест, в городе растет уровень радикализации населения

 

 Молодой парень (без семьи) без образования без работы -2

Студент из малообеспеченной семьи – 1 (2 курс);

 

Многодетная одинокая мама – 1

 

Безработная/ поденщица /РКС – 1

 

Возвратившаяся из миграции – 1

 

Жена мигранта -3

Безработный

(мужчина) неквалифи-цированный работник – 1;

Дехканин – 1.

 

ммардикор (мужчина)-3

 

Возвратившийся мигрант — женщина   – 1.

 

Лидеры ННО «Махалла» – 1

 

 Местный неформальный авторитет — аксакал– 1

 

 

Имам – хатиб 2

 

 

Всего – 3 6 6 2 2
  16 4
Наманганская обл.

(Районы: Чуст, Балыкчи)

Наиболее густонаселенный город области. Высокая миграционная активность растет уровень радикализации

Молодая девушка (без семьи) без образования без работы -1

Студент из малообеспеченной семьи – 3 (3 и 4 курс);

 

Многодетная одинокая мама – 1

 

Безработная/ поденщица / 1

 

Возвратившийся из миграции – 2

 

Жена семьи мигранта -1

Безработный мужчина; неквалифи-цированный работник – 2;

Рабочий, с/х дехканин – 2.

Возвратившийся мигрант   – 1.

Лидеры ННО «Махалла» – 1

 

 Местный неформальный авторитет — аксакал– 1

 

 

 

Имам – хатиб 1

 

Всего – 3 5 5 2 1
  13 3
Андижанская область  (Районы – Жалащдук. Андижанский, Пахтаабадский. город Андижан)

 

Молодой парень без образования без работы -1

Молодой человек имевший проблемы с законом-1

Студент из малообеспеченной семьи – 1 (1курс);

 

Многодетная одинокая мама – 1

Безработная/поденщица– 1

Возвратившаяся из миграции – 1

Жена семьи мигранта -1

Безработный мужчина; неквалифи-цированный работник – 1;

Рабочий, с/х дехканин – 1.

Возвратившийся мигрант   – 1.

 

 

Лидеры ННО «Махалла» – 1

 

 Местный неформальный авторитет — аксакал– 1

 

Имам – хатиб 2
Всего – 3 4 3 2 2
  10 4

[1] www.stat.uz

[2] www.mehnat.uz/ru

[3] Исследование было проведено в январе 2019 года Республиканским научным центром занятости населения и охраны труда при министерстве и охватило 330 органов самоуправления граждан, 3300 домохозяйств и около 17,4 тысячи граждан.

[4] https://www.stat.uz/ru/164-ofytsyalnaia-statystyka-ru/6580-rynok-truda2

[5] В частности, центр изучения региональных угроз, Республика Узбекистан

[6] Аналитики международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza отмечает, что из РФ каждый мигрант из Узбекистана ежемесячно в среднем отправляет домой 414 долл. США (примерно 5 тыс. долл. в год). Переводы из Ю. Корее превышают 600 долл в месяц (7,2 тыс. долл.) Читать далее: https://uz.sputniknews.ru/economy/20191224/13098405/Stalo-izvestno-kakuyu-summu-otpravlyayut-trudovye-migranty-iz-Rossii-na-rodinu.html

[7] По данным Министерствa занятости и трудовых отношений со ссылкой на масштабное социологическое обследование в 66 городах и районах страны (https://mehnat.uz/)

[8] https://president.uz/ru/lists/view/1734

[9] №ПП-4296 от 22.04.2019

[10] Cтоимость 1 долл. США примерно 10 тыс.

[11] В то время как салафитские проповедники обычно применяют запрет на все кредиты, считая их не только греховными для кредитора, но и для должника, они снимают запрет для должника в тех случаях, когда экономическое положение отчаянное. Эти случаи безнадежности обычно определяются наличием следующих условий:

  1. Взятие кредита должно быть оправдано реальной потребностью, а не просто желанием улучшить свое благосостояние. Потребность в кредите должна быть настолько острой, что его отсутствие может угрожать жизни человека, например, может быть кредит на продукты питания, одежду или медицинское обслуживание.
  2. Лимит такого кредита не должен превышать сумму, необходимую для решения проблемы.
  3. Человек должен приложить все усилия, чтобы выйти из трудной ситуации, прибегнув к помощи своих братьев-мусульман.

[12] Указ Президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему совершенствованию института махалли» от 3 февраля 2017

[13] Подготовка, распространение и ввоз материалов религиозного содержания в Республику Узбекистан осуществляются в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 10 от 20 января 2014 года «О мерах по совершенствованию порядка деятельности в области производства, ввоза и распространения религиозных материалов».