Пандемия Covid-19 обнажила множество проблем в нашей жизни. Перечислять их нет смысла, остановлюсь лишь на той, которую немного понимаю.
Лекарственное обеспечение граждан страны
Как же так случилось, что в Узбекистане, в котором Ташкентский фармацевтический институт (таких было всего 5 в СССР) более 80 лет готовил провизоров и организаторов этой отрасли в системе здравоохранения для многих республик, лекарственное обеспечение граждан в период пандемии Covid-19 полностью провалилось:
- Весной и в начале лета в аптечных сетях по всей стране случилась острая нехватка лекарственных препаратов, включенных в протоколы лечения Covid-19.
- Разброс в ценах на медикаменты в аптеках Узбекистана доказывает тотальный непрофессионализм чиновников, ответственных за лекарственное обеспечение граждан страны.
В чем причины такого провала?
Их, как минимум, две:
- Отсутствие Национальной стратегии обеспечения населения Узбекистана лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
- Из системы охраны здоровья, ответственной за лекарственное обеспечение, изгнаны организаторы фармацевтического дела, получившие профессиональное образование.
В Узбекистане в аптечный бизнес, которым во всех цивилизованных странах руководят специалисты, получившие профильное образование, ринулись «предприниматели», которым, по большому счету всё равно, что продавать: медикаменты, стройматериалы, продукты питания или автомобили.
Профильное министерство, чей офис расположен на Навои-12, самоустранилось от контроля за деятельностью аптечных сетей. Более того, чиновники этого ведомства, сами крайне далекие от организации охраны здоровья граждан страны, лоббируют законопроект (местное ноу-хау) о необязательности фармацевтического образования для открытия аптек. По мнению чиновников этого министерства аптеки могут открывать и выпускники медицинских университетов.
Крайне удивительное решение для мировой практики, но вполне ожидаемое для медицинской бюрократии. Приватизация системы лекарственного обеспечения оказалась прибыльным бизнесом, в который как коршуны ринулись, в первую очередь, врачи.
Доктора, которых много лет учили оперировать и лечить больных, решили бросить престижную профессию и заняться торговлей медикаментов.
А в фармацевтическом деле главное – организация и экономика; учат этому в профильном ВУЗе несколько лет.
Но для тех, кто решил променять профессию врача на владельца фармацевтического бизнеса, главное – быстрая и желательно — сверхприбыль. Еще бы! Импорт лекарственных препаратов, оптовая продажа их аптечным сетям оказались лакомыми кусищами.
Зачем пахать в поликлинике или больнице, оперировать, выхаживать постоперационных больных, нести ответственность за конечный результат медицинского ремесла?
Стоит ли удивляться тому, что в Узбекистане хирурги и терапевты, ни черта не понимающие в создании стратегических запасов медикаментов в период эпидемий или пандемии, допущенные к управлению фармацевтической отраслью, провалили всю работу в начальный период распространения Covid-19.
Врачи, да не только они, рвущиеся к необоснованно высокому профиту на медикаменты, так нужные для спасения человеческих жизней, раскручивают ценовую спираль, понимая, что:
-с одной стороны, простые люди не имеют альтернативы и вынуждены покупать лекарства, иногда продавая последнее и попадая в долговые ямы, а
-с другой стороны, ценовой беспредел некому контролировать.
Казалось, совсем недавно, профит оптовых компаний и аптек совместно не должен превышать 20% от цены, по которой импортные медикаменты оказывались на таможенных складах.
Таможенные льготы для оптовых фармацевтических фирм, жесткий контроль за ценовой политикой в отрасли, действовавшие в стране, позволяли как-то сдерживать необоснованный рост цен лекарственных препаратов.
Какие силы обрушили действующие правила контроля над формированием предельно допустимых цен? Возможно, что многие читатели уже знают ответ на этот вопрос.
С Covid-19 в страну пришли времена резкого обнищания простых людей. Но получения сверхприбылей частными лечебными и диагностическими клиниками и конечно же аптечными сетями.
Медики из кабинетов уже упомянутого профильного министерства, найдут мне множество оправданий сложившейся ситуации.
Но все эти оправдания легко разбиваются о скрины стоимости лекарственных препаратов в разных аптеках Ташкента (это не исключения — это СИСТЕМА).
Эти оправдания легко разбиваются о практику лекарственного обеспечения, которая сложилась в других цивилизованных странах, например в ЕС, где продажа медикаментов также бизнес.
Конечно, чиновникам из офиса на Навои 12 некогда читать и анализировать социальные сети или исполнять Закон о СМИ и отвечать на вопросы журналистов – масса всякой бюрократической работы. А вот если бы читали и анализировали, то моги бы оценить крайнее недовольство простых граждан лекарственным обеспечением.
Что же необходимо делать?
Узбекистану жизненно необходима Национальная стратегия лекарственного обеспечения населения.
Кто должен подготовить такую Национальную стратегию?
Ни в коем случае не медики из офиса на Навои 12 или врачи, работающие в фармацевтических компаниях.
Поскольку всех узбекских специалистов, кто мог бы участвовать в подготовке проекта Национальной стратегии изгнали из системы, то необходимо пригласить организаторов лекарственного обеспечения из-за рубежа, например из Германии, Голландии, Бельгии или других стран ЕС. Так будет гораздо дешевле для бюджета и значительно эффективнее для Национальной стратегии.