Домой Мир Терроризма. База данных Террористические группировки и организации Совет Безопасности ООН: Талибан продолжает покровительствовать центральноазиатским джихадистам

Совет Безопасности ООН: Талибан продолжает покровительствовать центральноазиатским джихадистам

3 февраля 2021 года Совет Безопасности ООН опубликовал свой двадцать седьмой отчет об угрозах и вызовах глобальных террористических организаций, таких как ИГИЛ и Аль-Каида, а также связанных с ними групп по всему миру. В отчете нарисована четкая картина близости центральноазиатских салафитско-джихадских группировок с Талибаном и Аль-Каидой, хотя в настоящее время они воздерживаются от огласки своих взаимовыгодных отношений.

Группа наблюдателей ООН заявила, что «на ситуацию с безопасностью в Центральной Азии влияют события в Афганистане» и «успех мирного процесса (имеется в виду Дохинское соглашение) окажет положительное влияние на пять постсоветских стран». Отчасти это связано с тем, что узбекские исламистские группировки укрываются в Афганистане с конца 90-х годов и участвуют в повстанческих движениях, возглавляемых талибами.

В это время группы джихадистов из Центральной Азии присягнули (баят) как Талибану, так и Аль-Каиде, присоединились к глобальному джихаду и в 1999-2000 годах предприняли несколько попыток атаковать густонаселенную Ферганскую долину, зажатую между Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном.

Мулла Хайбатулла Ахунзаде, эмир талибов

Несмотря на достигнутое в Дохе соглашение с США, отчет группы наблюдателей Совета Безопасности ООН подтверждает, что талибы по-прежнему поддерживают тесные связи с узбекскими и таджикскими салафитско-джихадскими движениями. Следует напомнить, что согласно Дохинскому соглашению, талибы должны были разорвать связи с «Аль-Каидой» и другими вооруженными группировками мухаджирин (иностранные боевики) и гарантировать, что афганская земля не будет использоваться для нападений на интересы США. С другой стороны, лидеры Талибана настаивают, что не имеют связей с какой-либо иностранной вооруженной группировкой.

Группа наблюдателей ООН обнаружила мало свидетельств существенных изменений в отношениях между «Аль-Каидой» и «Талибаном», и, соответственно, оба поддерживают тесные связи со своими центральноазиатскими дочерними структурами. В отчете также отмечается, что «Аль-Каида считает, что ее будущее в Афганистане зависит от ее тесных связей с Талибаном, а также от успеха военных операций Талибана в стране».

Авторы нового доклада ООН предсказывали, что «успех афганского мирного процесса окажет положительное влияние на Центральную Азию». Далее аналитики наблюдательного органа ООН сделали акцент на деятельности Исламского движения Узбекистана (ИДУ), одного из ветеранов среднеазиатских групп салафит-джихада, созданных в узбекском городе Наманган в середине 1990-х гг. известный радикальный исламист Тахир Юлдаш. По оценкам группы наблюдателей Совета Безопасности ООН, афганское крыло ИДУ «состоит из 700 человек, включая членов семей и примерно 70 жителей Центральной Азии, которые покинули провинцию Хорасан Исламского государства (ИГИЛ-К) и присоединились к ИДУ».

В отчете группы мониторинга также отмечены давние и прочные связи двух других узбекских джихадистских группировок — Катибат Имам аль-Бухари (KIB) и Исламской джихадской группы (IJG) — с Талибаном, который играет роль идеологического и военного наставника. для них. В отчете также отмечается, что «KIB имеет около 150 боевиков, в основном в провинции Бадгис», в то время как «IJG имеет около 100 боевиков, действующих в северных афганских провинциях Кундуз и Фарьяб, находящихся под укрытием и контролем талибов».

Группа наблюдателей Совета Безопасности ООН выявила своего рода заговор в отношениях Талибана с центральноазиатскими салафитско-джихадскими группировками после заключения соглашения между США и Талибаном ». Талибан, который продолжает отрицать присутствие иностранных боевиков-террористов в Афганистане, имеет запретили этим [узбекским и таджикским] группам проводить независимые операции против Афганских национальных сил обороны и безопасности (ANDSF), что привело к сокращению их доходов », — отмечает группа мониторинга.

Узбекские джихадисты Катибат Имам аль-Бухари, самые лояльные сторонники талибов из Центральной Азии

По словам аналитиков группы наблюдателей ООН, «положение этих групп осложнилось убийством лидера ИДУ Абдулазиза Юлдаша в районе Гормач провинции Фарьяб». Следует отметить, что лидер группы боевиков узбекской был убит во время спецоперации в Афганистане Национального управлении безопасности (NDS) спецназ в северной провинции Фарьяб против талибов в ноябре 2020.After нейтрализации его, афганские Министерство обороны заявило, что « Абдулазиз Юлдаш был причастен к терактам и убийствам афганцев в северных провинциях».Абдулазиз был сыном основателя ИДУ и легендарного командира узбекских боевиков Тахира Юлдаша, который воевал на стороне Талибана и имел тесные отношения с лидером Аль-Каиды Усамой бен Ладеном. Тахир Юлдаш был убит в результате удара американского беспилотника 27 августа 2009 года в пакистанском регионе Южный Вазиристан, после чего два его сына, Мохаммад и Абдулазиз, продолжили джихадистское наследие своего отца.

Однако необходимо подчеркнуть, что отношения между Талибаном и Исламским движением Узбекистана не всегда были безоблачными. ИДУ сильно пострадало от талибов в конце 2015 года в качестве наказания за «предательство» талибов и «Аль-Каиды», когда тогдашний лидер ИДУ Усман Гази, преемник Тахира Юлдаша и его зять, объявил о своей верности (баят ) лидеру ИГИЛ Абу Бакру аль-Багдади. В наказание за это предательство в конце 2015 года талибы убили Усмана Гази и более 100 членов ИДУ на базе в провинции Забул.

После физического уничтожения про-ИГИЛ «предателей» большинство узбекских джихадистов ИДУ в Бадахшане, Фарьябе, Джаузджане, Гильменде и Забуле вернулись к талибам. В своем одиннадцатом отчете от 27 мая 2020 года Служба безопасности ООН Группа наблюдателей Совета за санкциями против движения «Талибан» заявилачто «ИДУ не демонстрировало никакой независимой оперативной деятельности в течение нескольких лет и остается под командованием и финансовым контролем Талибана» (см. доклад ООН, пункт 85). Харизма Абдулазиза Юлдаша, решительный характер и славное имя его убитого отца помог ему собрать вокруг себя разрозненных членов ИДУ и снова восстановить лояльность к Талибану и Аль-Каиде. Но на фоне роста других центральноазиатских боевых группировок ИДУ не может вернуть себе былую славу самого мощного повстанческого движения с долгой историей джихада.

Итак, отчет Наблюдательной группы Совета Безопасности ООН ясно показал, что ИДУ считает Афганистан своим постоянным убежищем, полагаясь на свои давние и прочные отношения с руководством Талибана. Недавний запрет Талибаном исламистским группировкам из Центральной Азии проводить независимые джихадистские операции против афганских правительственных сил направлен на то, чтобы скрыть их присутствие в Афганистане. После подписания Дохинского мирного соглашения с Вашингтоном талибы также запретили среднеазиатским салафитско-джихадским группировкам публиковать фотографии, видео и другую информацию в социальных сетях, указывающую на их тесные связи с Талибаном и Аль-Каидой.

Например, в апреле 2020 года после Дохинской сделки лидер сирийского крыла КИБ Абу Юсуф Мухаджир был вынужден удалить свое стихотворение, поздравляющее Талибан с «победой над американскими агрессорами» в Афганистане, из своего Telegram-канала. Также в июле 2020 года, после явного недовольства и давления со стороны талибов, Абу Юсуф удалил свой второй пост о совместных успешных военных операциях узбекских джихадистов и талибов против афганской армии со своей страницы в Telegram.

Узбекские джихадисты из КИБ присягнули на верность (баят) талибам и ревниво считали себя, по сравнению с другими центральноазиатскими группировками, наиболее лояльными союзниками талибов. Действительно, герб и официальное название группировки «Исламский Эмират Афганистан — Катибат Имам аль-Бухари» переняли у талибов. В своих отчетах группа наблюдателей Совета Безопасности ООН постоянно подчеркивала, что КИБ, отколовшийся от бывшего Исламского движения Узбекистана, «активно участвует в боевых действиях против афганских правительственных сил под руководством Талибана». Таким образом, КИБ изображает себя как часть «Исламского эмирата Афганистан», официального названия Афганистана в 1996-2001 годах при режиме талибов.

В отчете Совета Безопасности ООН также говорится, что центральноазиатские группировки IMU, KIB и IJG столкнулись с финансовыми трудностями из-за запрета талибов на независимые нападения и рейды на территорию, контролируемую афганским правительством ». Талибан, который продолжает отрицать присутствие иностранные боевики-террористы в Афганистане запретили этим [центральноазиатским] группам проводить независимые операции против ANDSF, что привело к сокращению их доходов », — говорится в отчете.

По данным группы наблюдателей ООН, «финансовая поддержка узбекских группировок в Сирийской Арабской Республике их афганским отделениям уменьшилась». Это произошло «из-за вражды между HTS (Хайят Тахрир аль-Шам) и HAD (Хуррас ад-Дин). о руководстве в провинции Идлиб и контроле над иностранными боевиками-террористами, включая жителей Центральной Азии », — говорится в сообщении.

Группа наблюдателей ООН также подробно рассказала об инциденте с бывшим лидером KTJ Абу Салохом аль-Узбеки, который пострадал из-за своей стойкой лояльности Аль-Каиде. Мы подробно проанализировали причины и последствия скандала вокруг него, который встревожил салафитские круги постсоветские страны, ведущие джихад в Сирии и Афганистане ». Основатель KTJ Абу Салох, который инициировал онлайн-пропаганду в пользу HAD, был задержан HTS и обвинен в краже денег, принадлежащих боевикам HTS», — говорится в сообщении. Известного идеолога глобального джихада Абу Салоха, бросившего вызов могущественной ХТШ, до сих пор неизвестно. Но его сторонники в социальных сетях ежедневно распространяют его религиозные аудио- и видеосообщения, вдохновляя молодежь Ферганской долины на священный джихад.

Вывод

Таким образом, последний отчет Совета Безопасности ООН в очередной раз опровергает утверждение талибов о том, что Аль-Каида и ее центральноазиатские салафитско-джихадские дочерние структуры не присутствуют в Афганистане. Сегодня движение «Талибан», которое производит впечатление соблюдения Дохинского соглашения, пытается оказать «дипломатическое давление» на США, чтобы его вооруженные силы покинули страну к 1 мая. В унисон с «Талибаном» центральноазиатские джихадисты их страницы в Telegram «грозят» Западу тем, что после истечения «мирного соглашения» весь мир перевернется для врагов Аллаха в Афганистане.

Перед администрацией Байдена стоит чрезвычайно сложная задача, которая ставит вопрос о том, как добиться реального разрыва связей между «Аль-Каидой» и «Талибаном», как это предусмотрено в Дохинском соглашении?

Общеизвестно, что баят (клятва верности) в исламе имеет глубокую священную кораническую ценность, смысл которой сводится к присяге на верность Всевышнему Аллаху и Его пророку Мухаммеду. Следовательно, с исламской точки зрения, трудно добиться отмены баята Аль-Каиды к Талибану и разорвать их связи с помощью внешнего давления со стороны их неверных «общих врагов».

Талибан подписал Дохинское соглашение, преследуя только две цели: добиться вывода войск США из страны и восстановить Исламский Эмират Афганистан во главе с его эмиром муллой Хайбатуллой Ахунзадаасом. Следовательно, талибы делают вид, что одной рукой протягивают оливковую ветвь США, а другой прикрывают и защищают «Аль-Каиду» и центральноазиатские салафитско-джихадские группировки, продолжая наступление по всему Афганистану.

Уран Ботобеков