Режим талибов не может рассчитывать на скорое международное признание, утверждает афганский политолог Гаус Джанбаз в ИА Реалист.
Позиция большинства стран по вопросу международного признания правительства «Талибана» сегодня очевидна — пока никто не готов его признать. Представители различных государств неоднократно заявляли как прямо функционерам «Талибана», так и через СМИ, что не намерены при создавшихся условиях признавать правительство талибов.
Вместе с тем ведущие страны мира заявили, что не прочь оказать гуманитарную помощь народу Афганистана и ищут приемлемые пути как именно это сделать, как помочь стране выйти из кризиса, жертвой которого, прежде всего, становятся простые афганцы. Международное сообщество пока без колебаний ожидает, что «Талибан»* выполнит данные им ранее обещания. Напомню, что талибы за два с лишним года, что шли Дохийские переговоры, много чего наобещали и продолжают обещать сейчас.
Так, например, несколько месяцев назад главарь «сети Хаккани» Сираджуддин Хаккани опубликовал статью в одном из американских СМИ. В этой статье он утверждал, что «Талибан» якобы намерен соблюдать основные права и свободы человека, в том числе женщин, создать правительство широкого представительства, гарантировать девочкам и девушкам возможности для получения образования и достойного труда.
Мир по сей день терпеливо ждет от талибов выполнения этих самых обещаний. «Талибан» должен, наконец-то, осознать, что в XXI веке любое правительство в любом государстве, будь оно светским или теократическим, создается для служения народу, и должно быть поддержано народом. В то же время каждое правительство должно быть по-настоящему представительным, то есть представлять интересы основных этнополитических и религиозных групп. Если правительство будет лишено такого признака как представительность, то это очень сильно бьет по его легитимности.
Справедливо возникает вопрос: а соответствует ли нынешнее «талибское правительство» условиям и стандартам, необходимым для его международно-правового признания? На наш взгляд, «Талибан» должен принять решение о создании инклюзивного правительства, которое, прежде всего, было бы приемлемым для народа Афганистана, чтобы многонациональный афганский народ принял и поддержал бы его. Никто не в состоянии, да и не вправе, создавать правительство за афганцев.
Международный опыт в этом деле всегда был отрицательным. Это должны сделать сами афганцы, они же должны подтвердить его легитимность, ибо народ, по сути, нанимает на какое-то время себе правительство. Однако весь вопрос в том, доходит ли до сознания талибов понимание того, что они всего лишь слуги народа, а не наоборот? Или они представляют свою миссию как-то по-другому? Например, исключительно в том, чтобы внедрять в афганское общественное сознание религиозную (исламскую) догматику в их, талибском, понимании. Представительность правительства и власти в целом в Афганистане может быть достигнута путем проведения выборов, созыва традиционной Лойя Джирги (Всеафганского собрания народных представителей), или хотя бы с помощью любимого талибами института «добровольного баята» (личной присяги), когда народ без давления сверху выражает доверие правительству либо верховному правителю страны.
Мы видим, что этот процесс в Афганистане еще не пройден. В то же время, недовольных нынешним строем в стране много, люди жалуются на дикие, чисто средневековые порядки, или попросту бегут от них, куда глаза глядят. Поэтому, на мой взгляд, настало время талибам принять принципиальное решение и сделать выбор: хотят ли они стать народным правительством, приемлемым для народа, служить и быть подотчетным ему? Или же «Талибан» продолжит позиционировать себя исключительно как группа людей, которая хочет внедрить, навязать силой свою идеологию (в данном случае, религию) и железной рукой подавлять всякое инакомыслие и управлять страной. Это принципиальное решение должно быть принято руководством «Талибана».
Представляется, что после настоящих подвижек в этом направлении, международное сообщество, включая Россию, начнет пересматривать ситуацию с действующим режимом в Афганистане. Означает ли функционирование некоторых представительств иностранных государств «молчаливое признание» талибского правительства в Кабуле? Тут стоит отметить по крайне мере два момента. Во-первых, существующий военно-политико-экономический кризис в Афганистане должен быть преодолен в самое кратчайшее время. Для достижения этой цели естественным образом необходимы содействие и помощь зарубежных стран, чтобы в какой-то мере преодолеть существующие острые проблемы в Афганистане.
Афганцы в настоящее время сталкиваются с беспрецедентными по своим масштабам финансово-экономическими трудностями. Международное сообщество прекрасно осведомлено, что у талибов нет ни сил, ни возможностей, ни способностей и компетенций решить стоящие перед страной задачи.
Следовательно, без международной поддержки в данном случае не обойтись. Во-вторых, для оказания такого содействия не обойтись и без ограниченных контактов с «Талибаном», чтобы посредством них оказать помощь населению Афганистана. Но все это не означает политического признания правительства и режима талибов. Повторюсь, вопрос об официальном признании требует наличия соответствующих условий, прежде всего, выполнения ранее данных обещаний, соответствия сказанных слов практическим действиям талибов.
Буквально на днях специальный комитет ООН по аккредитации отказал в признании представительства «Талибана» в этой солидной международной организации. Комитет сообщил, что он отказал двум правительствам вправе представлять свои государства — военному руководству Мьянмы и афганскому «Талибану», так как они силой захватили власть в своих странах и не пользуются общенародной поддержкой. Международная же легитимность вытекает из внутренней легитимности, следовательно, до тех пор, пока внутренняя легитимность не будет достигнута, о международной легитимности вряд ли приходится говорить. Что является внутренним делом «Талибана»?
Как было выше отмечено, какие-либо страны не вправе давать указания другим государствам, как им строить свои правительства. Такие вопросы решает лишь народ этого государства. То «правительство», которое сейчас находиться у власти в Кабуле, с трудом можно назвать полноценным. Оно принесло с собой свою собственную трактовку (если угодно, отдельный орден) исламской религии, которую насильственно имплементирует в жизнь, одновременно лишая народ как раз того, чем его одарил сам Всевышний.
Талибы для того, чтобы оставаться у власти, прибегают к насилию. Что может произойти в ближайшей перспективе, если сохранится нынешний статус-кво? На наш взгляд, международному сообществу, в частности России, США и ООН, следовало бы расширить рамки своего участия с целью выведения Афганистана из нынешнего, весьма тяжелого военно-политического кризиса. Разумеется, при этом вопрос о признании талибского режима является делом более отдаленной перспективы, и понятно, что пока нынешние власти в Кабуле не станут представительными, международное сообщество вряд ли решится официально признать их. В настоящее время даже те государства — Катар и Пакистан, — которые в каком-то смысле близки «Талибану», тоже не осмеливаются официально признать его правительство. Эти государства, а также некоторые другие, отчетливо понимают, что помимо Афганистана они связаны с десятками других стран самыми разнообразными отношениями.
Каждый их шаг, сделанный навстречу одиозным талибам, может сильно подпортить их интересы и имидж. Как известно, большинство членов движения «Талибан»* находятся в международных санкционных списках. Эти санкции, безусловно, влияют на установление любых контактов с талибами в обход правовых ограничений. Государства и отдельные политики, в случае установления официальных контактов с «Талибаном»,* могут сами подвергнуться санкциям. Поэтому многие правительства ожидают, что талибское правительство приступит, наконец-то, к исполнению данных ранее обещаний, получит внутреннюю и затем внешнюю легитимность. Внешне кажется, что отдельные государства хотели бы вместе, совместным заявлением, объявить об официальном признании «Талибана», а не рисковать, делая это поодиночке.
Конечно, нельзя полностью исключать, что некоторые страны могут решиться и на самостоятельное признание талибов, однако пока все государства привержены единому подходу в этом вопросе. Представляется, что при этом проведение диалога с талибами, как это делается сегодня в столице Катара, в любом случае необходимо. В начавшихся в Дохе переговорах стороны пока лишь обозначают контуры своих позиций.
Субстантивные переговоры, судя по всему, начнутся позже. Смогут ли стороны прийти к согласию — тема отдельного анализа. Одно очевидно, что переговоры предстоят сложные и займут много времени. В контексте новых переговоров в Дохе необходимо иметь в виду два момента. Во-первых, талибское требование о том, что сначала международное сообщество их признало, оказало помощь и поддержку (не только гуманитарную), а сами талибы лишь потом постепенно приступят к выполнению данных ранее обещаний и соблюдению общепринятых универсальных норм международного права и международного общежития. Во-вторых, в противоположность этим требованиям международным сообществом выдвигаются встречные предложения: от талибов требуют сначала исполнения всех ранее данных обещаний, соблюдения конвенциональных норм международного права.
Только убедившись в реализации этих условий международное сообщество и примет решение, признавать ли «Талибан» официально или нет. Именно в таком противоречивом русле и двигаются Дохийские переговоры. Однако доверие между участниками переговоров в Катаре подорвано, так как после предыдущего раунда некоторые обязательства до сих пор так и не были выполнены. Поэтому от талибов сейчас ждут конкретных практических шагов, что и создаст условия для официального признания их правительства. Это так же откроет путь к оказанию международной помощи, без чего Афганистан не сможет подняться с колен. Американцы вывели свои войска из Афганистана. Это свершившийся факт.
Талибы обещали, что создадут инклюзивное правительство путем мирных межафганских переговоров, а не с помощью силы. Взятие «Талибаном» власти силой является грубейшем, неприкрытом нарушением норм Дохийского соглашения. Следовательно, санкции и черные списки в отношении талибов не будут отменены, а о международном сотрудничестве с «Талибаном», включая официальное признание его как законного правительства страны, пока и речи быть не может.