Группа инициативных граждан, проявляя свои активные гражданские позиции и не оставаясь равнодушными к происходящим изменениям, которые наблюдаем в течении следующих лет в Узбекистане, хотели бы обратить внимание общественности на некоторые проблемы в социально-политической жизни страны.
Но поначалу, позвольте обратиться к основному закону – Конституции Республики Узбекистан. Статья 12 гласит: «В Республике Узбекистан общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной». Важность данной установки заключается в создании государством равных условий и возможностей гражданам для владения и открытого выражения своей личной позиции и мнений, базирующихся на плюрализме. Наличие такого института в законах, которые по сути своей выражают волю народа, мы считаем показательным критерием приверженности к основополагающим принципам открытости и демократии, общечеловеческим ценностям и приоритетам современного, динамично развивающего мира.
Невозможно незаметить ещё и позитивные изменения, которые происходят в сфере получения и обмена информацией в стране. Правительством принимаются решения, служащие развитием IT отрасли и современных телекоммуникаций. В социальных сетях блогеры и журналисты ведут свою бурную деятельность, люди всё активнее делятся новостями, публикуют свои комментарии и личные мнения. Хочется надеяться, что все это послужит во благо гражданским интересам и станет механизмом выстраивания цивилизованных общественных отношений, базирующихся на тех же принципах демократии.
Но вместе с этим, мы испытываем обеспокоенность по отношению к деятельности в социальных сетях некоторых религиозных блогеров, которые часто склонны забывать о том, что Узбекистан является светским, правовым государством, зачастую публикуют крайне радикальный и экстремистский контент на своих страницах и каналах в интернете.
Так, 5 января 2022 года религиозный исламский блогер Алишер Турсунов, учредитель интернет-издания Азон.уз, известный в социальных сетях под ником Mubashshir Ahmad опубликовал пост, который содержал, на наш взгляд, радикальный и экстремистский характер. В посте он называет граждан, не относящих себя к какой-либо религии муртадами, (т.е вероотступниками, так в исламской теологии называют людей отрекшихся от своей религии), аргументируя это тем, что если предки вышеупомянутых граждан были мусульманами, то все атеисты, агностики, деисты и представители других мировоззрений являются отступниками веры, а по законам шариата, в таких случаях, они приговариваются к высшей мере наказания.
Ниже приводим перевод текста с узбекского языка, который опубликовал А.Турсунов [Mubashshir Ahmad] в своем профиле разных соц.сетей:
«Предки наших атеистов были мусульманами. Следовательно, они не считаются «кафирами» (т.е неверными или иноверцами), а являются муртадами (вероотступниками), которые отвернулись от веры своих предков. Так как приговор для вероотступников деликатная тема и является предметом обсуждения и прерогативой властей, я не буду обсуждать эту сторону вопроса и хочу, чтобы читатели не высказывались об этом. Но хочу сказать о том, что некоторые люди поддерживают споры с ними. Это неправильно. С ними спорить нельзя. Они люди, которые обязаны покаяться. Если они в чём-то сомневаются, нужно объяснять, но не спорить. Они тоже об этом очень хорошо знают. Поэтому они радуются, когда с ними спорят. С исламской точки зрения их преступление тяжелее, чем преступления кафиров (неверных). Они обязаны подумать над этим и пересмотреть свои религиозные взгляды. По крайней мере я хочу, чтобы они не игрались с чувствами верующих. Не считайте мои слова попыткой душить свободу слова и мнения, потому типы, оскорбляющие самые тонкие чувства человека, сами являются врагами свободы слова и мнений. Отказавшись от своей религии, эти типы затаптывает святые ценности общества, и за это улемы (исламские авторитетные знатоки ислама) считают их хуже предателей родины. Тема очень деликатная. Пусть атеисты поймут, что мои слова как выражение того, насколько плохи их дела. Они должны знать, что их взгляды — это тоже самое, что наступить ногами на лицо своих мусульманских предков мусульманской страны. Это всё, что я хотел сказать.»
Как видите, А.Турсунов в своём посте деликатно даёт посыл своей многотысячной армии поклонников, что отрекшиеся от своей религии по шариату должны быть казнены. Реакция не замедлила себя ждать и была одобрительно воспринята подписчиками, а некоторые из них написали в обсуждении, что нужно для начала хотя бы казнить одного, чтобы другие испугались и вынесли из этого урок. При этом, Турсунов не только не удалил комментарии с призывами убийства, но и ни разу не попытался сделать замечание подписчикам, что в рамках светского государства такие действия являются противозаконными и наказуемыми. Это не единичный случай, в узбекском сегменте религиозных блогеров с многотысячной армией агрессивных подписчиков большое количество. Мы уже не говорим о том, что на их страницах ежедневно и целенаправлено происходит массовое зомбирование людей религиозными догмами, но и призывы исключить из школьной программы предметов, противоречащих представлениям ислама, унижение чести и достоинства непокрытых женщин и девушек, оскорбления в адрес признанных во всем мире учёных, попытки дискредитации общечеловеческих ценностей и разжигание ненависти к инакомыслящим, нарушение их прав исповедовать любую религию или не исповедовать никакую — идёт в разрез с конституцией Узбекистана.
К тому же, в законе «Об информатизации» с последними дополнениями и изменениями, в статье 12−1 «Распространение общедоступной информации во всемирной информационной сети Интернет», указывается: Владелец веб-сайта и (или) страницы веб-сайта либо иного информационного ресурса, в том числе блогер, обязан не допускать использование своих веб-сайта и (или) страницы веб-сайта либо иного информационного ресурса во всемирной информационной сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация, в целях: (помимо прочего) пропаганды войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма; распространения информации, возбуждающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду, распространения информации, направленной на склонение или иное вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц; Владельцы сайтов и (или) страниц сайта либо другого информационного ресурса, в том числе блогеры, обязаны проводить мониторинг своих ресурсов, в том числе в системах обмена мгновенными сообщениями, на которых размещается общедоступная информация, для выявления запрещённой информации и материалов. Но, как видим, практическая правоприменительность данной статьи оставляет желать пока только лучшего.
В социальных сетях недавно было распространено видео, в котором религиозный деятель Солихон Ортикходжаев обзывает физика-теоретика Альберта Эйнштейна «ослом». Не странно ли это, позволять себе ругать и оскорблять всемирно именитых ученых непристойными словами только за то, что их теории и учения противоречат конфессиональным убеждениям, которые якобы защищает этот богослов, но взамен требовать уважения и почитания своей религии и их авторитетных лидеров?
На днях некий Сардор домла, прогуливаясь по зоне отдыха «Амирсай» снял на видео свои возмущения по арт-композиции на тему биологической эволюции (переход от раннего человека к современному) на стене одного из коттеджей, жестко критикуя авторов данного арт объекта и требуя удалить изображение, так как это противоречит исламской доктрине.
Интересный получается казус: мусульмане требуют от всех уважения к пророку Мухаммеду, а некоторые готовы расправиться с любым, кто посягнёт на его честь и достоинство, но почему то сами не настроены уважать чувства людей с иными взглядами и позволяют себе оскорблять учёных, которые возможно также являются кумирами для людей, любящих и увлекающихся наукой.
Размышляя все происходящее ныне, создается такое ощущение, что в Узбекистане стало опасным высказывать свое мнение об исламе, отличное от чьих-либо личных представлений. Секуляристы скрывают свои взгляды на религию, боясь агрессивной реакции религиозного общества. В социальных сетях за любую критику религиозных догм некоторые верующие не только оскорбляют, но и часто угрожают физической расправой. Религиозный фанатизм, набирающий обороты в Узбекистане настораживает и пугает. Контенты религиозных блогеров пропагандируют шариатский образ жизни, который по их мнению должен распространяться на всех, независимо от мировоззрения человека, а парламентские законы для них порой ничего не значат. Вот тут хотелось бы внести ясность и уточнить у главных чиновников, стоящих на передовой властных структур: мы на самом деле регламентируем демократическо- правовой статус государственного строительства или поэтапно переходим к теократии?
Если власти не предпримут меры по отношению к радикальной религиозной пропаганде в стране, то не исключено, что верующие фанатики перейдут от слов к делу, что приведёт к печальным последствиям.
Мы настоятельно просим причастных должностных лиц гос.органов обратить внимание к этой проблеме, как угрожающих секуляризму, демократическим ценностям, защитить права людей, которые закреплены в конституции страны и обеспечить верховенство закона.