В минувшую субботу начальник штаба (главнокомандующий) армией Пакистана генерал Камар Джавед Баджва побывал с инспекторской проверкой в округе Кеч провинции Белуджистан. Причиной внепланового визита главы пакистанской армии стала гибель несколько дней назад десяти военнослужащих армии Пакистана от рук боевиков, проникших с территории соседнего Ирана. Неделей ранее генерал Баджва посетил граничащую с Афганистаном провинцию Хайбер-Пахтунхва, где также заметно активизировались действия боевиков пакистанского «Талибана» (организация запрещена в РФ) против правительственных сил. Предстоящей весной Исламабад может столкнуться с растущей активностью вооруженных сепаратистских и джихадистских групп, в том числе тех, что ранее пакистанские спецслужбы использовали для ведения гибридной войны против Афганистана.
В Пакистане состоялись торжественные похороны десяти военнослужащих, убитых в ночь с 25 на 26 января в ходе нападения вооруженных боевиков на армейский блокпост в округе Кеч, расположенном в западной части провинции Белуджистан. Межведомственная служба по связям с общественностью (ISPR) более суток скрывала информацию об инциденте и только 27 января сообщила, что пакистанские военные стали жертвами «огневого налета» террористов. В ходе боестолкновения нападавшие потеряли убитым одного боевика, еще несколько террористов получили ранения. По данным пакистанской армии, трое боевиков позже были захвачены в плен в результате специальной поисковой операции.
На момент выпуска официального релиза ISPR не сообщалось, боевики какой именно вооруженной группировки осуществили нападение на блокпост в Кече. В соцсетях сначала появились комментарии о том, что нападение было организовано боевиками из сепаратистской «Армии освобождения Белуджистана» (АОБ), однако позже к ним прибавилась версия о возможной причастности к инциденту афганских талибов, якобы связанных с иранскими спецслужбами. В пользу такого предположения, в частности, говорила логистика нападавших – сообщают, что группа боевиков проникала в округ Кеч с территории соседнего Ирана и после уничтожения пакистанских военных попыталась скрыться за иранской границей.
Официальные представители пакистанского правительства, комментируя инцидент в Кече, заявили, что некие «иностранные силы несут ответственность за беспорядки в Белуджистане». При этом не уточнялось, о каких именно странах идет речь. Некоторые пакистанские СМИ со ссылкой на неназванных правительственных чиновников сообщили, что у террористической атаки в округе Кеч «может быть много источников», «но одно можно сказать наверняка: есть силы, пытающиеся создать беспорядки в Белуджистане».
В соцсетях пакистанские пользователи сначала было, по привычке, поспешили обвинить спецслужбы Индии в причастности к гибели десяти пакистанских военных, однако чуть позже мнения тех же самых пользователей разделились: одни из них склонны были подозревать иранскую разведку, другие – афганских талибов. Последнее обстоятельство представляется весьма примечательным – до сих пор пакистанские пропагандисты всячески превозносили афганский «Талибан» (запрещен в РФ) и активно радовались его возвращению к власти в Кабуле. Теперь же в «талибских друзьях» пакистанские пользователи соцсетей начинают все больше разочаровываться, поскольку запущенный ранее Исламабадом против Кабула «бумеранг джихада», похоже, возвращается в пакистанские провинции.
Судя по далеко не полной статистике, после победы талибов в Афганистане стала стремительно ухудшаться ситуация с безопасностью и в пакистанских провинциях Хайбер-Пахтунхва и Белуджистан. Так, в округах Южный и Северный Вазиристан нападения на пакистанских силовиков и гражданских чиновников уже несколько месяцев происходят почти ежедневно. Совершают их, главным образом, боевики «Техрик-е-Талибан Пакистан» (ТТП, организация запрещена в РФ). Атакам террористов пакистанского «Талибана» подвергаются блокпосты и транспортные средства армии и спецслужб Пакистана. Все чаще боевики применяют тактику снайперских атак, используя оружие западного производства, переброшенное в Хайбер-Пахтунхву из соседнего Афганистана при поддержке местных талибов. По словам источников «НГ», уровень потерь среди военных, полицейских и гражданских чиновников в пакистанском Пуштунистане вырос настолько, что официальные власти засекретили эту статистику. По приблизительным оценкам, каждый месяц только в провинции Хайбер-Пахтунхва погибает не менее 20 пакистанских силовиков.
Попытки официального Исламабада договориться о мире с пакистанскими талибами не увенчались успехом, несмотря на активное посредничество «сети Хаккани» (запрещена в РФ) – доминирующей фракции в афганском «Талибане», тесно связанной с Межведомственной разведкой Пакистана. В последнее время пакистанские военные пытаются атаковать главарей ТТП, скрывающихся на территории восточной афганской провинции Кунар, с помощью беспилотников, однако, похоже, не слишком успешно. При этом пакистанские удары по афганским населенным пунктам встречают все более негативную и даже агрессивную реакцию со стороны многих боевиков и полевых командиров афганского «Талибана». Последние уже открыто высказываются в пользу идеи «продолжения джихада» через его «перенос» из Афганистана в Пакистан.
Растут потери пакистанских силовиков и в провинции Белуджистан. Спустя два дня после гибели десяти военных на блокпосту в округе Кеч, из-за взрыва мины погибли трое (по другим данным – четверо) сотрудников налоговой службы в округе Дера-Бугти. Почти одновременно с этим в нескольких вооруженных инцидентах в округах Чагай и Кветта были убиты, по меньшей мере, 6 человек. Еще четыре человека погибли несколько дней назад в ходе перестрелки в самом городе Кветта – административном центре провинции Белуджистан. Таким образом, по неполным данным только за пять дней в период с 25 по 30 января в различных белуджистанских районах Пакистана погибли не менее 23 человек.
Такой уровень потерь позволяет сделать вывод, что, фактически, в пакистанских провинциях Белуджистан и Хайбер-Пахтунхва набирает силу настоящая война. Ведут ее против пакистанской армии и правительства боевики ТТП, ряда группировок афганского «Талибана» и «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ), а также сторонники вооруженной борьбы за независимость Белуджистана, сумевшие создать тыловую инфраструктуру в приграничных с Пакистаном районах Афганистана и Ирана.
Резкое обострение ситуации с безопасностью в пакистанских Пуштунистане и Белуджистане заставило командующего армией Пакистана генерала Камара Джаведа Баджву совершить туда экстренные инспекторские поездки. В пятницу 21 января он прибыл в Пешавар – административный центр провинции Хайбер-Пахтунхва, где провел совещание с командованием Пешаварского армейского корпуса. Как сообщила ISPR, генералу Баджве «был предоставлен подробный доклад о сложившейся ситуации с безопасностью, ходе работ по развитию в племенных районах и ограждении пакистано-афганской границы». В своем выступлении перед пешаварскими офицерами генерал Баджва «подтвердил решимость пакистанской армии бороться с терроризмом до устранения этой угрозы для страны», а также «поклялся, что жертвы мучеников не будут напрасными и в страну вернется полный мир». Главной задачей пакистанских сил безопасности в Хайбер-Пахтунхве Камар Джавед Баджва назвал «создание благоприятных условий для завершения проектов социально-экономического развития в недавно объединенных племенных районах, что жизненно важно для прочной стабильности и устойчивого прогресса в регионе».
В субботу 29 января генерал Баджва побывал в округе Кеч провинции Белуджистан. В штаб-квартире местного футбольного клуба он встретился с руководителями окружных силовых ведомств, выслушал доклад о сложившейся ситуации с безопасностью в этом районе, ходе ограждения пакистано-иранской границы и «мерах, принимаемых для противодействия враждебным действиям, стремящимся подорвать ситуацию с безопасностью в Белуджистане». В своем докладе генерал Баджва пообещал, что «армия приложит все усилия, чтобы помочь правительству провинции в достижении прочного мира и процветания», подчеркнув, что «безопасность, стабильность и процветание Белуджистана будут обеспечиваться любой ценой». Встретившись с личным составом подразделений армии Пакистана, дислоцирующихся в округе Кеч, генерал Баджва заявил, что террористы, уничтожившие в ночной атаке 26 января десять пакистанских солдат, «будут привлечены к ответственности», а «кровь мучеников не окажется напрасной». «Белуджистан — это будущее Пакистана, а прогресс и процветание провинции означают прогресс всей страны», — заявил Камар Джавед Баджва, выразив уверенность, что «подрывные усилия враждебных сил не увенчаются успехом».
Впрочем, официальный оптимизм командующего армией Пакистана пока трудно назвать обоснованным. Рост числа все более агрессивных и успешных террористических атак в Хайбер-Пахтунхве и Белуджистане свидетельствует о снижении эффективности работы пакистанских спецслужб: разведка Исламабада сегодня явно не в состоянии действовать на опережение и предупреждать вылазки боевиков. Не слишком высокого уровня оказался и уровень боеспособности приграничных подразделений пакистанской регулярной армии, которые оказываются достаточно легкой добычей для закаленных в боях джихадистов ТТП и ИГ, а также повстанцев АОБ.
Вряд ли в ближайшее время пакистанские власти смогут провести реформы в спецслужбах и армии, необходимые для повышения их эффективности. Всего же через несколько недель в проблемных регионах Пакистана начнется весна, а вместе с ней – и новый сезон боевой террористической активности, к которому, похоже, джихадисты пакистанского «Талибана» и белуджийские сепаратисты подготовились гораздо лучше, чем их противник.