Домой Наши работы КОНЦЕПЦИЯ ПО РЕПЛИКАЦИИ ПРОЕКТА

КОНЦЕПЦИЯ ПО РЕПЛИКАЦИИ ПРОЕКТА

«Содействие профилактике экстремизма в Узбекистане в сотрудничестве с государством и гражданским обществом посредством образования, диалога и повышения устойчивости уязвимых групп населения к радикализации«.

Данная Концепция составлена при финансовой поддержке Федерального министерства иностранных дел Германии в рамках проекта «Содействие профилактике насильственного экстремизма в Узбекистане в сотрудничестве с государством и гражданским обществом посредством образования, диалога и повышения устойчивости уязвимых групп населения к радикализации», реализуемого Филиалом Немецкой ассоциации народных университетов (DVV) в Узбекистане совместно с местными партнерскими организациями. Проект является частью более крупного проекта: «Предотвращение Насильственного Экстремизма в Центральной Азии» (Preventing Violent Extremism in Central AsiaPREVECA) и осуществляется совместно с Deutsche Gesellschaft fur Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH

Составитель: Виктор Михайлов, директор ННО Центра изучения региональных угроз.

 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  3
1. КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПАРТНЕРАХ ПРОЕКТА  5
2. ЦЕЛИ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА 8
3. ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА 10
3.1.         Обучение персонала Проекта 10
3.2.         Создание образовательного пакета  10
3.3.         Обучение волонтеров  11
3.4.         Создание механизма партнерства со стейкхолдерами  11
3.5.         Услуги целевым группам проекта  12
3.6.         Вовлечение СМИ в работу и освещение проектной деятельности  12
4.     ВЫЗОВЫ ПРОЕКТА 13
5.     СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПРОЕКТА 14
6.     ВЫВОДЫ 16
7.     РЕКОМЕНДАЦИИ НА ОСНОВЕ ПОЛУЧЕННОГО ОПЫТА 17

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на усилия многих организаций, вовлеченных в противодействие и профилактику экстремизма и терроризма несколько последних, лидеры международных террористических организаций (МТО), религиозно-экстремистских организаций (РЭО), их идеологи, последователи и сторонники продолжают в Интернете заливать социальные сети деструктивным контентом, ведущим к радикализации, в первую очередь, молодежи с последующей её вербовкой в зоны боевых конфликтов в Сирии и Афганистане.

Только в 2021 году специальные службы предотвратили выезд за рубеж около 400 молодых людей, готовых присоединиться к МТО в соседнем Афганистане или на Ближнем Востоке. И это несмотря на то, что, с одной стороны, пандемия Covid-19 нарушила логистику по рекрутингу потенциальных боевиков, а с другой стороны, в Сирии МТО потерпели сокрушительные поражения, в Афганистане к власти пришли талибы, начавшие собственную борьбу с ИГИЛ и другими террористическими организациями.

Совершенно естественно, что такое положение не может не вызывать беспокойство в Узбекистане. Именно поэтому в «Национальной стратегии противодействия экстремизму и терроризму на 2021 – 2026 годы» в приоритетных направлениях особое внимание уделено:

  • предупреждению распространения среди несовершеннолетних и молодежи идей экстремизма и терроризма;
  • защите прав женщин и усиление их роли в противодействии экстремизму и терроризму;
  • противодействию использованию всемирной информационной сети Интернет в экстремистских и террористических целях;
  • широкому привлечению институтов гражданского общества и средств массовой информации к противодействию экстремизму и терроризму.

Более того, Дорожная Карта, которая является Приложением к Национальной Стратегии, также на долгосрочной основе определяет основные шаги по реализации положений в этом основополагающем документе.

Представительство Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) в Узбекистане и Филиал Немецкой Ассоциации народных университетов (DVV) в Узбекистане считали, что для достижения целей и решения задач, указанных в Проекте, необходимо усилить потенциал организаций, работающих в сфере профилактики радикализации и экстремизма в Узбекистане. Решение реализовать такой Проект является эффективной возможностью расширить государственно-частное партнерство, участвовать в комплексе государственных программ, направленных на профилактику насильственного экстремизма во исполнение Национальной стратегии по противодействию экстремизма и терроризма, а также двух Законов по борьбе с терроризмом и противодействии экстремизму.

Перед началом проектной деятельности в октябре – ноябре 2020 года двумя национальными экспертами было проведено исследование: «Определение общих проблем, с которыми сталкиваются целевые группы, включая местное население, уязвимые группы населения и заинтересованные стороны (государственные структуры и гражданское общество)», которое содержало  рекомендации по усилению потенциала организаций гражданского общества, включающие, в том числе, несколько основных положений:

  1. Эффективное противодействие насильственному экстремизму и радикализации, ведущих к терроризму, требует сотрудничества и координации между соответствующими субъектами, т.е. применения, так называемого «общегосударственного» подхода, что  предполагает вовлечение таких организаций, как МВД; Служба государственной безопасности; Прокуратура; Министерство занятости и трудовых отношений, Министерство образования; Комитет по делам религий при Кабинете министров Республики Узбекистан, а также многих институтов гражданского общества, включая неправительственные организации, общественные фонды, махаллинские комитеты и другие.
  2. Необходимо разработать методические материалы по теме и создать группу экспертов, которые будут проводить занятия по противодействию насильственному экстремизму и радикализации.
  3. Уделять особое внимание молодежи, формируя критическое мышление через развитие  когнитивных умений, в том числе саморегуляции и аналитики, а также следующих навыков: проводить первичный психологический анализ конкретной ситуации взаимодействия; отслеживать психологически опасные ситуации и применять приемы критического восприятия информации; выявлять психологические манипуляции и последствия их применения; осознанно выбирать свой стиль поведения в сложных ситуациях взаимодействия с ближайшим окружением и с миром вообще.
  4. Важно формирование религиозной и межнациональной терпимости, патриотизма, здорового образа жизни, приоритетов общечеловеческих ценностей.
  5. Следуя принципу «не навреди», СМИ и журналистам необходимо проходить тренинги по освещению конфликтно-чувствительных тем, особенно в вопросах религии и радикализации. Освещение новостей не должно приводить к усилению социальной напряженности и расколу в обществе. СМИ и журналисты должны совершенствовать свои знания по религиозным вопросам, а также больше сотрудничать с соответствующими экспертами.

Данная Концепция по репликации подготовлена по результатам проекта «Содействие профилактике экстремизма в Узбекистане в сотрудничестве с государством и гражданским обществом посредством образования, диалога и повышения устойчивости уязвимых групп населения к радикализации», который направлен на укрепление потенциала шести партнерских ННО в Ташкенте, Карши, Нукусе и Термезе, содействие в повышении устойчивости уязвимых групп населения к радикализации, улучшение координации и сетевое взаимодействие ННО и государственных структур. В ней описывается опыт, полученный партнерами в процессе реализации проекта, извлеченные уроки, вызовы, с которыми пришлось столкнуться, выявленные типичные проблемы, рекомендации по улучшению ситуации в обществе с целевыми группами, уязвимыми к радикализации, а также даются предложения по мультипликации подобных проектов в других регионах страны.

Следует отметить, что Концепция представляет собой задокументированный опыт реализованного проекта, который может быть интересен, в первую очередь, организациям, как государственным, так и гражданского сектора, работающими со схожими миссиями, целевыми группами, направлениями деятельности.

 КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПАРТНЕРАХ ПРОЕКТА

 а) DVV InternationalИнститут по международному сотрудничеству Немецкой Ассоциации Народных Университетов (Deutscher Volkshochschul-Verband, DVV). DVV как Ассоциация представляет интересы приблизительно 930 Центров Образования Взрослых или как их называют в Германии – Народных Университетов (Volkshochschulen, VHS) и их земельных ассоциаций – крупнейших провайдеров дополнительного (неформального) образования в Германии.

DVV International оказывает содействие развитию устойчивых структур в сфере образования молодежи и взрослых в странах Азии, Европы, Африки и Латинской Америки (всего около 35 стран), поддерживает обмен информацией и опытом на международном уровне посредством конференций, семинаров и публикаций, продвигает философию образования и обучения на протяжении всей жизни.

 DVV International начал свою деятельность в Центральной Азии в 2002 году (в этом году исполняется 20 лет) и с тех пор активно участвует в страновых программах в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане, а также в региональных мероприятиях. Проектный подход основан на общей цели — содействовать развитию более эффективной и действенной системы образования взрослых, которая способствует сокращению бедности и устойчивому развитию. Деятельность офисов структурирована по трем уровням микро, мезо и макро.

Подробнее: http://www.dvv-international-central-asia.org/ru/uzbekistan

DVV International в Узбекистане представлен Филиалом Немецкой ассоциации народных университетов (DVV) в Узбекистане и работает в стране в партнерстве с государственными, неправительственными и международными организациями.

б) ННО Международный социально-просветительский центр «Barqaror Hayot» (Сурхандарьинская область): работает в Сурхандарьинской области с 2003 года, проводит информационные кампании, семинары, круглые столы с целью предотвращения торговли людьми, снижения риска нелегальной миграции и предотвращения насильственного экстремизма. Имеет уникальный опыт по работе с возвратившимися из зон военных конфликтов.

в) ННО Информационно-консультационный ресурсный центр «Yuksalish» (Кашкадарьинская область): действует с 2007 года. Организация имеет большую сеть добровольцев и является членом республиканской сети Istiqbolli Avlod, которая способствует предотвращению всех форм насилия, включая предотвращение насильственного экстремизма. Целевые группы работы включают молодых людей, рабочих-мигрантов и их семьи, жертв торговли людьми, жертв других форм насилия и бывших осужденных.

г) ННО Республиканский социально-информационный центр ”Istikbolli Avlod” (Ташкент): успешно реализует программы представления интересов населения и пропагандирует правовую культуру. С 2018 года Istiqbolli Avlod расширила свою деятельность до национального уровня и является ведущей организацией общенациональной сети ННО. Целевые группы включают молодых людей, трудящихся-мигрантов и членов их семей, жертв торговли людьми и жертв других форм насилия.

д) Общественно-информационный центр ННО » Istiqbolli Avlod » (Нукус, Каракалпакия): является членом республиканской сети Istiqbolli Avlod, которая способствует предотвращению всех форм насилия, включая предотвращение насильственного экстремизма. Цели организации: улучшить качество жизни посредством реализации информационных, социальных, образовательных и медицинских программ для содействия личностному развитию и социальным навыкам. Целевые группы включают несовершеннолетних, рабочих-мигрантов и членов их семей, жертв торговли людьми и насилия.

е) ННО Республиканский информационно-образовательный центр «INTILISH»: начата деятельность в Ташкенте в 2003 году. В 2013 г. открыты офисы во всех 14 регионах Узбекистана. Имея проекты с различными донорами, ННО работает с осужденными, освободившимися из мест исполнения наказания, сотрудниками правоохранительных органов.

ж) ННО «Центр переподготовки журналистов» (Ташкент): основан в 1997 году, проводит семинары и тренинги по правовым и нормативным вопросам в Узбекистане во всех регионах страны, продвигает потенциал организаций гражданского общества и их персонала, а также усиливает роль средств массовой информации в процессах демократизации и реформирования страны. Особое внимание уделяется повышению профессионализма журналистов.

  1. ЦЕЛИ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА

Представительство Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) в Узбекистане имеет свой компонент, который, главным образом, направлен на работу с правительством и государственными структурами. (Компонент 1) (Компонент 2) Филиала Немецкой Ассоциации народных университетов (DVV) в Узбекистане направлен на укрепление потенциала шести партнерских ННО в Ташкенте, Карши, Нукусе и Термезе, содействие в повышении устойчивости уязвимых групп населения к радикализации, улучшение координации и сетевому взаимодействию ННО и государственных структур.

 Деятельность проекта основывалась на 3 основных гипотезах:

 1. Устойчивость к радикализации и экстремизму может быть усилена за счет смягчения некоторых факторов, подталкивающих к радикализации и насильственному экстремизму в контексте Центральной Азии, которые были выявлены экспертами и учеными. Это, с одной стороны, за счет продвижения общих ценностей, социальной сплоченности и, с другой стороны, конструктивного диалога.

 2. Гуманизация уголовно-исполнительной системы и успешная ресоциализация осужденных и освободившихся в общество благотворно влияют на профилактику насильственного экстремизма.

3. Медиаграмотность и навыки критического мышления в сфере СМИ и Интернета помогут повысить устойчивость молодежи к радикализации.

Цели Проекта

 1. Усиление потенциала местных экспертов и организаций гражданского общества для создания форматов конструктивного диалога и обучения по преодолению стереотипов, мифов экстремистской идеологии.

2. Повышение устойчивости уязвимых групп населения к радикализации и экстремизму за счет улучшения их социально-экономического положения и поддержки их ре/интеграции в общество и рынок труда.

3. Поддержка сетей гражданского общества и повышение потенциала посредством обмена передовым опытом, информацией и анализом по предотвращению экстремизма и терроризма среди соответствующих субъектов на национальном и региональном уровнях.

Целевые группы Проекта

  •  молодые люди в трудных ситуациях и безработные;
  • люди, которые планируют уехать в качестве трудовых мигрантов, и те, кто вернулся из трудовой миграции, а также люди, которым было запрещено выезжать из-за предыдущей депортации;
  • осужденные, бывшие осужденные или члены их семей;
  • безработные и социально незащищенные женщины;
  • возвратившиеся из зон военных конфликтов;
  • журналисты

Подходы, которые использовались в реализации проекта

  • Объединение партнеров проекта в неформальную сеть на основе меморандума.
  • Все ключевые сотрудники проекта (координаторы, психологи, юристы, социальные работники) прошли обязательную подготовку по профилактике экстремизма, глобальной гражданственности, специфике работы с целевыми группами.
  • Разработан общий для всех образовательный пакет для проведения тренингов, курсов по формированию профессиональных навыков для персонала проекта, тренеров, целевых групп (переведен на узбекский и каракалпакский языки).
  • Во всех локациях проекта предложен аналогичный блок мероприятий как для уязвимых групп населения (образовательные программы, программы обучения профессиональным навыкам и развитию бизнес-идей, консультации), так и для мотивированных стейкхолдеров из государственных структур (круглые столы, тренинги, диалоговые площадки), направленный на повышение уровня благосостояния уязвимых групп населения, повышение устойчивости местного населения к радикализации.
  • В проекте сквозная медийная составляющая (во всех организациях были обучены PR-менеджеры, которые постоянно обновляли контент сайтов, страниц в соцсетях, обучены журналисты и волонтеры со всех локаций проекта).
  • Единое визуальное оформление проекта (баннеры, материалы, футболки.
  • Постоянный обмен информацией, видеопродукцией, опытом между партнерами.
  • Проведение общих проектных мероприятий для всех партнеров (летний лагерь для волонтеров, медиа-лаборатория для журналистов и волонтеров и т.д.).

 

 3. ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА

 Обучение персонала Проекта

В связи с тем, что у партнерских организаций не хватало опыта и компетенций по реализации такого рода проектов, с самого начала проектной деятельности для сотрудников проекта (координаторов, юристов, психологов, социальных работников, вовлеченных тренеров) был организован блок мероприятий. Они охватили темы по наращиванию потенциала в области профилактики насильственного экстремизма, специфики работы с уязвимыми группами населения, глобальной гражданственности. В качестве тренеров приглашались как местные, так и международные эксперты. Цель мероприятий — вооружить участников необходимыми компетенциями для работы с уязвимыми целевыми группами, которые подвержены различным факторам, повышающим риск их радикализации. 35 сотрудников проекта прошли обучение по темам профилактики экстремизма; 40 сотрудников проекта прошли тренинг по обучению глобальной гражданственности (GCED); 35 специалистов проекта (социальные работники, юристы, психологи) повысили квалификацию в работе с целевыми группами.

 Создание образовательного пакета

 В рамках Проекта был разработан и переведен на узбекский, а часть материала и на каракалпакский языки) единый методический пакет, состоящий из нескольких блоков, который использовался партнерами при проведении различных мероприятий: 

1-й блок 

  • ИССЛЕДОВАНИЕ: Определение общих проблем, с которыми сталкиваются целевые группы проекта и заинтересованные стороны (Разработано ННО ЦИРУ)
  • БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС “Глобальная гражданственность во имя мира и повышения устойчивости и предотвращения насильственного экстремизма (Авторы: Ю. Денисенко, А. Тилекеев)
  • ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛЬСТВЕННОГО ЭКСТРЕМИЗМА: ОСВЕЩЕНИЕ В МАССМЕДИА (Разработано ННО ЦПЖ)
  • РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для специалистов по профилактике насильственного экстремизма и радикализации (Составитель: С. Юлдашев) 

2-й блок 

Видеоролики для тренеров и участников тренингов по курсам профессиональной направленности и другим образовательным программам:

  • «Швейное дело»
  • «Основы компьютерной грамотности»
  • «Парикмахерское мастерство»
  • «Гостеприимство»
  • «Кондитерское дело»
  • «Основы предпринимательства»
  • «Личностное развитие и гендер»
  • «Мастерство публичного выступления»

 3-й блок

 Дополнительные материалы

 Реабилитация при социальной зависимости на примере экстремистских и террористических групп: психологическая подготовка консультанта

  • Реабилитация при социальной зависимости на примере экстремистских и террористических групп: восстановление семейных связей
  • Женщины, вовлеченные в насильственный экстремизм (Разработано PRI, автор Ю. Денисенко)
  • «Снижение конфликтов в сообществах», «Глобальная гражданственность»

(Разработаны офисами DVV International в Таджикистане и Кыргызстане).

 

  • Обучение волонтеров

 Понимая важность работы с молодежью,102 волонтера из четырех регионов Узбекистана, работающие в местных сообществах, изучали подходы, которые могут использоваться в профилактике экстремизма, а также взаимосвязь между глобальными и локальными проблемами в обществе, роль глобализации в воспитании молодежи через тренинги и другие мероприятия. После обучения, наиболее подготовленные волонтеры, имели возможность проводить мероприятия в своих сообществах, используя выделенные Проектом средства в рамках Инициативного фонда. Таким образом, 774 человека из представителей молодежной среды имели возможность активно участвовать в таких мероприятиях в местах реализации проекта.

 Создание механизма партнерства со стейкхолдерами

 Успех реализации проектов такого уровня определяется обязательным наличием заинтересованных партнеров. Партнерами этого проекта стали: Служба пробации, Департамент исполнения наказаний, Духовное управление мусульман Узбекистана, Министерство поддержки махалли и семьи, органы местного самоуправления (махалля),

Министерство занятости и трудовых отношений, хокимияты и другие.

Проектный подход предусматривал активное участие заинтересованных сторон на местном и национальном уровнях в наращивании потенциала, связанного с профилактикой экстремизма, и способствовал обмену опытом, диалогу между партнерами по проекту и местными органами власти. 200 представителей государственных органов, органов местного самоуправления, службы пробации, сотрудников пенитенциарных учреждений, бизнес-структур и СМИ приняли участие в круглых столах, обсуждая вопросы социального партнерства и его роли в повышении качества жизни уязвимых слоев населения, а также необходимость консолидации усилий государственных структур и общественных организаций в профилактике экстремизма.

Организованные тренинги для 540 представителей стейкхолдеров во всех локациях проекта продемонстрировали интерес государственных служащих к теме и способствовали укреплению сотрудничества между государственными органами и партнерами по проекту.

 Вовлечение СМИ в работу и освещение проектной деятельности

 Медиа-компонент был обязательным во всех локациях проекта. В проект были вовлечены молодые журналисты, блогеры, мотивированная молодежь, желающие работать в данном секторе, для которых проводились вебинары, тренинги в различных форматах. В каждой проектной локации был свой обученный PR – специалист, ответственный за освещение проектной деятельности.

 Услуги целевым группам проекта

 Услуги для групп риска были сформированы комплексно: консультации юристов, психологов, социальных и медицинских работников, курсы по формированию профессиональных навыков, курсы по основам ведения бизнеса, образовательные программы.

  • В целом более 700 представителей уязвимых групп окончили курсы профессиональной направленности, которые улучшили их навыки, укрепили самооценку. Эти курсы дополнялись обучением глобальной гражданственности и тренингами по профилактике экстремизма и включали базовые знания, связанные с критическим мышлением, толерантностью, управлению конфликтами и другие.
  • Курсы по основам ведения бизнеса мотивировали выпускников профессиональных курсов подумать об открытии собственного дела. Наиболее успешные из них приняли участие в конкурсе Фонда деловой инициативы и 16 бизнес-идей успешно реализуются и приносят доход владельцам.
  • Более 5000 представителей уязвимых групп получили социальные, психологические и юридические консультации. Анализ предоставленных консультаций и количество историй успеха показывает, что социальное, психологическое и юридическое сопровождение является одним из основных ключевых элементов поддержки процесса реинтеграции в общество и смягчения среди них факторов, влияющих на радикализацию.

 Особое внимание Проекта было направлено на возможность ресоциализации осужденных и бывших осужденных, полагая, что данная категория граждан относится к особой группе риска. Именно по этой причине, партнеры Проекта были ориентированы на приобретение специальностей, профессиональных навыков данной целевой группы, устойчивую реинтеграцию их в общественную жизнь, ресоциализацию, юридическую и иную поддержку, что в свою очередь должно укрепить их устойчивость к деструктивному влиянию идей экстремизма.

 ВЫЗОВЫ ПРОЕКТА

  1. Все шесть Партнеров не имели прямого (лишь косвенный) опыта проведения профилактических мероприятий по нивелированию деструктивного влияния идей экстремизма на граждан Узбекистана, что потребовало обучения персонала проекта и разработки методического материала.
  2. В стране не хватает хорошо подготовленных тренеров, имеющих достаточные знания и практический опыт работы в противодействии экстремизму, особенно двуязычных, поэтому исполнителям Проекта было сложно организовать обучение широко представленного персонала для эффективного достижения поставленных целей и решения задач Проекта.
  3. В процессе реализации исполнители Проекта столкнулись с серьезнейшей проблемой – пандемией Сovid-19, которая вынудила переформатировать часть Проекта в онлайн режим, что безусловно потребовало менять программы, подстраивать их под сложившиеся условия, учитывая технологические сложности в организации самих мероприятий и что, в свою очередь, не могло не отразиться на качественных показателях.
  4. Название проекта иногда отпугивало население и представителей государственных органов и органов самоуправления от участия в мероприятиях проекта, в связи с недопониманием разницы между профилактикой, профилактическими мероприятиями и деятельностью по де-радикализации.
  5. К сожалению, в Узбекистане еще недостаточно развита культура вовлечения ННО, а также независимых СМИ в профилактику экстремизма, и, следовательно, нет и достаточного опыта. Такому положению есть объяснение. Правоохранительные органы, исходя из своих обязанностей, все функции, как по противодействию экстремизму и терроризму, так и по организации профилактических мероприятий часто замыкаются на своих структурах. ННО инициируют мероприятия (тренинги, семинары) для правоохранительных органов, но, к сожалению, на мероприятия, проводимые данными структурами, организации гражданского сектора практически не приглашаются.
  6. Критическое мышление — один из основных факторов правильно интерпретировать распространяемую информацию с деструктивным контентом. Но в Узбекистане пока не сложилась культура формирования критического мышления, особенно среди молодежи, которая слабо представляет себе, что означает гражданская ответственность перед обществом, родными, близкими, друзьями. Соответственно приходилось корректировать программы для молодежи, убирая или добавляя отдельные темы. Быть эффективными в продвижении глобальной гражданственности в стране, в которой реальные демократические реформы стартовали лишь несколько лет назад – была достаточно сложная задача.
  • СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПРОЕКТА

 Проект стал видимым и признанным в национальном масштабе, благодаря национальному уровню деятельности партнерских организаций, а также проектной деятельности и мероприятиям, в которых участвовала молодежь со всех регионов Узбекистана.

  • Инициаторы Проекта смогли объединить для реализации Проекта усилия шести ННО таким образом, что разные по своим уставным задачам, опытом в таком сложном направлении работы, как профилактика насильственного экстремизма, разными локациями, разными целевыми группами — в единую команду, которой удалось решить основные задачи Проекта и достигнуть поставленной цели.
  • Практически все сотрудники партнерских организаций повысили свой потенциал в области профилактики экстремизма и глобальной гражданственности, который могут эффективно использовать в своей повседневной деятельности.
  • Был разработан общий для всех партнерских ННО образовательный пакет для проведения тренингов, курсов по формированию профессиональных навыков для персонала проекта, тренеров, целевых групп (переведен на узбекский и каракалпакский языки), что позволяло избегать использование некачественных, непроверенных материалов и информации. А перевод на каракалпакский язык дополнительно расширил аудиторию, воспринимающую информацию на родном языке.
  • Во всех локациях проекта был предложен аналогичный блок мероприятий как для уязвимых групп населения (образовательные программы, программы обучения профессиональным навыкам и развитию бизнес-идей, консультации), так и для мотивированных стейкхолдеров из государственных структур (круглые столы, тренинги, диалоговые площадки), что позволило использовать единый подход к реализации мероприятий, обмениваться опытом и проводить общие мероприятия для всех партнеров.
  • Координация усилий инициаторов Проекта и руководителей партнерских ННО, осложненная пандемией COVID-19, карантинными мерами, все-таки позволила завершить работу со значительными качественными и количественными показателями.
  • Все мероприятия, запланированные шестью партнерами Проекта, были выполнены, в соответствии с заявкой.
  • Осуществлялся регулярный мониторинг проводимых мероприятий с выездом на место или в режиме онлайн и дальнейшим обсуждением, что позволило корректировать возникающие проблемы и улучшать качество проводимых мероприятий.
  • Проектный подход предусматривал активное участие многих соответствующих заинтересованных сторон на местном и национальном уровнях в наращивании потенциала, связанного с профилактикой экстремизма, способствовал обмену опытом, диалогу между партнерами по Проекту, местными и национальными органами власти, заключению меморандумов о сотрудничестве и укреплению взаимодействия между государственными структурами и гражданским сектором.
  • В Проекте много историй, связанных с конкретной помощью уязвимым группам населения, оказанной через специальные консультации, нуждающимся в них людям (восстановление документов, помощь в поисках жилья, восстановление социальных связей, составление заявлений и обращений в государственные органы и т.д.), поддержку в открытии собственного бизнеса или создания возможностей для самозанятости.
  • Такие положительные практики свидетельствуют, что риски радикализации у уязвимых групп населения, в случае мультиплицирования такого опыта, могут быть нивелированы.