Быстро меняющаяся ситуация в мире и ухудшающаяся обстановка в отдельных его регионах, включая Центральноазиатский, все более растущие противостояния, конфликты и кровопролития, непрекращающиеся военные столкновения, возрастающие угрозы радикализма и международного терроризма, вызывают в Узбекистане глубокое чувство озабоченности и тревоги.
Сегодня лидеры религиозно-экстремистских организаций (РЭО) и международных террористических организаций (МТО), их идеологи, эмиссары, последователи и сторонники, продолжают в узбекском обществе распространять насильственные радикальные взгляды и верования, подстрекая молодых людей к насилию, ведущему к утрате ими чувства национальной идентичности, культурных, нравственных и семейных ценностей, к межконфессиональной и религиозной розни. Все это, в свою очередь, создает условия не только для различного рода конфликтов внутри страны, но и для вербовки молодых людей в МТО в зоны боевых конфликтов, как в Афганистан, так и в Сирию.
К сожалению, в узбеко-язычном интернет-пространстве растет интерес к проповедям самопровозглашенных радикальных «имамов» — Содика Самаркандий, Зуфара, Абдульмумина, призывающих молодежь к отказу от светского образа жизни в пользу халифата, призывающих к межконфессиональной и религиозной розни. Сегодня аудитория этих радикальных «имамов», буквально, заливающих социальные сети, мессенджеры деструктивным контентом уже превышает 200 тыс. человек.
В Узбекистане понимают опасность распространения таких идей.
Так в июле позапрошлого в стране была принята «Национальная стратегия по противодействию экстремизму и терроризму», которая предусматривает широкое вовлечение в профилактические мероприятия институты гражданского общества.
Многие исследования (которые находятся в открытом доступе) по насильственному экстремизму, радикализации молодежи, проведенные учеными Центральной Азии по проектам международных организаций, рекомендуют в своих выводах привлекать к ПНЭ институты гражданского общества, которые должны решать, в том числе в масс-медиа, следующе задачи:
- Широко популяризировать гуманитарные ценности, культуры, толерантности, межконфессионального и религиозного согласия в молодежной среде;
- Развивать семейные ценности и укреплять внутрисемейные связи;
- Повышать уровень медиаграмотности и критического мышления у молодежи;
- Создавать и продвигать альтернативные нарративы, направленные в том числе на межконфессиональное и межнациональное согласие, толерантность среди уязвимых к радикализации граждан Узбекистана.
Исходя из вышеизложенного ННО «Центр изучения региональных угроз» (ЦИРУ) предложил провести для представителей религиозных конфессий, зарегистрированных в Узбекистане Тренинг, Целью которого является:
Наполнение страничек на веб-ресурсах, которыми владеют религиозные конфессии, зарегистрированные в Узбекистане, контентом — альтернативными нарративами, направленными на противодействие экстремизму, толерантность, межконфессиональное и религиозное согласие.
ЦИРУ для достижения Цели Проекта в процессе Тренинга решил следующюю Задачу:
- 27 июня, 3 и 4 июля тренеры ЦИРУ: Виктор Михайлов, Жахонгир Пирмухаммедов, Муззаффар Таджибаев провели для представителей основных религиозных конфессий, зарегистрированных в Узбекистане специализированный Тренинг в гостинице Radisson Blu, Tashkent. Также в работе Тренинга принял участие представитель организации Поиск общих интересов Ильхам Умарахунов.
Аспекты тренинга:
Анализ существующих проблем: Участники будут изучать основные вызовы и проблемы, связанные с нетерпимостью и межконфессиональными конфликтами, чтобы лучше понять корни этих проблем и их влияние на общество.
Принципы толерантности и межконфессионального согласия: Участники получат знания о базовых принципах толерантности, включая уважение, взаимопонимание и сотрудничество, а также о важности и преимуществах межконфессионального согласия для общества.
Создание альтернативного контента: Участники будут обучены различным методам и стратегиям создания альтернативного контента, включая тексты, изображения, видео и социальные медиа, с акцентом на толерантности и межконфессиональном согласии. Будут представлены примеры успешного контента и обсуждены лучшие практики.
Стимулирование диалога: Участники будут обучены навыкам стимулирования диалога между различными религиозными сообществами, основанным на взаимопонимании и уважении. Будут представлены инструменты и техники поощрения открытых и конструктивных обсуждений.
Тренинг был проведен в двух модулях. Время проведения тренинга с 9.00 до 16.00.
Первый модуль рассчитан на 1 день. Второй модуль на 2 дня. Между модулями тренерами ЦИРУ был проведен специальный менторинг.
Программа Тренинга:
27 июня
С приветственными словами к участникам обратились директор ЦИРУ Виктор Михайлов и представитель организации «Поиск общих интересов» Ильхам Умарахунов, которые пояснили представителям конфессий цели и задачи Тренинга.
В своей первой презентации Виктор Михайлов рассказал о работе ЦИРУ, целях и задачах, которые решают члены команды Центра. Также поделился с проектами, которые успешно реализованы Центром, в первую очередь по исследованиям, тренингам и проектам в социальных медиа.
Во второй презентации члены команды Центра Жахонгир Пирмухаммедов и Муззаффар Таджибаев познакомили участников тренингов с анализом обзора основных вызовов и проблем, связанных с нетерпимостью и межконфессиональными конфликтами.
С участниками тренинга эксперты Центра обсудили и проанализировали корни обсуждаемых проблем с примерами из реальной жизни. Также с участниками тренинга разобрали случаи, которые помогли лучше понять контекст и особенности конфликтов.
Во второй части Тренинга в это день представитель «Поиска общих интересов» Ильхам Умарахунов, рассказал участникам о Поведенческой экономике, ее применения для создания научно-обоснованного контента, например:
— Как принимаются решения человеком
— Влияние когнитивной предвзятости на принятие решений
— Применение инсайтов для продвижения толерантности
Также Ильхам Умарахунов познакомил участников тренинга с Социальной психологией и ее применением для создания научно-обоснованного контента, а именно:
— какие социальными нормы влияют на наши решения
— как лучше формулировать контент для достижения целей (кейсы из научных исследований).
В третье части Тренинга Жахонгир Пирмухаммедов и Муззаффар Таджибаев поделились с участниками Принципами толерантности и межконфессионального согласия, например, помогли разобраться с:
— Определением толерантности и ее роль в построении гармоничного общества
— Рассмотрение важности межконфессионального согласия и его преимуществ
— Обсуждение принципов взаимопонимания, уважения и сотрудничества.
— Групповые дискуссии и упражнения для укрепления принципов толерантности.
3 июля Тренинг был продолжен.
В своей презентации Виктор Михайлов познакомил участников тренинга с механизмами радикализации молодежи, методиками вербовки граждан Узбекистана в МТО и РЭО, а также принципами профилактики и противодействия идеям экстремизма и терроризма в сети Интернет.
Также в этот день участникам тренинга Бобуром Йигиталиевым, медиа экспертом ЦИРУ были рассказаны основные принципы создания альтернативного контента, а именно:
— как правильно создать визуальный контент
— введение в создание визуального контента для продвижения толерантности и межконфессионального согласия
— основы дизайна и эстетики визуального контента
— обсуждение различных типов визуального контента, таких как изображения, инфографика и графические материалы
— Практические упражнения, включающие создание визуального контента с использованием различных инструментов и программ.
Во второй части Тренинга Бобур Йигиталиев презентовал и обсудил создание визуального контента. Также обменялся различными идеями и опытом с участниками тренинга.
Далее участники работали в группах над практическими заданиями, связанными с созданием альтернативного контента
4 июля – завершающий день тренинга начался с повторения пройденного материала и краткого обзора третьего дня тренинга.
Далее Бобур Йигиталиев объяснил участникам тренинга как правильно распространять альтернативный контент и с основами стратегии продвижения такого контента.
Были рассмотрены и предложены различные каналы и платформы для достижения целевой аудитории.
С участниками тренинга были обсуждены эффективные методы продвижения контента в социальных сетях, блогах, медиа и других онлайн-ресурсах
Для закрепления материала были проведены практические упражнения, а также обмен опытом по стратегиям продвижения.
Во второй части тренинга в этот день Бобур Йигиталиев разъяснил участникам тренинга, как разработать индивидуальные стратегии распространения контента с учетом уникальных потребностей и целей участников.
Далее было проведено групповое обсуждение и консультации по стратегиям продвижения, а также участникам были предложены лучшие практики и рекомендации по созданию альтернативного контента.
В этот день для участников тренинга были проведены практические упражнения и групповые проекты, а именно:
Работа в группах над созданием конкретных проектов, связанных с альтернативным контентом;
Применение полученных знаний и навыков для разработки комплексных решений и стратегий;
Консультации и обратная связь от тренеров и других участников тренинга.
Завершилась работа тренинга подготовкой презентаций и обсуждение результатов, а также презентациями по групповым проектам и индивидуальным стратегиям
Участники тренинга представили окончательные проекты и обсудили результаты работы.
В конце тренинга его участники обсудили результаты тренинга, полученные впечатления, а также оценили достигнутые цели и разработали дальнейшие планы развития.
Участники тренинга получили соответствующие сертификаты.