Афганистан заслужил свою репутацию «кладбища империй» из-за значительных потерь, понесенных иностранными державами в их усилиях по достижению военного успеха в стране. Эта проблема была очевидна на примере Британской империи, Советского Союза и, совсем недавно, Соединенных Штатов. Постоянный и децентрализованный характер племенного восстания в стране сделал достижение окончательной победы трудной задачей. Кроме того, приверженность группировок, укрывающихся Талибаном, таких как Аль-Каида, экстремистской религиозной идеологии, привела к распространению терроризма по всему миру, в том числе в результате терактов 11 сентября, а также других смертоносных актов насилия в различных частях мира. Хотя Соединенные Штаты, возможно, сыграли конструктивную роль в модернизации Афганистана, установление демократии и западных ценностей в стране оказалось непреодолимой проблемой, даже несмотря на более чем 100 миллиардов долларов иностранной помощи. В связи с усилением напряженности между исламским и западным населением в Леванте после смертоносного нападения ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года, угроза со стороны базирующихся в Афганистане экстремистов, перенаправляющих свое внимание на Запад, усилилась.
Часто упускают из виду тот факт, что салафиты-джихадисты и другие радикальные группировки также представляют собой проблему для развивающихся демократий в Центральной Азии, поскольку эти светские республики с мусульманским большинством рассматриваются как территории для распространения своего недемократического и потенциально насильственного влияния. В этом контексте политика, которая может даже непреднамеренно способствовать развитию нелиберальных религиозных движений, угрожает светской идентичности региона и безопасности его народов.
Нам следует оценить уникальную позицию Центральной Азии в отношении религиозных свобод, а также в отношении джихадистских угроз.
По большей части западные страны находятся в привилегированном положении, поскольку они способны противостоять широко распространенному влиянию исламских экстремистских движений внутри страны, главным образом, благодаря поколениям строительства демократических институтов, а также приличному географическому удалению от территорий, которые подпадали бы под панджихадистские устремления. . Учтите, что не существует очевидной угрозы того, что джихадисты полностью вытеснят западные демократические институты или создадут панисламистское государство, охватывающее части западных стран; большинство западных земель не относятся к территориям, которые некоторые из этих групп хотят завоевать для создания Исламского Халифата.
С другой стороны, во многих других местах, включая Центральную Азию, все еще существует риск неверного истолкования границы между защитой индивидуальных свобод и борьбой с религиозным экстремизмом. Здесь сосуществование экстремистских исламских идеологий и демократии остается несколько сомнительным. Исламский радикализм продолжает представлять серьезную проблему для развивающихся демократий региона, где светские республики пытаются сдерживать определенные враждебные идеологии. Группы боевиков, переходящие из Афганистана и проникающие в постсоветские страны, хотят распространить джихад в регионе и создать Исламский каганат, простирающийся от Египта до Китая. Панисламистские салафиты, такие как «Исламское государство-провинция Хорасан» (ИГХП) и «Аль-Каида», имеют четкую цель — свергнуть светские режимы Центральной Азии.
Более того, решимость салафитов-джихадистов и других группировок распространить свою нелиберальную и насильственную борьбу на Центральную Азию (в том числе из соседнего Афганистана) стала очевидной благодаря их растущему присутствию в школах и других сферах общественной жизни региона, пропагандируя порабощение женщин и нетерпимость. по отношению к другим сектам и религиям. В свою очередь, некоторые государства Центральной Азии применяют более строгий подход к религиозному прозелитизму и распространению экстремистской пропаганды.
Если рассматривать с этой точки зрения, те, кто, по-видимому, продвигает определенные религиозные движения, которые когда-то сам Запад считал опасными, могут показаться неискренними населению и правительствам центральноазиатских государств.
Возьмем, к примеру, случай Таблиги Джамаат. Недавний отчет , опубликованный Комиссией США по международной религиозной свободе (USCIRF), касающийся религиозной деятельности в Интернете в Казахстане, включает упоминания членов этого движения в Казахстане, которые столкнулись с юридическими последствиями за свою принадлежность. Здесь было бы полезно отметить, что Казахстан является светским национальным государством, конституция которого предоставляет всем религиозным объединениям равные права и возможности. Государство не дискриминирует религиозные меньшинства или новые движения, но запрещает религиозные политические партии. Как и во Франции (как и в большинстве стран Центральной Азии), религиозная одежда запрещена в государственных и образовательных учреждениях. Государственной религии нет, но умеренный ханафитский ислам широко принят в качестве традиционной веры. Тысячи религиозных объединений различных конфессий мирно сосуществуют, включая небольшие религиозные группы, такие как мормоны и кришнаиты, среди других. Определяющей чертой общества, по крайней мере до недавнего времени, была его широкая оппозиция политическому исламу: по состоянию на 2013 год в Казахстане был один из самых низких уровней поддержки законов шариата среди всех мусульманских стран – всего 10 процентов . 8 процентов. Мусульмане Казахстана предпочитают более либеральную интерпретацию религиозных учений в своей частной жизни.
Как и Талибан, Таблиги Джамаат следует движению Деобанди суннитского ислама. Западу знакома эта группа. Некоторые из четырнадцати подозреваемых, арестованных в Испании в январе 2008 года по обвинению в подготовке теракта в Барселоне, были связаны с Таблиги Джамаат. В статье Stratfor 2008 года, озаглавленной « Таблиги Джамаат: косвенная линия к терроризму », говорилось, что группа «много раз упоминалась в связи с террористическими заговорами, включая план 2006 года по взрыву авиалайнеров, следовавших из Лондона в Соединенные Штаты». В том же году американская неправительственная организация «Фонд мира» заявила следующее: «Хотя «Таблиги Джамаат» сама по себе не пропагандирует открыто насилие и не признается террористической группой ни одним западным правительством, она считается фундаменталистским движением, рожденным из той же исламской школы, которая позже породила Талибан. и [террористическая организация, базирующаяся в Кашмире] Харакат уль-Моджахеды». Он также назвал группу «секретным исламским фундаменталистским движением, присутствующим в более чем 100 странах и имеющим, по оценкам, 70 миллионов приверженцев», что «привлекло внимание чиновников по борьбе с терроризмом во всем мире».
Подводя итог и помещая все это в контекст, можно сказать, что позиция стран Центральной Азии в отношении религиозных свобод, похоже, находится на одном уровне с Францией и, до недавнего времени, Турцией (до изменений, внесенных нынешним происламистским правительством). Государственный секуляризм в Центральной Азии сильно отличается от того, что мы видим в большинстве западных стран, включая США, где государство занимает нейтральную позицию по отношению к религии и ограничивает подстрекательство организации к насилию, а не ее идеологию. В этом отношении государства Центральной Азии можно точнее сравнить с Францией (или современной Турцией до появления ПСР, как это представлял ее светский основатель Ататюрк) в том смысле, что их главная цель состоит в том, чтобы не дать какой-либо одной религии оказывать влияние на политику, государственные институты или общества, в том числе путем оспаривания светских конституций стран. Это не означает, что религиозное выражение или убеждения полностью подавлены в регионе ; В постсоветских обществах различные религии играли законную роль, контролируемую и защищаемую государством.
Джихадистские устремления уже давно представляют угрозу для Центральной Азии
Недавнее возвращение Талибана к власти в Афганистане еще больше усилило экстремистские идеологии и негативно сказалось на странах Центральной Азии, которые открыто поддержали кампанию США против Талибана . Как и во многих западных странах, включая Великобританию . В Бельгии и Бельгии боевики из Центральной Азии, вернувшиеся после участия в глобальных исламистских движениях, например, из Сирии, Ирака и Афганистана, вызывают законную обеспокоенность по поводу «спящих» ячеек на своей родине.
Государства Центральной Азии могут вспомнить обиды, вызванные религиозными экстремистами после обретения ими независимости от бывшего Советского Союза. Например, в 1990-х годах Узбекистан пережил несколько террористических атак, включая взрывы бомб в своей столице, ответственность за которые взяло на себя Исламское движение Узбекистана (ИДУ), а также покушение на тогдашнего президента Каримова в 1999 году. Опять же, в 1990-е годы экстремисты были частью кровавой гражданской войны в Таджикистане, и известно, что в состав «Исламского государства-Хорасан», взявшего на себя ответственность за убийство губернатора провинции Балх в Афганистане в 2023 году, входят высокопоставленные члены из Таджикистана . В начале 2000-х годов в Казахстане начал активную деятельность Союз исламского джихада (СИД), ответвление ИДУ, признанное Госдепартаментом США иностранной террористической организацией. После теракта террориста-смертника ИДД в 2011 году страна раскрыла многочисленные заговоры исламистского терроризма , что побудило страну принять более строгие законы для регулирования религиозных групп .
Террористические организации стремятся использовать недостатки правового, социального, институционального характера и безопасности, и обязанностью государства является блокирование любых потенциальных областей, открытых для такой эксплуатации. Такие группы, как так называемое «Исламское государство» и «Аль-Каида», ищут законные и латентные исламские сети , чтобы передать на аутсорсинг некоторые из своих операций. Эти якобы движения «гражданского общества» часто защищаются самими государственными законами, которые они стремятся подорвать.
Светский подход к религиозной толерантности и мирно сосуществующая многоэтническая и многоконфессиональная структура общества были прочными столпами населения Центральной Азии с момента обретения независимости и имеют решающее значение для продолжающегося демократического развития региона. Рост салафитского джихадизма и других форм религиозного экстремизма ставит под угрозу саму основу. Работая над укреплением своих демократий, западные партнеры не должны мешать этим странам обуздать реальные и существующие угрозы, которые ставят под угрозу не только их национальную безопасность, но и их светскую идентичность. Многие индикаторы показывают, что Центральная Азия скорее будет похожа на Европу, чем на Афганистан. Одним из средств достижения этой цели является предотвращение завоевания экстремистами своего оплота.