В СМИ вспыхнули дискуссии из-за предложения депутат ГД РФ Валерия Фадеева, который считает, в России следует запретить ношение хиджаба
«Обращу внимание: в России разрешены никабы, полностью закрывающие лицо женщинам. Открытыми остаются только глаза. И это при том, что сейчас даже в некоторых странах ЦА никабы запрещены.
Я буду обсуждать этот вопрос с представителями традиционного ислама и региональных властей», — заявил В. Фадеев в интервью «Парламентской газете».
Валерию Фадееву вторит российский журналист Андрей Медведев, который вступил в дискуссию с религиозными лидерами России, которые уверены, что запрет на никаб/хиджаб приведет к непониманию и расколу в обществе:
Муфтий Москвы и главный имам Московской соборной мечети Ильдар Аляутдинов заявил, что запрет никабов в России приведет к усилению напряженности в обществе.
По его словам, это может вызвать недовольство среди российских мусульман.
Кто не знает, что такое никаб. Это головной убор, накидка, полностью закрывающая женское лицо. То, что чаще у нас называют словом паранжа.
Так вот в республиках Центральной Азии, откуда к нам едет большинство мигрантов, ношение никабов запрещено категорически. В Таджикистане запрещено даже ношение платка-хиджаба. Ношение никаба вообще наказуемо. В мусульманском-то государстве. Да, именно поэтому все радикальные исламисты и их семьи едут в Россию, где все можно.
В Саудовской Аравии с 2018 года отменены правила обязательного ношения никаба. На фото, кстати, недавний показ мод в Саудовской Аравии.
Талибы в Афганистане потихоньку ведут дискусии об отмене ношения никаба. Во всяком случае, сейчас уже на улицах Кабула и Кандагара девушек, которые носят только платок, вместо никаба, можно увидеть очень много.
То есть все идут путем модерна и борьбы с радикализмом. А вот в России, отчего-то есть желание, затащить умму в Средневековье и архаику.
И самое абсурдное в этом, что никогда татарки (а Аляутдинов татарин) не носили никабы. Ни мои бабушки и прабушки, ни их сестры. Никогда. Никогда горянки на Северном Кавказе не носили никабы.
Российский мусульмане традиционно относились к женщинам с уважением, а женщины вели себя с достоинством.
Прабабушка моя, Рахима, даже в советские годы пять раз в день намаз читала, в мечеть ходила. Носила белый татарский платок. Попробовал бы кто замотать её в никаб. Она просто не поняла бы, какое это отношение имеет к её вере.
Почему вдруг есть такое странное желание отказаться от собственных религиозных традиций в пользу радикализима, да ещё оправдывать это тем, что дескать без никабов будет социальная напряжённость, непонятно.
Почему нет, например, в Узбекистане такой напряжённости? Нет ответа?
Однако, как пишут коллеги из «Спутника Афганистан» А.Медведев здорово ошибается по поводу Афганистана.
Дело в том, что в деобандийской школе ханафитского мазхаба, которой они следуют, ношение никаба для женщин считается обязательным. Опуская вопрос об исторической специфике деобандийской школы и несогласии с этим положением ряда афганцев (включая, например, Гульбеддина Хекматияра и шиитов, следует констатировать, что с 07.05.2022 в Афганистане за несоблюдение женщиной никаба предусмотрены юридические последствия для мужчины, который считается ответственным за нее (т.н. махрама) — мужа, отца, брата и т.д.
Наиболее популярным способом не нажить себе неприятностей для жительниц крупных городов, привыкших при республике к более либеральному одеянию, стало ношение медицинской маски — что талибы в принципе готовы терпеть. Разумеется, самый «проблемный» с точки зрения талибов контингент проживает в Кабуле, который по политическим соображениям сохраняют в статусе «заповедника» с наиболее щадящим регулированием, но тенденции обратны тем, что описал коллега: женщины без никаба в крупных городах (и это не Кандагар, который стал у талибов духовной столицей) не результат некой дерадикализации талибов, а пережиток вестернизации, с которым они пытаются бороться — с переменным успехом.
А вот еще очень интересное письмо, который получил А.Андреев:
Мы с моим близким товарищем, дипломатом, который и сам мусульманин и родился в Дагестане, как-то в Каире обсуждали тему влияния деревенских традиций на городское население мусульманских стран. В Каире, например, который тысячелетие является мировым суннитским центром, еще 30 лет назад появление на улице женщины в никабе было довольно редким явлением. И моду эту привезли в египетскую столицу деревенские жители, которые успели побыть трудовыми мигрантами в Саудовской Аравии. Теперь в Каире, который сильно прирос населением за счет селян, огромное количество женщин вынуждены закрывать лицо. Но к религии это не имеет никакого отношения. Это явление социальное.
Дагестан. А я напомню, что беседовали с другом, который там родился и вырос. Дагестан традиционный исламский регион, где большая часть населения — это мусульмане-сунниты, которые являются приверженцами шафиитского мазхаба. Традиционно в Дагестане женщины носили потрясающе красивые костюмы, которые полностью соответствуют исламским канонам. И этот костюм никогда не включал в себя никаб или бурку.
Никабы в России появились под влиянием проповедников из стран Залива, а так же под влиянием людей, которые учились в заведениях ваххабитского толка. Но для России мода на никабы — это влияние деревенской культуры стран залива на традиционное восприятие ислама в нашей стране. В общем процесс, который прошли мусульмане Каира, Дамаска или Бейрута. Ну и, например Кабула. В 60-х годах на улицах афганской столицы трудно было найти женщину в бурке.
А вот как священник РПЦ Павел Островский прокомментировал ситуацию вокруг запрета никабы в России.
«Для традиционного ислама в России никаб никогда не был традиционен, поэтому очень странно слышать от муфтия Москвы и главного имама Московской соборной мечети Ильдара Аляутдинова заявление, что запрет никабов в России приведет к усилению напряженности в обществе. По его словам, это может вызвать недовольство среди российских мусульман.
Запрет никаба должен быть однозначным. Более того, давно пора начать искать корни поддержки ваххабизма в России среди руководства мусульман в нашей стране. И мнение Ильдара Аляутдинова вызывает определенные вопросы».