Абу Бакр ибн Аби Шайба и Абу Курайб передали нам. Они сказали: Абу Усама передал нам: от Хишама: от его отца: от Аиши (да будет доволен ею Аллах): она сказала:
«Сауда (Аллах доволен ею) вышла [в поля], чтобы удовлетворить свою нужду после того, как ей было предписано носить хиджаб. Она была крупной женщиной, физически выше других женщин, и не могла скрыться от того, кто ее знал. ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) увидел ее и сказал: «О Сауда, клянусь Аллахом, ты не можешь скрыть [себя] от нас. Поэтому будьте осторожны, когда выходите». Аиша сказала: «Она повернулась назад. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в это время был в моем доме и ужинал, и в его руке была кость. Сауда вошел и сказал: «О Посланник Аллаха, я вышел, и Умар сказал мне то-то и то-то». Аиша сказала: «Откровение пришло к нему, затем оно было снято с него, и кость была [все еще ] в руке, и он не опустил ее. Затем он сказал: «Вам дано разрешение, чтобы вы могли выходить по своим нуждам»» ( Сахих Муслим ).
Тема женского хиджаба сегодня стала важной проблемой, по которой продолжаются дискуссии и дебаты, поэтому мы хотим изложить [правильный] взгляд на эту [проблему]. И Аллах Всевышний дарует успех и является Помощником.
Проблема женского хиджаба и его границ
Сочинения на тему ношения и обнажения женщин в наше время получили широкое распространение. Лучшее, что я видел на эту тему, — это трактат моего покойного отца, шейха муфтия Мухаммада Шафи (да помилует его Аллах), который он назвал « Тафсил аль-Хитаб фи Тафсир Аят аль-Хиджаб» , который представляет собой отрывок из его «Ахкам аль-Хиджаб». -Коран (3:393-483), в котором он исследовал аяты и хадисы, приведенные по этому вопросу, и исчерпал позиции факихов ( правоведов) и заявления экзегетов относительно ограничений хиджаба и его описания. Итог того, что он пришел к выводу после обширного исследования, заключается в том, что хиджаб, который предписан и предписан в Книге и Сунне, имеет три уровня, один над другим по степени скрытности и сокрытия. Все они упомянуты в Книге и Сунне, и ни один из них не отменен, но они предписаны для разных обстоятельств.
Они есть:
[1] Хиджаб лиц ( ашх ) женщин в домах и стенах, частных помещениях и хаудахах, при котором иностранные мужчины не видят никакой части их тела, одежды, внешних или внутренних украшений или какой-либо части их тела, включая лицо, руки и остальная часть тела.
[2] Хиджаб с паранджой и джильбабом , при котором ничего не видно на лице и руках, остальном теле и украшениях, поэтому ничего не видно, кроме скрытых лиц от головы до ног.
[3] Хиджаб с джильбабами и предметами одежды, напоминающими их, с обнажением лица, рук и ног.
Стандартным правилом в женском хиджабе является хиджаб первого уровня, заключающийся в том, что он спрятан в доме и не появляется, кроме как по необходимости, объяснение которой еще предстоит. Это доказывается высказыванием Всевышнего Аллаха: «Оставайтесь в своих домах» (Коран 33:33). Очевидно, что это повеление не относится только к очищенным женам, поскольку ни одно из предшествующих и последующих правил в этом аяте не является специфичным для матерей верующих (да будет доволен ими Аллах) по единогласному мнению. Подобным же образом [это доказывается] Его высказыванием Всевышнего: «И когда вы просите у них чего-нибудь, просите у них этого из-за завесы» (Коран 33:53). Этот стих был ниспослан во время валимы (свадебного пира) Зайнаб (да будет доволен ею Аллах), после чего между ней и мужчинами была опущена завеса.
Кроме того, это подтверждается следующими хадисами:
[1] Передано от Абдуллы ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Женщина — аурат . Когда она выходит [из дома], сатана смотрит на нее». Ат-Тирмизи передал его и сказал: «Этот хадис хасан сахих (здравый и достоверный), гариб (необычный)». Ибн Хузайма и Ибн Хиббан передали это в своих «Сахихах » с этой формулировкой и добавили: «И ближе всего она к Лику Своего Господа, когда она находится в глубине своего дома». См. аль-Таргиб аль-Мунзири (1:136).
[2] Передано от Джабира (да будет доволен им Аллах), он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и дарует ему мир) сказал: «Женщина продвигается вперед в образе сатаны и удаляется в образе сатаны. » Муслим передал это (1:129).
[3] В хадисе главы, переданном составителем (имамом Муслимом), как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказал в нем: «Вам дано разрешение, чтобы вы могли выходить для своих нужд», поскольку это указывает на то, что разрешение на выход ограничивается [временами] необходимости, а в [время], кроме необходимости, женщина остается в своем доме.
[4] От Абдуллы ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) передано, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Молитва женщины в ее доме более добродетельна, чем ее молитва в ее комната и ее молитва в ее комнате более добродетельны, чем ее молитва в ее доме». Абу Дауд передал его, а аль-Хаким передал его в аль-Мустадраке от Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах), как [упомянуто] в Канз аль-Уммал (8:259). Ибн Хузайма передал это в своем «Сахихе» , как [упомянуто] в «Ат-Таргиб» аль-Мундхири (1:135).
[5] Передано от Умм Хумейда, жены Абу Хумейда ас-Саиди, что она пришла к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: «О Посланник Аллаха, я люблю молиться с ты.» Он ответил: «Я знаю, что ты любишь молиться со мной. Однако ваша молитва в кладовой лучше, чем ваша молитва в спальне; твоя молитва в твоей спальне лучше твоей молитвы во дворе; твоя молитва во дворе твоего лучше, чем твоя молитва в мечети твоего народа; и твоя молитва в мечети твоего народа лучше твоей молитвы в моей мечети». [Рассказчик] сказал: «Она попросила построить для нее место для молитвы в самой глубокой и темной части ее дома, и она молилась там, пока не встретила Всевышнего Аллаха». Ахмад передал ее в своем «Муснаде» (6:371), а Ибн Хаджар в «Аль-Исаба» приписал ее Ибн Аби Хайсаме этим путем, и это подлинная цепочка. Аш-Шавкани передал в Найль аль-Автар (3:161) от Ибн Хаджара, что он сказал: «Его цепь прочная ( хасан )». Аль-Мунзири упомянул об этом в «Ат-Таргиб» (1:135) и сказал: «Ахмад передал это, как и Ибн Хузайма и Ибн Хиббан в своих Сахихах ».
[6] От Ибн Умара (да будет доволен Аллах ими обоими) в форме марфу было передано : «Женщины не имеют права покидать [дом], кроме как в [времена] нужды». Ат-Табрани передал это, как [упомянуто] в Канз аль-Уммал (8:263).
Эти хадисы ясно доказывают, что стандартным правилом для женщины является то, что она спрятана в своем доме, ее личность скрыта от иностранных мужчин и она не покидает свой дом кроме как в случае необходимости.
Однако женщине может потребоваться выйти на поверхность для удовлетворения своих естественных потребностей. Тогда ей будет разрешено появляться в таких ситуациях, будучи скрытой в парандже и джильбабе , при этом никакая часть ее тела не будет видна. Это второй уровень хиджаба, и действительно, этот уровень указан в Благородном Коране, где Всевышний Аллах сказал: «О Пророк! Скажи своим женам и дочерям, а также верующим женщинам, чтобы они накинули свои джилбабы на себя» (33:59), и очевидно, что наложение джилбаба на женщину означает скрытие всего ее тела, даже ее лица.
Джилбаб, согласно тому, что было передано от Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими), – это то, что покрывает сверху донизу. Ибн Хазм сказал в «Аль -Мухалля» (3:217): « Джильбаб на языке арабов, на котором говорил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), – это то, что покрывает все тело, а не его часть. ». Ибн Джарир, Ибн аль-Мундхир и другие, переданные от Мухаммада ибн Сирина, он сказал: «Я спросил Абида ас-Салмани об этом аяте.«Они должны накинуть свои джилбабы на своих [людей]», поэтому он поднял одеяло, [накинутое] вокруг него, закрыл им свое лицо и накрыл всю голову, пока оно не достигло бровей и не закрыло его лицо, затем он вынул левый глаз с левой стороны его лица». Об этом [упоминалось] в Рух аль-Маани (22:89).
Ибн Джарир передал в своем Тафсире (22:46) от Ибн Аббаса в пояснении этого аята: «Аллах повелел верующим женщинам, [что] когда они выходят из своих домов по нужде, они [должны] закрывать свои лица сверху их головы покрыты джильбабами и открывают [только] один глаз». Также передано от Ибн Аббаса и Катады: «[женщина] скручивает джилбаб надо лбом и затягивает его, затем складывает его к носу, даже если ее глаза открыты; тем не менее, она скрывает грудь и большую часть лица». Аль-Алуси [упомянул] об этом в Рух аль-Маани (22:89). В целом, этот стих доказывает, что женщине повелено закрывать лицо, когда она выходит в [время] нужды.
Кроме того, это доказывается Его высказыванием Всевышнего: «На таких пожилых женщинах, у которых уже нет перспективы замужества, нет [вины] на них, если они снимут свои одежды» (24:60), поскольку Всевышний Аллах сделал это В этом стихе старушкам разрешено складывать свою одежду, и ясно, что смысл сложения одежды здесь не в том, чтобы сложить всю одежду. Предполагаемое значение этого состоит только в том, чтобы сложить джильбаб или саван с внешней одежды, наложение которого не приведет к обнажению аврата . По этой [причине] Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) объяснил в этом аяте одежду как джильбаб и саван, и подобное [интерпретация] было передано от Ибн Аббаса, Ибн Умара, Муджахида, Саида ибн Джубайр, Абу ль-Шата, Ибрагим ан-Нахаи, аль-Хасан, Катада, аз-Зухри, аль-Аузаи и другие, как упомянуто в Тафсире ибн Касире . Таким образом, этот аят доказывает, что наложение джилбаба , требующего обнажения лица, свойственно только пожилым женщинам, у которых нет перспективы замужества, и что молодым женщинам не разрешено складывать свои джилбабы и обнажать свои лица перед иностранными мужчинами.
Ясно, что когда сподвижницы-женщины уходили по своим нуждам, они выходили, скрытые в джилбабах и саванах, и не открывали своих лиц перед иностранцами. Из [пересказов], доказывающих это, приведены следующие хадисы:
[1] Абу Дауд передал в «Китаб аль-Джихад» , Баб Фадл Киталь ар-Рум от Кайса ибн Шаммаса (да будет доволен им Аллах), он сказал: «Женщина по имени Умм Халлад пришла к Пророку (да благословит его Аллах и дарует ему мир), в то время как она была в чадре (ношение никаба ), спрашивая о своем сыне, который был убит. Один из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей: «Ты пришла спросить о своем сыне, пока ты под покрывалом?» Она сказала: «Если я огорчена потерей сына, я никогда не потеряю свою скромность». Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ему назначена награда двух шахидов». Она спросила: «А почему это, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Потому что его убили люди из книги».
[2] Передано от Умм Атийи, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и дарует ему мир) выводил незамужних женщин, старых женщин, женщин в частных покоях и женщин с менструацией в двух Идах. Что касается менструирующих женщин, они держались подальше от места молитвы и были свидетелями мольб мусульман. Один из них сказал: «О Посланник Аллаха! Если у человека нет джильбаба ?» Он сказал: «Пусть ее сестра накроет ее своим джильбабом ». Этот хадис был передан рядом собирателей достоверных [передатчиков], и это формулировка ат-Тирмизи (№ 539), Баба Хуруджа ан-Ниса фи ль-Идайна , и ат-Тирмизи сказал: «Это Хадис хасан сахих ».
[3] Аль-Бухари передал [нечто] похожее на это (№ 980 в Китаб аль-Идайн ) от Хафсы бинт Сирин, и его формулировка такова: «Итак, она сказала: «О Посланник Аллаха, есть ли вред для кого-либо из нам, когда у нее нет джилбаба , она не выйдет?» Он сказал: «Ее спутник должен прикрыть ее своим джильбабом ».
[4] ‘Абд ар-Раззак и группа людей, переданная из Умм Саламы, она сказала: «Когда был ниспослан этот стих: «Они должны накинуть свои джилбабы на своих [людей]», женщины Ансара вышли, как будто на них были вороны. их головы, от спокойствия, и [накинутые] на них были черные одежды, которые они носили».
[5] Ибн Мардавих передал от Аиши, что она сказала: «Да благословит Всевышний Аллах женщин ансаров. Когда «О Пророк!» Скажи своим женам и дочерям, а также верующим женщинам…» было обнаружено, что они разорвали свои толстые верхние одежды и сделали из них вуали, и они молились позади Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), как будто на их головах были вороны. » См. эти два повествования в Рух аль-Маани (22:89).
[6] Это было передано от Аиши, она сказала: «Всадники проезжали мимо нас, когда мы сопровождали Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), пока мы были в ихраме . Когда они проходили мимо нас, одна из нас спускала с головы на лицо свой джилбаб , а когда они проходили дальше, мы открывали свои лица». Абу Дауд передал это в «Китаб аль-Хадж» (№ 1833).
Эти хадисы разъясняют, что женщины-сподвижницы (да будет доволен ими Аллах) после ниспослания [аятов] хиджаба строго придерживались прикрытия своего тела джильбабами и натягивали их на лицо при выходе. Последний хадис доказывает, что важность скрытности не перестает сохраняться даже в состоянии ихрама , в котором женщине запрещено касаться лица предметом одежды.
Третий уровень хиджаба, заключающийся в том, что женщины выходят, скрывая тела с головы до ног и открывая лицо и руки, в случае необходимости, при условии безопасности ( амн ) от искушения ( фитна ). Это доказывается Его высказыванием Всевышнего в суре ан-Нур: «И скажи верующим женщинам, чтобы они опустили свои взоры и берегли свою скромность; чтобы они не выставляли напоказ свои украшения, кроме того, что кажется». Экзегеты разошлись во мнениях относительно объяснения «того, что появляется». Передано от Ибн Аббаса, Ибн Умара и Аиши (да будет доволен ими Аллах), что они объяснили это как лицо и руки, и это мнение Аты, Икримы, Саида ибн Джубайр, Абу ль-Шата, ад-Даххак, Ибрагим ан-Нахаи и другие. И передано от Абдуллы ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), что он истолковал «то, что кажется» как саван и джильбаб . Следовательно, аят согласно первому объяснению доказывает, что женщина может открыть лицо и руки в случае необходимости, и это дополнительно подтверждается следующими хадисами:
[1] Передано от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Асма бинт Аби Бакр (да будет доволен Аллах ими обоими) вошла к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в тонкой одежде, поэтому он отвернулся от нее и сказал: «О Асма! Действительно, когда женщина достигает [возраста] менструации, не следует показывать что-либо, кроме этого и этого», — и он указал на свое лицо и руки. Абу Дауд передал это, но Абу Дауд и Абу Хатим ар-Рази сказали: «Это мурсал , Халид ибн Дарик не слышал от Аиши».
[2] Передано от Али (да будет доволен им Аллах) в случае, если Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) возвращался из Муздалифы, что он (да благословит его Аллах и дарует ему мир) сделал аль-Фадл ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), его товарищ по верховой езде. Он подошел к столбам, чтобы бросить в них камешки, а затем подошел к месту жертвоприношения ( манхар ). Там упоминается: молодая рабыня из Хасама добивалась от него приговора и сказала: «Воистину, мой отец — старик, и обязанность перед Аллахом совершить хадж дошла до него. Разрешено ли мне совершить хадж от его имени?» Он сказал: «Соверши хадж от имени твоего отца». ‘Али сказал: «Он свернул шею аль-Фадлу, и аль-Аббас спросил: «Почему ты свернул шею своему двоюродному брату?» Он сказал: «Я видел молодого мужчину и женщину [в такой ситуации], что они не в безопасности от сатаны». Ат-Тирмизи передал это в Баб ма Джаа анна Арафата куллаха Маукиф (№ 885).
Абу Яла передал от аль-Фадла ибн Аббаса, что он сказал: «Я ехал позади Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и дарует ему мир), и бедуин, у которого была красивая дочь, начал представлять ее Посланнику Аллаха(Да благословит его Аллах и дарует ему мир) в надежде, что он женится на ней». Он сказал: «Я начал смотреть на нее, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) схватил мою голову и повернул ее». Аль-Хайсами упомянул об этом в Китаб ан-Ника в Маджма аз-Заваид (4:277) и сказал: «Его передатчики являются рассказчиками достоверных [пересказов]». То ли это был очередной случай, то ли один из рассказчиков ошибся в объяснении, что девушка принадлежала бедуину. И хадис ат-Тирмизи ясно показывает, что ее отца не было с ней. И Аллах знает лучше.
[Дальнейшие] подробности этого события были переданы аль-Бухари в «Китаб аль-Исти’зан» (№ 6228) от ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), и его формулировка такова: Аль-Фадл ибн ‘Аббас ехал позади Пророк был его попутчиком на спине верблюдицы в День жертвоприношения ( йавм ан-Нахр ), и аль-Фадль был красивым мужчиной. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прекратил выносить людям вердикты. Тем временем пришла красивая женщина из племени Хасам, спрашивая вердикт Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и дарует ему мир). Аль-Фадл начал смотреть на нее, поскольку ее красота привлекла его. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) оглянулся, в то время как аль-Фадль смотрел на нее; поэтому Пророк протянул руку назад, схватил аль-Фадла за подбородок и повернул его лицо в другую сторону, чтобы он не смотрел на нее, [до конца] хадиса.
Лицо этой рабыни было открыто, как это ясно из контекста хадиса Ибн Аббаса, поскольку он сказал в нем, что она красива, и ее красота привлекла аль-Фадла. В хадисе поясняется, что Пророк отвернул лицо аль-Фадл от взгляда на нее и не приказал рабыне закрыть лицо, потому что она была в состоянии ихрама , а он (да благословит его Аллах и дарует ему мир) вероятно, боялся, что она упадет в обморок или что-то еще, если ей придется скрывать лицо в такой сильной толпе, поэтому он не приказал ей [сделать] это. Это доказательство того, что женщине разрешено открывать лицо по необходимости, когда остальная часть тела скрыта.
[3] Передано от Сахля ибн Саада, что женщина пришла к Посланнику Аллаха и сказала: «О Посланник Аллаха, я пришла, чтобы выдать тебя замуж». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посмотрел на нее. Он внимательно посмотрел на нее и остановил на ней взгляд, а затем опустил голову до конца хадиса. Аль-Бухари передал это в Баб ан-Назр иля ль-Марати кабла ль-Тазвидж (№ 5125). В этом случае ясно, что лицо женщины в это время было открыто, и ас-Сарахси привел это в качестве доказательства в аль-Мабсуте (10:152), что лицо женщины не является авратом .
Что касается позиций факихов о дозволительности смотреть на лицо женщины и ее руки, то факихи сошлись во мнении о недопустимости, когда это происходит с намерением удовлетворения ( таладхудх ), или если был страх перед искушением пригласить мужчина, который останется с ней наедине. Не подлежит сомнению и запрет смотреть на лицо женщины и ее руки в данном случае. Что же касается того, когда человек защищен от искушения и не желает удовлетворения взглядом, то возникают разногласия по поводу его допустимости. Позиция ханафитов и маликитов заключается в допустимости смотреть на лицо и руки в данном случае и это позиция многих шафиитов и немногих ханбалитов. Однако предпочтительным [взглядом] шафиитов и ханбалитов является абсолютная недопустимость, даже если она защищена от желаний и искушений.
Позиция ханафитов относительно правила смотреть на женщину
Шамс аль-Аимма ас-Сарахси сказал в «Аль-Мабсут» (10:152): «Разрешено смотреть на область видимых украшений женщин, а не на скрытое [украшение], согласно Его высказыванию Всевышнего: «Они не должны выставлять напоказ своих украшений, кроме тех, которые кажутся видимыми» (24:31). Али и Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказали: «То, что кажется» — это кольцо и кольцо. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала, что один из ее двух глаз, а ‘Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал, что ее туфли ( хуфф ) и саван ( мулаа ), и он привел в качестве доказательства за это его (да благословит его Аллах и дарует ему мир) утверждение: «Женщины — это сети сатаны, которыми он охотится на мужчин»… и поскольку запрет смотреть вызван страхом перед искушением, и большая часть ее привлекательности сосредоточена на ее лице, страх искушения при взгляде на ее лицо сильнее, чем при взгляде на другие части. ‘Аиша рассуждала так же, но сказала: «Если она не найдет выхода от ходьбы по дороге, то необходимо, чтобы она открыла глаза, чтобы видеть дорогу, поэтому ей разрешено открыть один глаз из-за эта необходимость и то, что установлено необходимостью, не должно выходить за рамки необходимости».
«Однако мы [ханафиты] принимаем точку зрения Али и Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах), поскольку были переданы сообщения, дающие разрешение взглянуть на ее лицо и руки. В этих сообщениях передается, что женщина предложила себя [для замужества] Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а он посмотрел на ее лицо и не пожелал ее.
«И когда Умар (да будет доволен им Аллах) сказал в своей проповеди: «Знайте, что вам нельзя злоупотреблять приданым женщин», и женщина с покрасневшими щеками сказала: «Вы выражаете [мнение] с помощью своего [личное] мнение, или вы слышали это от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ибо действительно мы находим в Книге Всевышнего Аллаха противоположное тому, что вы говорите…?» Следовательно, рассказчик упомянул, что у нее покраснели щеки, и здесь содержится уточнение, что лицо ее было открыто.
«И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидел руку женщины, не окрашенную хной, и спросил: «Это рука мужчины?»
«И когда Фатима (да будет доволен ею Аллах) отдала одного из своих двоих детей Билалу или Анасу (да будет доволен ими Аллах), Анас сказал: «Я увидел ее руку, и она выглядела как полумесяц».
«Таким образом доказано, что смотреть на лицо и руки нет никакого вреда. Кроме того, лицо — место кола, а рука — место кольца… При этом нет сомнения, что разрешено смотреть на ее одежду, и страх перед искушением при этом не учитывается, а взгляд на ее лицо и руки такие же. Аль-Хасан ибн Зияд передал от Абу Ханифы, что разрешено также смотреть на ее ногу, как было упомянуто ат-Тахави, потому что так же, как ее пытаются показать свое лицо при работе с мужчинами и показать руку при получении и даче , ее пытаются показать ноги, когда она ходит босиком или в сандалиях, и она не всегда может найти обувь [когда выходит на улицу]. Упоминается в «Джами аль-Барамика» , от Абу Юсуфа передано, что разрешено смотреть на ее предплечье еще и потому, что при выпечке и стирке одежды ей также разрешается показывать предплечья. Было сказано: «Аналогично разрешено смотреть и на ее передние зубы, потому что они появляются у нее, когда она разговаривает с мужчинами».
«Все это – когда смотреть не с желанием ( шахва ). Если человек знает, что, если он посмотрит, у него появится желание, то ему не разрешено смотреть ни на какую часть ее из-за его заявления (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто бы ни смотрел на красоты чужой женщина с желанием, [расплавленный] свинец будет вылит ему в глаза в День Воскресения», а Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не следи за одним взглядом другим взглядом, ибо действительно первый [разрешён] для тебя, а второй против тебя», подразумевая под вторым, что человек делает это намеренно с желанием… И то же самое происходит, если его преобладающее мнение состоит в том, что, если он посмотрит, он станет желанным, потому что преобладающее мнение в этом деле — реальность то, что нельзя знать [с уверенностью], точно так же, как и с уверенностью».
Позиция Малики
Что касается маликитов, то их позиция такая же, как отметил аль-Харши на полях к Мухтасару Халилу (1:347): « Аурат свободной женщины перед иностранцем – это все ее тело, даже ее распущенные волосы и чуб, за исключением лица и рук, снаружи их и внутри. Кроме того, смотреть на них (лицо и руки) без удовлетворения, без страха перед искушением и без причины дозволено, даже если это молодая женщина. Малик сказал: «Женщина может есть с неблизким родственником ( гайр дхи махрам ) и со своим слугой-мужчиной, а также иногда она может есть со своим мужем и другими из тех, с кем он обедает». Ибн аль-Каттан сказал: «Это содержит доказательство дозволенности женщины показывать свое лицо и руки иностранцу, поскольку невозможно есть иначе, как таким образом [т.е. показывая лицо и руки]». эквивалентный [отрывок] более подробно [найден] в Шарх аль-Мувак аль-Хаттаба (1:499).
‘Алиш сказал в «Мина аль-Джалиль» (1:133): «Таким образом, ей разрешено открывать их [то есть лицо и руки] перед иностранцем, и он может смотреть на них, если он не боится искушения. Если есть страх перед искушением, то Ибн Марзук сказал: «Известная позиция мазхаба – это обязанность скрывать их». Аналогичный [отрывок] [найден] в «Мавахиб аль-Джалиль » аль-Хаттаба (1:399, 500).
Позиция Шафиитов
Позиция шафиитов – это то, что было упомянуто ан-Навави в «Китаб ан-Ника» от аль-Минхаджа в его заявлении: «Зрелому мужчине запрещено смотреть на аурат зрелой иностранной свободной женщины, и подобным же образом [запрещается смотреть] на ее лицо и руки, когда боишься искушения, а также когда он защищен от искушения, по правильному мнению».
Аль-Хатиб аль-Ширбини ниже в своем заявлении сказал: «согласно правильному мнению», «и имам [аль-Джувайни] пришел к выводу, что мусульмане согласны с запретом женщинам выходить на улицу с открытыми лицами, и [он рассуждал] этот взгляд — это действие, от которого больше всего можно ожидать искушения и возбуждения желания… А вторая точка зрения состоит в том, что это не запрещено, и Имам [ал-Джувайни] приписал это большинству ( джумхур ) [шафиитов ] и два шейха (ан-Навави и ар-Рафии) приписали его большинству ( актарину ).
«[Аль-Иснави] сказал в «Аль-Мухиммате» следующее: «Это правильное мнение, потому что большинство его приняло. Аль-Балькини сказал: «Придание веса ( тарджих ) [одному мнению] зависит от силы разума, а приговор ( фетва ) выносится в соответствии с тем, что содержится в аль-Минхадже »… То, что имам передал относительно соглашения о запрете женщин, то есть правители, запрещающие им [появляться с открытыми лицами], противоречит тому, что аль-Кади Ияд рассказал от улемов о том, что женщина не обязана скрывать свое лицо на своем пути и что это только хорошая практика ( сунна ), и мужчинам [обязательно] отводить от них взгляд из-за аята [т.е. 24:30]. Автор (ан-Навави) рассказал об этом в Шархе Муслиме и одобрил это. Один из современных учёных сказал, что в этом нет никакого противоречия, скорее им это запрещено не потому, что сокрытие [лица] для них обязательно по своей сути, а потому, что в этом есть общая польза, и в уходе[ запрет] является посягательством на честь ( муруа ). [Здесь] заканчивается [высказывание аль-Иснави]. Внешний смысл заявления двух шейхов заключается в том, что сокрытие [лица] обязательно само по себе, поэтому [необходимости] в этом примирении не возникает, а заявление аль-Кади является слабым». См. Мугни аль-Мухтадж (3:128, 129). Эквивалентный [отрывок] [найден] в Нихаят аль-Мухтадж (6:184, 5).
Позиция Ханбали
Позиция ханбалитов – это то, что было упомянуто Ибн Кудамой в «аль-Мугни» (6:558,9) в «Китаб ан-Ника» в его заявлении: «Что касается мужчин, смотрящих на иностранку без причины, то это запрещено полностью согласно на очевидное заявление Ахмада… и аль-Кади [Абу Яла] сказал: «Запрещено смотреть на что-либо, кроме лица и рук, потому что это аурат , и ему разрешено смотреть на нее». с предосудительным ( карахах ), когда он защищен от искушения и взгляд без желания. Такова позиция аш-Шафии… [В поддержку] нашей точки зрения приводится высказывание Всевышнего Аллаха: «И когда вы просите у них чего-нибудь, просите у них этого из-за завесы» (33:53)… Что касается хадис Асмы, если он подлинный, возможно, что он был до ниспослания [стихов] хиджаба, поэтому мы понимаем его как таковой».
Рассмотрев эти четыре позиции, становится ясно, что все они согласны с запретом смотреть на лицо женщины с намерением удовлетворения или когда есть страх перед искушением. Преобладающей точкой зрения в мазхабе шафиитов и ханбалитов является запрет на это, даже если он защищен от искушения. Ханафиты и Маликиты допускают это только при условии защиты от искушений и намерения удовлетворения. Выполнить это условие очень сложно, особенно в наш век, когда коррупция стала широко распространенной, до такой степени, что она стала условием, которое почти невозможно выполнить в большинстве ситуаций, и по этой [причине] современные учёные из ханафитов запретил это категорически.
Ее порочность была передана в «Ад-Дурр аль-Мухтар» : «Если человек боится желания или сомневается, то смотреть на ее лицо запрещено. Таким образом, дозволенность просмотра обусловлена отсутствием желания, а в противном случае – запрещена. Это было в их время. Что касается нашего времени, Кухустани и другие запрещали смотреть на [лицо] молодой девушки, за исключением случаев, когда взгляд вызван необходимостью, например, когда судья и свидетель судят и свидетельствуют над ней…»
Аль-Хаскафи сказал в «Шурут аль-Салах» : «И молодой женщине запрещено открывать лицо среди мужчин не потому, что это аурат , а из страха перед искушением». И он сказал в «Баб ат-Тазир» : «Господин может сделать выговор своей рабыне, а муж — своей жене, если она не украсит [себя]» согласно его заявлению, «или откроет лицо перед лицом, не являющимся близким родственником». ».
Имам Абу Бакр аль-Джассас сказал в Ахкам аль-Коране (4:458) под Его заявлением Всевышнего: «Они должны накинуть свои джилбабы на своих [людей]», «в этом аяте есть указание на то, что молодая женщина повелела скрывать свое лицо от иностранных мужчин и проявлять скрытность и скромность при выходе в свет, чтобы подозрительные люди не пожелали их».
Мой отец, «Аллама Муфтий Мухаммад Шафи» (да помилует его Аллах), сказал в своем «Ахкам аль-Коране» (3:469): «И согласно этому объяснению, которое мы предложили, тексты и повествования, которые явно противоречивы, находятся в соглашение. Как вы знаете из приведенных нами вам аятов и повествований, что некоторые из них позволяют открывать лицо и руки, либо с уверенностью и убеждением, как хадис аль-Фадла ибн Аббаса по аль-Бухари и хадис Асмы бинт Аби Бакр в «Ас-Сунане » [Абу Дауда] и хадисе о той, кто предложила себя [для замужества] согласно аль-Бухари и [другим повествованиям], подобным им; и некоторые [аяты и повествования] допускают его как возможное толкование из-за разногласий, произошедших между сподвижниками (да будет доволен ими Аллах) при объяснении Его высказывания Всевышнего «кроме того, что кажется из него», подробности которого Прошло.
«И некоторые [стихи и повествования] запрещают открывать лицо и руки, а иностранцам смотреть на них, как Его высказывание Всевышнего «и оставайтесь в домах ваших» (33:33)… и Его высказывание Всевышнего «спросите это». из них из-за завесы» (33:53) и Его высказывания «они должны накинуть свои джилбабы на своих [людей]» (33:59) согласно объяснению большинства сподвижников и Его высказыванию Всевышнего, «за исключением того, что появляются из-за этого» (24:31) согласно объяснению «Абдуллы ибн Масуда…
«Таким образом, эти тексты Книги и повествования Сунны явно противоречат и противоречат, и в том, что мы вам упомянули, с помощью Всевышнего Аллаха эта проблема решена, ибо когда вы осознаете то, что мы сказали, вы поймете что все эти тексты согласованы по смыслу, хорошо согласованы в постановлениях, и все они действуют ( мухкам ) и не отменяются, но [частное] постановление обусловлено условиями, поэтому везде, где условия выполняются , разрешено, а где их нет, там и не [позволительно]…
«Все это происходит тогда, когда признается реальность различия между объяснениями Ибн Аббаса и Абдуллы Ибн Масуда. Наш учитель, благороднейший из учителей, Ашраф Али аль-Танави (Аллах озарит место его упокоения), сказал в книге, посвященной этому предмету, под названием « Илька ас-Сакина фи Тахкик Ибда аз-Зина», что нет никакой разницы между их объяснения при углубленном и внимательном рассмотрении, поскольку фраза «то, что появляется», хотя и объяснялась [Ибн Аббасом] как лицо и руки, но то, что приводится как исключение [в аяте], находится на [ морфологический] образец зухура (пассивного проявления), а не ижара (активного проявления). Это ясно указывает на то, что целью [стиха] является исключение того, что невозможно скрыть. Скорее, [это исключение], когда украшение появляется при напряжении и работе, без намерения показать его, потому что им может быть причинен вред, закрывая [лицо и руки] при напряжении и работе. В этом случае исключение также будет в соответствии с объяснением Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) о том, что лицо и руки могут появиться из-за необходимости, и это не противоречит утверждению Абдуллы Ибн Маса. ‘уд (да будет доволен им Аллах). Я говорю: и это значение подтверждается тем, что Ибн Касир сказал в своем объяснении Своего высказывания Всевышнего: «Они не должны показывать свои украшения, кроме тех, которые кажутся таковыми», «то есть они не должны показывать какую-либо часть своих украшений иностранцам, за исключением то, что они не могут скрыть».
В результате в Благородном Коране женщине предписывается оставаться в своем доме и не выходить из него, кроме случаев, когда в этом есть необходимость. Более того, если она выйдет из-за необходимости, то ей приказано скрыть лицо, надев джильбаб или паранджу и [таким образом], чтобы она не открывала свое лицо. Да, есть две ситуации, являющиеся исключениями из этого: во-первых, ситуация необходимости показать лицо, потому что сокрытие его причинит ей вред, как в [большом] скоплении людей, или для другой необходимости, как дача показаний. Во-вторых, ее лицо непреднамеренно обнажается во время напряжения и работы. В этих двух ситуациях мужчинам приказано опустить взгляд. И Всевышний Аллах знает лучше.
Такмила Фатх аль-Мулхим , т. 4, стр. 225-234.
Перевод Замилера Рахмана