На фоне развернувшейся дискуссии по исключению «Талибана» из списка террористов хочется внести и свою маленькую лепту по этой теме из неопубликованных материалов за 2023 год.
Пока действующие афганские власти в лице Движения «Талибан» на международной арене будут продолжать находиться в подвешенном состоянии, а вопрос об их официальном признании «висеть» в дискуссионном пространстве, талибовское руководство, как это не парадоксально звучит, может оставлять за собой право использовать нахождение т.н. международного «террористического интернационала» в своих внешнеполитических интересах. Здесь нельзя сбрасывать со счетов такие факторы, как «восточная» хитрость, местный менталитет, да и пуштунский кодекс чести «пуштун вали» никто не отменял (по крайней мере, именно его в свое время в качестве аргумента приводили лидеры ДТ, когда укрывали на своей территории лидеров «Аль-Каиды» Усаму Бен Ладена и Аймана Завахири).
Кроме того, такая ситуация «ни да, ни нет» с официальным признанием Исламского эмирата Афганистан долгое время продолжаться не может. В конце концов, талибы могут обидеться, замкнуться в себе и начать заниматься всякими нехорошими делами.
Обращает на себя внимание следующий факт – это заметное снижение в публичной плоскости по сравнению с первыми двумя годами нахождения у власти в Афганистане талибов озвучивания требований к ним относительно формирования инклюзивного правительства, роли и места женщин в общественно-политической жизни и т.п.
Сейчас эмиссары ряда зарубежных стран в общении с талибскими представителями основной акцент делают на обсуждении именно вопросов экономического взаимодействия, вкупе с вопросами безопасности, стараясь воздерживаться от менторского тона и критики методов управления государством и устанавливаемых в Исламском Эмирате Афганистан порядков, базирующихся на традиционной системе ценностей большинства афганского общества.
Чего, к сожалению, не скажешь о странах Запада, в первую очередь США, которые продолжают использовать ту же гендерную тему, причем в достаточно навязчивой форме, чтобы по-прежнему блокировать афганские счета в своих банках. Как представляется, Соединенным Штатам и их союзникам в какой-то степени даже выгодно держать Афганистан на «финансовой привязи», сохраняя при этом социально-экономическую нестабильность в стране для возможной дестабилизации всего региона в нужное для них время.
Таже добавлю: следуя логике вышеизложенных рассуждений, можно предположить, что данная тема также детально обсуждалась между Владимиром Путиным и Шавкатом Мирзиёевым в ходе государственного визита российского президента в Узбекистан.
Мы уже неоднократно писали об активной и взвешенной политики официального Ташкента на афганском треке своей внешнеполитической деятельности и длительных контактах с руководством Движения»Талибан», начиная еще с 1999 года, когда бывший министр иностранных дел РУз А. Камилов посетил Кандагар, где встречался с тогдашним лидером ДТ М.Омаром.
«…. в начале июня 1999 года, министр иностранных дел Узбекистана А. Камилов в Кандагаре встретился с основателем и лидером ДТ Моххамадом Омаром и передал ему письмо президента РУз И. Каримова, в котором речь шла о налаживании добрососедских отношений между двумя странами и создании атмосферы взаимопонимания и не противостояния.
А. Камилов также пригласил представителей властей ИЭА принять участие во встрече в Ташкенте в рамках инициированного Узбекистаном формата «6+2».
Олег СТОЛПОВСКИЙ, специально для ЦИРУ