Домой Мир Терроризма. База данных Борьба с терроризмом История расцвета и поражения «Хезбаллы»

История расцвета и поражения «Хезбаллы»

1982 год. Для Ливана трудные времена — бесчинства соколов Ясира Арафата, кровавая гражданская война, оккупация части страны сирийской армией, вторжение израильтян, пытающихся покончить с палестинскими боевиками.

В Ливане огромные массы обездоленных теперь готово защитить новое, национально-освободительное движение — «Хезбалла».

Лидеры, в идеологии созданного движения, объединили шиитский клерикализм и борьбу за социальную справедливость левого толка.

КСИР (тогда не такой мощный, как сегодня) принял решение поддержать «Хезбаллу». Небольшое число советников и незначительные финансовые вливания Корпуса позволили выстроить новую организацию, которую поддержали ливанцы, мечтавших о благополучии и мире.

Но не все было так просто. Сирия к началу 80-х специально для шиитов Ливана уже создала марионеточную организацию «Амаль», поэтому идеи и активность «Хезбаллы» вызвали крайнее раздражение Дамаска, спецслужбы начали охоту за её лидерами.

Своей активностью «Хезбалла» также начала мешать иранско-сирийским отношениям и поэтому совсем не удивительно, что когда Хасан Насралла, тогда один из видных представителей движения, прилетел в Иран, то оказался в тюрьме.

Против «Хезболлы» боролись не только сирийцы и израильтяне, но и официальный Тегеран, который относился к детищу КСИР с явным неодобрением.

Но «Хезбалла» не только выстояла, но сумела превратиться в сильную и успешную организацию.

В 1992 году после уничтожения израильтянами лидера движения Аббаса аль-Мусави, новым рахбаром был избран Насралла.

«Хезболла» успешно атаковала израильтян на протяжении нескольких лет и даже к концу 1990-х выбила противника с территории Южного Ливана.

Движение того периода не только удачно боролась с врагом, но проводила успешную социальную политику, привлекательную для простых ливанцев.

Однако мир начал меняться и вместе с ним и «Хезбалла». Идейное перерождение движения, финансовая и военная зависимость от КСИР становились все более значимыми. Ошибки в принятии решений в движении следовали одна за другой.

В 2010-х для окрепшего КСИР, принявшего участие в геополитических играх, было крайне важным поддержать Асада.

Требование главного спонсора вписаться в сирийскую войну Насралле далось нелегко. В движении еще были живы командиры, которые помнили оккупацию Ливана и пытки в застенках сирийских спецслужб.

Правда, большинство лидеров движения представляли новое поколение, с совсем другой идеологией, для которых сила и принуждение стали важнее опоры на массы.

Тотальная зависимость от КСИР продолжала играть с «Хезбаллой» свою долгую злую шутку, и в глазах простых ливанцах движение окончательно себя дискредитировало.

Насралла заигрался в геополитику и обменял субъектность, идентичность и идеологию движения на финансовую поддержку Тегерана, проиграв всё, что можно было проиграть. Именно Насралле принадлежала главная негативная роль в перерождении «Хезбаллы», превратившая организацию в абсолютную прокси КСИР.

Кроме того, «Хезболлы» провалилась не только политически, но и проиграла военную схватку с израильтянами.

Уже в далеком 2006 году «Хезбалла» умело спровоцировала Израиль на военное вторжение, и ЦАХАЛ в серии изматывающих боев в городской местности, военную операцию провалил, потеряв солдат и репутацию.

Стратеги «Хезбаллы» были уверены, что и в нынешнем конфликте вновь втянут израильтян в серию тяжелых боев на подготовленной для обороны местности.  Но просчитались.

«Хезбаллы» сосредоточила свои усилия на наращивании военного потенциала, начисто забыв о контрразведке, сборе и обработке разведданных.

Насралла посчитал себя командующим современной армией, что давало всей верхушки движения чувство ложной неуязвимости и покоя.

Израильтяне в полной мере и с успехом воспользовались сосредоточением и централизацией, проводимыми лидерами движения, неумением анализировать новые угрозы.

Другими словами, лидеры «Хезбаллы» проявили тотальную некомпетентность, как в политике, так и в военном деле, за что и поплатились своими жизнями.

Сумеет ли новые лидеры переформатировать организацию и вернуть ее к первоначальным идеям, собственному видению будущего вместе с народом Ливана, избавиться от внешнего влияния?

Виктор Михайлов