Политика демократизации и укрепления свободы слова, проводимая в Узбекистане Президентом Мирзиеевым, создала условия для роста, свободного выражения мнений. Появилась масса блогеров, новых изданий, возросла роль соц. сетей, в информационном пространстве страны. В свете проводимой политики открытости, в Узбекистане наблюдается и рост религиозного сознания граждан. Этому способствовали реформы, в сфере религиозного законодательства, а также некоторые шаги, призванные снять напряжение, в диалоге государства и верующих.
Процесс роста религиозного сознания, в обществе, а также понимание государственных мужей, растущей роли религии, в современном Узбекистане, это — несомненно, позитивные и важные моменты. Но в тоже время, остается ряд проблем, которые сопутствуют позитивным тенденциям обозначенным выше.
Недостаток информированности, информационный голод, в религиозной сфере, и возникающие в этой связи затруднения.
Одной из важнейших проблем, является проблема, отсутствия информации, о многочисленных вопросах, возникающих в общественной жизни верующих. И здесь проблема не только мусульман, но и верующих различных религий. Вопросы могут возникнуть, совершенно различные, от например, дозволенности того или иного продукта, или отношения религии, к тому или иному вопросу.
Конечно, на богослужениях, и проповедях служители культа, раскрывают смысл того или иного запрета, или той или иной традиции. Таким образом, непосредственное участие верующих в религиозной жизни конфессии отчасти, удовлетворяет их любопытство. Не следует забывать, то что, существует и масса литературы, которая призвана приобщить верующих, к жизни в соответствии с канонами той или иной религии. Однако, не смотря, на то, что в целом особых проблем с информированностью – нет. Остается ряд важных вопросов, которые требуют своего решения, и активного участия пресс-служб религиозных объединений и в информационной жизни страны, и в соц. сетях и в интернете в целом. Вопрос первый, существует масса так называемых «латентных верующих», в различных религиозных направлениях. Обычно такие люди на вопрос: «кто вы»? Отвечают без раздумий: «мусульманин», православный», «буддист» и т.д. Однако их причастность, к той или иной религии является национальной, или традиционной. Типа: «дедушка был православным, и вот я православный», или «я узбек и поэтому мусульманин» это упрощенный подход к религии, но он встречается повсеместно. В этом подходе, нет ничего негативного. Таких людей, еще называют «не практикующие», ту или иную религию. Таких людей много, и храмы они посещают, в лучшем случае по праздникам, и их информированность в плане, знания основ своей религии, оставляет желать лучшего.
Есть и второй вопрос, требующий активного участия пресс-служб религиозных организаций, в общественной жизни страны. Рост числа верующих, в том числе, и не практикующих, создает, проблему «информационного вакуума» в религиозной сфере. Как известно вакуум или пустота, мгновенно заполняется, окружающей средой. Так и в данном случае. В интернете появляются и доморощенные религиозные деятели, и «пришлые», так как интернет не имеет границ. Есть и «уличные деятели» — люди, считающие себя знатоками религии. Многие из них не имеют религиозного образования, их утверждения спорны, не только с точки зрения той или иной религии, но и с точки зрения действующего законодательства.
Есть, еще одна важная тенденция, которая проявилась, вместе с ростом религиозного сознания граждан. Многие должностные лица, начали делать заявления, от имени религии. В тот же момент, действующее религиозное законодательство, гласит нам о светскости нашего государства и отделении религии от государства. Таким образом, заявления должностных лиц, могут быть восприняты лишь как личное мнение. Но в тот, же момент, они являются и заявлениями от имени религии, так как звучат именно так.
В качестве подобного примера привожу следующее. В последнее время, очень остро в обществе встал вопрос, обсуждения проблемы декриминализации ЛГБТ. Должностные лица сделали, в этой связи, следующие важные заявления, основываясь на религию.
«…Необходимо согласиться с тем, что подобный образ жизни не одобряется религией ислам, которой придерживается 97% населения Узбекистана, менталитетом и традициями общества. Однако каких-либо радикальных мер по отношению к меньшинствам не применяется. Декриминализация однополых отношений вызывает широкое возражение со стороны населения и особенно верующих не только мусульманского вероисповедания» — главный консультант аппарата Совета безопасности при президенте Окил Убайдуллаев.
«Я должен привести ещё одно свидетельство. Когда в Совете ООН по правам человека европейские страны инициировали принятие специального документа о защите прав ЛГБТ, Узбекистан, включая все мусульманские государства, покинул зал. Этим мы показали наше принципиальное отношение к этому вопросу», — Директор Национального центра по правам человека Акмаль Саидов.
Эти заявления должностных лиц, официально опубликованы, в зарегистрированных СМИ.
Как мы видим, в качестве основания, для отказа декриминализации ЛГБТ, должностными лицами использовалась религия. Но, тем не менее, Узбекистан это светское и демократическое государство.
Возникает вопрос, а почему молчали пресс-службы религиозных организаций по такому важному вопросу?
Таким образом, можно выдвинуть предположение, что неучастие пресс-служб религиозных организаций, в процессе обсуждения вопроса декриминализации ЛГБТ, было заполнено заявлениями должностных лиц, которые в некоторой степени можно воспринять как заявления от имени религии.
Это один из моментов, когда слабость пресс-служб религиозных организаций, их неучастие, в обсуждении серьезных вопросов, вызывает «неловкие моменты», в информационном пространстве. «Пусть воробья зарежет мясник» — так гласит узбекская народная пословица, вопросами религии, и заявлениями от имени религии в светском и демократическом государстве уместно заниматься религиозным деятелям и пресс-службам религиозных организаций. Это по праву, их поле деятельности.
Возможные пути выхода из кризиса информационного голода, в религиозной сфере.
Обозначившиеся тенденции роста религиозного сознания, роста авторитета религии, в жизни общества и государства, требуют создать серьезную информационную систему, в которой бы пресс-службы религиозных объединений играли важную роль. Эта система, призвана отвечать в режиме он-лайн диалога на вопросы верующих, давать экспертные заключения, на различные религиозные темы. А также противостоять невежеству и откровенному экстремизму, со стороны «псведорелигиозных деятелей».
Следует создать, мощную он-лайн площадку, для обсуждения и удовлетворения запросов верующих людей, в которых пресс-службы религиозных организаций будут играть ведущую роль.
Одним из «первых звонков», назревшей реформы диалога религиозных организаций и общества, стали усилия Духовного Управления мусульман, в деле повышения безопасности дорожного движения. Официальные СМИ сообщили нам, о фетве изданной Духовным Управлением мусульман. «Водитель, погибший в результате несчастного случая из-за превышения скорости, по шариату является самоубийцей, говорится в фетве Управления мусульман. В управлении также перечислили другие действия за рулём, совершение которых является недопустимым» — так гласит данная фетва, опубликованная в ряде СМИ.
Интересно, что случай описываемый, в фетве, является заключением богословов, с использованием Корана, Хадисов и мусульманской традиции. Ведь автомобилей, в прошлом не существовало. Это яркий пример взаимодействия религиозной организации, и СМИ, в общем деле обеспечения безопасности. Конечно пресс-служба, которая занималась распространением, объяснением, и взаимодействием со СМИ, играла в этом процессе, не последнюю роль.
Здесь в этом описываемом моменте важен и авторитет источника, и степень охвата через СМИ, и соц. сети максимального количества аудитории.
Распространением подобной информации, была пресечена деятельность «псведорелигиозных деятелей», которые возможно, вели иную работу, или имели иное мнение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Я доволен журналистами и блогерами, которые поднимают и освещают проблемы в системе. Именно они пролили свет на многие проблемы и проделанную работу. Конечно, эти вопросы нужно решать простым языком. Обычно они сравнивают многие проблемы со странами, которые они изучали, то есть с развитыми странами. Но они также должны понимать, что у нас уже 3 года действует открытая политика. А свободе стран, которые сравнивают журналисты и блогеры, уже 300 лет». Так сказал Президент Мирзиеев.
К сожалению, в этих цитатах не отмечаются заслуги Пресс – служб. Хотя как мы видим, и заслуг тоже особых нет.
Надо учиться, это пока не информационная война, но ее элементы присутствуют явно. Пресс – службы религиозных организаций, должны больше анализировать, изучать современные методы противодействия дезинформации, оперативно реагировать на выпады. Правильно организовывать интервью и пресс – конференции. Изучать возможные, последствия тех или иных ответов руководителей. Быть на шаг впереди. Формировать общественное мнение, а не реагировать, на возникающие обсуждения. Находится в постоянном диалоге с журналистами и блогерами. Важнейший компонент прозрачности и открытости это профессиональная Пресс – служба религиозной организации. Свобода слова, это неисчерпаемое поле деятельности для Пресс – служб религиозных организаций.
Рост религиозного сознания, укрепление роли религии, в обществе и государстве. Понимание со стороны государства важности религии, в деле построения гражданского общества, создает предпосылки, для поступательного развития всех сфер жизни нашей страны.
Но при этом, возрастает также, роль, и важность, степени информированности населения, о религиозных нормах, взаимодействии религии, и государства, а также собственно религиозных вопросов, культа и постулатов, той или иной религии.
В этих условиях пресс-службы религиозных организаций, будут играть, все большую и большую роль. А сами религиозные деятели, будут обязаны учитывать пристальное внимание СМИ, к своим персонам, высказываниям и экспертным заключениям.
Уровень информированности населения, и общества, по важнейшим религиозным вопросам, и при этом, качество работы пресс-служб религиозных организаций это также, вопрос безопасности.
Потому что масса «псевдорелигиозных деятелей», как в интернете, так и «на улице», дестабилизируют, информационное поле, своими неверными суждениями и домыслами, а нередко и прямо проповедуют экстремизм. В этом свете работа пресс-служб религиозных организаций особо важна.
Укрепление взаимодействия религиозных организаций, и их пресс-служб, в информационном поле страны, со СМИ и институтами гражданского общества, невозможно достигнуть, без помощи государства и активного участия институтов гражданского общества, в данном процессе. Однако именно от того как пойдет данный процесс во многом зависит, не только безопасность, и стабильность, в стране, но и в какую из сторон, позитивную или негативную, будет направлен рост религиозного сознания граждан.
САГИТОВ Ринат