Домой Наши работы Спорное высшее образование или дорога в никуда….

Спорное высшее образование или дорога в никуда….

Экономическое развитие страны напрямую зависит от инвестиций. Для развития промышленности и роста экономики нужны дороги, включая железные, электрические и волоконно-оптические сети, газовые магистрали.  Инвестиции в инфраструктуру – самое главное для государства. Однако, не менее важный вид инвестиций — это образование детей. Именно поэтому по всему миру родители среднего достатка заранее начинают откладывать финансовые средства для высшего образования своих детей.

Обратите внимание на страны, в которых наиболее высокий уровень жизни населения и высоки социальные пакеты. Я имею ввиду страны западной и северной Европы, кстати, в которых почти нет полезных ископаемых. Зато развиты современные технологии. И в образовании – главный упор там сделан именно на технологическое образование, в том числе на IT.

Обратите внимание еще на такой факт. Богатые шейхи из арабских стран отправляют своих детей учится в страны Европы, США в ведущие университеты, именно на факультеты, связанные с технологиями. Почему? Да потому, что в таком случае им нет необходимости беспокоиться за будущее благополучие своих наследников. Потому, что нефть и газ скоро закончатся, или зеленая энергетика похоронит их еще раньше.

Ну и в Узбекистане некоторые бизнесмены и чиновники тоже начинают понимать важность качественность высшего образования и стараются найти варианты обучение своих детей в университетах Европы и США.  Инвестиции в образование собственных детей – необходимо всячески стимулировать и поддерживать.

Правда, некоторые семьи решили, что их дети должны получить духовное образование. В этом нет ничего плохого. Средние и высшие религиозные учебные заведения Узбекистана широко известны за рубежом, в них стараются поступить абитуриенты из многих стран мира.

Часть из таких родителей, скорее всего попав под веяние моды, непонятно кем привнесенной в Узбекистан, строят планы для своих юных отпрысков получить духовное образование в других странах. А такое решение чревато предсказуемыми последствиями.

Давайте попробуем разобраться в такой необычной проблеме.

Во-первых, узбекских детей отправляют учиться в Египет, Королевство Саудовской Аравия (КСА), Турцию, Тунис, Алжир, Иорданию, Бахрейн. В этих странах, в учебных заведениях сильны салафитские догмы. Меньше всего хочется погружаться в теологический спор между последователями ханафитского мазхаба, суфиями с одной стороны и салафитами с другой. Обе стороны считают, что лишь они последователи «истинного ислама», по-разному толкуют его содержание и обвиняют друг друга в неверии (такфир).

И вот, представьте себе, юноша из Узбекистана попадает в учебное заведение с сильным салафитским влиянием, в противовес с традиционным для Узбекистана ханафитским мазхабом. В голове такого юноши начинается вариться каша, ему трудно анализировать и оценивать полученную информацию. Ведь такая информация во многом противоречит тому, что он изучал дома. Чаще всего полученного дома образования недостаточно для того, чтобы устоять перед натиском преподавателей салафитов, чаще всего ваххабитов, которые всячески стараются прессовать информацией и максимально радикализовать студентов, в первую очередь иностранных. Мало кому удается устоять перед таким давлением.

В-вторых, о том, что в арабских странах, в исламских учебных заведениях преподают радикалы и экстремисты, ни для кого не секрет. Более того, спецслужбы этих стран стараются с ними борются, их арестовывают, судят и сажают на длительные сроки.   Но на их месте появляются новые домля.

Вот вам лишь один пример из арабских СМИ: (https://www.shorouknews.com/news/view.aspx?cdate=30092021&id=011cd006-63ec-4f48-a53a-4945971cc10b) об аресте шейха Махмуда Шаабана, профессора риторики и критики в Университете Аль-Азхар. Интересно, что профессор был арестован через 4 дня после отбытия срока по обвинению в подстрекательстве к насилию, присоединении к террористической группе и посягательству на общественный порядок.

Нет необходимости перегружать статью аналогичными фактами, которые можно спокойно найти в интернете.

В-третьих, есть также немало примеров, когда студенты из Узбекистана или из узбекских диаспор других стран ЦА, после получения религиозного образования за рубежом примкнули к международным террористическим организациям (МТО). Приведу лишь два примера, когда выпускники иностранных духовных учебных заведений стали лидерами двух МТО.

  1. Акмал Джурабаев (позывной «Хожи Юсуф») — Амир «Катайиб Имам Аль-Бухарий», МТО, ведущей активные боевые действия в Сирии и ныне в Афганистане, включенная в список террористических организаций многих стран мира.

Акмал Джурабаев родился в 1974 году в Узбекистане, в Ферганской долине, в городе Наманган. В 1993 году Акмал принял активное участие в конкурсе чтецов Корана, организованного миссионерами радикально-исламистского течения «Таблиги Джамаат» в Наманганской области. Более того стал одним из победителей этого конкурса. Акмал к 20 годам принял решение — уехать для учёбы «на имама» в Королевство Саудовская Аравия.

До поступления на первый курс факультета «Даъват» знаменитого университета «Жамиятул — Исломия» в Медине, молодому наманганцу необходимо было улучшить знания арабского языка. Чтение Корана, освоенного еще на родине, не хватало для получения высшего теологического образования. Поэтому первые шаги на ниве образования Джурабаев начал делать на языковых курсах в Мединском университете «Уммул Куроъ».

В начале 1999 года во время своего паломничества в Медину Тахир Юлдаш, лидер Исламского движения Узбекистана познакомился с Акмалем Джурабаевым и привлек его в ряды ИДУ. Уже после начала войны в Сирии Джурабаев перебрался в Идлиб, где основал «Катайиб Имам Аль-Бухарий», в которой воюют боевика с паспортами граждан Узбекистана и других стран ЦА.

  1. Сироджиддин Мухтаров (позывной Абу-Салоха) – Амир «Катибат аль-Таухид валь Джихад». Основал МТО в 2014 году, в которую входят в основном выходцы из Ферганской долины. Группировка базируется в сирийском Идлибе.

Сироджиддин Мухтаров в начале 2000-х получил теологическое образование в Исламском университете Аль-Фатх аль-Исламия в Сирии. Именно там он стал идейным сторонником Аль-Каиды, глубоко изучил богословские труды исламских ученых, основателей радикального течения салафизма и ваххабизма Ибн Таймия и Абд аль-Ваххаба.

Весной прошлого из-за разногласий с лидерами курирующей МТО «Хаят тахрир аш Шам» помещен в зиндан.

Необходимо заметить, что среди полевых командиров МТО, воюющих в Сирии и Афганистане немало граждан Узбекистана, других стран ЦА, выпускников зарубежных исламских учебных заведений. А «имамы», примкнувшие к этим МТО – все получили духовное образование в арабских университетах.

Информация в этой статье для родителей, которые:

  • Мечтают быстро и качественно повысить уровень знаний арабского языка своих сыновей;
  • Отправляют своих детей за рубеж, якобы из-за отсутствия в Узбекистане хороших педагогов и образовательных программ;
  • Или скорее всего следуют моде и складывающемуся тренду.

Но есть еще одна причина, о которой многие родители предпочитают умалчивать. Они (родители) считают, что качественное духовное образование на Ближнем Востоке, позволит их детям быть популярными и востребованными среди паствы, что в свою очередь даст возможность монетизировать, полученные знания и высокое образование.

Так ли это? Очень спорные аргументы, которые разбиваются о реальную действительность, в которой молодые граждане Узбекистана становятся экстремистами или террористами.

В.МИХАЙЛОВ