В американских СМИ продолжают обсуждать визит делегации Конгресса США, который состоялся еще в конце марта. Цель визита – расширение сотрудничества в сфере безопасности и поддержка политических и экономических реформ в стране.
В состав делегации, которую возглавил депутат Палаты представителей с 27-летним стажем, входили также председатель комитета по вооруженным силам Майк Роджерс, законодатели Салуд Карбахал и Вероника Эскобар.
Послание, которое делегация донесла до руководства Узбекистана: Вашингтон желает расширить сотрудничество в сфере безопасности, одновременно поддерживая политические и экономические реформы в стране. «Если мы хотим, чтобы Узбекистан каким-то образом помогал нам, то мы должны быть в состоянии помочь им», — заявил в интервью Адам Смит.
Во время встреч американской делегации с Шавкатом Мирзиёевым, министром иностранных дел Бахтиёром Саидовым и министром обороны генерал-майором Баходиром Курбановым, Адам Смит подчеркнул ключевую роль Узбекистана в понимании процессов, которые сегодня протекают в Афганистане.
Руководство Узбекистана, в свою очередь, выразило готовность расширять стратегическое партнерство, которое берет свое начало с начала 2000-х годов.
Американская сторона выразила обеспокоенность ростом активности международных террористических организаций (МТО) в Афганистане, в первую очередь ИГИЛ-Хорасан, а также повышением радикализации в результате пропаганды идей экстремизма. «Узбекистан близок к тому, что может стать нашим партнером в противодействии ИГИЛ и других террористических организаций», — заявил конгрессмен. «Итак, теперь у нас есть партнер в регионе, с которым мы можем работать в области противодействия потенциальных угроз от МТО, радикализации населения, чтобы избежать таких террористических атак, какая была проведена в Подмосковье».
«Аль-Каида также все еще находится в регионе. Очевидно, что Талибан стараются бороться с ИГИЛ-Хорасан», — заявил конгрессмен. «Мы по-прежнему очень заинтересованы в безопасности в этом регионе. Но сегодня США больше не присутствуют в Афганистане, и мы лишены возможности контролировать какие-либо процессе в регионе. Именно поэтому нам нужны местные партнеры.
По мнению Смита, США должны проводить более гибкую стратегическую политику в регионе в конкуренции с Россией и Китаем, которые стараются ещё больше расширить своё влияние в регионе. В отличие от Москвы и Пекина, Вашингтон не строит в регионе свою инфраструктуру. Вместо этого он предлагает техническую помощь и работает через международные финансовые институты — усилия, которые Смит называет существенными.
По словам конгрессмена, один из способов, которым Соединенные Штаты могут помочь Узбекистану, — это помочь найти способ достижения цели этой страны, не имеющей выхода к морю, по созданию железнодорожного сообщения через Афганистан и Пакистан к Индийскому океану. Несмотря на вывод войск из Афганистана в 2021 году, у Соединенных Штатов все еще есть интересы в этой стране, и Ташкент, который поддерживает тесные отношения с Талибаном, может помочь урегулированию этих отношений, заявил Адам Смит.
В 2021 году Конгресс выделил 10 миллионов долларов в рамках программы иностранного военного финансирования для повышения потенциала безопасности границ Центральной Азии и борьбы с терроризмом, включая поставки транспортных средств, оборудования связи и обучение специалистов. Отвергая предположения России о том, что США стремятся открыть военную базу в Центральной Азии, Смит заявил, что такого плана у США нет.
Встретившись с президентом Узбекистана в Ташкенте, Смит назвал Мирзиёева «умным парнем», который двигает Узбекистан «в правильном направлении». «Я думаю, что он искренне пытается улучшить свою экономику, бороться с терроризмом, но стране предстоит пройти долгий путь», — сказал он.
Как и по многим вопросам, демократы и республиканцы расходятся во мнениях по Центральной Азии. Однако Смит подчеркивает, что «большинство членов Конгресса не обращают внимания на эту часть мира. Здесь нет продуманного подхода». «Если бы вы опросили 435 [представителей] за их двухлетний срок, сколько раз они думали об Узбекистане? Очень немногие. Я бы сказал, что, вероятно, 400 из них никогда об этом не думали», — сказал Смит.