Домой Наши работы В СМИ Салафиты Казахстана как движущая сила рекрутов для джамаатов ИГИЛ на Ближнем Востоке

Салафиты Казахстана как движущая сила рекрутов для джамаатов ИГИЛ на Ближнем Востоке

Казахстанские политики совершенно справедливо гордятся принятым в 2011 году Законом «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», который более либеральный по своей сути, чем аналогичные в соседних государствах. Конечно, либеральное, построенное по принципам Европы законодательство, совсем неплохо, но как быть с ростом радикальных настроений в молодежной среде и как следствие — облегчение работы вербовщиков по поиску рекрутов для джихад на Ближнем Востоке?

Ни для кого не секрет, что к радикализму, особенно молодежи приводит множество факторов, среди которых: резкий рост религиозных настроений в обществе, свободное хождение идей салафизма, чуждых традиционному исламу, характерному для центрально-азиатского региона.

Об этом написано достаточно много. Но вот, как быть с такой тенденцией, что могут предложить государственные структуры, ответственные за религиозный климат в обществе, не очень понятно.

Экспертному сообществу в настоящее время остается пока лишь констатировать все возрастающую радикализацию некоторой части казахской молодежи. А молодежь, как известно, наиболее активно подвергается обработке вербовщиками из различных террористических группировок, базирующихся в Афганистане, Сирии и Ираке.

Для вербовщиков радикально-экстремистких группировок характерна активность в местах наибольшего скопления людей (по большей части не очень богатых) на городских рынках и базарах. Казахстан не является исключением из сложившейся практики. Успешную вербовку местных салафитов можно констатировать на примере рынка «Колхозный» в городе Актобе.

Многие торговые места на этом рынке контролируют предприниматели – сторонники движения салафитов. Раздача неимущим бесплатной одежды, сопровождается откровенным насаждением идей радикального ислама. Наверное, поэтому не удивительно, что граждане Узбекистана, приехавшие на заработки в Актобе, получившие кипу бесплатной одежды и порцию салафитской литературы, заразились идеями радикального ислама.

Поддержка некоторыми гражданами Узбекистана (находящихся на заработках в Казахстане) «всемирного» Халифата ИГИЛ, пытающегося закрепиться сегодня на Ближнем Востоке – следствие тлетворного влияние радикальной секты местных салафитов, как впрочем, и ожидаемое перевоспитание в тюрьмах, зонах и колониях, но уже у себя на родине.

Молодые ребята, с которыми работают вербовщики в ряды салафитов, особенно активные в некоторых мечетях столицы Казахстана Астаны и города Туркестана. А молодежь, как известно — хороший материал для рекрутирования на джихад в джамоаты ИГИЛ в Сирию и Ирак. Такая активность иногда бывает и эффективной, потому как финальный аргумент вербовки в виде авансового платежа в 5 тыс. долл. некоторыми рекрутами салафитов принимается благосклонно.

Например, умело обработанный идеями радикально ислама, в общем, уже немолодой человек Суюнбе Керимбкеков (ему почти 40 лет) из Туркестана принял для себя роковое решение — отправится на джихад в Сирию, а гонорар в 5 тыс. долл. оставил своей семье. Будут ли последующие переводы денег на поддержание семьи неизвестно, да так ли это важно, когда опора и надежда детей сгинет на чужбине в борьбе за интересы непонятного кого и непонятно зачем.

Возвращаясь к теме базаров можно рассказать о рынке «Дина», что раскинулся в городе Актырау в одноименной области. Рынок – самый настоящий рассадник местных салафитов. Оскорбление женщин без хиджаба — здесь норма. Оскорблять пытаются и мужчин, одетых не так как подобает истинному мусульманину и без праведной бороды. Провокации конфликтов со стороны продавцов -салафитов полностью игнорируются местными правоохранительными органами. Это, в общем, и не удивительно. На Востоке граждане, контролирующие рынки всегда находятся с представителями правоохранительных органов в тесных, деловых отношениях. В данном случае, местная полиция никаких серьезных мер против салафитов не применяет. Может потому, что, по мнению местных жителей, для некоторых полицейских продавцы–салафиты – братья по взглядам на ислам саудисткого толка?

Странная ситуация для чиновников Актырау, которые сквозь пальцы смотрят на дерзко откровенную пропаганду идей салафизма от владельца рынка «Дина» Ахмеда Кенесова, который в своих проповедях уверяет собратьев по секте, что светскому режиму в стране быть не более 5 лет. А вот потом, когда истинные мусульмане придут к власти в стране, при Халифате всеобщее счастье придет ко всем, кто готов жить по законам шариата.

Перечисляя города, в которых салафиты чувствуют себя в своей тарелке, можно назвать и город Актау. Здесь ячейка секты обосновала свои сборища в кафе Шамс. «Добропорядочных» мусульман не смущает факт того, что хозяин кафе тесно связан с местным криминалитетом. Главное ведь уютное место, где можно вести активную вербовку новых сторонников радикального течения в исламе.

Констатируя рост религиозных настроений в казахстанском обществе, невозможно не сказать про множество спонсоров (причем, из государственных структур), поддерживающих строительство мечетей. В таком своеобразном деле есть, кому подавать пример. В экономической столице Казахстане городе Алматы на территории массива Каскелен действует мечеть, построенная на пожертвования младшей дочери Президента страны — Динары Назарбаевой.

Понятно, что собственный авторитет у простых граждан можно поднять гораздо скорее строя мечети, чем инвестированием, к примеру, в образование молодежи, строительством инфраструктуры, помощи молодым в реализации собственных бизнес проектов, которые сегодня называют модным словом – стартапы.

Динаре Назарбаевой подражает известная в городе Кызыл-орда бизнес леди Гуля, контролирующая в городе с десяток торговых точек на рынках города. На свои пожертвования она построила в родном городе одну из самых красивых мечетей. Возможно, что дополнительную лепту в эту мечеть вложил и её супруг – депутат парламента Республики Казахстан.

Чиновники Казахстана не самые бедные люди в стране, поэтому не удивительно, что стараются соблюсти одну из основных заповедей ислама — пожертвование десятины от своих заработков на святое дело, а именно строительство мечетей.

В городе Актюбе многим знакомо имя руководителя подразделения, занимающегося проверкой технического состояния грузовых машин при местном МВД – Батырхан. Офицер полиции выделил часть заработанных денег, из которых строители возводят в поселке Опытный мечеть, рассчитанную на 200 прихожан. Отделочники торопятся, ведь дата сдачи объекта определена декабрем этого года.

Так уж случилось, что об этой мечети стало известно и за рубежом. Недавно в Актюбе приезжали «эксперты» по культовым сооружениям из Пакистана. Иностранных специалистов в Казахстан пригласил старший брат полицейского – Бахитхан, кстати, ранее отбывавший наказание в одой из колоний Казахстана за активное участие в деятельности местной ячейки джихадистов.

Возводили мечеть единомышленники Бахитхана и приглашенные строители из Узбекистана и Таджикистана.

Конечно, в такого рода благотворительности, нет ничего предрассудительного, если бы не тенденция.

Вот цифры, озвученные недавно главным имамом Южно — Казахстанской области А.Керимбек в интервью местным журналистам: «…в настоящее время на территории Казахстана функционируют более 2 500 мечетей, 788 из которых расположены в Южно-казахстанской области, в которой проживает более 2,7 млн. человек. При этом в 286 мечетях области созданы специальные центры по обучению ислама, где проходят курс обучения около 12 тыс. человек». Так уж получается, что рост религиозных настроений напрямую связан с ростом числа мечетей в стране. Теперь по новому закону достаточно собрать 50 подписей и в сельской местности можно открыть новую мечеть. А если учесть тот факт, что местные предприниматели не заморачиваются на поиск объектов для благотворительности, а просто дают денег на строительство новой мечети, то понятно, почему последние растут в стране как грибы.

Да и местная власть всеми своими действиями показывает, как жалует местных бизнесменов за такую благотворительность. Например, в начале осени этого года в поселке Каракай Махтааральского района на открытие мечети прибыли аким района С.Турабеков со своими заместителями С.Сериковым и Б.Жуматов. Ну а поскольку мечеть находится вблизи городка Джетысай, то и местный аким Ж.Бейсенбеев церемонию открытия мечети тоже не пропустил. И непонятно при этом, кого на самом деле приехало поддержать местное начальство: то ли местного бизнесмена – Кайрата, построившего мечеть на собственные деньги, то ли духовенство района или же жителей поселка?

Новые мечети начали активно функционировать в поселках Манкент, Мартобе Сайрамского района, в поселке Жана-аул, того же Махтааральского района.

Тогда не стоит удивляться тому, что в отдаленных населенных пунктах Южно-Казахстанкой области все чаще можно встретить молодых женщин, облаченных в черный хиджаб (когда видны лишь глаза) или молодых людей в религиозной одежде и отпущенной бородой. Эти внешние и другие признаки свидетельствуют, что салафиты все плотнее занимают свою нишу в религиозной жизни южных областей Казахстана. Кстати, в стране существует официальный запрет на ношение религиозной одежды в общественных местах, но судя по всему в этих районах, просто, некому поддерживать имидж светского образа жизни.

А вот кто ответит на вопрос: связан ли рост числа мечетей с увеличением количества рекрутированных на джихад муджахедов из Казахстана в ряды ИГИЛ и других террористических группировок? Наверное никто не ответит, потому, что вопрос скорее всего можно считать риторическим.

Еще одной из серьезных проблем, которую в скором будущем придется решать казахстанским правоохранителям, это дети, ставшие целевой группой, с которой сегодня пытаются интенсивно работать местные салафиты. Так случилось, что лозунг: «Главные инвестиции – в образование собственных детей» подхвачен салафитами и раскручивается, как никогда эффективно во многих регионах страны.

Доказательством того, что такое положение не фантазия автора, а сложившаяся реальность, может служить один из успешных бизнесменов, хорошо известный среди глубоко верующих Актюбенской области, как «Бауыржан».

Попавший под влияние пришлых в Казахстан салафитов, Бауыржан полностью изменил свой образ жизни, превратившись в адепта этого радикального течения в исламе. Теперь для предпринимателя из Актюбинской области, в общем, еще достаточно молодого человека, ему не более 35 лет, жесткое соблюдение норм шариата – правило существования. И это не было бы таким неприятным, если не его «благотворительная» деятельность.

В поселки Бештама, что в Алгинском районе Актюбенской области на деньги Бауыржана выстроена школа на 200 учеников. Школа общеобразовательная, существующая на пожертвования самого предпринимателя и знаменита тем, что в ней учатся дети из неблагополучных семей, которых собирают, в том числе и из других регионов Казахстана. Знаменита она еще и тем, что ученикам преподают основы ислама так, как то понимают последователи течения салафия.

Это был первый шаг Бауыржана инвестирования религиозное образование 200 казахских детей. Следующим было строительство интерната для детей, оставшихся без своих родителей. Интернат со всей инфраструктурой (в том числе: с многочисленными детскими игрушками, одеждой и питанием, зарплатой учителей) сегодня полностью содержат члены местной ячейки салафитов. При этом, совершенно естественно, и этому не стоит удивляться, что салафитскую литературу, основные принципы жизни по шариату – главное, что обязаны штудировать воспитанники детского дома.

Кстати, местные жители прекрасно понимают, что брошюры, содержащие нормы радикального ислама, чуждого казахским мусульманам, опасны для молодого поколения. Но их многочисленные обращения в правоохранительные органы ничего не меняют в сложившейся ситуации.

Большое удивление вызывает факт посещение школ учеников в религиозной одежде, а совсем удивительно, когда в такой одежде в школу приходят преподаватели.

А преподаватель русского языка и литературы средней школы № 30 в поселке Махтажан, что в Махтаальском районе, Турсунмурод Хасанов, посещающий со своими учениками старших классов по пятницам мечеть – просто поражает своим цинизмом. Для самого же учителя пятикратный намаз в присутствии своих учеников – обыденная норма.

В городах ситуация несколько иная. Когда фанатично настроенные родители пытаются отправлять своих детей в школу в традиционных хаджабах, то наталкиваются на сопротивление администрации учебных заведений нарушение законов светского государства.

Несмотря на то, что такие родители декларируют, что придерживаются правил жизни по законам шариата и отвергают демократические нормы, родители одной ученицы Бурлинского района Западно-казахстанской области обратились в гражданский суд с жалобой на администрацию школы, запретившей их дочери посещения школы в хиджабе. И что же? Судья естественно в рамках закона поддержал решение школы, а родители девочки просто запретили ей посещать школу.

Это не единичный конфликтный случай с ношением хиджаба в школу совсем не единичен. Так, в городе Семей в Назарбаевскую интеллектуальную школу перестала посещать ученица 9-го класса Айзера Шынгысбаева. Причина очень проста – родители категорически против того, что бы дочь ходила в школу без хиджаба.

Как же можно комментировать, недавно выпущенный в эфир пропагандистский видеоролик ИГИЛ, из которого следует, что десятки детей якобы из Казахстана активно тренируются в одном из базовых лагерей группировки?

Видео ролик свидетельствует обучение чтению и письму на арабском языке несовершеннолетних детей, которых, кстати, так же учат владению огнестрельным оружием. Слышно как с детьми говорят на казахском языке, используется так же и арабский язык. Видео картинка сопровождается субтитрами на русском, английском и арабском языках.

По данным же правоохранительных органов Казахстана зафиксированное число джихадистов с казахскими паспортами, которые сегодня воюют в отрядах ИГИЛ, превысило 300, из которых примерно половина молодые девушки. Лидеры группировки даже создали в структуре ИГИЛ казахский джамоат. И это только точно установленное число рекрутов, воюющих за халифат.

А сколько на самом деле муджахедов, для которых казахский язык является родным, воюют и в других террористических группировках в Афганистане, Сирии и Ираке? Точные цифры не знает никто.

Самое страшно то, что сложившая религиозная ситуация, в конце концов серьезно облегчает работу вербовщиков множества различных религиозно-экстремистских и террористических организаций, которых в Казахстане сегодня можно считать уже десятками.

Так уж получается, что там, где активны салафиты – там активны вербовщики на джихад и не имеет значение в какой стране или регионе действуют последователи этого радикального течения в исламе. «Истинно» верующий в сегодняшнем мире должен стать шахидом – этот посыл характерен в абсолютном большинстве стран, в которых идеология салафии пришлая, навязанная извне, но по странному стечению обстоятельств оказывается востребованной и популярной.

Практика так же показывает, что спецслужбы в этом самом большинстве стран, контролируют адептов салафизма, но связанные по рукам множеством запретов, могут лишь наблюдать за процессами разрушения устоев традиционных мусульманских общин. А может быть, профессионалы и не хотят вмешиваться в практику, при которой наиболее агрессивные молодые люди, попавшие под влияния чуждых верований, уезжают туда – подальше от собственной страны? Превратятся ли они там, в пушечное мясо или останутся калеками? Да и ради бога – как говорится в русской поговорке: «баба с возу – кобыле легче».

Такая позиция спецслужб, о которой все чаще пишут в СМИ, наверное имеет право на существование. При этом очень хочется надеяться, что в отношении стран Центральной Азии, такое мнение является ошибочным. А те факты, к примеру, упомянуты в предыдущих статьях о салафитах Казахстана являются единичными и правоохранителям в скором времени удастся справится с вербовщиками на джихад мусульманской молодежи этой страны.

А пока продолжу констатацию фактов о влиянии адептов салафии в различных регионах Казахстана и их «успехах» в переброске новых рекрутов в зону боевых действий на Ближнем Востоке.

Идеология джихада, радикального ислама, призывы восстановить законность шариата (в таком далеком от Саудовской Аравии) села Сайрам, одноименного района Южно-Казахстанской области, слышна во всех проповедях имама местной мечети некого «Абдурахмона».

Надо отдать должное этому имаму, который использует природный дар убеждения, выстраивает логические цепочки, которые завершаются единственным выводом: «… мусульманам не поможет никто, кроме самих мусульман, и которые должны исполнить обязательства, зафиксированные в Коране – начать уничтожать неверных, ради счастья всех «истинно» верующих. Для начала вам необходимо отправиться во вновь созданный халифат в Сириию и Ирак и там, если повезет, стать шахидом в борьбе за веру». Так вещает Абдурахмон и к нему прислушиваютя.

Вынужден констатировать — у сайрамского имама неплохо получается вербовать сторонников халифата на Ближнем Востоке. Среди поверивших в идеи салафии жители поселка Маникент Сайрамского района – Мамиржан Хайтметов и Анвар Кузиев. Оба превратились не только в адептов движения, но активно помогали ему в распространение идей радикального ислама среди своих земляков.

Правда, у А.Кузиева душа не выдержала – обычных увещеваний своих родных, близких и соседей оказалось недостаточным. Душа пожелала активных действий. И вот в августе этого года А.Кузиев, бросив свою семью, через Турцию отправился в Сирию, где примкнул к одной из террористических группировок, воюющей на стороне ИГИЛ.

Необходимо обратить внимание на то, что и М.Хайметов и А.Кузиев совсем не молодые люди – им уже за 40. Так, что не всегда юные ребята, попадают под влияние вербовщиков ИГИЛ, но и состоявшиеся в жизни и даже обремененные семьями мужчины.

Вернемся в Южно-Казахстанскую область в поселок Маникент, что в Сайрамском районе. М. Хайметов, один из успешных учеников местного имама Абдурахмона, активного последователя идей салафии, превратился в адепта этого чуждого для Казахстана течения в Исламе.

М.Хайметов, в отличии от своего земляка А.Кузиева, так же попавшего под влияние местных салафитов и уехавшего воевать в Сирию, на Ближний Восток не подался. Однако достаточно активно «работает» с сельскими жителями, убеждая их, в том, что лишь законы шариаты, по которым необходимо жить со всей строгостью, спасут их в судный день. А еще лучше, по мнению М.Хайметова, стать муджахедами халифата и отправится на священную войну против неверных, с которыми воюют истинные мусульмане. М.Хайметов очень старательный последователь своего учителя — имама Абдурахмона, ведь недаром его выбрали амиром, так называемого «Маникентского джамоата», местной ячейки салафитов.

Стоит обратить внимание на то, как бизнесмены в этом регионе, решают свои обязательства, в соответствии с заповедями Корана, по передаче десятины от своего заработка. К примеру, Муххиддин Музрапов, предприниматель из Сайрамского района, купил для лидеров местных салафитов М.Хайметова и Абдурахмона микроавтобус. Молодые бизнесмены берут пример со своего более опытного коллеги М.Музрапова и передают часть заработанных денег на поддержку мечети, в которой главную скрипу играют салафиты. Эти предприниматели свои обязательства перед Всевышним исполнили, но вот то, что с помощью их средств идет активная вербовочная деятельность мусульман района уже мало кого волнует, а жаль.

Необходимо констатировать, что и в других районах Сайрамского района действую активисты салафитских ячеек и почти всегда под прикрытием местных мечетей или даже медрессе.

Среди лидеров активной вербовки и пропаганды идей радикального ислама среди прихожан мечети, расположенной в селе Корабулак, необходимо назвать и имама Абдурафия Рахматуллаева.

Удивительно, что радикально настроен в своих проповедях и занятиях с учениками, глава медресе «Сарыагаш», расположенной в Сайрамском районе — Абдугаффар Сманов. Удивительно, то что Духовное Управление мусульман Казахстана (ДУМК) закрывает глаза на факты, хорошо известные местным жителям и ученикам медресе, многие из которых возмущаются откровенной пропагандой чуждых казахским мусульманам воззрений на ислам.

Более того возмущение активным внедрением салафитских идей в сельской округе уже привело в феврале этого года к межэтническому конфликту между казахами и таджикской диаспорой, проживающей в Сарыагашком районе. Тогда, под влиянием многочисленных и неопровержимых доказательств, предъявленных местными жителями – этническими таджиками, возмущенными радикалисткими проповедями А.Сманова, правоохранительные органы возбудили против последнего уголовное дело.

А.Сманов со своей стороны, в отместку за жалобы таджикской диаспоры, поднял всех своих родственников, соседей, прихожан мечети «Сарыагаш» (тогда она называлась «Убай ибн Кааб») и организовал массовые беспорядки в районе. Призывал А.Сманов отомстить таджикам, за то, что один из членов этой диаспоры убил казаха (правда на бытовой почве). Конфликт с большим трудом удалось погасить.

Радикализация молодых ребят в этом районе налицо, всем видно, как меняется внешний облик местных мусульман, их взгляды, отношение к религии, семье, государству. Однако серьезных шагов в борьбе с пропагандой идей крайнего исламизма, ни со стороны ДУМК, ни со стороны местных властей пока не видно.

По всей вероятности именно Сарыагашский район Южно-Казахстанской области лидирует среди регионов этой страны по количеству рекрутов, воюющих сегодня в различных террористических группировках на Ближнем Востоке.

Причина в этом достаточно прозаическая – многочисленные ячейки салафитов, которые берут свое, если не качеством, то уж количеством точно – созданный ими религиозный фон прекрасная база для вербовщиков джамаатов ИГИЛ.

Традиционно салафиты активно ищут потенциальных последователей своих идей в мечетях. Если имам мечети, сам разделяет взгляды салафитов, тогда почти все задачи по увеличению числа сторонников этой секты, можно считать решенными. Примеры, приведенные в предыдущих частях, свидетельствую именно о таком раскладе, сложившимся сегодня в Казахстане.

Иногда имамы мечетей, не идентифицируют себя с салафитами, более того, они могут читать проповеди, в которых осуждают чуждые Казахской умме воззрения на ислам, но будут закрывают глаза на то, что с их паствой индивидуально работают некоторые местные доморощенные исламистские активисты, доказывающие преимущества жизни по правилам, установленным салафитами.

Примерно так складывается обстановка в мечети «Эшан ата», что в поселке Абай Сарыагашского района. Рост радикальных настроений местного населения, скорее всего связан с двумя последователями идей крайнего ислама – некими Нуржан ака и Бахтберген ака. Эти двое прихожан мечети «Эшан ата» считают себя знатоками правильного, «чистого» ислама и навязывают свое понимание религии предков местных казахов.

Их активными помощниками или скорее партнерами по распространению понимания ислама, принятого в Саудовской Аравии и некоторых других арабских стран, являются двое граждан из соседнего Узбекистана – Дильшод и Шухрат Алимовы. Эта четверка достаточно эффективно «работает» с молодежью, разъясняя основные положения ислама, якобы правильно понимаемые лишь в странах Ближнего Востока. Судя по тому, как в сторону резкой радикализации меняется религиозный фон в поселке Абай и близлежащих селений, жители которых посещают мечеть «Эшан ата», можно сделать вывод, что упомянутая четверка умеет грамотно и эффективно работать.

Но, не только из Узбекистана приезжают в этот поселок иностранцы. Некоторое время назад местный житель поселка Абай, Тахир Акмалов принимал двух гостей из Турции. Последние говорили, о том, что приехали поддержать местную мечеть серьезными финансовыми средствами, однако в ней ни разу так и не появились. Зато у принимающей стороны – Т.Акмалова вместо убогой хижины, появился большой и добротный дом на окраине поселка.

Этот дом совсем через короткое время превратился в своеобразную базу для местных салафитов. Кстати, пожелавшие принять салафитские воззрения на ислам тоже в накладе не остались. У членов местной ячейки салафитов появились деньги и возможность интенсивной пропаганды «чистого» ислама среди родственников и соседей.

Результат такой активности не замедлил сказаться. По данным правоохранительных органов 11 молодых жителей поселка Абай уехали воевать на стороне ИГИЛ в Сирию. Кто то из них стал шахидом на чужбине, кто продолжает воевать, а кто-то, как поговаривают, ухитрился вернуться домой.

Называют даже имя одной такой девушки из поселка Абай – двадцатипятилетняя Нилуфар Нормурзаева еще в мае этого года уехала в Сирию в одну из террористических группировок, воюющих на стороне ИГИЛ.

Через пару месяцев, её видели рядом с домом, а теперь, поговаривают, она перебралась в Россию.

Виктор Михайлов