Арест некоторое время назад в Кыргызстане спецслужбами этой страны Рашода Камалова наделал немало шума в СМИ и стал обсуждаемой темой в блогосфере. Добровольные защитники, а так же борцы за права человека, становятся наиболее востребованы, именно в тот момент, когда в какой ни будь стране, происходит арест обвиняемого или обвиняемых в преступлениях, связанных с терроризмом. Правозащитники и адвокаты умело вываливают на стол перед журналистами кучу процессуальных нарушений, при которых был задержан обвиняемый, или о процессуальных же нарушениях при которых изымались улики против «бедного и несчастного», «просто верующего человека».
В таких случаях ошибки, которые совершают сотрудники спецслужб в процессе оперативных мероприятий при аресте фигуранта уголовного дела — выпячиваются, а криминальная жизнь обвиняемого упоминается вскользь или вообще не упоминается. Так было, есть и будет.
Примером может служить уничтожение Усамы Бен Ладена, которое некоторые правозащитники назвали чудовищным преступлением. Поэтому вряд ли стоит обращать внимание на попытки неких отдельных организаций и личностей, во что бы то ни стало спасти честь и достоинство «просто верующего человека», в данном случае — Рашода Камалова.
Так, кто же такой Рашод Камалов из-за которого поднялась маленькая буря в правозащитном движении?
История жизни этого еще достаточно молодого человека насыщена всего рода событиями, которые могли бы лечь в основу практического пособия для специалистов, основной работой, которых является выявление радикально-настроенных фундаменталистов, поставивших своей целью борьбу за свержение светских режимов.
Родился Рашод Камалов в 1978 году в Ошской области Киргизской Республики. Его отец – Мухаммадрафик Камалов был известным духовным наставником религиозно-экстремистской организации «Джихадизм», хорошо известный, и не только в Кыргызстане, как «Рафик кори». М.Камалов погиб в 2006 году, то ли в результате спецоперации против боевиков, то ли был просто уничтожен, как террорист доподлино не известно – официальные лица в Бишкеке выдвигали разные версии про смерть Рафик кори.
М. Камалов был достаточно образованным в исламе человеком и сумел привить хорошие религиозные знания своему сыну — Рашоду. У юноши был еще один авторитетный учитель – дядя по матери Мухаммад Аминов. Последний был не просто образованным теологом, он еще был увлечен идеями «чистого ислама» и поэтому совсем неудивительно, что 1995 году после окончания средней школы, 17 летним юношей, Рашод отправляется для получения классического исламского образования в Саудовскую Аравию.
Вначале Рашод углубленно изучал арабский язык в медресе в Мекке «Уммул куръо», а затем продолжил образование в Мединском Исламском Университете. Там в Университете он познакомился со своим земляком, неким А.Хакимовым – профессиональным вербовщиком рекрутов для джихада в Пакистане и Афганистане. Хакимов оказал сильное влияние на юношу, скорее всего именно он внушил молодому человеку, что главная и единственная цель истинных мусульман – свержение кяфирских правительств и построение Халифата.
Вернувшись на родину, Рашод стал помогать своему отцу в организации повседневной деятельности местной мечети «Ас-Сарахсий», в которой тот служил имамом.
После смерти отца, которую Рашод долго и сильно переживал, был назначен приемником в должности имама «Ас-Сарахсий» — образование в Саудовской Аравии позволяло исполнять такую работу в мечете.
И если у Р.Камалова были — какие ни будь сомнения в идеях чистого ислама, которые ему старались привить в Саудовской Аравии, то смерть отца отбросила все эти сомнения и Рашод погрузился в пучину радикально ислама и месть за родного человека стала для него серьезным испытанием.
Теперь борьба с ненавистным им светским режимом в Кыргызстане становится делом его жизни. Поддержка любого исламистского движения, главной целью которого является жизнь по законам шариата в Халифате – основная задача молодого имама. Только этим можно объяснить призывы в мечете к своей пастве – всеми силами бороться с кяфирами, служить главной цели мусульман: быть в джихаде везде, где требуется помощь истинных мусульман.
Можно просто перечислить наиболее заметные вехи, на пути Р. Камалова, чтобы убедиться в горе, которое он принес во множество домов киргизских семей. Домов, из которых молодые ребята уехали на джихад в Пакистан и Афганистан, Сирию и Ирак, где вначале стали муджахедами, а потом и шахидами в борьбе за призрачные идеи жить по законам шариата, в таком любимым их учителем Халифате.
Сразу после смерти отца в родном городке Кара-Суу в митинге, посвященном жизни Рафик кари, он обвинил спецслужбы Кыргызстана в преступлении и призвал прихожан присоединиться к партии «Хизб-ут Тахрир», которая готова освободить всех мусульман от ига светских режимов по всему миру.
Вообще мечеть «Ас-Сарахсий» в мире муджахедов – место известное, где истинным воинам Ислама и кров предоставят и накормят, напоят и обогреют. Настоящая малина. В мечети как в родном доме себя чувствовали боевики Союза исламского джихада (СИД), группировки, отколовшееся в 2002 году отИсламского Движения Туркестана (ИДТ).
В 2010 году после обучения в одном из лагерей СИД, расположенном в Пакистане, основам террористической науке в Кыргызстан прибыл некто по имени А. Кушмурадов. Перед боевиком СИД, родом из Таджикистана с позывным «Асадулло» хозяевами была поставлена задача – собрать боеспособную группу из 15 – 17 надежных и преданных идеям радикального исламизма молодых мусульман. Цель группировки – организация серии террористических актов в странах Центральной Азии.
Так вот, хлеб, соль и крышу над головой Асадулло нашел в мечети «Ас-Сарахсий». Как оказалось позже не только это. Молодой имам поддержал заданиеАсадулло и помог последнему восстановить фактически разгромленную ячейку «джахадистов», основу которой составляли активисты из Ошской и Джалабадской областей. Лидер ячейки Х. Джурабаев еще год назад был арестован и осужден. Оставшиеся на свободе «джихадисты» специализировались на логистике по переброски вновь завербованных рекрутов на театр боевых действий в Афганистан и Сирию.
Собрав под свое крылышко Ошских и Джалалабадских «джихадистов» Асадулло рассказал им о первом задании – совместно с казахскими единомышленниками совершить один или два террористических акта в соседнем Казахстане, после чего присоединиться к основным отрядам СИД в Афганистане. Но, что то не заладилось у Асадулло то ли предал кто то из своих, то ли готовились боевики неумело, однако о планах группировки стало известно местным спецслужбам и активность группировки была пресечена в самом начале, причем Асадулло был уничтожен, 8 членов группировки были арестованы, троим удалось бежать, а Р.Камалов отделался легким испугом.
Но, испуг прошел быстро, гостеприимная мечеть распахивала свои двери иностранным религиозным деятелям все чаще и чаще. Причем тем, кто рассказывал о справедливости джихада, войны с неверными, которую ведут справедливые моджахеды по всему миру. Так, например, в августе прошлого года Камалов организовал «ифторлик», на который прибыли гости из Турции и Бангладеш. Гости присоединились к призывам имама к своим прихожанам принять участие в «хижрате» в Сирии и Ираке. Турки и бангладешцы были убедительны, так же как имам мечети, результат как всегда был положительным – среди молодежи нашлись желающие, вопреки запретам родителей, отправится на священную войну на Ближний Восток.
Кроме традиционных проповедей в здании мечети, Р. Камолов использует и современные интерактивные способы распространения своих воззваний. У почитателей таланта молодого имама большой популярностью пользуется видеоролик, который доступен, в том числе и на различных гаджетах. В своей яркой, пылкой речи длительностью ровно 3 мин и 33 секунды Р.Камалов успевает рассказать о праведности джихада Исламского Государства и призывает молодежь стать муджахедами и присоединиться к воинам Ислама – ибо наша цель жить при Халифате – вещает Р. Камалов.
Не думаю, что надо с улыбкой относиться к такой специфической деятельности имама мечети «Ас-Сарахсий». Дело в том, что сегодня в Сирии и Ираке воюет несколько десятков выходцев из Ошской области, которые гордятся тем, что отправлены на джихад имамом Р.Камаловым.
Конечно, без помощников в организации вербовочной работы обойтись сложно, но сторонников у Камалова по всей Киргизии не так уж мало. Один из лидеров местного отделения партии «Хизб-ут Тахрир» Н. Юсупов, а так же амир андижанской ячейки «джихадистов» Ш.Каримов считают себя приближенными к учителю и делают все возможное, что бы «фетвы» на джихад, которые раздает имам, исполнялись в полном объеме.
Р. Камалов авторитетный и успешный организатор работы с выходцами из стран Центральной Азии (ЦА) не только в родном Кыргызстане, но и в других странах. Как удалось этническому узбеку из маленькой страны в ЦА создать в египетской столице и Александрии две эффективно действующие школы «джихадистов»? Однако факт остается фактом – через 2 школы прошли около 500 молодых мусульман, имеющих паспорта граждан ЦА, которые с гордостью называют себя последователями Рашода Камалова. Некоторые из них воюют сегодня в Сирии и Ираке и стараются поддержать свою «альма матер» финансами, как впрочем и многие бизнесмены из стран ЦА, проживающие сегодня в странах Ближнего и Среднего Востока. Для поддержки школ Рашод даже отправил весной прошлого года в Египет свою мать и двух дочерей.
Надо заметить, что финансовая составляющая в деятельности имама мечети «Ас-Сарахсий» составляет значительную часть. Рашод понимает, что деньги – хороший и действенный аргумент в любом начинании, особенно в таком важном деле как вербовка и рекрутирование боевиков на джихад в Сирию и Ирак.
Судя по всему, Р.Камалов не только грамотный теолог, но и от природы успешный бизнесмен. Сбор денег в «байтулмол» — общак, из которого выделяются финансовые средства для оказания материальной помощи семьям погибших в Сирии и Ираке боевиков – задача, которая возложена на одного из приближенных имама некоем Дильшоде – по кличке «Сайфуллох». Последний не просто лидер Кара-Сууйского районной ячейки «джихадистов», но хозяин «байтулмол» в который взносы вносят многие бизнесмены и чиновники Ошской области.
Не забывает Р.Камалов и о женщинах. Так вместе с одним из членов партии «Хизб-ут Тахрир» С.Хасановым имам выкупил, рядом со своей мечетью небольшое хозяйственное помещение, где помог жене Хасанова организовать женское медресе.
Перевод значительных сумм денег из страны в страну – самостоятельный бизнес, который Камалов сумел организовать, используя своих прихожан. Правой рукой в этом деле у имама служил М.Арипов, который переправлял наличность в размере от 1 млн. долл. Из Кыргызстана и Узбекистана в ОАЭ.
Камалов крупный владелец недвижимости в Ошской области, например в городе Кара-Суу ему принадлежат: трехэтажное здание бывшего Биткомбината, по ул.Нурахунова, мини футбольная площадка, частная больница (двухэтажное здание кардиологический центр) и кафе расположенное рядом с ним, двухэтажная гостиница по улице Султанабад, складское помещение «777», магазин «Муслима», несколько торговых точек на рынке «Тураталы».
Среди спонсоров имама — М. Дадажанов – официальный дилер Самсунга в Узбекистане, который ежемесячно выделяет около 5 тыс. долларов для работы «худжры» при мечети Ас-Сарахсий».
Вообще у Камалова грандиозные планы, например, при финансировании М.Дадажанова намеревался открыть в г.Кара-Суу собственную радиостанцию по вещанию религиозной тематики, на что просил выделить 100.000 долларов США.
К Камалову тянутся местные мусульмане еще и потому, что без его «добро» фактически не представляется возможным отправиться в традиционный «хадж».
Но при этом, хорошие связи в правоохранительных структурах не смогли ему помочь, соскочить с крючка местных спецслужб. Его несколько раз приглашали на профилактические беседы из-за тенденциозных проповедей в мечете, и дважды в 2010 и 2011 годах его задерживали за причастность к деятельности религиозно-экстремистской организации «Джихадисты». Однако, даже конкретные факты контактов имама с узбекскими боевиками в ИДТ не позволили привлечь его к ответственности.
А ведь правоохранителям было известно, что Р. Камалова, еще со студенческой скамьи в Университете «Уммул-Куръо» Саудовской Аравии, в хороших отношениях с террористом А. Джурабаевым, который так же готовился стать имамом. Позже А. Джурабаев стал одним из любимчиков Тахира Юлдаша –лидера ИДТ, получил позывной «Хожиюсуф» и в конечном итоге оказался в Сирии, где является главарем одной из самых дерзких террористических группировок, в которой воюют в основном выходцы из Узбекистана — «Катайиб Имам аль-Бухарий» (КИБ). В начале февраля 2011 года Хожиюсуфпригласил Камалова в Стамбул, где рассказал о своих планах по террористической активности в ЦА и попросил оказать помощь в организации места базирования, подготовки и отхода боевиков после совершения террористических атак. Справедливости ради надо заметить, что имам много чего пообещал, но ничего не сделал. Более того, через год, вначале 2012 года после того, как Хожиюсуф вновь обратился к своему однокашнику с просьбой приехать в Турцию и встретиться – отправил своего ученика из Оши Б. Исмоилова.
Но деньгами, к которым Камалов получил доступ, он с Хожиюсуфом все же делится. Так в начале прошлого года Камалову удалось собрать около 4 млн. долларов. Сумма не маленькая для Кыргызстана, а перевод наличности в Турцию, где деньги ожидали люди Хожиюсуфа совсем не простая задача. Имам решил разделить сумму на два потока, доверив трансферы местному бизнесмену некому «Нуриддину» и лидеру одной из ячеек «Хизб-ут Тахрир». Если Нуриддин свою задачу выполнил, то второй оказался провокатором и сдал всю операцию местным спецслужбам. Большую часть денег конфисковали, Нуриддин вынужден был все бросить и бежать из страны.
Неудачи и фиаско у Камалова случались и в его религиозной проповеднической деятельности. Например, летом 2013 года во время командировке в Корею, встречаясь со своими земляками в местных мечетях, Камалов пытался рассказать о долге мусульман поддерживать своих единомышленников, вставших на защиту исламских ценностей, воюя против неверных в разных странах мира. Неожиданно для него, местная мусульманская община прервала его выступление и попросила покинуть мечеть.
В апреле прошлого года разрозненные группировки «джихадистов» приняли решение объединить свои усилия в войне в Сирии и назначали встречу лидеров в Стамбуле. Во время встречи, на которой были приглашены полевые командиры «Яхьё», «Камол», «Абдухалил», «Махмуд», «Чол» присутствовал и имам мечети «Ас-Сарахсий» Рашод Камалов.
Еще один интересный факт. Камалова во время своих поездок в Саудовскую Аравию и Объединенные Эмираты познакомили с двумя братьямиНосировыми. Азамхон и Сайфулло, выходцы из Сурхандарьинской области Узбекистана, сумели организовать некоторых бизнесменов, своих земляков для сбора денег, на восстановление справедливости в странах ЦА. Братьям удалось привлечь несколько специализированных благотворительных фондов, готовых поддержать такую инициативу. Задача, которую поставили спонсоры дестабилизации перед имамом Камаловым, заключалась в том, что бы разработать план проведения акций гражданского неповиновения в Кыргызстане, самой демократической стране в ЦА.
Эта лишь маленькая толика, того, что известно о Рашоде Камалове. Ну а то, что правозащитники и журналисты стараются и борются за права человека и в том числе за имама Камалова не удивительно. Удивительно только, то, что они не борются за права иезидов, бахайцев, курдов, христиан и мусульман, которые на территории Сирии и Ирака становятся жертвами радикальных экстремистов, обрекающих их на смерть и изгнание — до тысячи человек в месяц.
Виктор Михайлов
http://antiterrortoday.com/eksklyuziv/7513-rashod-kamalov-kak-zerkalo-radikalnogo-islama-ch-1