Кажется, что эйфория, случившаяся у российских официальных лиц после подписания протокола о намерениях — о совместном проекте под условным названием «Турецкий поток» — создании альтернативной газовой трубы для южной Европы через Турцию, окончательно улетучилась. Последние резкие высказывания министра иностранных дел Турции в адрес России с осуждением крымской эпопеи доказывают, что отношения между двумя государствами далеко не безоблачны. Ну а если предположить, что:
1. Турция – член НАТО и обязана строить свои отношения с Россией, с учетом недружественной нынче позиции (определяемой в Вашингтоне в первую очередь, и в Брюсселе во вторую) блока к своему восточному соседу;
2. Поездка Владимира Путина в Ереван и откровенная позиция Москвы в отношении геноцида армян 1915 года вызвала как минимум раздражение в Турции;
3. То, что российские дипломаты в своих отношениях с мусульманскими странами (по мнению турецких коллег) ориентируются только на два полюса – Иран и Саудовскую Аравию, и не придают должного значения амбициям Анкары за влияние в исламском мире — удовольствие в Анкаре так же не вызывают.
Теперь становится понятным, что Анкара в своих планах, которые она выстраивает по отношению к Москве, далека от позиций, например Пекина или Дели. При этом надо помнить, что влияние США на внешнюю политику Турции далеко не миф, а скорее объективная реальность, к какой бы риторики не прибегал бы президент Эрдоган.
Турция — экономически динамично развивающая страна, что является безусловным успехом партии Эрдогана, но вот сильный крен в сторону исламизации турецкого общества по-разному воспринимается в мире.
И то, что Турция будет играть всё более значимую роль в геополитическом раскладе, является объективной реальностью. Насколько эта игра будет деструктивна в отношении, например, России, Китая и их союзников по ШОС покажет время.
Но уже сегодня можно определить, что от использования своих возможностей по розыгрышу исламско-радикальной карты в странах ШОС, Анкара не откажется. Свидетельством этому может служить активизация центров, основной целью которых является дестабилизация в России, Китае и странах Центральной Азии.
Турция гостеприимная страна – в Стамбуле нашли себе кров и работу множество эмигрантов не только из мусульманских стран. Но именно в Стамбуле вольготно себя чувствуют исламские радикалы, покинувшие страны, в том числе, являющиеся членами ШОС.
Многие из них не просто свили себе в Турции уютные гнездышки, но и проводят активную агитационно-пропагандистскую работу против светских режимов стран из которых они бежали.
Ярким примером такой деятельности можно назвать митинг который провели 10 мая на массиве «Фотих» в исторической части Стамбула.
Организаторам митинга из «Туркистан дарнеги» удалось собрать более 1 500 участников, причем не только выходцев из России, Китая и стран Центральной Азии, но коренных стамбульцев.
Справедливости ради надо заметить, что руководству «Туркистан дарнеги» в проведении митинга оказали помощь: Ассоциации независимых СМИ Турции и пресс секретариата радикальной партии «Хизб ут-Тахрир» по Турции.
Итак, чему же был посвящен митинг, о чем говорили спикеры, какие лозунги были написаны на плакатах, которые держали на штандартах участники «мероприятия», что выкрикивали и как поддерживали выступающих?
Сам состав выступающих с исламистской риторикой и жаждой крови, стандартных, необоснованных обвинений, свидетельствовал о неоригинальности организаторов акции. Для того, что бы не быть голословными просто приведу список выступивших на импровизированной трибуне митинга:
— Ахмед Закиров, один из руководителей Ассоциации независимых СМИ Турции (гражданин Турции);
— Хамид Густурк, директор центра уйгурской диаспоры в Турции (гражданин КНР, выходец из Синьцзян-Уйгурский автономного края)
— Мустафа Сатроглу, директор центра «Свободного мнения Стамбула» (гражданин Турции);
— Недо Угузхан, руководитель центра образования Туркестана (гражданин КНР, выходец из Синьцзян-Уйгурский автономного края)
— Алибей Асар, председатель общества единства узбеков в Турции (гражданин Турции);
— Мехмед Кар, пресс секретарь радикально-исламистской партии «Хизб ут-Тахрир» в Турции;
— Бурхон Говунжи, один из руководителей организации «Туркистан дарнеги» (гражданин Турции);
— Нормуминов Намоз Мухаммадович, один из руководителей организации «Туркистан дарнеги»(выходец из Узбекистана, гражданин Норвегии).
Еще несколько участников митинга подходили к микрофону – все они члены партии «Хизб ут-Тахрир», граждане стран Центральной Азии, России и Китая.
Ненависть, которую испытывают «мирные мусульмане» к светским правительствам в странах, из которых они бежали, была в очередной раз выплеснута наружу, причем в экономической столице Турции, лидеры которой все меньше говорят об искренней дружбе со странами Центральной Азии, России и КНР.
Участие в ближневосточном конфликте Сирии, противостояние законному президенту этой страны Башару Асаду, ни для кого не является тайной. Так же как и тайной не являются турецкие каналы переброски рекрутов – граждан, выходцев из стран ШОС, в зону конфликта для пополнения террористических организаций в Сирии и Ираке.
Все уже перечисленное, а так же сама по себе агрессивная составляющая выступлений на митинге, призывы к активной борьбе в «святом» деле по свержению законных правительств стран, из которых радикалы прибыли в Турцию, а также жесткое саботирование строительства российско-турецкой газовой трубы, доказывает то, что:
Во-первых, Анкара реально, никогда не пойдет в разрез с интересами своих «хозяев».
Во-вторых, для того, кто хоть немного понимает: каким образом в чужой стране могут совершенно открыто строить свою работу хорошо подготовленные деструктивные центры, ясно, что без поддержки, скрытой или открытой (это уже не столь важно), чиновников ответственных за внешнеполитический курс страны обойтись не возможно.
В-третьих, поддержку такие центры должны получать не только от чиновников внешнеполитического ведомства, но со стороны местных спецслужб.
Ну а поскольку в стране, где начальников таких центров иногда чуть больше, чем рядовых членов, то и имена «крышующих» спецслужбистов становятся известными – болтают много. В данном случае лидеры организации «Туркистон дарнеги», правда «приняв на грудь лишнего», с гордостью не скрывая называют имя своего покровителя сотрудника MIT Мехмета Кемаля.
Виктор Михайлов