Несколько дней назад в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке прошел открытый брифинг Контртеррористического Комитета ООН, посвященный Центральной Азии. Мероприятие приводилось в рамках ранее утвержденной программы и по инструкции Совета безопасности ООН. В нем приняли участие представители дипмиссий всех пяти стран Центральной Азии при ООН, а также представители ряда агентств ООН и других международных и региональных организаций. В ходе брифинга обсуждалась ситуация с борьбой против терроризма в регионе, достижения пяти республик региона в этой сфере, а также настоящие вызовы и приоритеты.
О чем говорят в ООН?
Мишель Конинскс (Ms Michèle Coninsx), исполняющий директор Контртеррористического Комитета ООН, выступая на брифинге, отметила, что Центральная Азия сталкивается с множеством угроз безопасности, среди которых: перманентные конфликты в соседних и ближайших государствах, незаконный оборот наркотиков и торговля оружием, риски, связанные с крупномасштабной трудовой миграцией за рубежом, а также широкое распространение в регионе альтернативных денежных переводов. Неразрешенные споры о государственных границах и природных ресурсах по-прежнему затрудняют региональное сотрудничество, а сложная географическая местность и нехватка ресурсов усложняют защиту и управление границами. За последние годы в большинстве стран региона происходит рост радикализации.Ссылаясь на данные международной конференции по борьбе с терроризмом на высшем уровне, прошедшей в мае этого года в Душанбе, госпожа Конинскс отметила рост числа граждан Центральной Азии, выехавших в Ирак и в Сирию для участия в глобальном джихаде. Некоторые из этих боевиков-выходцев из региона дошли до руководящих постов в Исламском государстве, запрещенном в странах Центральной Азии. Их передвижения после разгрома Исламского государства на Ближнем Востоке также являются поводом для беспокойства государств региона. По некоторым данным, приводимым ООН, количество боевиков из СНГ в Афганистане доходит до пяти тысяч человек.
Три региональные террористические организации из региона признаны ООН, как связанные с Аль-Каидой – Исламское движение Узбекистана (также известное как Исламское движение Туркестана), Исламская группировка джихада и Исламское движение Восточного Туркестана.
ООН отмечает, что государства Центральной Азии внедрили ряд важных мер на национальном уровне. Однако остается ряд проблем и недостатков, некоторые из которых требуют технической помощи. К числу приоритетных рекомендаций Комитета относятся: рационализация определений преступлений, связанных с терроризмом, в соответствии с международными документами о борьбе с терроризмом; обеспечение прозрачности и подотчетности в расследованиях, судебных преследованиях и судебных процессах по борьбе с терроризмом; дальнейшее укрепление субрегиональных и международных механизмов сотрудничества и обмена информацией и разведкой, и т.д.
О чем говорим мы?
Представители стран региона в своих выступлениях говорили о конкретных шагах по борьбе с терроризмом, предпринятых в каждой стране.
Кайрат Умаров, постоянный представитель Казахстана при ООН, рассказал, что для защиты пользователей социальных сетей от влияния пропаганды терроризма информационное пространство Казахстана контролируется властями на предмет соответствия законодательству. Казахстан, как отметил дипломат, в настоящее время разрабатывает национальную систему борьбы с терроризмом в интернете под названием «Киберщит Казахстана» и предложил заинтересованным государствам и организациям сотрудничать в этой области. Национальный список террористических организаций в Казахстане расширен до 21 зарубежных организаций.
Представитель Кыргызской Республики при ООН Миргуль Молдоисаева заверила участников брифинга, что ее страна придерживается того, что «любые меры, предпринимаемые в ответ на эту угрозу (терроризм), должны соответствовать требованиям международного права, нормам международного гуманитарного права и прав человека. В данном контексте Кыргызстан неукоснительно выполняет требования резолюций Совета Безопасности ООН и заинтересован в активном взаимодействии с Контртеррористическим комитетом СБ ООН».
Дипломат из Таджикистана Джонибек Хикматов упомянул в своем выступлении о последствиях гражданской войне в Таджикистане, а также обвинил Партию исламского возрождения Таджикистана в деструктивных акциях, терроризме и подготовке к госперевороту в сентябре 2015 года. Он заявил: «Руководители этой террористической организации сбежали из страны и получили убежище в одном из зарубежных стран, где они в настоящее время находятся. Мы продолжим наши усилия по привлечению их к ответственности и очень надеемся, что международное сообщество поможет нам в этом».
Аксолтан Атаева, представитель Туркменистана при ООН, заметила, что Туркменистан в последнее время препринял многое в отношении многосторонней дипломатии, содействуя подписанию Ашхабадской декларации 2011 года и Плану действий по борьбе с терроризмом в Центральной Азии. Диалог на высшем уровне Организации Объединенных Наций и Центральной Азии по осуществлению Глобальной стратегии борьбы с терроризмом таже прошел в июне 2017 года в Ашхабаде. Вместе с тем представитель Туркменистана выразила обеспокоенность «опасной тенденцией связывать определенные аспекты терроризма со столкновением геополитических интересов стран и региональных блоков».
Представитель Узбекистана Ильдар Шигабутдинов в своем выступлении выразил свое мнение (и мнение страны) о том, что только силовыми методами терроризма не побороть, а надо искоренить корень радикальных идей – невежество и отсутствие толерантности. Он поделился опытом своей страны, которая «основываясь на многовековых традициях духовного и нравственного просвещения и воспитания, стремится просветить молодежь о гуманистической сущности ислама, призывающей к доброте, миру и толерантности». В подтверждение своих слов Ильдар Шигабутдинов приводит создание Центра исламской цивилизации, Международной исламской академии, исследовательских центров Имама Бухари и Имама Термизи. Он также призвал ООН разработать специальную резолюцию о просвещении и религиозной толерантности. Он добавил: «Чрезвычайно важно обеспечить условия для самореализации молодежи, укрепить конкретные социальные меры против участия молодежи в деятельности радикальных и террористических организаций. В этом контексте я хотел бы подчеркнуть усилия, предпринимаемые в Узбекистане для повышения уровня социальной защиты молодежи, оказания им помощи в поиске работы, решении жилищных вопросов и других вопросов».
Что порождает терроризм?
На встрече также выступили представители ряда структур ООН, СНГ, ШОС, Интерпола и т.д. Эндрю Гилмор (Andrew Gilmour), помощник генсека ООН по вопросам прав человека, в своем выступлении обратил внимание присутствующих на важность уважения и соблюдения прав человека в рамках борьбы с терроризмом. Он рассказал, что недавно посещал страны региона и отмечал в беседах с представителями правительств региона, что неуважение и несоблюдение прав человека дает обратный эффект и стимулирует больше экстремизма. «Я также подчеркнул важность обеспечения свободного доступа гражданскому обществу, СМИ, адвокатам и правозащитникам. В конце концов, гораздо чаще репрессии и ущемления прав общин, а не свобода и терпимость, служат источником гнева, экстремизма, терроризма и нестабильности».
Элизабет Ногебайер (Elisabeth Neugebauer), заместитель спецпредставителя Интерпола при ООН рассказала о проекте под названием KALKAN, финансируемом правительством Японии для Центральной Азии, который стремится облегчить обмен информации между странами о перемещениях террористов и пересечении ими международных границ. Данный проект был запущен в марте 2017 года и с тех пор, как говорит представитель международной полиции, Таджикистан входит в пять главных контрибьюторов проекта, предоставляя данные о предполагаемых боевиках и террористах. На данный момент в базе данных Интерпола содержатся имена 43 000 террористов. За год работы, благодаря данным проекта, были задержаны в разных странах 16 боевиков.
Представитель Международной организации по миграции, говоря об огромной армии трудовых мигрантов из Центральной Азии, говорит, что социальные и экономические условия делают этих мигрантов уязвимыми перед угрозой радикализации.
12.07.2018
Источник: http://caa-network.org/