Мулла Мохаммад Омар — духовный лидер движения «Талибан»
Мулла Омар пуштун из племени Хотак Гильзай, родился в 1959 году (по другим данным в1962 году) в небольшой деревне Нодех около Кандагара (по другим сведениям в деревне Сингесар провинции Урузган) в семье бедных крестьян.
Отец Мохаммада умер рано, поэтому будущему правителю Афганистана пришлось уже в юности стать кормильцем в семье.
С раннего детства Мохаммад обучался в медресе городка Майванд, стал деревенским муллой и позже открыл свое медресе.
Во время учебы зарекомендовал себя как ярый религиозный фанатик. Поговаривали, что он никогда не играл с другими детьми, никогда не смотрел телевизор, не танцевал и не пел песен, считая эти занятия сатанинскими. Своим немногочисленным друзьям он под страхом расправы запрещал даже улыбаться.
В середине 1970-х годов Мухаммед Омар с двухнедельным визитом посетил Пакистан, где проходил курс обучения исламской теологии в медресе Хаккания неподалеку от Пешавара (по другим источникам, — в религиозной школе города Кветта).
В 1979 году принял активное участие в начавшейся войне против советских войск и поддержавшего их режима в Кабуле.
Примкнул к отрядам моджахедов, однако сведения о нём как о самостоятельном полевом командире отсутствуют. По некоторым данным, он выступал в качестве заместителя командира боевых формирований исламистской партии Харакат-и инкилаб-и ислами Наби Мохаммади, по другим — состоял в отряде полевого командира Юнуса Халеса; существует информация, что он находится в числе сторонников вооружённой группировки ИОА Бурхануддина Раббани.
В этой войне мулла Омар был четыре раза ранен и потерял правый глаз. По одной из легенд, получив это ранение, мулла Омар собственноручно вырезал ножом остатки глаза и зашил веко. На самом деле, глаз был удалён в одной из больниц Пешавара.
После вывода советских войск в 1989 году мулла Омар стал имамом основанной им же мечети деревни Сангсар в округе Майванд западнее Кандагара.
Позже в рядах моджахедов воевал против правительства Афганистана, оставшегося до 1992 года со времен «ограниченного контингента» советских войск, но из-за внутренних свар и вражды моджахедов он покинул их ряды.
Первое упоминание о талибах как о боевой силе относится к 1994 году. Рассказывают, что однажды к молодому мулле Омару в медресе в деревне Сангсар в провинции Кандагар, прибежали люди и рассказали, что обкурившиеся гашишем моджахеды хватают девочек и тащат в свою казарму. Мулла созвал своих учеников и освободил девочек. «У Омара не было оружия, но Аллах вел его, и потому все пули моджахедов падали перед ним». Существует великое множество вариантов этой истории (Омар спасает от изнасилования и жен бедного крестьянина, и даже мальчиков). Все они относятся к 1993 году, когда в Афганистане появляется новая сила — молодежь, крайне недовольная властью моджахедов и в большинстве не успевшая повоевать с Советами. Они называли себя «Талибан» — «студенты». Лидером этой поначалу небольшой группы и стал Мухаммед Омар.
Сначала талибы охраняли караваны грузовиков от нападения моджахедов, а потом стали громить их разрозненные отряды. Противники талибов впоследствии заявляли, что их быстрые победы объясняются военной поддержкой Исламабада — они, мол, «пакистанские шпионы». Но на самом деле Исламабад обратил на них внимание лишь осенью 1994-го. Тогда правительство Беназир Бхутто намеревалось развивать торговые связи с молодыми государствами Средней Азии, но первый же караван грузовиков, шедший в Туркмению с грузом лекарств и ширпотреба, был разграблен моджахедами у города Кандагар. Исламабад обратился за помощью к решительным молодым людям, называвшим себя «студентами», — их база как раз была близ Кандагара. Отряд Омара зашел в тыл ничего не подозревавшим моджахедам и уничтожил их, грузовики были возвращены. В ответ Бхутто согласилась оказать талибам военную и финансовую помощь.
Впрочем, у «студентов» и раньше были связи в Пакистане, но не с правительством, а с исламистами (отношения которых с пакистанскими властями всегда были сложными). Большинство талибских лидеров учились в медресе Хаккания, расположенном неподалеку от пакистанского Пешавара. (Многие из них потом с гордостью добавляли к своему имени слово Хаккани.)
Это медресе — один из главных центров деобандской теологической школы, названной так в честь знаменитого мусульманского университета в индийском городе Деобанде, с XIX века проповедовавшего борьбу с «разлагающим душу влиянием колонизаторов» и прививавшего ученикам отрицание всего неисламского. Эти молодые афганцы были уверены, что их страна стала жертвой неверных — колонизаторов, а все беды Афганистана оттого, что прокоммунистические власти, а потом и моджахеды отошли от ислама.
Мохаммад Омар неоднократно заявлял, что его движение «борется с мусульманами, которые пошли по неправильному пути» и со всеми неверными. Однако по оценкам одного из немногих журналистов, беседовавших с муллой Омаром, будущий правитель Афганистана начинал борьбу без каких-либо планов на захват власти.
Он просто хотел избавить страну от моджахедских группировок. Однако, как подчеркивает тот же журналист, видение мира Мохаммад Омара «возникло с помощью Усамы бен Ладена». В ноябре 1994 года движение талибов окрепло настолько, что они смогли захватить Кандагар, второй по величине город Афганистана. Также стало очевидно, что талибы приобрели мощного союзника в лице Пакистана.
Талибы утверждают, что в 1994 году мулле Омару явился во сне сам Пророк. Он поручил ему очистить свое племя от тирании порочных военачальников, прославившихся грабежами и насилием.
Талибы объявили, что воюют не за какую-то политическую силу, а во имя Всевышнего. Уставшие от передела власти афганцы встречали их с восторгом. Молва о справедливом мулле Омаре, который убивает бандитов и несет настоящий ислам, бежала впереди его отрядов. Его самого никто не видел, этим отчасти и объясняется его успех. Как утверждает автор фильма «Кандагар» знаменитый иранский режиссер Мохсен Махмальбаф, которого заинтересовал феномен муллы Омара, если бы страну возглавила личность известная, то слишком многие получили бы повод выступить против.
Афганистану, лидеры которого перегрызлись друг с другом, лучше всего подошла власть, не имеющая лица, но говорящая от имени самого Бога.
Сотни молодых людей со всей разоренной войной страны собирались на помощь праведному мулле, в 1995-м у него было уже 12 тысяч бойцов, которые под его руководством завоевали север Афганистана.
Весной 1996-го, произошло событие, которое во многом определило будущее муллы Омара и его режима. В Кандагар по приглашению движения «Талибан» съехались более тысячи видных мусульманских богословов. Это был самый большой совет мулл и улемов за всю историю Афганистана. Глава талибов хотел получить одобрение своей власти. Большинство мусульманских авторитетов решительно поддержали Омара, заявившего, что Коран — «единственно возможная конституция для Афганистана». Более того, богословы объявили его амир уль-муминином — главой всех правоверных. Этого титула в мусульманском мире никто не удостаивался уже много веков.
Тогда же состоялось одно из немногих появлений муллы Омара на публике. Зато какое! В святилище Кандагара с XVIII века хранится уникальная мусульманская святыня — плащ Пророка Мухаммеда. За последнее столетие его лишь трижды вынимали из запертого на особые замки серебряного сундука. В 30-е годы, когда в стране свирепствовала холера, плащ вынесли на улицу, чтобы остановить эпидемию. Затем в 60-е взглянуть на плащ приехал король Афганистана Захир Шах (говорят, что, коснувшись святыни, он едва не лишился чувств от волнения). И вот мулла Омар на глазах многотысячной толпы вошел в святилище, попросил открыть сундук, взял плащ и направился к выходу. Хранитель робко заметил, что одеяние пророка должно оставаться в храме. «Не бойся, — спокойно ответил Омар. — Ты получишь его обратно».
Он вышел на крышу мечети и поднял плащ над головой. Толпа восторженно кричала: «Амир уль-муминин!» Омар набросил плащ пророка на плечи, а потом — полностью завернулся в него. Люди внизу ахнули, некоторые стали падать в обморок. Минут тридцать стоял Омар в одеянии Мухаммеда, наслаждаясь восторгом толпы. Затем молча спустился вниз и вернул плащ.
В 1996 году Талибы взяли Кабул. «Власть в Афганистане валялась под ногами», — говорил известный пакистанский журналист Салим Сафи. Одноглазый мулла Омар поднял ее, объявив себя посланцем Пророка.
Именно мулле Омару принадлежала идея физического устранения бывшего президента Афганистана Наджибуллы. Талибы вздернули его на автокране в самом центре Кабула. Тело Наджибуллы провисело там целую неделю.
8 августа 1998 года талибы взяли город Мазари-Шариф. Под контролем талибов оказалось почти 90% территории страны.
Талибы объявили о введении «настоящего ислама», а страну переименовали в Исламский Эмират Афганистан. Они мечтали о государстве, подобном тому, что было во времена пророка Мухаммеда и первых халифов, когда исламской общиной управляли «праведники, заботящиеся о каждом верующем и следящие за соблюдением Корана». Мусульмане этот период считают золотым веком.
Роль такого «праведника» стал играть Мухаммед Омар. Министр иностранных дел «Талибан» мулла Вакиль Мутавакиль так объяснял иностранным корреспондентам систему власти в талибском Афганистане: «Все решения, что мы принимаем, основаны на советах амир уль-муминина. Он — высочайший авторитет, и мы никогда не перечим ему…» Мулла Омар сумел стать единым лидером страны, где лидеров всегда пруд пруди — они есть у каждого племени, рода, клана.
Новой власти действительно удалось навести в стране порядок, но ценой строжайших запретов. Первые же указы Омара предписывали жестоко расправляться с ворами и грабителями (казнить могли даже за мелкую кражу). Иностранцев обязали носить на руках отличительные повязки, а женщин бурку — балахон, закрывающий лицо и фигуру. Впрочем, большинство крестьян и городских низов с удовлетворением восприняли эти нововведения — в деревнях афганские женщины всегда носили бурку.
«Студенты» насаждали свои указы с чудовищной жестокостью. Радикализм талибов насторожил весь мир, их осудили даже некоторые иерархи деобандской школы. Но муллу Омара не интересовало ничье мнение, он считал себя подотчетным лишь Всевышнему.
Обычно же Мулла Омар не любит появляться на публике и не ездит по Афганистану, никогда не жил в Кабуле и пребывает исключительно в Кандагаре, ставшей за эти годы неофициальной столицей режима талибов; в Кабуле их лидер появлялся лишь четыре раза.
В 1994 году он был в Пакистане — других сведений о поездках муллы за рубеж нет. Посол Исламского Государства Афганистан в ООН доктор Раван Фархади об Омаре. «Никто ни разу не видел, чтобы он что-нибудь записывал. И это объясняют тем, что он не умеет писать. У него нет соответствующего религиозного образования, он не понимает арабского языка (ни классического, ни современного), а потому арабская исламская литература ему недоступна. Он понимает лишь разговорный урду — язык, на котором говорят в Пакистане. Его утверждения рассчитаны на то, чтобы завоевать симпатии простых афганцев. Его держащиеся в тени советники не подпускают к нему иностранцев.
Лидер талибов, искренне ненавидящий Москву и Вашингтон, не приемлил комфорта: в его доме нет туалета, он спит на жестком матрасе, большую часть времени проводит в молитвах, почти не встречается с людьми. Увидеть отшельника удается только приближенным. Говорят, что мулла Омар высок и красив, но утверждать этого нельзя: Мохаммад категорически отказывается фотографироваться. В исламском мире ходят упорные слухи, что мулла Омар не кто иной, как президент Хафизулла Амин, который в 1979 году был убит, когда советские войска штурмовали его резиденцию.
Его никогда официально не называли главой государства, и он никогда не встречался с главами других государств. С немусульманами он встречался всего два раза, с представителем ООН и с китайским послом в Пакистане, который уговаривал муллу выдать бен Ладена. Мулла послу отказал. После неудачных переговоров один из экспертов по современному Афганистану заявил, что Омар «больше зависит от бен Ладена, чем бен Ладен от него. Бен Ладен снабжает муллу бойцами, деньгами и является его связным с исламистами в других странах. Мулла Мохаммад Омар — близкий друг бен Ладена.»
После взрыва 7 августа 1998 года посольств США в Кении и Танзании, Вашингтон обвинил в терактах Бин Ладена, укрывавшегося у талибов, и потребовал его выдачи. Мулла Омар отверг это требование.
В 2000 году Омар предложил мировому сообществу начать уничтожение плантаций опиумного мака в обмен на международное признание власти Талибан в Афганистане.
В феврале 2001 года он приказал уничтожить все неисламские памятники культуры в афганской провинции Бамиан, включая гигантские статуи Будды. Пакистанский дипломат, пытавшийся отговорить талибов разрушать древние статуи Будд в провинции Бамиан, рассказал, как Омар объяснил это свое решение: «Ночью вдруг словно гора надавила мне на грудь, я увидел свет и услышал голос, который спросил, почему я еще не избавился от этих ложных идолов?»
В июле 2001 года Омар предложил странам Запада купить у талибов огромные запасы опиума для фармацевтических нужд.
В августе 2001 года Мулла Омар запретил Интернет.
После терактов 11 сентября в США, в числе подозреваемых был назван Бин Ладен, скрываемый талибами. США готовилиськ удару по талибским лагерям.
24 сентября 2001 года мулла Омар официально заявил, что талибы начнут джихад, если Америка нападет на их страну.
После террористического акта 11 сентября режим талибов был свергнут в результате военной операции НАТО в Афганистане, а Омар скрылся. На протяжении трёх месяцев военные эксперты, политики и СМИ высказывали различные версии о том, куда и каким образом исчез фактический глава Афганистана, пока в январе 2002 года в Пакистане корреспондентам издания «Newsweek» удалось взять интервью у бывшего шофёра муллы Кари Сахеба, который рассказал, как лидеру талибов удался побег.
По словам Сахеба, Омар до последнего дня отказывался покидать родной Кандагар и только накануне ввода в город американских подразделений согласился переехать в более безопасное место. Со слов бывшего водителя, из резиденции мулла выехал на рикше, затем пересел на обычный городской грузовик и скрылся в неизвестном направлении. После этого, очевидно, несколько дней он пробыл в подполье, перемещаясь по подвалам разных домов в различных городах, пока не укрылся у преданных ему людей, которые, вероятно, помогли мулле с выездом за рубеж.
По данным американской разведки, Мулла Омар скрывается в городе Кветта. За информацию, которая поспособствует его поимке, США обещали заплатить 10 млн. долларов.
Несмотря на бывший высокий статус Омара как фактического главы Афганистана и его особое положение в списке разыскиваемых террористов, о нём имеется очень мало достоверной информации. Крайне редкие аудиообращения муллы либо появлялись в Интернете, либо присылались в международные агентства новостей по факсу. Немногочисленные очевидцы, которым удалось воочию увидеть Омара, говорят, что лидер талибов производил внушительное впечатление: статный человек ростом выше среднего, с обезображенным лицом и длинной густой смоляной бородой; голову венчает чёрный тюрбан. Одеваться религиозный лидер предпочитал в традиционную для пуштунов одежду.
У Муллы Омара было четыре жены и четверо детей: два сына и две дочери
В1999 году одна из дочерей погибла от взрыва бомбы, когда в ходе очередного покушения на самого лидера Талибана террористы устроили взрыв возле одного из его домов.
Согласно другой версии, у него было пятеро сыновей. Вплоть до падения режима талибов считалось, что Усама бен Ладен и Мулла Омар— родственники: якобы одна из четырех жён муллы— единственная дочь бен Ладена. Однако бывший водитель Мухаммеда Омара Кари Сахеб в 2002 году категорически отверг эти слухи, сказав, что Омар женился в четвёртый раз только для того, чтобы избежать брака с дочерью Усамы и тем самым не связывать себя с ним родственными узами.
Наконец 23 мая 2011 года в ряде СМИ появилась информация о том, что Мулла Омар был ликвидирован недалеко от города Кветта в Пакистане (по пути из пакистанского города Кветта в приграничную с Афганистаном племенную область Северный Вазиристан)
Представитель спецслужб Пакистана сообщил, что Мулла Омар был уничтожен в результате атаки беспилотника. Японское агентство «Киодо» сообщило, что представитель талибов опроверг сообщение о смерти Муллы Омар.
Ранее, в начале того же месяца (мая) американский генерал Ричард Миллз заявил, что после ликвидации Усамы бен Ладена следующей целью американских спецназовцев может стать именно Мулла Омар. Тогда же министр иностранных дел Италии Франко Фраттини заявил, что после уничтожения бен Ладена следующим объектом антитеррористической борьбы является глава афганских талибов Мулла Омар.
Лидер радикального движения «Талибан» мулла Мохаммед Омар уничтожен в Пакистане, передало 23 мая 2011 г. со ссылкой на данные одного из частных афганских телеканалов агентство Синьхуа. В то же время талибы утверждают, что мулла Омар жив.