Домой Конфессиональные аспекты Мусульмане за межконфессиональный мир и согласие

Мусульмане за межконфессиональный мир и согласие

Современная Европа переживает особенный период. Наряду с трансформацией в социально-политической и экономической сферах общественной жизни, серьёзные изменения наметились и в сфере межконфессиональных отношений. Избрание на пост папы Римского 76-летнего аргентинского кардинала итальянского происхождения Хорхе Марио Бергольо, который имеет в религиозном мире репутацию консерватора, вселяет надежду на то, что новый понтифик настроен на межконфессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание. Он был избран на конклаве, проходившем в Ватикане 12–13 марта 2013 года, принял имя Франциск I, стал 266-ым по счёту. В общей сложности для избрания понтифика пришлось провести 5 голосований.

Как известно, папа Бенедикт XVI добровольно сложил с себя полномочия и ушёл в отставку, мотивируя это преклонным возрастом. Ситуацию также усугубили разгоревшиеся в последнее время скандалы, связанные с деятельностью епископов – от развратных домогательств священнослужителей к несовершеннолетним до хищений в Банке Ватикана.

По сообщениям международных СМИ, Хорхе Марио Бергольо состоит в ордене иезуитов Аргентины. Это древний орден католической церкви, который был основан в 1534 году. Таким образом, впервые в истории папой Римским стал иезуит неевропейского происхождения из Нового Света. Латиноамериканский понтифик придерживается традиционных духовных ценностей и выступает против мерзости, захлестнувшей современное «цивилизованное» общество – педофилии, содомитов и однополых браков.

Избрание Хорхе Марио Бергольо на пост понтифика имеет важный межконфессиональный аспект, потому что от этого шага зависят дальнейшие отношения между католическим и исламским миром. Отношения и степень доверия между различными социальными институтами, в том числе и религиозными организациями, в значительной степени детерминируются личностью их руководителя.

Мусульмане всего мира, в том числе и Российской Федерации, надеются на развитие конструктивного диалога двух конфессий и на то, что новый глава Римско-католической церкви окажется мудрее, дальновиднее Бенедикта XVI, не будет повторять антиисламскую риторику своего предшественника на посту папы Римского и, таким образом, будет толерантным по отношению к Исламу. Он выбрал себе имя Франциска Ассизского, который являлся примером аскетизма, помогал бедным и, что самое интересное, в начале XIII века стал инициатором христианско-мусульманского диалога.

Дело в том, что при Бенедикте XVI отношения между католиками и мусульманами были достаточно напряжёнными. 12 сентября 2006 года Бенедикт XVI посетил университет города Регенсбург (Германия), где выступил перед студентами и профессорами с исламофобской речью, в которой коснулся различий между Христианством и Исламом. Он процитировал присутствующим слова правителя Византийской империи Мануила II Палеолога, который боролся против мусульман и Османской империи, о нашем благословенном Пророке Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует). Понтифик назвал благословенную религию Ислам «агрессивной». Подобные заявления проистекают от незнания Ислама, который является религий мира.

В январе 2011 года авторитетнейший суннитский Международный академический центр «Аль-Азхар» (Каир) приостановил межрелигиозный диалог с Ватиканом. Однако, по мнению многих мусульман, новый папа Римский сумеет исправить ошибки своего предшественника. Надежду на возобновление диалога выражает и генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества (ОИС) Экмелетлин Ихсаноглу. Ведь межконфессиональный мир и согласие – это ключ к всеобщему благоденствию и процветанию.

Как будут развиваться отношения Москвы и Ватикана при Франциске I, покажет время. Что же касается нас, мусульман, то мы всегда открыты и готовы к диалогу с представителями всех религий. Ведь Ислам – это неотъемлемая составная часть европейского наследия и идентичности. Только в Западной Европе, по некоторым данным, насчитывается от 15 до 24 миллионов мусульман. Причём это только официальная статистика, в реальности их больше. Демографы прогнозируют, что к 2015 году численность мусульман в Европе удвоится благодаря высокой рождаемости и притоку иммигрантов из стран Северной Африки и Ближнего Востока. Но точное число европейских мусульман неизвестно, потому что закон запрещает регистрацию по религиозной принадлежности. Они живут, учатся, работают, трудятся на благо тех государств, в которых живут, и стремятся жить в мире и согласии со своими соседями. Крупные мусульманские общины существуют в Германии, Италии, Голландии, Великобритании. Ни для кого уже не секрет, что в Европе существуют не только греческая, римская и иудейско-христианская традиции, но также исламское и арабское влияние.

Духовные лидеры всех конфессий должны стать нравственным ориентиром для жителей всех стран мира и дать правильный и взвешенный ответ угрозам и вызовам современности. Только совместными усилиями мы сможем противостоять негативным тенденциям, захлестнувшим современное мировое сообщество.

В XXI веке открывается новая страница в истории взаимоотношений Запада и исламского Востока. Какими они будут? Хочется, чтобы идеология толерантности победила, ведь вера, как путь спасения и бессмертия, чужда насилию. Это бесспорно для всех мировых религий, лежащих в основе крупнейших цивилизаций современного мира.

Тимур Гантамиров

21 марта 2013

Источник: http://www.islam.ru/content/analitics/7233