Домой Конфессиональные аспекты Почему Запад не позволяет мусульманам объединиться?

Почему Запад не позволяет мусульманам объединиться?

На сложнейший вопрос, почему арабо-исламский мир разрознен и что мешает мусульманам объединиться, в специальном интервью порталу Islam.ru ответил президент «Общества дружбы и делового сотрудничества с арабскими странами» Матузов Вячеслав Николаевич.

— Многие задают такой вопрос: почему арабы, некогда правившие всем миром, давшие толчок мировой науке, сегодня так сильно отстали и ослабли?

— История арабского мира, безусловно, отличается высоким уровнем развития науки. Великий Ибн Сина, математики Востока дали толчок развитию науки в Европе и во всём мире. Многие предметы, которые используются в науке и практике имеют арабское происхождение, арабские корни – это математические формулы и т.д. Отставание произошло где-то в средние века, когда арабский мир занял подчинённое положение. Аналогичным образом сложилась ситуация и в Средней Азии, в таких известных исламских центрах, как Бухара, Ташкент, во многих других городах Средней Азии. Поэтому распад государственности и установление внешнего правления привело к отставанию на многие столетия. А Европа получила знания, богатство Востока, она смогла пойти вперёд и достигнуть того уровня, на котором находится сейчас.

Безусловно, сегодняшний день отличается от средних веков, и арабские страны в послевоенный период получили независимость и стали на путь самостоятельного развития. Даже это не позволило им восстановить свой потенциал. Имея огромные финансовые средства, нефтепроизводящие страны, буквально «купаются» в богатстве, но с политической и экономической точки зрения они сохранили подчинённое положение по отношению к Западу.

Запад, на мой взгляд, сдерживает их развитие: научное, технологическое, несмотря на то, что страны обладают колоссальным потенциалом – финансовым, экономическим. Но политика Запада в целом в отношении стран третьего мира, в отношении стран исламского мира, безусловно, не способствует, напротив – тормозит их развитие.

Мы видим это на примере того же самого Ирана. Иранская наука развивается огромными темпами, и это вызывает негативную реакцию со стороны западных стран. Безусловно, есть проблема в распространении ядерного оружия, но мы все прекрасно знаем, что Иран является участником договора об ограничении ядерного оружия, что он готов сохранить принципы нераспространения и приверженности, но западные страны, на мой взгляд, выражают опасения по поводу технологического и научного прорыва, которые в политическом и экономическом плане не зависят от них.

Гегемонии США, которая существует в мире, избежать удаётся очень немногим странам. Среди этих стран и Российская Федерация, которая демонстрирует независимый внешнеполитический курс, способная противостоять гегемонистским устремлениям США, которые ставят сегодня задачу полного и безоговорочного подчинения исламского мира своим геополитическим целям.

Мы это видим и на примерах и планах, реализуемых в настоящее время по построению большого Ближнего Востока. Под этим термином подразумевается перекройка всех границ ближневосточных стран со Средней Азией и Средним Востоком.

Таким образом, можно сказать, что торможение социального и экономического развития препятствует развитию политики западных стран. Такое государство, как Сирия, которая добилась независимого курса, которая активно развивала свою технологическую базу, по существу находится в состоянии самообеспечения товарами лёгкой промышленности, которая позволяла государству не прибегать к использованию западного импорта, и, опираясь на естественные ресурсы, постепенно продвигалась по пути социального прогресса. Но это не устраивает определённые круги на Западе, которые пытаются сделать всё возможное, чтобы воспрепятствовать такому развитию независимых от запада стран. С другой стороны, ряд стран, которые следуют курсу в фарватере американской политики, получают определённые льготы. Мы видим, какой ущерб нанесла эта политика Египту. Египет – стомиллионное государство, пыталось выстроить свою экономику, развивать металлургию, энергетику, развивать многие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Сегодня же в результате тех изменений, которые были по существу навязаны Западом, Египет погружается в хаос междоусобиц, внутренних противоречий, вооружённых столкновений. К сожалению, Египет сегодня – это тот образец, результат политики Запада в отношении стран исламского мира. Запад должен прекратить вмешательство во внутренние дела государств этого региона и позволить странам идти собственным независимым путём. Думаю, что в этом отношении внешняя политика России полностью соответствует интересам народов этих стран, и интересам их социального и экономического развития.

— Как вы оцениваете потенциал арабо-мусульманского мира в современном глобализирующемся мире, если они попытаются объединиться? Дадут им вообще это сделать, и реально ли такое объединение, о котором всегда говорят?

— Безусловно, объединение усилий исламских стран арабского мира, в основе которого лежит общая культура, общий язык, вероисповедание могло быть основой для консолидации всех государств арабского мира для того, чтобы обеспечить его развитие. Но, как мы видим, на сегодняшний день даже те региональные структуры, которые должны были бы способствовать развитию арабского мира в направлении единства, выработке общих позиций, даже Лига арабских государств теряет свою ценность как орган, который мог консолидировать арабов. Она становится инструментом политики США и в результате – раскол внутри Лиги арабских государств.

Многие страны привержены политике США, они пытаются навязать свою волю, а есть ряд стран, такие, как Алжир, Ирак, Сирия, которые противостоят этим попыткам. Лига арабских государств сейчас резко теряет свою ценность, она перестаёт быть консолидирующим инструментом среди арабов и превращается в некое орудие американских политиков в этом регионе.

К сожалению, колоссальные деньги, которые используются Западом для внедрения в арабо-исламские государства, существенно ослабляют их возможности. Например, Пакистан – огромное исламское государство, которое сегодня подвержено внутренним противоречиям, идёт внутренняя борьба; Афганистан, который также кровоточит от различных столкновений политических и религиозных групп; Ирак на глазах разваливается на три части. Всё это – продукт политики, который можно определить одним хорошо известным лозунгом. Это Британская политика в начале нового времени, которая претворяет в жизнь, разделяет и властвует. Я думаю, что в основе этих проблем лежит и слабость самих арабских стран, несмотря на огромные финансовые средства, которыми они располагают. Все эти средства находятся в западных банках, и, как мы видим на примере Кипра, что мировая банковская система, которую по существу возглавляют и управляют из Нью-Йорка и Лондона – она мало что даёт арабским странам, ибо основные их финансовые могущества, которые могли бы быть основой, находятся в руках западных стран, в руках неоконсервативных кругов, которые далеко не заинтересованы в социальном и экономическом развитии страны.

— Вячеслав Николаевич, многие на Западе говорят, что нельзя допускать объединения арабо-мусульманского мира, и если это произойдёт, то поменяется мироустройство. Неужели объединение мусульман представляет какую-то угрозу для мирового сообщества?

— Я думаю, что это надуманная тема, ибо США во времена правления неоконсервативных кругов, во времена Джорджа Буша и Кандолизы Райс, открытым текстом заявили о том, что исламский мир – это главный враг США и её глобальных интересов после разгрома мирового коммунизма. Они продолжают смотреть на исламский мир как на врага, и несмотря на то, что они формально выступают в поддержку арабских стран, на самом деле эта позиция враждебная, направленная на разрушение структур государственности стран этого региона, на недопущение их консолидации и объединение. Запад не заинтересован в усилении блока арабо-исламских государств. Это отличает их от России. На мой взгляд, союзником этого блока объективно могла бы быть Россия, поскольку именно она сегодня противостоит попыткам Америки навязать свою гегемонию на глобальном уровне: на Дальнем Востоке, Тихоокеанском регионе, где Малайзия и Индонезия также пытаются выстроить свою независимую политику, и которая также сталкивается с экспансией США. Я думаю, что объективно борьба продолжается, и исход этой борьбы я бы не стал сегодня предрекать. Думаю, что США не удастся реализовать свои масштабные планы, потому что они столкнутся с интересами арабо-исламского мира и интересами России.

Беседовал Хаджи-Мурат Раджабов

23/04/2013

Источник:islam.ru