Домой Конфессиональные аспекты В российской умме поддержали призыв шейха Аль-Азхара к реформе

В российской умме поддержали призыв шейха Аль-Азхара к реформе

Призыв духовных лидеров ведущего исламского университета «Аль-Азхар» (Египет) к реформированию мусульманского образования с целью предотвращения экстремистских толкований священных текстов является очень актуальным и своевременным, особенно учитывая распространение идеологии группировки «Исламское государство» (ИГ). Такое мнение высказали РИА Новости представители российской мусульманской уммы.

Верховный имам и шейх египетского университета «Аль-Азхар» Ахмед ат-Тайеб ранее заявил, что «накопление экстремистских тенденций» в исламе связано с «искаженными интерпретациями некоторых текстов в Священном Коране и сунне». По мнению шейха, необходимо создавать специальные образовательные программы, которые бы адекватно толковали неоднозначные понятия в исламе.

Ахмед ат-Тайеб выразил убеждение, что без реформы образования умме трудно будет «восстановить свое единство», поскольку в результате искаженного понимания сакральных текстов воинствующими группами экстремистов увеличивается «нормативный хаос». Этот хаос, добавил шейх, без надлежащего контроля над учебными заведениями будет воспроизводиться в новых поколениях, и одни мусульмане будут считать других «неверными», что неизбежно приведет к новым конфликтам.

«Аккуратное реформирование сунны»

Как сказал РИА Новости заместитель председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ Фарид Асадуллин, университет «Аль-Азхар» поднимает вопрос «давно назревший и злободневный». «Действительно, исламская богословская наука за прошедшие века неоднократно ставила вопросы о том, как приблизить мусульман, проживающих в разных уголках арабо-мусульманской «ойкумены», арабо-мусульманского мира, к какому-то общему богословскому знаменателю», — сказал Асадуллин.

По его словам, существуют региональные особенности развития той или иной богословской школы ислама, а различные школы «ставят самые разные акценты в вопросах догматики, каждодневной жизни мусульман». «Я думаю, что назрела и проблема очень аккуратного реформирования того, что мы называем «Сунна пророка Мухаммеда», то есть, того огромного количества хадисов (предание о словах и действиях пророка – ред.), которые тоже очень нуждаются в критическом разборе и исследовании», — сказал собеседник агентства.
Как пояснил Асадуллин, многие тексты хадисов имеют «заметный аравийский «налет», то есть, — то, что имело прямое отношение к жизни первых мусульман — ансаров и табиин, людей, которые жили вместе с пророком и сразу же после него». «Но на самом деле, некоторые истины, которые произносились пророком и его сподвижниками в начале распространения ислама, сегодня уже не столь актуальны», — признал эксперт.

Он добавил, что решать проблему, поднятую египетским шейхом, нужно «очень аккуратно», используя особый механизм исламского совещания – Шуру, означающую коллегиальное обсуждение всех важных и тонких богословских вопросов.

«Я думаю, что «Аль-Азхар» в лице своего первого духовного лица озаботился решением этой проблемы, в свете того, что сейчас происходит в арабо-мусульманском мире, когда есть прямая угроза распространения идеологии ИГИЛ… Мне кажется, что и ряд российских богословов новой волны, такие как, скажем, муфтий Равиль Гайнутдин, могли бы внести свою лепту в обсуждение этих вопросов», — заключил Асадуллин.

«Более чем актуально» для России

В свою очередь представитель татарстанской уммы, ректор Российского исламского института (РИИ, Казань) Рафик Мухаметшин выразил мнение, что те вопросы, которые поднял Ахмед ат-Тайеб, для России «более чем актуальны».

«Мы, в основном, страдаем из-за того, что у нас нет крупных, авторитетных мусульманских богословов. Поэтому многие богословские понятия, которые мы используем, — это то, что мы в России перенимаем у зарубежных мусульманских богословов. <…> Многие источники, зарубежные авторитеты являются носителями других традиций, люди этого часто не знают», — сказал Мухаметшин, добавив, что чья-то традиция в новых реалиях может стать «основой для каких-то радикальных суждений».

Ректор РИИ напомнил, что уже начиная с X века в исламе были четко сформированы различные региональные особенности, появились «мазхабы» — богословско-правовые школы (в России распространен, в основном, ханафитский мазхаб, а также, в некоторых регионах Северного Кавказа, — шафиитский). В то же время, отметил эксперт, существует «проблема адаптации к той или иной реальной действительности правовых норм в исламе».

«Например, как трактовать понятие «джихад», что это такое. Такие аспекты сегодня являются для нас очень важными. Ну и так далее. С этими вопросами мы ежедневно сталкиваемся», — сказал Мухаметшин.

По его словам, боевики ИГ, действующие в Ираке и Сирии, спекулируют на таких понятиях, как «мусульманское государство», «халифат». «На самом деле, то, что там происходит – убийства христиан, убийства самих мусульман, естественно, это даже близко не относится к халифату. Если мы возьмем ранний ислам, там не то что убийства христиан – христиан в принципе нельзя было трогать, так как это, как говорится в Коране, «люди Писания», — отметил собеседник агентства.

В целом, резюмировал Мухаметшин, реформа, связанная с приведением к «единому знаменателю» интерпретаций многих понятий и правовых норм в исламе, назрела и необходима. При этом ректор исламского вуза предостерег от «кардинального изменения догматических основ веры, что для религии неприемлемо».

27.02.2015

Источник: РИА Новости