Хвала Всевышнему, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семейству, сподвижникам и тем, кто наставился, из тех, кто улучшил свой нрав по отношению к учёным и принял от них и не обманулся речами глупых мечтателей, которые читают Коран, но он не доходит ниже их глоток (т.е. не доходит до сердец), как их описал Пророк (мир и благословение Аллаха).
Мухаммад ибн Исмаил ибн Салях, известный как аль-Амир ас-Сан’ани, автор книги «Субуль ас-Салям» (ум. в 1182 по хиджре).
Когда начался «призыв» Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба написал имам ас-Сан’ани в 1136 году известную поэму, записанную в его сборнике стихов, где он хвалил этот «призыв»:
«Салам Неджду, и тому, кто появился в Неджде,
Путь даже моё приветствие из далека…».
Он ожидал ответа, но ответа не было. Пришла делегация из Неджда и её «учёные» рассказали о сущности этого «мазхаба». И ас-Сан’ани отказался от своей хвалы, после того как поэма облетела города и после того, как осудили и опровергли учёные поступок ас-Сан’ани и разъяснили ему сущность мазхаба Ибн Абдуль-Ваххаба. Он написал другую поэму, в которой отказался от своей похвалы, затем составил разъяснение на неё в книге «Иршад зуль альбаб иля хакикати аквал ибн Абдуль-Ваххаб» и «ан-Нашру ан-надии би Хакъикъати акъвал ибн Абдуль-Ваххаб ан-Наджди», её называют также «Махвул джавбати фи шархи абъятиль тавбати», она известна в Йемене, её знают даже маленькие из стремящихся к знаниям.
Имам аль-Амир ас-Сан’ани пишет:
???? ?? ????? ???? ??? ?? ?????? :::::::: ??? ?? ?? ??? ???? ???? ????
???? ?? ???? ???? ??? ??? ::::::::: ??? ????? ???? ?????? ???????
??? ??? ??? ???? ?? ??? ????? ::::::::: ??? ?? ?? ??????? ?? ????
??? ????? ?? ???? ????? ???? :::::::::: ???? ?? ?????? ?? ?? ????
??? ??? ?? ?????? ?????? :::::::::::::: ???? ??? ????? ???? ??? ???
???? ?? ??????? ?? ??? :::::::::::::: ????? ???? ???????? ??? ????
????? ??? ???? ??? ?? ???? ::::::::::::: ??? ??? ?? ???? ?? ?????
??? ????? ?? ???? ?? ( ????? ) ::::::::::::: ??????? ?? ?? ??? ??? ???
???????? ????? ???? ?????? :::::::::::::: ???? ????? ?????? ????? ?????
??? ??? ??? ???????? ???? ?? ::::::::::::: ??? ???? ?? ????? ????? ??????
???? ??? : ?? ?? ?????? ?????? ?? ::::::::::::: ???? ???? ?? ??????? ?? ???
??? ?? ? ??? ?? ?? ???? ?????? ? ::::::::::::: ??? ?? ???? ????? ???? ??? ??? ?
??? ????? ??? ???? ???? ?? :::::::::::::: ??? ??? ???? ??????? ?? ?????
Я отказался от слова, сказанного о Недждийце = Стало для меня ясным обратное, что было у меня,
Думал о нём хорошо и я сказал: «быть может, быть может = Неджд искренне направит людей к истине, и направится,
Однако проигрышны были мои предположения, но не проигрышна наша насыха = Ведь не каждое предположение мое к действительности направляемо,
Пришёл из его земли шейх Марбад = И его [ибн Абдуль-Ваххаба] состояния прояснились насколько возможно,
Он пришел с собранными им письменами = Где он обвиняет в неверии всех людей земли, преднамеренно,
Измышляя для такфира любой довод = Эти доводы как паутина для тех, кто на верном пути,
Он осмеливается проливать кровь мусульман = Молящегося чистого не отошедшего от завета,
А ведь пришло к нам от нашего Господа в суре Бараат = Очищенность их от всякого куфра и отрицания
Братья наши, да простит их Аллах, слушайте = Слово Всевышнего, Единого, Вечного,
Лучший из посланников сказал и запретил = Что с ним, не успокаивается этот недждиец,
И сказал им не выстаивают они молитвы = О людях которые совершают всякие мерзости намеренно
Сын мой, сын мой, зачем ты проливаешь их кровь = Зачем ты нападает на имущество намеренно, преднамеренно
Ведь неприкосновенны этот и тот словом: Нет = божества кроме Аллаха Блюстителя обладателя славы.
Ваххабиты сомневаются в достоверности этих стихов и его отказа от похвалы Ибн Абдуль-Ваххаба. Это их сентиментальная речь, не научна. Дело обстоит не так. Они приводят довод: не стоит обращать внимания на книгу Ибн Сахмана, по мнению ваххабитов, он якобы пишет из-за симпатий к своему манхаджу, не провёл исследования этого вопроса, поэтому соврал.
Ас-Сан’ани сказал:
??? ???? ??? ??????? ???? ??? ????? ??? ????? ?? ?????? ??? ??? ??? ??? ???? ???? ???? ?? ???? ??????? ? ??? ????? ?? ??? ??? ??? 1170?? ? ????? ????? ?????? ???? ? ???? ??? ??? ??? ????? ???? ????? ???? ? ??????? ?? ????? ???? ??? 1170?? ????? ??? ???? ?? ???? ?????? ?? ?????? ? ???? ?? ?????? ????? ???? ?? ??? ?????? ???? ????? ???? ??????? ??????? ??????? ??? ??? ????? ???? .
???? ?? ????? ?? ?????? ????? ??? ?????? ????? ?????? ????????? ?????? ? ???? ??? ?? ??? ???? ?? ??? ?????? ????? ???????? ?? ???? ?????? ? ????? ??????? ? ??????? ??? ??? ?????? ??? ????????? ? ??????? ????? ???????? ?? ???? ??????? ? ?????? ????? ?? ?? ???? ????? ??? ?????? ??? ??? ????? ???? ? ??? ????? ? ????? ??? ????? ??? ??? ?????? ???? ????? ?? ??? ?????? ??? ??????? ?????? ?????? ? ???? ??? ?? ?????? ??????? ??????? ? ?????? ?????? ????? ??? ??? ?? ??????? ???? ? ??? ???? ????? ? ??? ??? ??? ?? ????? ??? ??????? ? ????? ??? ?????? ??????? ? ?????? ???? ? ?? ???? ???? ?? ?????? ??? ?????? ?? ????? ? ??????? ?????? ??? ??? ??????? ? ??????? ?? ??? ????? ? ?? ????? ?????? ???????.
???? ??? ??? ?????? ? ?????? ?? ??????? ?????? ? ???? ??? ??? ??? ???? ????? ??????? ???? ??????? ???? ? ???? ????? ????? ??? ?? ?????? ? ??? ?? ??????? ? ????? ??????? ?? ???? ?? ???? ? ????? ???? ??????? ? ?????? ???? ?????? ?? ??? ??????? ??? ?????? ??????? ? ??? ???? ?????? ????? ?? ??????? ? ???? ??? ????? ????? ???? ??? ???? ????? ?????? ???? ???? ???? ?? ??? ?? ??? ?????? ???? ??????? ??? ????????? ??????? ? ???? ?????? ??????? ? ?????? ?? ????? ?? ??? ????? ????? ??? ????? ?????? ???? ????????
«Когда дошли эти байты Неджда, ко мне пришёл человек, через несколько лет, после того, как стихи дошли до Неджда. Его звали Марбад ибн Ахмад ат-Тамими. Это было в месяце Сафар 1170 г. Он остался у нас 8 месяцев. Он переписал часть книг Ибн Таймийи и Ибн Кайима. Оставил меня 20-го Шаваля 1170 г. и вернулся на свою родину через Хиджаз вместе с паломниками. Он был учеником Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, к которому были обращены байты. Он сказал, что байты дошли до него, но не было ответа.
Предшествовало его прибытию ко мне, доведение байтов до шейха Абдуррахмана ан-Неджди. Он описал дела Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, которые мы отрицаем, такие как пролитие крови, грабёж имущества, убийства и злодеяния, вынесение такфира Умме Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) во всех странах. Я продолжал сомневаться в словах шейха, пока не прибыл шейх Марбад, он был известен. Он привёз с собой трактаты ибн Абдуль-Ваххаба, в которых собраны слова о такфире верующих, убийстве и грабеже их. Тогда мне стало ясно состояние, слова и дела его [ибн Абдуль-Ваххаба]. Оно было подобно состоянию человека, знающего часть религии, но не размышляющего, он не читал с тем, кто наставит его на путь спасения и направит к полезным знаниям, чтобы понять суть религии. Напротив, он лишь прочитал часть книг Ибн Таймийи и его ученика Ибн Кайима аль-Джавзия, и слепо последовал за ними, несмотря на то, что они оба запрещали слепое следование.
Когда я понял его состояние и увидел его. Он мне сказал, что оказывает мне почёт из-за тех байтов. Стало обязательным мне опровергнуть, предыдущие байты, ведь мои байты дошли до многих мест. Ответы на байты пришли из Мекки, Басры и других мест и они не были беспристрастными. Когда шейх Марбад рассказал мне это, стало обязательным мне отказаться от своих слов, чтобы я не стал причиной чего-либо, из поступков упомянутого ибн Абдуль-Ваххаба. Я написал байты и прокомментировал их. И увеличил цитаты Ибн Таймийи и ибн Кайима, потому что на них опираются ханбалиты».
Из байтов становится ясным, что совершают ваххабиты, как такфир и убийство.
В итоге кто признаёт первые стихи, в которых ас-Сан’ани восхваляет Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и оставляет вторые, в которых отказ от похвалы, тот подобен тому, кто приводит в доказательства аяты мансух (отменённые), пренебрегая аятами насих (отменяющие). Мы знаем о первых стихах тех кто упоминает их, затем мы узнали, что ас-Сан’ани отказался от них. Некоторые ваххабиты сомневаются в них, другие признают. Сомнения в них бессмысленны, так как они признаны. Их передаёт аш-Шавкани и разъяснеет правду о них в своей книге «ад-Дар ан-Назид». Это книга существует, и много раз переписана.
Слова и книги Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба передал Марбад ат-Тамими (ум. 1171 г.). Ат-Тамими родом из местности Харимля, учился у учёных Неджда, затем отправился в Шам в поисках знаний, затем вернулся. Когда появился ибн Абдуль-Ваххаб, он стал ему возражать и дискутировать с ним. Марбад специально отправился в Шам, чтобы найти книги, раскрывающие спорные вопросы между ним и ибн Абдуль-Ваххабом. Когда он вернулся, он не был на стороне ваххабитов, и тогда повелели его убить. Ас-Сан’ани пишет в комментариях своей касыды:
????? ???? ?? ???? ??????? ??? ?? ??? ???? ?? ?????? ????? ??????? ?? ???? ??? ???? ???? ????
«Шейх Марбад ибн Ахмад ат-Тамими, человек из Неджда, знающий, ханбалит, отправился в Дамаск в 30 лет».
Передаёт Абдуллах ибн Иса ас-Сан’ани в «ас-Сайф аль-Хинд», написанное почерком ученика ас-Сан’ани Абдуль-Кадиром ибн Ахмадом аль-Кавкабани:
??? ?? ?????? ??? 1170?? ??? ????? ??????? ?????? ???? ?? ???? ?? ??? ??????? ?????? ???????? ..
«В месяце Зуль-Каада 1170 года к нам прибыл учёный Марбад ибн Ахмад ибн Умар ат-Тамими ан-Наджди аль-Харимли».
А этот ученый написал биографии ученых неджда восьми веков. Он сказал о нём:
???? ????? ???? ?? ???????? ???? ??? ???? ???? ????? ???? ???? ??? ?????? ????? ???? ??? 1171?? ..
«Шейх покинул Хармаля. Когда он ввернулся в город, схватил его амир Али аль-Джарис и убил. Произошло это в 1171 г.»
Об этом говори и Ибн Башар, а Али аль-Джарис один из амиров ваххабитов.
Выше было сказано о разговоре шейха Марбада и ас-Сан’ани об ибн Абдуль-Ваххабе. Становится ясным, что шейх Марбад и подобные ему, разъяснили всё для ас-Сан’ани, благодаря сочинениям ибн Абдуль-Ваххаба привезённым в Йемен. Эти письма стали причиной отказа ас-Сан’ани от восхваления ибн Абдуль-Ваххаба. Это свидетельство в дополнение к предыдущему свидетельству.
Аш-Шавкани упомянул в «ад-Дар ан-Назид» речь ас-Сан’ани, из комментариев к упомянутой поэме. Аш-Шавкани застал время когда жил ас-Сан’ани, около 10 лет. Он любил ас-Сан’ани, интересовался его книгами. Аш-Шавкани учился у хафиза Абдуль-Кадира ибн Ахмада аль-Кавкабани, а он был одним из лучших учеников имама ас-Сан’ани и тем, кто передал эту поэму и присутствовал во время прибытия шейхаМарбада ат-Тамими аль-Ханбали. Мы это разъясним, как может дело обстоять так, как утверждают ваххабиты?
Аш-Шавкани пишет в своей книге «ад-Дар ан-Назид» об ихлясе слов тавхида:
(??? ???? ????? ???? ???? ???? ??? ????? ?? ??? ?? ????? ??????? ???? ?? ??????? ?????? ???? ???? ?? ???? ??????? ???? ???? ?? ?????*???? ?? ????? ???? ??? ?? ??????*
???? ??? : ?? ??? ????? ????????? ??????? ?? ?? ????? ?????? ?? ????? ???????……)
«В общем о сомнениях возникших у некоторых то, что утверждает Мухаммад ибн Исмаил (да смилуется над ним Аллах) в комментариях его байтов.
В начале он (ас-Сан’ани) говорит «Я отказался от стихов, где говорил о недждийце».
Он [недждиец] сказал: Неверие убеждённых в помощи мёртвых является куфром в поступках, а не куфром из-за джахда (упрямства)…».
[«ад-Дар ан-Назид», стр. 102; Дар Ибн Хузайма: 1414 г; тахкык Абу Абдуллаха аль-Халяби]
Это подтвердил Аш-Шавкани и передал из шарха ас-Сан’ани. Также об этом написано в Диване ас-Сан’ани. Некоторые рукописи попали в Индию к Садик Хасан Хану и другим. Они записаны в «Хиджруль ильм ва Му’алякатуху» автор Кади аль-Аква’ и написаны в «Аль-Вашью аль-Маркъум» автор аль-Кануджи. Тот, кто отрицает это, является невеждой без сомнений.
Сказал Аль-Бисам в своей книге «Улямау Наджд», 3/948:
???? ?? ????? ?????? ??????? ????? ??? ?????? ?? ????? ????????? ??????? ????? ?????? ???????? ??????? ??? ????? ?????? ????? ?? ??? ?? ??????? ????? ????? ????? ???? ?? ??????? ?? ????? ???? ?????? ??? ???? ?????? ???????? ?????? ??? ??????? ??????? ?? ????? ????? ..
«Множество обладателей здоровых сердец уверены в отказе шейха ас-Сан’ани и порицают лгущих об отказе и приписывает опровергающие стихи сыну ас-Сан’ани. Тем не менее я это установил от многих доверенных лиц. Из них шейх Мухаммад ибн Ибрахим сказал, что отказ ас-Сан’ани – истина, и что стихи не написаны сыном».
Поистине передал Садик Хасан Хан аль-Кануджи аль-Хинди в «Аль-Вашью аль-Маркум» (3/196) от Аллямы Абдуллаха ибн Исы ас-Сан’ани следующее свидетельство, что он сказал в «Ас-Сайф аль-Хинди» (цитита):
????? ?? ?? ??????? ???? ??????? ????????? ?? ???? ?? ???? ?? ????? :
?? ?? ?????? ??? 1170?? ??? ??? ????? ????? ?????? ???? ?? ???? ?? ??? ??????? ?????? ???????? ???? ??? ??????? ??? ??? ???? ??? ???? ??????? ?? ??? ????? ? ???? ????? ??? ????? ???? ????? ????? ??? ???? ???? ????? ???? ?? ????????? ?? ????? ?? ??? ???????? ? ?????? ???? ?? ??? ??? ??? ?? ?? ???? ?????? ?? ????? ? ???? ??? ????? ??? ????? ??? ??? ????? ?????? ????? ??????? ???? ?? ??????? ?????? ????? ??? ????? ???? ?? ????????? ? ?????? ???? ????? ???? ???? ? ??? ??? ?????? ???? ????? ??
«Передано от Абдуль-Кадира ибн Ахмада ибн Насира: в месяце Зуль-Каида 1170 года к нам прибыл шейх Марбад ибн Ахмад ибн Умар ат-Тамими ан-Наджди аль-Харимли, родом из Харимля.
Он прибыл в Йемен, чтобы выяснить вопрос, возникший между ним и Мухаммадом ибн Абдуль-Ваххабом, в такфире тех, кто обращается в авлияам. Ибн Абдуль-Ваххаб обвинял их в неверии, и тех, кто сомневается в неверии обращающихся к авлияам. И сражался с теми, кто ему противоречит. Причиной визита стала восхваляющая касида шейха ас-Сан’ани. У шейха Марбада было возражение к этой касиде. Он не принимал в ней один стих». Закончилась речь Абдул-Кадира аль-Кавкабани.
Абдуллах ибн Иса ас-Сан’ани сказал:
???? ???? ????? ??? ?????? ?? ????? ???? ????? ???? ?? ????????? ?????? ?? ??? ?? ???? ???? ??? ?????? ???? ??? ????
«Это мазхаб моего имама в исправлении мазхаба Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба ан-Наджди, прежде чем были рождены большинство тех, кто на этой земле»
Аль-Кануджи сказал:
????? ????? ?? ?? ?? ??? ??????? ???? ??? ?????? ???????
«Подвёл итог, затем ответил в этом на некоторые убеждения и вопросы»
Источник: http://islamshariat.ru/index.php/archives/927