После 11 сентября 2001 года конфликт между Исламом и Западом перешел в открытую форму. С одной стороны, США и его союзники начали широкомасштабную войну против исламского терроризма по всему миру, с другой стороны, часть западной общественной мысли активизировалась в поисках пути решения этого глобального конфликта. В процессе поиска решении этого конфликта многие представители западной общественной мысли приступили к более широкому и глубокому изучению ислама и мусульманского мира. Для многих из них стали более актуальны такие важные темы, как: «ислам и джихад», «ислам и терроризм», «Новый Халифат», «фундаментальный ислам», «салафитский ислам», «радикальные течения ислама», «модернизация ислама», «Ислам и Запад», «ислам и глобализация», «ислам и демократия», «ислам и права человека», «ислам и женщины», «ислам и рабство», «ислам и экология», «ислам и СПИД», «ислам и СМИ», «ислам и бизнес» и т.д.
До событий 11 сентября в Европе и Америке при изучении ислама и мусульманского мира основное внимание уделялось анализу и исследованию культурных аспектов ислама, где подчеркивалось расхождение Ислама и Запада по основным культурно-цивилизационным признакам. Об этих культурных и цивилизационных различиях между Исламом и Западом говорили и писали еще в начале ХХ века.
Например, Уинстон Черчилль был сильным критиком того влияния, которое ислам оказывал на своих последователей. В своей книге «Речная война» он писал: «Как омерзительны те заклятия, которые магометанство накладывает на своих последователей! Наряду с фанатическим безумием, которое так же опасно в человеке, как гидрофобия в собаке, существует эта ужасная фаталистическая апатия. Последствия этого очевидны во многих странах. Неразумные привычки, неряшливая система сельского хозяйства, отсталые методы торговли и небезопасность имущества существуют везде, где правят или живут последователи пророка. Деградировавшая чувственность лишает эту жизнь её милости и совершенства… Тот факт, что по магометанскому закону любая женщина должна принадлежать некоторому мужчине как его абсолютная собственность — либо как ребёнок, либо как жена, либо как наложница — будет оттягивать окончательное искоренение рабства до тех пор, пока вера в ислам не перестанет быть великой силой среди людей. Тысячи стали отважным и преданными солдатами Королевы: все (они) знают, как умереть, но влияние религии парализует социальное развитие тех, кто ей следует. В мире не существует более мощной силы, пытающейся повернуть развитие вспять. Но магометанство далеко ещё не пришло в упадок, это воинственная и прозелитическая вера. Она уже распространилась в Центральной Африке, выращивая бесстрашных воинов с каждым своим шагом; и если бы христианство не защищали сильные руки науки, которую (ислам) оказался не в силах одолеть, цивилизация современной Европы могла бы погибнуть, как и цивилизация древнего Рима» [Winston S. Churchill, 1899, pp.248-50].
На протяжении всего ХХ в. Запад участвовал в двух мировых войнах, постепенно отпускал на «волю» свои колонии, в том числе с мусульманским населением, в период холодной войны стал главным противником коммунизма.
Идеологический, военный и экономический конфликт между Западом и коммунизмом завершился в пользу Запада. Для укрепления своей силы и единства Западу нужен был новый враг и противник по всем направлениям мировой политики. Западу вновь нужно было найти нового «злого» врага, не уступающего по своей мощи коммунизму. Спустя некоторое время, в конце ХХ в. этим «злым» врагом для Запада становится Ислам.
Арнольд Тойнби об том писал следующее: «История сегодняшних отношений России и западного общества во многом напоминает одну более древнюю историю, где роль современного Запада играла его предшественница, Греко-римская цивилизация, а роль, доставшуюся ныне России, сыграл тогда ислам. Коммунизм назван нами христианской ересью. Но то же самое можно было сказать об исламе. Ислам, подобно коммунизму, пробил себе путь в мир как программа реформирования современной ему практики христианства с целью избавиться от злоупотреблений и нарушений. И успех ислама в ранний период развития показывает, что ересь, обещающая реформацию, может оказаться очень привлекательной, если ортодоксия, на которую ересь наступает, не проявляет желания собственноручно устранить свои пороки» [Арнольд Тойнби, 2003, с. 19].
В начале XXI века западными учеными, политиками, журналистами, политологами и другими представителями общественной мысли были разработаны и предложены разные теории, посвященные конфликту Запада и Ислама не только по культурно-цивилизационным, но и по многим другим проблемам мирового развития. Среди всех предложенных теорий, культурно-цивилизационная, на наш взгляд, была и остается по сей день, доминирующей.
Как подчеркивает С. Хантингтон, сегодня «возникает мировой порядок, основанный на цивилизациях: общества, имеющие культурные сходства, сотрудничают друг с другом; попытки переноса обществ из одной цивилизации в другую оказываются бесплодными; страны группируются вокруг ведущих или стержневых стран своих цивилизаций. Баланс влияния между цивилизациями смешивается: относительное влияние Запада снижается; растет экономическая, военная и политическая мощь азиатских цивилизаций; демографический взрыв ислама имеет дестабилизирующие последствия для мусульманских стран и их соседей; не западные цивилизации вновь подтверждают ценность своих культур» [Хантингтон, 2003, с.15]. Далее Хантингтон рассуждает о том, что восточно-азиатские страны быстрыми темпами идут к тому, чтобы поравняться с Западом. Азиатские исламские страны ищут быстрые пути сравняться с Западом в военном плане. Глобальные притязания западной цивилизации, снижение относительной власти Запада, а также растущая культурная самоуверенность других цивилизаций делают достаточно сложными отношения между Западом и остальным. С цивилизациями, бросающими вызов – Исламской и Синской (китайской), — Запад, скорее всего, будет иметь в целом натянутые и зачастую антагонистичные отношения [Huntington, 1993, p.28]. Таким образом, ислам рассматривается как новая угроза или новый противник Запада. Это восприятие нарастающих цивилизационных различий разделяется некоторыми другими западными учеными (Бернард Льюис, Дениел Пайпс, Мартин Крамер, Ширин Хантер, Джон Эспозито, Джокхен Хипплер, Андрея Луэг и др.), которые также предупреждают об опасности «исламского фундаментализма».
Некоторые авторы полагают, что ислам будет не в состоянии преодолеть существенные различия среди многих исламских сект, рас, наций и культур, хотя в этом смысле мусульманский мир не более монолитен и гомогенен, чем мир христианский. При наличии в мусульманском мире таких различий часто единственной связью между мусульманами является их общая вера, хотя и она обычно по-разному интерпретируется.
Андреа Луег указывает на несовместимость двух понятий — «ислам» и «Запад». Заметим, что речь «не идет об исламе и христианстве, или о Западе и Востоке, а именно об исламе и Западе, то есть о религии и географической области» [Lueg Andrea, 1995, р.21]. Он указывает на некоторую асимметрию между этими двумя понятиями, так как с одной стороны, это – географическое выражение, а с другой – религия. В то время как Запад или Европа имеют общее понимание культуры, религии, государственного устройства и цивилизации, для мусульман ислам не просто система веры и богослужения, но и образ жизни. Эта жизнь регламентируется гражданским, уголовным и даже конституционным правом, освященным исламом. Кроме того, термин «ислам » является не только прототипом «христианства», но и «христианского мира», не только формой религии в узком западном смысле, но и целой цивилизацией, которая развивалась под непосредственным влиянием этой религии.
Американский историк и аналитик Даниэль Пайпс, который является крупным специалистом по Ближнему Востоку и автором нескольких работ по исламу, в своем интернет-блоге часто рассуждает о мировых геополитических проблемах, в том числе политику исламских стран. По мнению Даниэла Пайпса существует международная инфраструктура мусульманского фундаментализма, которая направлена на разрушение Запада и американских ценностей [Pipes Daniel,1990, р. 29]. Более того, он подчеркивает, что опасность, которая исходит от исламского фундаментализма по отношению Запада, подобна глобальной коммунистической угрозе [Pipes Daniel, 1986, р.41].
Бернард Льюис, который разработал концепцию «глобального восстания ислама» [Lewis Bernard, 1994, p. 99-124], полагает, что между исламом и Западом в течение последнего столетия наблюдается столкновение ценностей и культур. Автор приходит к выводу, что корни мусульманского недовольства следует искать в исторической и культурной области, а не в разрушении западного влияния и ценностей западного мира [Lewis Bernard, 1993, p.38]. Таким образом, анализируя проблемы современного мусульманского мира, он изображает его в условиях конфронтации с Западом из-за его культурных и национальных различий, международных интересов и приоритетов. Он считает, что атеисты, рабы и женщины рассматриваются исламским правом как самые низкие по сравнению с прочими социальными группами. В то же время, он пишет, что даже равенство свободных взрослых мужчин-мусульман (с прочими мусульманами) представляло собой значительный прогресс по сравнению с греко-римским миром и древней Персией.
Касаясь возрождения политического ислама и его отношения к Западу, он говорит об опасности исламских движений, которые не меньше, чем столкновение цивилизаций. Это связано с «исторической реакцией многолетней конкуренции мусульманского мира с иудео-христианскими традициями»,- заключает свою мысль автор [Lewis Bernard, 1990, p.39].
Как видим, известные западные ученые обращают внимание на крупномасштабную конфронтацию между исламом и западом, называя ее «столкновением цивилизаций».
После 11 сентября во многих странах Запада появились труды по исламу, которые имеют явно политический и идеологический характер. Эти труды посвящены исламскому терроризму, исламскому «джихаду», «Новому Халифату» и т.д., которые, по мнению их авторов, пытаются уничтожить Запад. Например, Ориана Фалаччи, итальянская журналистка и романистка, автор трёх книг, написанных по следам событий 11 сентября 2001 г., стала утверждать, что «западный мир находится в опасности, что его поглотит радикальный ислам» [Ориана Фалаччи, 2004, с.14].
Американский консервативный проповедник-баптист Джерри Фолуэлл даже посмел назвать пророка Мухаммада «террористом» [Jerry Falwell, 21. 07. 2006].
Пэт Робертсон, американский религиозный и политический деятель, известный телевизионный проповедник также является ярым противником ислама. По его мнению «ислам не является религией мира, поскольку явно стремится захватить весь мир». Он также, утверждает, что радикальные мусульмане являются «сатанистами», а Усама бин Ладен — «верным последователем Мухаммеда». В январе 2007 года он заявил, что в США будут проведены крупные террористические акты, которые повлекут массовые человеческие жертвы. Робертсон отметил: «Господь не сказал, что это будет ядерное оружие. Но я верю, это будет что-то вроде того». Никаких терактов в 2007 году в США не произошло, Робертсон объяснил это тем, что «Бог в своём милосердии пожалел нас» [Evangelical.., 14.03. 2006].
Уильям (Билли) Франклин Грэм, американский религиозный и общественный деятель, член Южной Баптистской Конвенции, духовный советник президентов США, также часто высказывается против ислама. Он утверждает, что ислам является «злой и извращённой религии». Ему принадлежит фраза: «пусть те, кто считает ислам „чудесным“, уедут куда-нибудь туда, где правит Талибан, и поживут там» [Franklin Graham, 16.03.2006].
Альберт Молер-младший, президент Южной баптистской богословской семинарии, полагает, что «исламское богословие вдохновляется демонической силой» [Speak, 14.10.2001].
Французский философ Мишель Онфрей часто критикует ислам. По его мнению, ислам, в отличие от других монотеистических религий, является очень реакционной и жестокой по своей природе. Нередко Онфрей пишет и говорит об «исламском фашизме», стимулом к которому, по его мнению, стала Исламская революция 1979 г. в Иране. Исламское вероучение он рассматривает как «архаичное по своей структуре», хотя в то же время критикует и западное «Общество потребления» [Michel Onfray, 2007, pp. 199—214].
Роберт Спенсер американский исследователь ислама и мусульманского мира, в своих трудах больше пишет об исламских террористических организациях по всему миру. Проблему исламского терроризма он часто поднимает и обсуждает в своих интернет-сайтах: «Jihad Watch» и «Dhimmi Watch».
Другой известный американский историк сербского происхождения Серж Трифкович, автор книги «Меч пророка: политически некорректное руководство по исламу» [Serge Trifkovic, 2002] обращает вниманию читателей к первым годам становлении ислама и мусульманской общины. По мнению автора, даже в «золотом веке» ислама не все было гладко и справедливо, как об этом часто сегодня говорят исламские фундаменталисты [Там же, р.18].
Патрисия Кроун, известный историк, специалист по ранней истории ислама является соавтором вызвавшей противоречивую реакцию книги «Агаризм: создание исламского мира» (Hagarism: The Making of the Islamic World). В этой работе авторы при изучении темы (происхождение ислама) пытаются опираться, прежде всего, на источниках научного характера, а не богословского-религиозного свойства. Таким образом, опираясь исключительно на исторические, археологические и лингвистические данные, авторы пытаются реконструировать историю происхождении ислама. Выводы очень интересные: нет прямых источников по ранней истории ислама; нет Корана в любой форме до последнего десятилетие седьмого века; многие аяты Корана до середине восьмого века видоизменились и получили новое содержание; не было никакого «золотого века» ислама; не существовали исламские традиции до середине восьмого века; исламские традиции возникли лишь после появление первых мазхабов в исламе; исламские источники раннего периода ислама очень скудны и существуют на уровне «придуманных» мифов и далеки от реальной действительности; поэтому придется вновь и вновь обратиться в историю и заново изучить всю историю ислама и т.д. [P. Crone.., 1977, p. 3].
Известный итальянский журналист и политолог Серджо Ла Кина пишет: «Следовательно, нужно убедить себя, что должен быть в этот деликатный момент отношений между европейским Западом и исламом южного берега Средиземного моря какой-то промежуточный вариант между недоверием и добродушием, между истерией и доброжелательной переоценкой все-таки имеющихся позитивных сигналов. Именно мы, итальянцы, можем внести свой вклад в то, чтобы корабль надежды не натолкнулся на скалы. Как можно больше прямой информации, как можно больше прямых знаний, личные контакты на социальном и культурном уровне (там будет арабская буржуазия!) — вот первые шаги, которые нужно сделать, чтобы избежать тупика столкновения цивилизаций. Цивилизации, если они таковыми являются, созданы для того, чтобы встречаться, а не сталкиваться!» [Sergio La China, 24.06. 2012].
Бат Йеор, английский историк, специализирующаяся в истории немусульман в мусульманских странах на Ближнем Востоке, и в частности истории христианских и еврейских дхимми, также часто занимается жесткой критикой ислама. В своих работах она пытается анализировать все негативные стороны шариата в мусульманском обществе, и ей это удается, поскольку сама родилась и выросла в Египте [Griffith, Sidney, 1998, pp. 619—621].
Некоторые западные политики и журналисты, в частности, Том Танкредо, Ник Гриффин, Филипп де Ввилье, Геерт Вилдерс, Пив Кьерсгорд, Сюзанна Винтер, Майкл Севедж, Лора Шлессиндер и др. также часто критикуют ислам и мусульманский мир. Например, Геерт Вилдерс, голландский праворадикальный политик, снял скандальный фильм «Фитна» и выложил его в интернет, где его посмотрели и обсуждали миллионы людей по всему миру. Под угрозой мусульманского мира просмотр фильма запретили в интернет-рессурсах многих странах мира. Геерт Вильдерс активно призывает и требует запретить Коран не только в Нидерландах, но и в других странах Запада, поскольку, по его мнению, он (Коран) вступает в противоречие с западной (римской) правовой системы.
Видиадхар Найпол, лауреат Нобелевской премии, британский романист индусского происхождения, который родился на Тринидаде, публично и часто выступает с критикой ислама. По его мнению, ислам оказал «разрушительное воздействие на обращённых людей», разрушив их прежнюю культуру и историю [Gibbons, Fiachra, 4.11. 2001].
Ричард Докинз(Clinton Richard Dawkins), известный биолог, публицист и атеист рассматривает ислам как средневековый политический проект, который в VII в. объединял большинство арабских племен в рамках Халифата. Дальше были войны и разрушения для завоевания всего мира в рамках этого же Халифата [Hitchens, 2007, p. 5].
Сэм Харрис, известный американский публицист и философ, нейробиолог, автор бестселлера «Конец веры» (The End of Faith) также является ярким критиком ислама и мусульманского мира. Он начал писать «Конец веры» во времена, по его словам, «коллективного горя и изумления», после нападений 11 сентября 2001. Книга включает всестороннюю критику всех стилей религиозной веры за то, что они не стремятся к совместимости, порождая конфликты цивилизаций и препятствуя созданию здорового мирового сообщества. По его мнению, умеренный ислам вряд ли возможен, поскольку исламский экстремизм есть результат буквального понимания Корана[Harris Sam, 2005,p. 31, 149].
На Западе некоторые политики, журналисты, политологи и блогеры разделяют идеи исламофашизма. «Исламофашизм»- это дискуссионный неологизм, термин, служащий для проведения идеологических параллелей между современным исламским экстремизмом и фашизмом или национал-социализмом начала ХХ века [Laqueur W., 25.11.2006]. Термин был введен в употребление французским историком Максимом Родинсоном (1905-2004) для обозначения революционной исламской диктатуры в Иране после 1979 года. Другие источники утверждают, что автором термина была, как было отмечено выше, итальянская журналистка и писательница Ориана Фаллачи [Ориана Фалаччи, 2004].
Среди известных людей в интернете, поддерживающий идеи исламофашизма, выделяется фигура Патрика Конделла (кратко Пэт Конделл), британского писателя, комика, представителя жанра юмористической импровизации. С начала 2007 года Патрик Конделл начал записывать и размещать на публичных интернет-сайтах короткие видеоролики с монологами на антирелигиозные и политические темы. Будучи атеистом, в своих роликах он много говорил о вреде религии, абсурдности христианских догм, противоречиях в Библии. Конделл сурово критиковал ислам за нарушения прав человека, разжигание ненависти и критиковал западные страны за терпимость к этим нарушениям и чрезмерную толерантность. Конделла много раз обвиняли в расизме и исламофобии, его ролики на YouTube подвергались цензуре, сам он сообщал, что получает множество угроз от мусульман за свои высказывания. Большинство роликов можно посмотреть на канале Пэта Конделла на YouTube. К 2011 году Пэт Конделл опубликовал более 80 видео на различные темы. Количество просмотров измеряется десятками миллионов. Его монологи стали особенно популярны в Англии, где его YouTube-канал вошёл в десятку самых популярных по числу подписчиков.
Есть и огромное количество ярых критиков ислама и мусульманского мира среди бывших мусульман, ныне проживающих в западных станах. Некоторые из них сменили имена и фамилии, обоснованно опасаясь преследования со стороны спецслужб мусульманских стран.
Например, Айаан Хирси (Ayaan Hirsi Ali), урождённая Айаан Хирси Маган (Ayaan Hirsi Magan) (родилась в Сомали) — нидерландский политик, бывший депутат нижней палаты парламента страны и член Народной партии за свободу и демократию (VVD), известна своей антиисламистской позицией. Айаан Хирси закончила Университет Лейдена, где изучала политические науки. Много лет проработала переводчиком в нидерландских юридических и иммиграционных ведомствах. В августе 2002 г. опубликовала книгу «Фабрика сыновей», в которой подвергла критике традиционные исламские взгляды на место женщины в обществе. В 2003 г. заявила, что жизнь пророка Мухаммада не соответствует современным представлениям о нравственности, так как он, в частности, был женат на несовершеннолетней (жене пророка Аише было, по разным данным, от 6 до 14 лет). Призывала к закрытию мечетей, в которых распространялась книга о правилах физического наказания женщин. В 2004 г. совместно с режиссёром Тео ван Гогом создала документальный фильм «Покорность» об издевательствах над женщинами в исламских обществах. В результате Тео ван Гог был убит исламским радикалом. Айаан Хирси получала многочисленные угрозы, находится под постоянной охраной полиции, место её проживания было засекречено. Айяан Хирси Али писала о правах мусульманских женщин: «они хотят жить по своей вере, настолько хорошо, насколько это возможно, но их вера крадёт у них их права» [Ayaan Hirsi Ali, 16.08. 2005].
Или Таслима Насрин, бенгальский врач, позднее стала писательницей и известной феминисткой. В своих работах стала критиковать ислам и мусульманский мир за антигуманное отношение к женщинам.
Магди Аллам, итальянский журналист египетского происхождения, в знак антиисламского протеста обратился в католицизм и был крещён лично папой Бенедиктом XVI 23 марта 2008 г. По свидетельству самого Аллама он никогда не был практикующим мусульманином, не совершал пятикратного намаза и не постился в месяц Рамадан. Пожалуй единственный из столпов ислама который он исполнил, был хадж в Мекку совершённый им вместе с матерью в 1999 году. 30 ноября 2008 года Аллам объявил о создании политической партии Борцы за Христианскую Европу ( Protagonisti per Europa Cristiana). Он часто в своих статьях мусульманский мир описывает как насильственный по своей природе, как основанный на «насилии и нетерпимости» [Magdi Cristiano Allam, 2005, p.123].
Нони Дарвиш, арабка, основала сайт в защиту Израиля, который называется: «Арабы за Израиль». На страницах сайта она часто критикует мусульманский мир за жестокость, терроризм и насилие. По ее мнению «Ислам — больше, чем религия, это тоталитарное государство». Она также является автором книги «Теперь они зовут меня неверной: почему я отвергла джихад ради Америки, Израиля и войны против террора» (Now They Call Me Infidel: Why I Renounced Jihad for America, Israel, and the War on Terror) [Nonie Darwish, 10.11.2007].
Ньямко Ана Сабуни, шведский политик африканского происхождения, министр интеграции и равенства полов (с 6 октября 2006 г.), депутат парламента от Либеральной народной партии (с 2002 г.) также является ярым критиком законов Шариата. Родилась в Бурунди, где её отец, левый политик родом из Заира, жил в изгнании. Её отец был христианином, а мать — мусульманкой. Семья получила политическое убежище в Швеции в 1981 году, и Сабуни выросла в городе Кунгсенген, к северу от Стокгольма. Она изучала право в Университете Упсалы, миграционную политику в Мэлардалоенском университете (г. Эскилстуна), а также СМИ в Школе коммуникации Бергса в Стокгольме. Замужем за шведом, имеет двух детей — мальчиков-близнецов. Считает себя нерелигиозной. Она требует запрета чадры и хиджаба, также выступает за проведение обязательного гинекологического обследования школьниц, чтобы защитить их от женского обрезания. Как она заявила: «Я никогда не допущу, чтобы женщин и девушек угнетали во имя религии». По её словам, она не намерена реформировать ислам, но всего лишь требует отказа от «недопустимой» практики. Неоднократно получала угрозы и находится под охраной полиции [Charter, David Young, 21.05.2007].
Захария Анани(Zachariah Anani), араб, ныне проживающий в Канаде, раньше был боевиком ливанского суннитского ополчения. В разговоры с журналистами он часто заявляет, что исламское вероучение не учит ничему другому, кроме как «прятаться в засаде, хватать и убивать» неверных, особенно евреев и христиан[Rage..,12.01.2007].
Халид Дуран, араб, специалист по истории, социологии и политике исламского мира, часто в своих трудах использует термин «исламофашизм». Этим термином он описывает политику, когда исламское духовенство вмешивается в государственные дела и активно пытается влиять на вопросы частной жизни [Albert Scardino, 04. 02. 2005].
Эхсан Джами, нидерландский политик арабского происхождения, известен как критик ислама и мусульманского мира. В своих антиисламских выступлениях он часто называет пророка Мухаммада «преступником» [Labour.., 23. 06. 2007].
Марьям Намази, коммунистический активист, глава «Совета бывших мусульман Британии» (филиал «Центрального совета бывших мусульман»), также много пишет о политическом исламе. По ее мнению, часто исламская религия служит политику и политикам [New.., 11.11.2011].
Шейх Анвар раньше пользовался большим уважением среди многих мусульман, его даже называли современным ибн Таймийей. Сегодня он является автором нескольких книг, критикующих и разоблачающих ислам.
Валид Шебат (Шоебат) (Walid Shoebat) — гражданин США, по его утверждению бывший палестинский террорист, разочаровавшийся в палестинской пропаганде после обучения в американском университете и брака с христианкой, потребовавшей от него изучения Библии. Выступления Шебата в США с заявлениями о политической, исторической и теологической правоте Израиля и о несправедливом, антигуманном характере палестинского сопротивления имели достаточно широкий международный резонанс. Например, в своем выступление в синагоге в Балтиморе (17 марта 2004 г.) он говорил следующее: «В 1993 году я начал читать Библию для того, чтобы обратить свою жену-католичку в Ислам. Моя мать была католичкой, которую мой отец обратил в Ислам, теперь я считал, что моя очередь сделать то же самое со своей женой-католичкой. Моя жена вызывала меня на спор, она говорила: «Покажи мне в тексте то, о чём ты говоришь». Конечно, я бросал привычные с детства лозунги: «Евреи коррумпировали Библию», «Евреи украли наших пророков…» А потом купил Библию, и это был самый лучший денежный вклад в моей жизни. Также я купил компьютерную программу, чтобы найти те цитаты в тексте, о которых говорила мне жена. Я набрал слова Израиль, Иерусалим и увидел, как часто эти слова встречаются в Библии — в Коране Иерусалим не упоминается ни разу. Чей же этот город — Иерусалим?»…Я начал изучать еврейскую историю, начал читать про холокост, всю жизнь я думал, что это фабрикация, что никакого холокоста не было и в помине. Всё, чему меня учили в школе, оказалось бессовестным враньём, всё было перевёрнуто наизнанку. Люди, которых меня учили ненавидеть, оказались надеждой человечества, а герои, которым я поклонялся в детстве,- подонками и головорезами. Я читал о связях муфтия Иерусалима, близкого друга моего деда, Хаджа Амина Аль-Хуссейни с Гитлером, о преступлениях Ясира Арафата… Всё, в чём мы обвиняем вас, мы делаем сами, мы всё выворачиваем наизнанку. Мы обвиняем вас в кровавом навете, но на самом деле сами же пьём вашу кровь, в буквальном смысле. Мы обвиняем вас, что вы устраиваете холокост для палестинского народа, но именно потому, что вы были жертвами холокоста, а мы были и остаёмся верными преемниками Гитлера. Мы обвиняем вас, что вы притесняете палестинцев, как национальное меньшинство, потому что никто хуже нас самих не относится к меньшинству, к пришельцу, к немусульманину» [Из речи.., №3. 2004].
Ибн Варрак, англоязычный писатель и публицист пакистанского происхождения, основатель Института секуляризации исламского общества (Institute for the Secularisation of Islamic Society) также является одним из ярких критиков ислама и мусульманского мира. Он получил мировую известность как автор книг: «Почему я не мусульманин» [Ibn Warraq, 1995], «Происхождение Корана» [Ibn Warraq, 1998], «Вопрос об историческом Мухаммеде» [Ibn Warraq, 2000]. В 2007 он участвовал в Конференции по секулярному исламу в Санкт-Петербурге наряду с такими известными критиками и реформаторами ислама, как Айяан Хирси Али, Вафа Султан и Иршад Манджи. Группа выпустила так называемую Санкт-Петербургскую декларацию, где призвала мировые правительства, в частности, отвергнуть шариатское право, суды фетвы, клерикальную форму правления и закрепление за любой религией статуса официальной, а также не допускать преследования за так называемые «святотатство» и «отступничество», в соответствии с п. 18 Всеобщей декларации прав человека [Институт.., 20.03.2007]. До 2007 г. Ибн Варрак предпочитал не появляться на публике и не фотографироваться для изданий. Это было вызвано его опасениями за личную безопасность, а также его желанием путешествовать по мусульманским странам. Недавно он участвовал в публичных дебатах, и впервые его лицо стало известно широкой публике. Несмотря на это, его появление на публике обычно сопровождается большим количеством полиции. [http://www.dr.dk/nu/player.aspx].
Вафа Султан, доктор психиатрии, американский писатель, также является критиком ислама и мусульманского общества. Вафа Султан родилась в большой мусульманской (алавитской) семье, в сирийском городе Банияс. Её отец был набожным мусульманином, в обычной жизни он занимался продажей зерна. По мнению самой Вафы Султан, её отношение к исламу изменилось в 1979 году, в то время она было студенткой в Алеппо. Однажды представители радикальной исламской организации Братья мусульмане ворвались в университет и с криками «Аллах велик» расстреляли одного профессора [Jon M. Broder, 20.06.2003]. Ныне живёт в Лос-Анджелесе (в Калифорнии, США), куда она переехала в 1989 году, позднее приняв американское гражданство. Она приобрела известность после теракта 11 сентября 2001 года своим участием в политических дебатах по поводу ситуации на Ближнем Востоке. Её сочинения, написанные на арабском языке, были опубликованы в различных газетах. Она также выступала по телевидению, в частности на телеканалах «Аль-джазира» и CNN.
21 февраля 2006 года Султан, находясь в студии в Лос-Анджелесе, приняла участие в телепередаче «Противоположное направление» («??????? ???????»). В ней она спорила с Фейсалом аль-Касемом и Ибрагимом аль-Хули на тему «столкновения цивилизаций», впервые выдвинутую Сэмюелем Хантингтоном. Она критиковала мусульман за неадекватное отношение к иноверцам и непризнание их достижений, в то время как сами мусульмане пользуются их ресурсами и технологиями. Ближневосточный Институт журналистских исследований (MEMRI) опубликовал отрывок из её интервью, который был переведён на английский и позже появился на различных веб-сайтах. Позднее на YouTube появился также перевод этого отрывка с переводом на русский язык.
Вафа Султан, в одном из своих интервью, заявила, что она «не христианка, не мусульманка и не иудейка», что она не верит «в сверхъестественность», но уважает «чужое право и верить в неё» [Там же]. Она отмечала, что пророки ислама говорили: «Мне было приказано сражаться против людей, пока они не поверят в Аллаха и его Посланника». Вафа Султан призвала исламских богословов пересмотреть свои взгляды и работы и изъять оттуда призывы сражаться против людей, которые не являются мусульманами[http://www.israelnationalnews.com/News]. В настоящее время д-р Султан скрывается от публики, опасаясь за свою жизнь и безопасность семьи после того, как её интервью было продемонстрировано на канале Аль-Джазира.
Иршад Манджи канадская феминистка, писатель, журналистка, общественный деятель и ученый также часто критикует ислам на страницах собственного интернет-сайта. Родилась в Уганде в семье смешанного египетско-гуджаратского происхождения. Училась в Канаде, позже приняла канадское гражданство. Является автором нашумевшей книги «Проблема с исламом сегодня» («The Trouble with Islam»). В ней она жестко критикует традиционное исламское общество, предлагает реформаторские идеи модернизации этого общества. Будучи открытой лесбиянкой, часто выступает в защиту однополых браков [http://www.sfgate.com].
Ахмед аль-Рахим, основатель Американского исламского конгресса (American Islamic Congress), часто выступает против строительства новых мечетей для мусульманских общин в странах Запада. По его мнению, в новых мечетях часто зарождаются идеи исламского фундаментализма. Например, он утверждает, что «мечети в Америке учат ненависти, а не миру»[http://eppc.org/programs/islam].
Другой выходец из мусульманского мира, сириец Насер Хадер ныне является депутатом датского парламента от Либерального альянса. До 7 мая 2007 г. представлял Радикальную левую партию. Является ведущим датским политиком и отстаивает идею мирное сосуществование демократии и ислама. После скандала с карикатурами в датской газете на Пророка Мухаммеда учредил новое движение «Умеренные мусульмане» (позднее переименованное в «Демократические мусульмане в Дании»). На парламентских выборах 13 ноября 2007 г. Либеральный альянс, к которому принадлежал Насер Хадер, завоевал 5 мест. Насер Хадер также является одним из основателей Ассоциации критиков ислама, которые поддерживают умеренные формы ислама, критикуя его «изнутри», с позиций либерального ислама [Khader, 02. 10. 2008].
В странах Запада жили и живут также другие известные бывшие мусульмане, которые посвятили свою жизнь в борьбе за секуляризацию исламского общества. Среди них выделяются фигуры: Туран Дурсун — турецкий исламский богослов и муфтий, который был убит в 1990 году; Парвин Дараби — иранская писательница, борец за права женщин в исламском обществе; Таслима Насрин — врач из Бангладеш, борец за права женщин в мусульманском мире; Али Сина — писатель, публицист, и основатель сайта Faith Freedom; Сэр Салман Рушди — индийский писатель, проживающий в Англии; Др. Юнус Шейх — пакистанский врач и рационалист и т.д.
В странах Запада также проживают огромное количество политиков, ученых, журналистов, правозащитников, деятели культуры и искусства, блогеры и т.д., которые не согласны с критикой ислама и мусульманского мира. Многие из них часто выступают в защиту ислама и исламского мира, приводя свои собственные аргументации.
Например Дип Кумар в своей статье «Ответ на критику исламофобов» пишет следующее: «История ислама не более жестока, чем история какой-либо другой религии. Может быть критики не слышали о крестовых походах? Сопряжение ислама с насилием это расизм. Позвольте мне пояснить для тех, кто не может понять: когда вы берете действия нескольких людей и обобщаете их на всю группу — на всех мусульман или всех арабов, то это расизм. Когда целая группа подвергается дискриминации из-за их религии, то это расизм. Из мусульман в настоящее время делают козлов отпущения, чтобы оправдать войну, которая рушит жизни миллионов людей» [Deepa Kumar, 2006].
Эдвард Саид, известный профессор колумбийского университета в своем очерке «Восток путешественников и ученых: между словарной дефиницией и живой мыслью//Отечественные записки. №5. 2003.) [Эдвард Саид, 2003, №5] заявляет о значительном уклоне, ангажированности востоковедов, которые исследуют ислам. Он утверждает, что на ислам смотрят с враждебностью и страхом по религиозным и политическим причинам.
Кэти Йонг (Екатерина Юнг, родом из России), американская журналистка и писательница на страницах популярного американского журнала «Reason Magazine» пишет, что «растущая тенденция антиисламских настроений вытекает из среды, в которой такая критика является популярной, модной» [Cathy Young, 06.06.2006].
Уильям Монтгомери Уотт арабист, почётный профессор Эдинбургского университета и автор многочисленных работ по истории, философии и культуре Ислама также часто выступал против критиков ислама и мусульманского мира. В своих работах Уотт сделал попытку найти социальную основу генезиса ислама, показать его историческую обусловленность политико-экономическими факторами и проследить воздействие различных форм идеологии и в первую очередь религии на социальное бытие народов мусульманских стран. Уильям Монтгомери Уотт утверждает, что деятельность Мухаммеда нужно оценивать по меркам его времени и места, а не по «самым продвинутым взглядам сегодняшнего Запада» [Watt W. Montgomery, 1961, p. 229.].
Хиллари Клинтон (Первая леди Соединенных Штатов в период с 1993 по 2001 год, ныне госсекретарь США) в свое время писала, что «Ислам является наиболее быстрорастущей религией в Америке и гарантом стабильности для многих людей…» [Larry B., 1996, p.3].
Мухаммад Али Моар, известный западный исламовед утверждает, что Коран уже содержит раннюю критику и ответы на эту критику. Ничего более важного поздние критики не добавили [Muhammad Mohar Ali, 2007, p.23].
Карен Армстронг, известный английский историк, в своей книге «Мухаммад: Пророк нашего времени», пишет: «Настоящей подоплекой ненависти и насилия, царящих сегодня на международной арене, является стремление Запада навязать свою волю людям и различным народам. Ненависть обусловлена, в основном, ложными понятиями, которые некоторые весьма сомнительные деятели распространяют с целью углубить пропасть между Исламом и Западом. Лучшим примером подобных действий является преувеличенно положительная реакция на «Сатанинские стихи», написанные Салманом Рушди, не учитывающая, как больно могут подобные вещи задеть чувства верующих. Мы смотрим на мусульманские страны как на мир невежества и регресса и противопоставляем ему наш якобы существующий рационализм, а также религиозную терпимость Запада» [Karen Armstrong, 2006, p.14].
Джон Эспозито, профессор, известный американский исламовед говорит о том, что сегодняшняя конфронтация между мусульманским миром и Западом есть результат, прежде всего политики Запада, долго приученного думать категориями конкуренции между супердержавами в период холодной войны. Поэтому после распада Советского Союза и социалистического лагеря ислам в западной прессе стал сравниваться с коммунизмом и нацизмом, а в газетных заголовках стали сообщать о некоей «мусульманской ярости», «глобальной интифаде», о том, что «воскресающий ислам может сокрушить Запад» [Esposito L. John, 1992,p.163]. Джон Эсбозито, опровергает утверждение о том, что исламская цивилизация является новым врагом Запада, по преимуществу христианского. Он пишет: «Мусульманская угроза – это не более чем навязчивая идея. Утверждения, будто бы Ислам является врагом Запада по своей природе, а также что ему внутренне неприемлема демократия как форма правления – ложь. Настоящая проблема заключается в неправильном истолковании того, что касается Ислама как религии». Он признал, что мусульмане в западных странах все чаще становятся жертвами дискриминации, и призвал их конструктивно решать свои проблемы, налаживать связи с остальным обществом. Для этого он призывает американских мусульман более активно участвовать в общественно-политической жизни страны и выдвигать своих кандидатов на политические посты. Вопреки проблеме растущей исламофобии, это мусульманское сообщество должно прикладывать больше усилий, чтобы увеличить свое присутствие в общественно-политической сфере. По мнению Эспозито, исправить предрассудки об Исламе мусульмане могут лишь путем ежедневного общения с не мусульман. В своих работах Джон Эспозито также затрагивает проблемы самого ислама и мусульманского мира. В частности он рассматривает такие вопросы как воинствующий ислам, ношение чадры женщинами, проблемы демократии в исламе и мусульманском мире [см.: Esposito John , 2002; Esposito John, 2003; Esposito John, 1999]. Эспозито решительно оспаривает многие мифы об исламе. Он считает, что «слишком часто при освещении ислама и мусульманского мира предполагается существование монолитной системы, в которой все мусульмане одинаковы». По его мнению, такая точка зрения является очень наивной и неоправданно скрывает важные различия внутри мусульманского мира [Esposito John, 1999, pp. 225-228].
Как мы видим, западная общественная мысль сегодня находится в поисках решении одной из главных проблем современности: конфликт Запада с Исламом. В данной работе мы постарались максимально охватить вес спектр анализа и суждений данной проблемы в широких кругах общественной западной мысли в конце ХХ и начале ХХI в. В результате мы пришли к следующим итоговым выводам:
— антитеррористическая война в рамках «конфликт Запада с Исламом» пока еще продолжается и в результате этого постепенно идет на спад вольна «исламского терроризма» по всему миру;
— антиисламская риторика постепенно ослабевает;
— Запад готовится к диалогу с Исламом и мусульманским миром по основным проблемам мирового развития;
— многие мусульманские страны также готовятся к такому диалогу;
— сегодня во многих странах арабского мира, вследствие революционных событий («арабской весны»), происходят коренные изменения, которые могут ускорить процесс налаживание конструктивного диалога Запада с Исламом;
— радикальные, фундаментальные течения ислама также на этом фоне могут ускорить модернизацию ислама и т.д.
Исследование автора в этом направление в ближайшем времени будут продолжены.
Рахимбек Бобохонов, старший научный сотрудник ИАфр РАН
Литература:
1. Арнольд Тойнби. Цивилизация перед судом истории. М: Издательство: «Айрис — Пресс»,2003.
2. Из речи Валида Шебата 17 марта 2004 года в синагоге «Suburban Orthodox» (Балтимор). Spectr. Org. №3.2004.
3. Институт религии и политики, 20.03.2007// http://w%20w%20w.i-r-p.r%20u/.
4. Ориана Фалаччи. Ярость и гордость. М., «Вагриус», 2004.
5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М: АСТ, 2003.
6. Эдвард Саид. Восток путешественников и ученых: между словарной дефиницией и живой мыслью//Отечественные записки.№5. 2003.
7. Albert Scardino. How the right played the fascism card against Islam//The Guardian. 4. 02. 2005.
8. Ayaan Hirsi Ali. «Unfree Under Islam». The Wall Street Journal. August, 16.08. 2005.
9. Charter, David Young, black, Swedish – the minister for controversy//The Times. 21.05.2007.
10. Cathy Young. The Jihad Against Muslims. When does criticism of Islam devolve into bigotry?//http://reason.com/archives/2006/06/06.
11. Deepa Kumar. Fighting Islamophobia: A Response to Critics//http://mrzine.monthlyreview.org/2006/kumar030406.html.
12. Esposito John L. The Islamic Threat: Myth or Reality?. — Oxford University Press, 1999. — P. 225-228.
13. Esposito John L. What Everyone Needs to Know About Islam. — Oxford University Press, 2002.
14. Esposito John L. Unholy War: Terror in the Name of Islam. — Oxford University Press, 2003.
15. Esposito John L. The Islamic Threat: Myth or Reality?. — Oxford University Press, 1999.
16. Esposito L. John. The Islamic Threat: Myth or Reality?. – OUP.- Oxford,1992.
17. Evangelical broadcaster Pat Robertson calls radical muslims satanic//Associated Press.14.03. 2006.
18. Griffith, Sidney H. « The Decline of Eastern Christianity under Islam: From Jihad to Dhimmitude, Seventh-Twentieth Century by Bat Yeor, Miriam Kochan, David Littman» // International Journal of Middle East Studies, Vol. 30, No. 4, November 1998.
19. Gibbons, Fiachra. V.S. Naipaul launches attack on Islam//The Guardian. 4.11. 2001.
20. Harris Sam. The End of Faith: Religion, Terror, and the Future of Reason. — W. W. Norton; Reprint edition, 2005.
21. Hitchens, Christopher God Is Not Great: How Religion Poisons Everything. — Twelve, 2007.
22. http://ep%20pc.org/pro%20gram%20s/islam/publicatio%20ns
23. http://ww%20w.dr.d%20k/nu/player.aspx.
24. http://ww%20w.israeln%20ational%20news.com/News.
25. http://w%20w%20w.sfgate.%20com/%20cgi-bin/article.
26. Franklin Graham: Islam Still Evil//Associated Press. 16.03.2006.
27. Huntington P. Samuel. The Clash of Civilizations?// Foreign Affairs, Vol.72,№3, Summer 1993.
28. Ibn Warraq . The Origins of The Koran: Classic Essays on Islam’s Holy Book. 1998.
29. Ibn Warraq. Why I Am Not a Muslim. 1995.
30. Jerry Falwell. Calls islam`s Prophet a “Terrorist”// Associated Press. 21. 07. 2006.
31. Jon M. Broder. For Muslim Who Says Violence Destroys Islam, Violent Threats// http://w%20w%20w.ny%20ti%20mes.com/
32. Karen Armstrong.Muhammad: A Prophet For Our Time. London: Harper Collins, 2006.
33. Khader stifter forening mod islamisme//Jyllands-Posten. 02. 10. 2008. Khader stifter forening mod islamisme//Jyllands-Posten. 02. 10. 2008.
34. Labour party Ex-Muslim: «Muhammad was a criminal»//Elsevier, 23. 06. 2007.
35. Laqueur W. The Origins of Fascism: Islamic Fascism, Islamophobia, Antisemitism//Oxford University Press. 25.11.2006.
36. Larry B. Stammer, Times Religion Writer, «First Lady Breaks Ground With Muslims, » Los Angeles Times, Home Edition, Metro Section, Part B, May 31, 1996.
37. Lewis Bernard. Islam and the West. – New York: Oxford University Press, 1993.
38. Lewis Bernard. The Roots of Muslim Rage// Atlantic Monthly. – Vol.266,№3. – September 1990.
39. Lewis Bernard. The Shaping of the Midern Middle East.-NY: Oxford University Press, 1994.
40. Lueg Andrea. The Perceptions of Islam in Western Debate//The Next Threat. Hippler, J. and Lueg, A.(eds.) – Pluto Press: London,1995.
41. Magdi Cristiano Allam. Vincere la paura: La mia vita contro il terrorismo islamico e lincoscienza dellOccidente.2005.
42. Michel Onfray. Atheist manifesto. The case against Christianity, Judaism and Islam. Carlton, Vic. 2007.
43. Muhammad Mohar Ali. The Biography of the Prophet and the Orientalists. 2007.
44. New group for those who renounce Islam//The Daily Telegraph.11.11.2011.
45. Nonie Darwish at YAF: «Islam is…. a totalitarian state»// The Jawa Report. 10.11.2007.
46. Pipes Daniel. There Are No Moderates; The muslims Are Coming!//The National Review.- №42.-November,1990.
47. Pipes Daniel. Fundmentalist Muslims//Foreign Affairs. –Vol.64. -№5. Summer 1986.
48. Watt W. Montgomery. Muhammad: Prophet and Statesman. — Oxford University Press, 1961.
49. P. Crone and M. Cook. Hagarism: The Making Of The Islamic World. Cambridge University Press, 1977.
50. Rage over anti-Islam rally//The Windsor Star.12.01.2007.
51. Serge Trifkovic. Sword of the Prophet: The politically incorrect guide to Islam: History, Theology, Impact on the World, 2002.
52. Sergio La China. Una migliore informazione diretta e il primo passo per evitare lo scontro di civilta//»LOccidentale», 24 Gennaio 2012.
53. Speak about Islam clearly & without fear, Mohler says//Baptist Press.14.10.2001.
54. Winston S. Churchill, from The River War, first edition, Vol. II, pages 248-50 (London: Longmans, Green & Co., 1899).