Домой Мир Терроризма. База данных Лица Террора Астемиров Анзор

Астемиров Анзор

Анзор Эльдарович Астемиров, амир Сейфуллах Абу Имран  — один из лидеров исламистского подполья на Северном Кавказе, валий Объединенного Вилайята Кабарды, Балкарии и Карачая Имарата Кавкази кадий Имарата Кавказ, лидер ваххабитского подполья Кабардино-Балкарии джамаата «Ярмук».

 

Родился в 1976 году в городе Кременчуг Украинской ССР, куда в 1930-х годах переехал его дед, опасаясь репрессий за принадлежность к дворянскому роду.

Происходил из дворянского кабардинского рода, потомок черкесских князей. В одном из интервью Астемиров указывал на своё родство и, несмотря на разницу в возрасте, близость с Султаном Сосналиевым.

В 1980-х семья Астемировых вернулась в Кабардино-Балкарию.

Судя по биографии, многое в судьбе Астемирова предопределила учеба в исламском университете в Саудовской Аравии. В первой половине 90-х ехать в исламские учебные заведения Ближнего Востока было на Кавказе почти модой. Организаторы таких поездок имели весьма неплохой бизнес, а клиентами их чаще всего оказывались «юноши из хороший семей», к каковым принадлежал и Астемиров.

В 1992 году университет имени имама Мухаммеда ибн Сауда в Эр-Рияде провел в Нальчике двухнедельные курсы по основам ислама, по результатам которых вызвал на обучение 12 человек из КБР, в числе которых были Руслан Одижев и Анзор Астемиров. Как вспоминал Астемиров: «Мы были самые первые ученики с постсоветского пространства, правда, из 12 человек окончили факультет шариата только двое. Один умер, остальные не могли учиться из-за солидного возраста — память была уже плохая. Руслан не закончил учебу по болезни, а я — из-за бюрократических препон в 1998 году, когда приехал на каникулы домой».

Куда именно ехать и чему именно там научат – для многих было вторым вопросом. Ислам в массовом северокавказском сознании тогда еще не распался на «правильные» и «неправильные» направления, да многие и вовсе не знали о глубине разделений внутри этой религии. Особенно плохо с таким знанием дело обстояло в западной части Кавказа – в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и среди мусульман Осетии. Там, в отличие от Чечни и Дагестана, местная исламская традиция была не слишком давней и не пережила советских гонений, образованных мусульман в той же Кабардино-Балкарии на момент распада СССР было крайне мало.

Но именно поэтому те, кто поехал с запада Кавказа  «к арабам» и продемонстрировал успехи в учебе (а не вернулся бесславно домой уже через пять–шесть месяцев, как многие), получали на родине особый авторитет. Так случилось и с Астемировым. Однако быстро завоеванное им лидерство среди молодежи так же быстро привело его к конфликтам с мусульманскими руководителями старшего поколения, в основном, арабских университетов не заканчивавшими. На протяжении нескольких лет силовики взирали на этот конфликт отстраненно, но потом, уже в начале нулевых, довольно активно включились на стороне «старших». Если объяснять эту перемену федеральными интересами, то они могли быть связаны со второй чеченской войной, во время которой естественно было стремление свести к минимуму присутствие на Кавказе неконтролируемого ислама. Вполне возможно, что в федеральные интересы вплетались и местные.

По возвращении из Саудовской Аравии Астемиров работал корреспондентом канала Аль-Джазира.

В конце 90-х  Астемиров Астемиров становится лидером Джамаата Ярмук Кабардино-Балкарии Мусы Мукожева, читал проповеди в одной из мечетей Нальчика.

 Джамаат объединял исламских экстремистов и идеологически противостоял Духовному центру мусульман Кабардино-Балкарии. С этого времени Астемиров и его товарищи уже в полной мере жили двойной жизнью. С одной стороны – конференции, научные семинары, общение с правозащитниками и исламоведами, с другой – противостояние милиции и накопление оружия в местном «джамаате», появление связей с чеченскими боевиками.

В декабре 1999 года Анзор Астемиров был задержан на границе Северной Осетии при попытке перегнать из Грузии в Чечню автомобиль марки джип «Тойота» (по данным МВД КБР предназначался для Хаттаба). Против Астемирова было возбуждено уголовное дело, однако доказать ничего не удалось.

24 марта 2001 года в городах Минеральные воды, Ессентуки и ауле Адыгэ Хабль Карачаево Черкесии были совершены теракты. Анзор Астемиров и Муса Мукожев были задержан по подозрению в причастности к ним. Три месяца Астемиров просидел в СИЗО Пятигорска, однако доказать его причастность не удалось.

В 2002 году Астемиров был назначен заместителем директора по научной работе «Кабардино-Балкарского института исламских исследований», являвшегося светской структурой джамаата (директором институтом являлся бывший майором КГБ и правозащитником Русланом Нахушевым, втором заместителем стал Муса Мукожева) , а его противостояние с правоохранительными органами обостряются. При этом шансов для внутриисламского диалога, и вообще для сохранения легального существования становится все меньше. Правда, многие наблюдатели утверждают, что долгое время создатели «джамаата» рассчитывали сыграть на внутренних конфликтах силовиков, надеялись, что какие-то федеральные структуры захотят создать себе «капитал» в виде хороших контактов с неофициальным исламом.

По свидетельству Х. Емкужева, Анзор Астемиров и Артур (Муса) Мукожев не были в первоначальный период радикально настроенными и не высказывались за силовые методы, а изменили свои взгляды «после возвращения с американской военной базы Гуантанамо Руслана Одижева» (Одижев был взят в плен американскими военными на территории Афганистана в начале 2000-х годов, в первой половине 2004 года передан России и после содержания в СИЗО г. Пятигорска «Белый лебедь» без суда освобожден) Кавказовед Игорь Добаев также отмечал, что Астемиров в 90-е годы стоял на умеренно радикальных позициях.

При этом нельзя забывать, что еще в декабре 2004 году Астемиров  вместе с И. Горчхановым взял на себя ответственность за нападение на здание управления Госнаркоконтроля Нальчика в результате которого был расстрелян дежурный наряд полицейских з 4 человек. Все погибшие тогда — четверо наркополицейских — были убиты лично Горчхановым, боевики захватили более 250 единиц оружия (80 автоматов и 182 пистолета, а также свыше 25 тысяч патронов).

К тому времени в правоохранительных органах Астемирова считали главным идеологом джамаата «Ярмук«, он проходил как подозреваемый по нескольким уголовным делам[10].

Имя «Сейфуллах» (от араб. سيف الله‎‎ — меч Аллаха) Астемиров взял после гибели 25 января 2005 года лидера кабардино-балкарского джамаата (Джамаат ЯрмукМуслима Атаева, носившего его.

Летом 2005 года Астемиров присутствовал на военном маджлисе в Нальчике, тогда решался вопрос о присоединении джамаатов Ингушетии и Кабардино-Балкарии к Кавказскому Фронту.

Рубикон, окончательно отсекший какой либо диалог с властями, был пройден во время нападения на Нальчик 13 октября 2005 года. За ним последовали годы существования «а ля Бен Ладен» с периодическими публикациями видеообращений на экстремистских интернет-сайтах.

Вместе с И. Горчхановым Астемиров непосредственно руководил вооружённым выступлением исламистов в Нальчике 13 октября 2005 года. В ходе выступления тогда погиб Горчханов, поступали сообщения и о гибели Астемирова, но позже они не подтвердились, ему удалось скрыться и его вновь объявили в розыск, назначив вознаграждение за информацию о его местонахождении.

После Нападения на Нальчик Астемиров был назначен командиром Кабардино-Балкарского сектора Кавказского фронта, а Мукожев его заместителем.

В ноябре 2006 года объявил республику зоной боевых действий и пообещал в ближайшее время провести масштабную террористическую кампанию на её территории, начало которой положат акции по уничтожению крупных чиновников республики, священнослужителей, бизнесменов и иных лиц, выступающих против ваххабизма.

В 2005 году Астемиров расторг брак с женой, имел одного ребенка.

Анзор Астемиров с 2006 года находился в международном розыске за совершение преступлений, предусмотренных статьями 105, 205, 209, 210, 222, 279 и 317УК РФ (убийство,террористический акт,бандитизм, организация преступного сообщества, незаконный оборот оружия и взрывчатки, вооруженный мятеж, посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов).

Ислам Текушев в 2006 году отмечал, что «Анзор Астемиров известен, прежде всего, как один из самых эрудированных и тонких богословов в области радикального ислама на Кавказе. Большинство его текстов, которые периодически появляются на сайте «Кавказ-центр«, посвящены теории и практике джихада»[18].

В 2007 году указом президента ЧРИ Докки Умарова назначен главой Высшего шариатского суда ЧРИ, а с провозглашением в октябре того же года Имарата Кавказ — кадием его Шариатского суда. Являлся главным идеологом провозглашения Кавказского Имарата.

Доку Умаров вспоминал, что перед провозглашением им Имарата Кавказ он получил кассету из Нальчика от амира Сайфуллах, в которой тот заявлял: «Брат, мы договаривались с нашим братом Абу-Идрисом (Шамилем), что в этом году, когда он придёт, провозгласим Имарат. Абу-Идрис договаривался с нашим братом Абдул-Халимом, а вы сегодня этот договор не соблюдаете, и вопрос уже стоит о правильности вашей акиды. Если вы не провозглашаете Имарат, я вынужден его провозгласить сам, и призвать братьев воюющих на Кавказе сделать байат мне. Умаров отмечал, что провозгласшение Сайфуллахом Имарата означало бы раскол в лагере кавказского сопротивления: «я знаю, что дагестанцы сделали бы байат Сайфуллах, и ингуши сделали бы байат, а мы остались бы. Уже было видно, что за нами люди не пойдут, наши ряды не пополняются под флагом Ичкерии…».

Ночью 24 марта 2010 в районе «Горная» в столице КБР Нальчике Анзор Астемиров был ликвидирован.

Как отмечалось в заявлении подполья, «Амир Сейфуллах сыграл одну из ведущих ролей в деле установления Имарата Кавказ», — и это действительно так. Он являлся автором проекта Имарата Кавказ и самым выдающимся его идеологом и политиком, вел очень искусную пропагандисткую и политическую линию. В интеллектуальном плане Астемиров на голову возвышался над другими лесными бандитами-джихадистами.

Сообщения о его уничтожении ФСБ публиковала раз пять, но на этот раз Астемиров действительно убит. На сайтах исламистов тоже уже есть подтверждение, пишут, что он попал в засаду. (Официальное заявление висит на главной странице КавказЦентра и Исламдина, на сайте Исламдин  — полная версия).

Судя по заявлению, соратники Астемирова явно растеряны и расстроены.

Согласно официальной версии, он был убит, когда шел по улице Нальчика и был остановлен для проверки документов. По информации ФСБ, на Астемирова удалось выйти после убийства его ближайшего помощника Валерия Этезова, при котором были найдены документы, по которым удалось вычислить предположительные местонахождения Анзора Астемирова. Как рассказали в штабе объединенной группировки войск на Северном Кавказе, около 22:30 мск в районе улиц Байсултанова и Торчокова сотрудники правоохранительных органов обнаружили подозрительного мужчину. При попытке проверить у него документы он открыл по ним стрельбу. Ответным огнем вооруженный бандит был уничтожен. Примечательно, что власти выдвинули сразу две противоречащих друг другу версии ликвидации: в более поздних заявлениях силовиков подчеркивается, что «ликвидация Астемирова стала следствием спецоперации, проведенной ФСБ и МВД». Алим Бабаев, заместитель руководителя Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по КБР: «Астемиров был уничтожен в результате спецоперации при активном отражении, при активном сопротивлении вооруженном. При нем было обнаружено огнестрельное оружие, из которого именно велся огонь Астемировым». В более ранних сообщениях СМИ, однако, указывалось, что «лидер бандподполья погиб в результате перестрелки с милиционерами, произошедшей после того, как последние попытались проверить у него документы, а он в ответ открыл огонь».

Официальная версия ликвидации, конечно, вызывает вопросы. Так просто шел по городу, случайно встретил милиционеров. Что один из главных террористов страны гуляет, любуясь видами ночного Нальчика — в это как-то трудно поверить. Хотя, как гласит черкесская пословица: «И такое бывает, и осел рожает».

Скорее всего, произошло следующее: его уже «пасли» какое-то время, а решили убрать, когда он вышел на улицу — наверное, чтобы не разносить из танка конспиративную квартиру, где он скрывался и из опасения, что на выручку могут прибыть другие ваххабиты, и повторится история с захватом Нальчика.

Да и в идеологических целях — ведь если Кадий погиб в ходе долгого сражения с превосходящими силами «кафиров и мунафиков» — это красиво, это эффектное и красивое завершение «жизни, отданной джихаду», об этом можно слагать песни. А если просто был хлопнут на тротуаре…

Важно то, что за короткий срок власти смогли убрать двух главных идеологов джихада в России — Анзора Астемирова и Саида Бурятского.

По сообщению правоохранительных органов Кабардино-Балкарии, спустя неделю там же, в Нальчике был уничтожен преемник Астемирова, назначенный им в 2009 году своимнаибом(заместителем), ответственным за финансирование.

«Независимая газета» (18.10.2011) отмечала, что после гибели Астемирова количество терактов в Кабардино-Балкарии на целый год дало шестикратный скачок вверх.

Начальник ГУ МВД России по СКФО генерал-лейтенант милиции Сергей Ченчик связывал активизацию подполья с гибелью Астемирова, по мнению Ченчика это было вызвано борьбой за лидерство — преемничество Астемирову.

«Известия» (27.01.2012) уточняют, что после гибели Астемирова и почти одновременного убийства в КБР нескольких его ближайших соратников в республике наступило временное затишье, однако им на смену пришли новые исламисты, организовавшие вместо джамаата «Ярмук» Объединенный вилайят Кабарды и КарачаяИмарата Кавказ.

Политолог и журналист Ислам Текушев, главный редактор интернет-сайта CaucasusTimes.com, в 2011 году отмечал: «Анзор Астемиров действительно верил в то, за что он боролся. Это был своего рода фанатик».

Анзор Астемиров, вовсе не походил на других лидеров боевиков. До того, как перейти на положение подпольщика, он не угонял самолеты, как Шамиль Басаев, и не участвовал в бытовых драках в Тюменской области, какДоку Умаров. Буквально за пару лет до объявления в международный розыск Астемирова можно было увидеть на вполне солидных конференциях по взаимоотношениям религии и общества, проходивших в Москве. Сообщается, что одна из конференций, где он был в числе докладчиков, была поддержана фондом Сороса.

Поэтому совершенно однозначно, что замены Анзору Астемирову исламисты не найдут, ни в ближайшем будущем, ни вообще. Солдат много, идеологов всегда — наперечет. Настоящие идеологи появляются редко и непредсказуемо, как кометы в ночном небе, и каждый из таких людей стоит более, чем несколько дивизий рядовых бойцов.

Путь, который прошел Астемиров, гораздо поучительнее пути многих его единомышленников. Вряд ли уже этот путь чему-то научит тех молодых людей, которых Астемиров увел за собой «в лес». Но поучительным он в первую очередь должен стать для тех, кто по должности или по убеждениям стремится не допустить нового обострения ситуации на российском Кавказе.