Вряд ли у кого вызовет возражение необходимость совершенствования мер контроля в борьбе с терроризмом, особенно в таких общественных местах, как транспорт. В частности, в метрополитене, аэропортах. Как сообщает британская The Telegraph со ссылкой на вице-адмирала ВМС Великобритании Клайва Джонстона (Clive Johnstone), в последнее время возрастает опасность совершения террористами ДАИШ тератак и на морском транспорте.
Считается, что впервые мишенью террористов пассажиры международных аэропортов стали 15 июля 1983 года, когда начиненный взрывчаткой большой чемодан взорвался перед стойкой турецкой авиакомпании в международном аэропорту Орли в Париже.
20 марта 1985 года произошла зариновая атака в токийском метро, которая потрясла японскую столицу, в результате которой также пострадало значительно число мирных жителей.
Действия террористов за последние годы не только стали причиной гибели многих сотен людей. Они также значительно осложнили работу транспортных компаний, сделали менее комфортной жизнь пассажиров, стали причиной роста цен билетов на транспорте.
Чтобы избежать повторения подобных трагических событий, многие страны совершенствуют меры контроля на транспорте, как и саму борьбу с терроризмом. Одним из весьма важных направлений работы стал биометрический контроль, который позволяет не только идентифицировать преступников, но и по отдельным подозрительным моментам выявлять потенциальных исполнителей террористических атак.
В этих целях, в частности, в московском метро, которое уже неоднократно террористы пытались использовать как место терактов, и которое ежедневно посещает более 9 миллионов пассажиров, в течение ближайших месяцев будут установлены 20 тысяч новых камер наблюдения. С их помощью лицо каждого человека будет сканироваться и проверяться по базе данных о подозрительных лицах и разыскиваемых преступниках. Обновленная система безопасности будет также уведомлять в отношении лиц, слишком долго находящихся на платформе или необычно ведущих себя. Вводимая в московском метро система биометрического видеоконтроля должна будет также повысить меры безопасности в связи с Чемпионатом мира по футболу, который Россия будет принимать в 2018 году.
Полиция многих западных стран также старается применять соответствующие системы наблюдения.
После взрывов 7 июля 2005 года в Лондоне правительство Великобритании приняло глобальные меры по предотвращению терактов на транспорте. Испытания прошли специальные «умные» камеры наблюдения. Кроме того, британская полиция пробовала использовать сканирование лиц во время крупного музыкального фестиваля летом прошлого года, который посетили 100 тысяч человек. Необходимость этого обосновали, в частности, борьбой с карманными воришками.
Особый режим безопасности на транспорте для Испании – норма, которая соблюдается вот уже многие годы, особенно с того момента, как 11 марта 2004 года в пригородных поездах в Мадриде прогремели взрывы, унесшие жизни 191 человека и ранившие более 2 тысяч испанских граждан.
Норвежская полиция также использовала технологию биометрического контроля (систему EasyPass) в аэропорту Гардермуэн (Gardermoen), в том числе и чтобы проверять, соответствует ли лицо пассажира фотографии на паспорте.
Транспортный комплекс Израиля является одним из основных потенциальных объектов терроризма. Агентство безопасности Израиля (ISA) еще с начала 1970-х годов приступило к разработке и внедрению в практику более совершенных современных и перспективных технологий и концепций противодействия терроризму и защиты израильских объектов от террористических атак.
В целом же следует отметить, что правоохранительные органы многих государств проявили повышенную заинтересованность в разработанной еще в 2012 г. японской фирмой «Hitachi Kokusai Electric« системе биометрических камер, способных сканировать миллионы лиц в секунду и мгновенно идентифицировать лицо, попавшее в поле ее зрения. Созданное японскими разработчиками программное обеспечение позволяет просматривать 36 миллионов лиц в секунду в поисках конкретной цели. Такое быстродействие обусловлено тем, что когда камера снимает значительное количество лиц во время манифестаций, в торговых залах или в любых других местах скопления людей, она просматривает и в то же самое время сохраняет в файле все лица, которые попадают в ее поле зрения. Эти сведения затем классифицируются в зависимости от их биометрической специфичности для того, чтобы затем было легче обнаружить конкретное интересующее лицо. Положительные результаты тестирования нового программного обеспечения японской фирмы «Hitachi Kokusai Electric» были получены при использовании видеокамер на таких объектах со значительным скоплением людей, как железные дороги, большие магазины, метрополитен.
Хочется надеяться, что принимаемые различными государствами меры совершенствования контроля в борьбе с терроризмом, в том числе и биометрического контроля, послужат повышению всеобщей безопасности и максимальному уменьшению террористической опасности.
Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку
29.04.2016
Источник: ru.journal-neo.org