Международная коалиция теряет надежду на скорую победу над боевиками запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство». Американский генерал Мартин Демпси признал, что кампания зашла в тупик. На этом фоне экс-президент Франции Николя Саркози посоветовал Западу более активно привлекать Россию к борьбе с исламистами.
«Западом была допущена серьезная ошибка, выразившаяся в попытке создать условия новой холодной войны против России. Сегодня нам необходима поддержка России как по сирийскому досье, так и в том, что касается организации борьбы против «Исламского государства», – заявил Саркози в интервью Figaro.
При этом политик заметил: «Разумеется, это не означает, что мы во всем согласны с Москвой или с тем, что происходит в Донецке».
Однако эксперты призывают не преувеличивать значения слов Саркози. «Эти заявления рассчитаны на внутреннее потребление. Цель Саркози – показать, какое негодное во Франции правительство, не понимающее, как бороться с ИГ, к тому же поссорившееся с Россией», – отметил в беседе с «НГ» заслуженный деятель науки РФ Георгий Мирский.
Запад рассчитывает, что Россия будет бороться с ИГ по его правилам. Так, США выступают категорически против поддержки Москвой режима президента Башара Асада. «Мы готовы приветствовать конструктивный вклад России в усилия по борьбе с ИГ, но мы ясно говорили, что считаем недопустимым предоставление кем-либо, включая Россию, любой поддержки режиму Асада», – подчеркнул заместитель пресс-секретаря Белого дома Эрик Шульц.
Это заявление последовало после того, как Reuters со ссылкой на ливанские источники сообщило, что Россия перебросила в Сирию два десантных корабля, небольшое число морских пехотинцев, а также дополнительное количество авиации. Госсекретарь США Джон Керри связался с главой МИД РФ Сергеем Лавровым и выразил озабоченность в связи с возможной эскалацией конфликта. Также Вашингтон обратился к ближневосточным странам. «Мы попросили партнеров в регионе задавать россиянам жесткие вопросы», – сообщил пресс-секретарь Госдепартамента Джон Кирби.
Мирский сомневается, что из затеи привлечь Россию к борьбе с ИГ что-то получится: «Стоит Москве активизироваться в военном плане, как это произошло сейчас, Запад сразу же расценивает ее шаги как угрозу, как попытку поддержать Асада».
Россия намерена поддерживать официальный Дамаск и дальше. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Россия считает целесообразным оказывать поддержку сирийской армии, так как других «организованных дееспособных сил», способных бороться с ИГ, там просто нет. При этом он отказался назвать число российских военных специалистов, находящихся сейчас в Сирии. В свою очередь, Лавров подтвердил, что «российские военнослужащие в Сирии есть, они там находятся много лет», но занимаются они исключительно тем, что помогают сирийцам осваивать военную технику.
Международная коалиция постепенно теряет надежду на скорую победу над ИГ. Министр обороны Австралии Кевин Эндрюс в интервью Sky News заявил, что участие Канберры в операции против ИГ, вероятно, продлится несколько лет.
Глава Объединенного комитета начальников штабов ВС США генерал Демпси на встрече с журналистами в Берлине в среду также признал, что война с ИГ оказалась в «тактическом тупике». Коалиции удалось блокировать каналы снабжения террористов, нанести серьезный урон верхушке ИГ, ликвидировав несколько главарей, и организовать наступление по нескольким фронтам, однако эти усилия разбиваются о проблемы в Ираке. Не так давно у иракских военных сменилось руководство, в самом Багдаде продолжаются внутренние распри, и победа над ИГ зависит от властей страны, а не ее военного потенциала. «Им необходимо навести порядок в доме и приготовиться к переходу в наступление», – уверен генерал.
Однако США стоит разобраться с проблемами и у себя на родине. На днях New York Times сообщила о том, что программа стоимостью 500 млн долл. по подготовке рекрутов-сирийцев для борьбы с ИГ потерпела неудачу. В феврале Пентагон объявил, что завербует более 1 тыс. человек в Сирии, подготовит их на тренировочных базах в Саудовской Аравии, Турции, Катаре и Иордании, после чего перебросит обратно в Сирию, чтобы новобранцы продолжили борьбу с террористами. Первая группа в составе 54 человек, вернувшись в Сирию, была разбита и пленена в столкновении с филиалом «Аль-Каиды». Повстанцы были плохо подготовлены, на фронт перебросили слишком малый контингент, они не имели поддержки со стороны местных жителей и не получили разведданных о противнике, констатировали в Пентагоне. Кроме того, многие рекруты по возвращении сразу покинули часть, чтобы навестить родственников в лагерях беженцев в Турции.
Источники газеты в Минобороны добавили, что никаких конкретных предложений по решению этих проблем нет, однако Пентагон не намерен сворачивать программу. «Как и в любом сложном деле, мы знали, что нас ждут неудачи и успехи, но мы должны быть реалистами, – сказал представитель американской военной целевой группы по обучению сирийских повстанцев Крис Коннолли. – Мы знали, что миссия будет трудной с самого начала».
Тем не менее, США надеются, что помощь, которую Россия оказывает Сирии, поможет в борьбе с группировкой «Исламское государство» и не приведет к усугублению конфликта в этой стране. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил официальный представитель Белого дома Джош Эрнест.
«Мы надеемся, что русские найдут способ играть конструктивную роль», — сказал Эрнест. Вместе с тем он напомнил, что Вашингтон выступает против усиления режима сирийского президента Башара Асада. Представитель Белого дома также сообщил, что в ходе последних переговоров с главой МИД РФ Сергеем Лавровым госсекретарь США Джон Керри подчеркнул, что США считают единственным вариантом урегулирования конфликта в Сирии политический диалог.
В свою очередь, официальный представитель Госдепартамента США Джон Кирби заявил, что у Вашингтона остаются вопросы относительно действий России в Сирии. Он отметил, что США беспокоит «военная деятельность» РФ, но не смог ответить на вопрос, может ли это затруднить процесс политического урегулирования сирийского конфликта. При этом Кирби выразил уверенность, что самым конструктивным вариантом было бы прекращение поддержки Россией режима Асада.
В сентябре, на Восточном экономическом форуме, президент Владимир Путин заявил, что Россия не принимает пока что участие в военной операции в Сирии, однако ведет консультации с сирийскими коллегами и странами региона. Министр иностранных дел России Сергей Лавров, в свою очередь, напомнил, что российские военные на протяжении многих лет находятся в Сирии на базе обслуживания флота в Тартусе.
31 августа, израильские СМИ со ссылкой на дипломатические источники сообщили, что Россия якобы перебрасывает на аэродром под Дамаском боевую авиацию, вертолеты, части ПВО и обеспечения. Источники утверждали, что речь шла о «тысячах» российских военнослужащих. В Кремле эти утверждения опровергли.
Россия оказывает охваченной гражданской войной Сирии гуманитарную и военно-техническую помощь официальному Дамаску. В частности, Москва поставляла в страну оружие, снаряжение, боеприпасы, расходные материалы, а также отправляла военных советников и инструкторов.
11.09.2015
По материалам «Независимой газеты» и Lenta.ru