Домой Мир Терроризма. База данных Лица Террора Кутб Сейид

Кутб Сейид

Терроризм и террористы. Справочник

Сайид Кутб араб.سيدقطب‎‎ идеолог «Братьев мусульман», один из самых видных теоретиков современного радикального исламского фундаментализма и по праву считается отцом-основателем современного джихада.

Сайид Кутб родился 9 октября 1906 года в деревне Муша, в районе города Гахачто, в провинции Асьют, в 235 километрах к югу от Каира, в знатной, однако обедневшей семье.

Его отец Мустафа Камиль, активный член местной ячейки Националистической партии (Al-HizbAl-Watani), был видным землевладельцем в Муше, однако постепенно утратил свое состояние.

Мать Саида Кутба, Фатима, была родом из видной, но обедневшей семьи.

Во многом именно это и повлияло на мировоззрение Сайид Кутбы, подготовив его к тернистому пути, по которому ему следовало пройти для возвращения семье былого авторитета и восстановление утерянного ею благосостояния.

Когда Саиду Кутбу исполнилось шесть лет, родители отправили его учиться в современную начальную школу.

К десяти годам Кутб выучил наизусть Коран, хотя не знал, как истолковать многие стихи и не понимал смысла многих коранических сюжетов. Об этом он узнал впоследствии. Но заучивание такого большого объема текста пошло ему на пользу: у мальчика отлично развилась память, он приобрел внушительные знания по арабской грамматике.

Тринадцатилетний Саид был отправлен в Каир, к своему дяде, чтобы продолжить обучение в средней школе. Там он посещал Дом наук (Daral-Ulum) – учебное заведение, в расписание которого входили как традиционные предметы университета Аль-Азхар, так и новые предметы, изучавшиеся в современном университете.

Двадцатые годы прошлого века были удивительным временем в истории стран Ближнего Востока. После долгой оккупации европейцами (англичанами, французами, итальянцами или турками) многие из них смогли, наконец, добиться независимости. В их числе был и Египет, у которого впервые появился президент, а египетский народ вновь почувствовал, что такое свобода.

Однако события, произошедшие в Турции, направили развитие Египта по пути исламского фундаментализма. В 1924 году правитель Турции Мустафа Кемаль Ататюрк провел реформу, придавшую турецкому государству светский характер. Он заменил исламский династический принцип престолонаследия западной системой выборов.

Реакция мусульман на реформы Ататюрка была однозначно отрицательной. В ответ на события, произошедшие в Турции, шейхом Хасаном аль-Банна в Египте была основана неправительственная организация «Братья мусульмане». Принципы, легшие в ее основу, напоминали некоторые из принципов по­следователей движения хариджитов, «Аль-Хашашин» и Ибн Таймии. Целью Хасана аль-Банны было возвращение в Египет традиционной исламской формы государственного правления и системы престолонаследия.

«Братья-мусульмане» придерживались экстремистских методов борьбы с врагами. Они испытывали ненависть по отношению к любому, кто не придерживался исламских законов, и использовали терроризм в качестве средства дестабилизации общества и установления власти ислама.

На фоне всех этих событий шло становление Сайид Кутбы как личности.

В 20-х годах Кутб стал пробовать себя в поэзии, писать эссе, которые публиковались в таких изданиях как «Новая жизнь» и «Воззвание». Кутб-поэт писал романтические стихотворения, героем которых был пессимистичный мятежник, чья душа искала ответы на вопросы, касающиеся человеческого существования, значения жизни и смерти и прочих извечных философских тем. Герой стремился убежать из полного тревог и переживаний реального мира в мистическое пространство духов, где он сумел бы обрести счастье. Гораздо меньше его поэтическое творчество представлено стихотворениями, отражающими социально-экономическое положение в Египте.

 

Гораздо позже, ближе к 1948 г. Кутб поменял манеру письма, и, опираясь на те, ограниченные познания об Исламе, которые у него имелись, начал писать больше в духе Ислама. В 1949 году была опубликована его первая Исламская книга под названием «Социальная справедливость».

Закончив обучение и получив диплом преподавателя начальной школы, Саид Кутб начал свою карьеру в Министерстве общественного образования в1939 годувплоть до 1951 года. Учительствовал в провинции, работал инспектором министерства просвещения, автором множества, отвергнутых проектов реорганизации системы образования.Был членом партии «Вафд», затем вышел из нее, сохраняя интерес к партийной политике вплоть до конца второй мировой войны.

В первые годы своей службы Сайид Кутба полностью посвящал себя литературе, будучи поэтом, прозаиком и литературным критиком, изучая западную литературу, одним словом, был человеком просвещенным, если не сказать светским.

С 1933 по 1947 г. им было написано и опубликовано 11 книг (главным образом это литературная критика, поэзия, автобиографическая проза), из которых только две были связаны с Кораном. В многочисленных журнальных и газетных статьях он проявил себя прекрасным полемистом.

До 1946 г. Сайид Кутба находился под влиянием творчества Махмуда Аббаса ал-Аккада, одного из идеологов арабского национализма.

Резкая критика режима короля Фарука, прозвучавшая в статьях Кутба в конце 40-х годов, привела к фактическому изгнанию его из страны.

Летом 1948 годаничем не приметный школьный инспектор из Египта средних лет прилетел в США, в местный государственный колледж маленького городка Грили, затерянного в штате Колорадо, куда он был направлен в бессрочную командировку.

Именно эта поездка превратила Сайид Кутб уиз заурядного функционера Министерства образования Египта в фигуру, во многом изменившую ход истории.

До поездки в США Кутб ни разу не был за границей. Эта поездка вызвала в нем чувство зависти и ненависти по отношению к Америке. Будучи в Соединенных Штатах, Кутб писал одному из своих друзей:

Никакой другой народ не достиг таких успехов в области образования, науки, экономики и высоких технологий. В то же время ценности, этика и вера американцев не достойны внимания нормального человека.

Будучи в США, Кутб посетил штаты Вашингтон, Калифорния и Колорадо. Он был впечатлен разнообразием ландшафтов, качеством образовательных услуг и многонациональностью страны. С другой стороны, его оскорбило то, что, по его мнению, американцы растрачивают огромные ресурсы страны на удовлетворение своих материальных потребностей:

Парадоксально, что великую страну населяют бездарные люди. Нужно признать, что американцы достигли успеха в деле производства товаров и удовлетворения нужд потребителей, но они не знакомы с настоящей культурой.

Кутбу показалось, что американцы слишком вольно относятся к своей религии:

Ни в одной другой стране мира нет такого количества церквей, как в Соединенных Штатах… Американцы посещают церковь по воскресеньям, в канун Рождества, на Пасху и во время иных религиозных праздников. Однако их жизнь пуста, а духовность поверхностна. В повседневной жизни американцы отводят религии последнее место.

Кутб был зол на американцев за то, что их культура оказала крайне негативное влияние на мусульманский мир:

Немусульманский мир полон неверных и язычников, и все мусульманские страны подвергаются их влиянию.

В опубликованной после возвращения на родину работе «Америка, какой я ее увидел» Кутб, в частности, писал буквально следующее:

«…Американка прекрасно осознает соблазнительные возможности своего тела. Она понимает, что заключено в ее лице, в выразительных глазах и жаждущих губах. Она понимает, сколько соблазна таят ее круглые груди, полные ягодицы, стройные бедра и гладкие ноги – она все это знает и ничего не скрывает.

Американцы предпочитают джаз, а он создан неграми, чтобы потакать их любви к шуму и разжигать в них сексуальные желания

В Америке Кутба раздражало решительно все: расизм, индивидуальная свобода, экономическая система, плохие стрижки, банальность, переходящая в вульгарность, бракоразводные процессы, спортивный энтузиазм, «животное» смешение полов, происходившее даже в стенах церквей в виде парных танцев, практика внебрачного и добрачного секса, женское равноправие и особенно совместное обучением мальчиков и девочек в школах.

Наблюдая, с какой любовью жители Грили стригут лужайки вокруг своих домов, Кутб видел в этом открытое проявление эгоизма и материализма. Под маской благополучия, думал он, скрывается опасная реальность:

простые американцы, считавшие себя свободными, на самом деле были потерянными душами, пойманными в западню своих желаний. Американское общество не развивается, не идет вперед, а утягивает людей за собой назад, к звериному примитивизму.

А самым страшным для Кутба было то, что подобная трансформация грозила произойти и в его собственной стране, Египте, уже сдававшем свои патриархальные позиции перед западной «культурой».

Под воздействием американского образа жизни оторванный от дома и привычных связей Кутб перелрезкий внутренний перелом и обратился к исламу как к единственной системе ценностей, способной противостоять «индивидуализму, культу доллара меркантильного Запада и воинствующему атеизму коммунистического Востока, ведущего человеческую личность к полной деградации».

Осуждение им американского образа жизни было явлено в столь резкой форме, что по возвращении в 1951 г. в Египет он был вынужден подать в отставку со службы в министерстве просвещения.

По возвращении домой Кутб скоро понял, что американская культура пускает корни и в Египте, соблазняя восторженное население смелыми мечтами. В такой ситуации спасти страну могла только элита, своеобразный политический авангард, способный смотреть сквозь эти иллюзии свободы, как делал он, когда жил в Америке. Такая элита могла бы повести массы за собой к более высоким идеалам – идеалам Ислама. Кутб начинает проявлять политическую активность.

Уволившись с государственной службы, в 1951 году он вступает в организацию «Братья мусульмане», выступающую за то, чтобы ислам играл основную роль в управлении египетским обществом. Эту дату он впоследствии назовет своим новым рождением. Через год он был избран членом Руководящего бюро (Мактаб ал-иршад) «Братьев» в качестве главы Отдела исламской пропаганды, оказав сильнейшее влияние на идеологию организации.

Таким образом, то, что было увидено и осознано во время недолго пребывания в Америке, в конечном итоге сформировало идеологию движения, ставшего почвой для обоснования гибели тысяч людей, включая погибших в результате терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне полвека спустя.

В июне 1952 года «Братья» поддержали движение «Свободных офицеров», возглавляемое генералом Гамалем Абделем Насером, и, объединив усилия, свергло проанглийское правительство. Однако Насер очень скоро дал понять, что хочет видеть новый Египет светским обществом, напоминающим западные образцы, и вступил в дружеские переговоры с США, и как следствие в 1953 г. Кутба провел первые три месяца в тюрьме

В Египет приехали представители ЦРУ с целью организовать службу безопасности для молодого правительства. Законы Ислама не соблюдались. В частности, правительство отказалось наложить запрет на продажу алкоголя. Увидев происходящее, «Братья мусульмане» стали готовиться к борьбе с Насером.

Когда в 1954 году попытка убийства главы государства провалилась, правительство воспользовалось этим как предлогом разделаться со своими бывшими союзниками. Служба безопасности переловила всех руководителей Братства, включая Кутба и многих им сочувствовавших.

То, что произошло с Кутбом в дальнейшем, имело необратимые последствия для всего мира.

Генерал Фуад Аллам, служивший с 1958 по 1987 годы следователем МВД Египта в интервью о заключении Саида Кутбы корреспонденту BBC рассказывал, что первые три года заключения Саида Кубта были годами моральных и физических мучений.

Ужасающая антисанитария, жестокие пытки надсмотрщиков, среди которых, как потом выяснилось, были сотрудники ЦРУ, только еще сильнее упрочили его ненависть к американцам и ко всему, что с ними связано.

В тюрьме с ним случился сердечный приступ. В последующие годы порядок его содержания под стражей смягчился, ему позволили писать. В итоге Кутб выжил, но перенесенные им пытки и унижение повлияли на его идеи, сделав их гораздо более радикальными. Раньше он полагал, что светское общество плодит эгоистов и индивидуалистов, которых он насмотрелся в США. Теперь же он свято верил в то, что оно еще и пробуждает в человеке звериные инстинкты. Перед его взором вставало апокалипсическое будущее, изъеденное заразой, пришедшей с запада.

Подобные мысли легли на бумагу в виде знаменитых литературных произведениях, как «Вехи на пути», в которой автор изложил свои мысли и воззрения, касающиеся исламской цивилизации, её особенностей, исламского общества, роли Корана в жизни мусульманина, исламской культуры.

Он называет существующий порядок в мусульманских обществах джахилия или «состояние варварского непонимания божественного провидения».

Весь ужас происходящего, по мнению Кутба, заключался в том, что люди сами не ощущали того, что заражены. Они полагали, что свободны и что правительство ведет их вперед, в «светлое будущее». Тогда как на самом деле все общество скатывалось к первобытному строю.

«Когда человек приходил к Исламу во времена Пророка – да пребудет мир с ним, — он немедленно отсекал себя от джахилии. Вступая в круг Ислама, он начинал новую жизнь, полностью отделяясь от жизни прежней, не ведавшей Божественного Закона.

Он взирал на свои поступки в пору невежества с недоверием и страхом, с ощущением того, что они были нечисты и нетерпимы в Исламе! С этим чувством он обращался к Исламу за новым руководством; и если в какой-то момент соблазны переполняли его или возвращались старые привычки; или если он становился небрежным к запретам Ислама, чувство вины заставляло его терять покой, и он испытывал желание очиститься от того, что с ним произошло, и обращался к Корану, чтобы лепить себя впредь по его образу и подобию».

Эти строки он писал в тюрьме, которую покинул лишь в конце 1964 годапо просьбе иракского президента.

Из произведений Кутбы, написанных в тюрьме, становится ясным, что теперь он обличает не только врага внешнего, с Запада, но и внутреннего, зараженного светскостью «неверного» египтянина, оказавшегося вне Ислама, вне Корана. Египет оказывается в кольце вражеских сил: политических, военных, культурных. Любое противоборство им – законно, поскольку борьба с «неверными» есть не что иное, как воплощение Божественной воли на земле.

Кутб видел выход лишь в решительных действиях.

В своих основополагающих работах — «Вехи на пути» и «Под сенью Корана» — он призывал:

«…революционную элиту ислама восстать и свергнуть правительство, позволяющее джахилии заражать страну».

Этих людей, считал он, можно без зазрения совести уничтожать, потому что они настолько прогнили изнутри, что перестали быть мусульманами.

Саид Кутб снова был арестован в августе 1965 года. Ему инкриминировали попытку государственного переворота, а многие обвинения были взяты непосредственно со страниц его «Вех на пути»», поскольку прокуроры знали, что Кутб не станет отрицать своих политических взглядов. Процесс получился показательным и завершился вынесением смертного приговора Кутбе и еще шести членам «Братьев мусульман» через повешение.

Незадолго до исполнения смертного приговора в камеру тюрьмы «Тура» к Саиду Кутбе зашел агент Насера по имени Анвар, предложивший ему подписать петицию главе государства с просьбой о помиловании. Кутб отказался: «Если я сделал что-то не так перед Богом, то я не заслуживаю помилования; но если я не сделал ничего плохого, то должен быть выпущен, и мне не зачем просить о помиловании у кого бы то ни было из смертных».

Приговор был приведен в исполнение 29 августа 1966 года.

Казнив Кутба, египетское правительство надеялось положить конец распространению его учению, описанному в семи книгах.

Полиции Египта было приказано изъять и сжечь все экземп­ляры его книг, но некоторые из них все же уцелели.

Исламские экстремисты до сих пор распространяют экземпляры его «Дорожных знаков» во всех мусульманских странах.

Деятельность Сайида Кутба и его труды вызвали новую волну в развитии современного терроризма.

Современные экстремистские группировки считают Кутба своим главным идеологом и духовным отцом.

Фанатическая убежденность, незаурядный литературный и полемический талант, мученическая смерть превратили Саййида Кутба в одну из наиболее почитаемых фигур в консервативной мусульманской среде.

Его сочинения, публикуемые сегодня огромными тиражами, в том числе и в переводе на основные западноевропейские языки, составляют одну из основ современной исламской пропаганды.