Домой Мир Терроризма. База данных Борьба с терроризмом Лицензия на убийство. Иногда мировые лидеры предпочитают видеть террористов в морге, а...

Лицензия на убийство. Иногда мировые лидеры предпочитают видеть террористов в морге, а не в зале суда

Во Франции набирает обороты скандал, связанный с якобы отданным президентом Франсуа Олландом приказом об уничтожении террористов в Северной Африке, Сирии и Ираке.

Впервые об этом распоряжении проговорился сам французский лидер в интервью, ставшем основой вышедшей в 2016 году книги «Президент не должен об этом говорить». Речь шла о 20 «целях» — боевиках террористической группировки «Исламское государство», однако выяснилось, что в прицеле французских спецслужб гораздо больше кандидатов на ликвидацию. Эти акции стали лишь эпизодом в длинной череде внесудебных расправ, которые санкционировались различными государствами.

Президент Франсуа Олланд поддержал идею «нейтрализовать» исламистов, занимающих важные посты в ИГ и представляющих угрозу национальной безопасности Франции. Об этом написал в своей книге «Фатальные ошибки» журналист Винсен Нузиль, в распоряжении которого оказались «чувствительные» документы — в частности, секретный доклад, представленный главе государства в ноябре 2015-го. Авторами этого предложения называются советник Олланда по международным делам Жак Одибер и генерал Бенуа Пуга. Высокопоставленные функционеры открыто используют термин «внесудебные казни», оправдывая их необходимостью обеспечить безопасность государства. В документе также предлагается «гармонизировать связь исполнительной власти и парламентариев, правовые основы и границы нашего вмешательства, чтобы избежать дальнейших дискуссий по вопросу целенаправленных ударов /внесудебных казней».

Между тем эта инициатива подняла весьма щекотливый вопрос: могут ли французские силы специального назначения ликвидировать террористов-граждан Франции? Как утверждает Нузиль, судя по итогам заседания совета обороны, состоявшегося 5 ноября 2015 года, «вопрос был быстро решен».

Всего за пять лет у власти (с 2012 года) Олланд санкционировал около 40 убийств. В частности, бойцы DGSE (Главное управление внешней безопасности) уничтожили почти всех причастных к похищению и казни двух французских журналистов Радио Франс Интернасиональ (RFI) в городе Кидаль (Мали) в 2013-м.

«Я могу сказать, что в настоящее время французские спецслужбы по прямому приказу президента Олланда проводят несколько спецопераций, чтобы нейтрализовать ряд джихадистов (…) Сейчас насчитывается от 400 до 500 французов боевиков-сторонников ИГ. Он (Олланд) убьет 500 французских граждан, уехавших на джихад? Этому есть моральное оправдание? Является ли это эффективным методом борьбы с терроризмом? Мы не можем представить себе, что президент отдаст приказ убить всех французских джихадистов, которые попробуют вернуться домой», — заявил Винсен Нузиль в интервью.

Но, разумеется, Франция — не единственная страна, лидер которой отдавал приказ уничтожить, а не доставить в суд террористов, находившихся на территории иного государства.

«Гнев божий»

«Гнев божий» — так называлась одна из самых известных операций израильской разведки «Моссад», целью которой было уничтожение членов палестинской группировки «Черный сентябрь», организаторов и исполнителей теракта на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене. Жертвами нападения тогда стали 11 членов израильской сборной. Согласно некоторым источникам, премьер-министр Израиля Голда Меир сказала директору «Моссада» Цви Замиру: «Отправляй мальчиков». Фактически это был приказ на проведение акций возмездия, а точнее — внесудебных расправ.

Охота по всему миру длилась 20 лет. В «расстрельный» список из 35 имен вошли не только непосредственные участники и организаторы теракта в Мюнхене, но и видные деятели Организации освобождения Палестины (ООП). Израильские агенты находили террористов везде: в Италии, во Франции, на Кипре, в Ливане и даже, по некоторым данным, в социалистической тогда Польше. Методы расправы были весьма изощренными. Например, Махмуд Химшари — один из организаторов мюнхенской атаки — был уничтожен при помощи заминированного телефона. Израильтяне подменили аппарат в его парижской квартире. Во время звонка трубка взорвалась в руках Химшари, ему в прямом смысле снесло голову. Несколько террористов или тех, кого израильские агенты таковыми считали, были взорваны в своих автомобилях.

В Норвегии произошла двойная осечка: агенты «Моссада» убили по ошибке не тех и сами попали в руки полиции. Израиль выплатил родственникам погибших денежную компенсацию, но свою причастность к инциденту официально не признал. Меир приказала прекратить операцию. Ее возобновили через пять лет специальным распоряжением нового главы израильского правительства — Менахема Бегина. Последней акцией стало убийство главы разведки ООП Атефа Бсейсо в Париже: 8 июня 1992 года его расстреляли в упор.

Портрет Махмуда аль-Мабхуха в доме его семьи в Секторе Газа

После завершения операции «Гнев божий» Израиль продолжил практику поиска и уничтожения противников. Например, в 2010 году в Дубае был убит лидер вооруженного крыла ХАМАС (палестинское исламистское движение, признанное в Израиле террористическим) Махмуд аль-Мабхух. Группа ликвидации тщательно замаскировала акцию: мертвый аль-Мабхух был обнаружен лежащим на кровати, одежда висела на стуле, бутылочка с сердечными каплями стояла на прикроватной тумбочке. При первичном осмотре следов борьбы обнаружено не было. Но именно эта чистота исполнения натолкнула местных полицейских на мысль о том, что жертве помогли уйти из жизни. Позже судмедэксперты нашли на теле место укола, а химические анализы показали наличие в организме следов парализующего препарата. После того как аль-Мабхух был обездвижен, его задушили подушкой. Ко времени появления этих данных подозреваемые скрылись, используя паспорта разных стран, в том числе британские и немецкие.

Подозрения в причастности к этому убийству израильтян практически переросли в уверенность после того, как достоянием общественности стал диалог президента Израиля Шимона Переса и министра обороны Эхуда Барака. В ходе одного из торжественных приемов спустя месяц после убийства, они не обратили внимание на включенную камеру одной из телевизионных групп. Перес заявил, что президент Франции Николя Саркози очень сердится на израильтян за убийство в Дубае. «Ликвидацию, ликвидацию», — поправил его Барак.

Президентское благословение

В 1981-м президент США Рональд Рейган подписал директиву №12333. Согласно этому документу, ЦРУ ограничивалось в возможностях проводить по своей инициативе спецоперации за границей — убийства, перевороты, подготовку боевиков и террористов в тренировочных лагерях на территории других стран. Но распоряжение не означало запрет на проведение данных мероприятий, просто все подобные действия должен был отныне санкционировать лично глава американской администрации при обязательном информировании обеих палат Конгресса. Фактически Рейган ввел коллективную ответственность высшего американского руководства за эти акции.

Так что американские усилия по поддержке, например, Усамы бен Ладена, воевавшего против советских войск в Афганистане, имели вполне законные, с точки зрения США, основания.

Президент США Барак Обама и члены его администрации слушают отчет о ликвидации бен Ладена

Этим же документом, вероятно, воспользовался Билл Клинтон, который, как стало известно позже, объявил охоту на бен Ладена из-за подозрений в его причастности к атакам на американские посольства в Кении и Танзании в августе 1998-го. Директива предписывала ЦРУ задержать террориста и доставить его в Соединенные Штаты, чтобы предать суду. А если захватить его живым невозможно — уничтожить. 2 мая 2011 бен Ладен был уничтожен американским спецназом в пакистанском городе Абботтабад. Операцию под названием «Копье Нептуна» осуществили по приказу президента Обамы. Акция вызвала международный скандал, так как американцы не поставили в известность о своих планах Исламабад.

Так или иначе «террорист №1» был уничтожен без суда, на основании лишь подозрений американских властей. Сколько подобных акций было проведено спецслужбами США в других регионах мира в отношении менее одиозных фигур — остается лишь догадываться.

При попытке к бегству

Уничтожить подозреваемого при попытке к бегству или в момент захвата — еще один прекрасный способ привести в исполнение негласный приговор. Один из самых ярких примеров — операция «Флавий», проведенная британскими спецслужбами в Гибралтаре весной 1988 года. Агенты практически расстреляли троих боевиков ИРА (Ирландской республиканской армии). Согласно официальной версии, ирландцы пытались оказать сопротивление при задержании и взорвать заминированный автомобиль, но практически сразу выяснилось, что оружия у боевиков не было, а якобы начиненная взрывчаткой машина не представляла никакой опасности. Тем не менее суд признал действия сотрудников спецслужб законными и оправдал их. Спустя 14 лет, в 2002 году, стало известно, что ирландские боевики были уничтожены по распоряжению Маргарет Тэтчер, занимавшей тогда пост премьер-министра страны.

По похожей схеме прошла ликвидация в 1993-м немецкой полицией Вольфганга Грамса — одного из лидеров террористической группировки RAF (Фракция Красной Армии). Бойцы антитеррористического подразделения GSG 9 попытались захватить его на вокзале города Бад Кляйнен (земля Мекленбург-Передняя Померания). Грамс был убит выстрелом в лицо. Официальное расследование квалифицировало его смерть как самоубийство, но свидетели заявили, что его застрелили стражи порядка.

Михаил Куракин

09.01.2017

Источник: Lenta.ru