Домой Мир Терроризма. База данных Лица Террора Линд Джон Филип Уокер

Линд Джон Филип Уокер

lind-1-sДжон Филип Уокер Линд  (Сулейманом аль-Фарисом, Хамза Уолкер Линд) американский гражданин, который был обвинен в пособничестве террористическим организациям в ходе военных действий США в Афганистане в 2001 году. В настоящее время он отбывает 20-летнее тюремное заключение за участие в афганской группировке «Талибан».

 

Джон Уокер Линд родился 9 февраля 1981 года в Вашингтоне. Его отец, Фрэнк Линд, ирландец-католик тогда занимал высокий пост в министерстве юстиции.  Мать была известным фотографом. Мальчика назвали в честь кумира матери — Джона Леннона.

Соседи, которых опросили репортеры «Вашингтон пост», говорят, что Линды были типичной семьей интеллигентов — старательные, вежливые, начитанные.

В 1991 году Фрэнк Линд покинул государственную службу — крупная энергетическая компания предложила ему пост штатного юриста, позже работал адвокатом. 

Когда мальчику было 10 лет, семья переехала в Калифорнию в город Сан-Ансельмо. Графство Марин, в котором они обосновались — одно из самых зажиточных в штате. Ребенком он страдал от кишечных расстройств, но к 14 годам здоровье улучшилось, и Линд продолжил обучение в модной альтернативной средней школе Tamiscal High School, предлагавшей альтернативные программы обучения, включая изучение культуры Ближнего Востока и ислама.

«Он был серьезный, вдумчивый мальчик,— вспоминает Фрэнк Линд, отец Джона.— У нас никогда не было с ним проблем. Друзья говорили, что нам очень повезло с сыном».  Позже стало известно, что отец Линда оказался гомосексуалистом и ушел от жены к мужчине, с которым зарегистрировал брак.

Учителя городской школы вспоминали, как поражены они были появлением в классе Джона Уокера Линда. «У меня никогда не было, да и вряд ли когда-нибудь будет такой идеальный ученик, как Джон,— вспоминает одна из учительниц, до сих пор отказывающаяся поверить, что Джон Уокер стал союзником Усамы бен Ладена.— Он всегда говорил, что, когда вырастет, хочет стать врачом и помогать бедным. Подобное вы нечасто услышите в таком месте, как Сан-Ансельмо. Здешние жители не привыкли часто думать о бедности». 

Мэрилин и Фрэнк — буддистка и католик — никогда не навязывали своих взглядов ребенку. «Мы хотели, чтобы он сам выбрал свой духовный путь». И Джон экспериментировал. Школьные друзья Джона вспоминают, что за время учебы в школе интересы Джона менялись много раз. «Он интересовался разными религиями, дома у него были толстенные книги по буддизму, восточным религиям, истории американских индейцев. Но ‘ботаном’ его никто не считал. Он всегда так интересно рассказывал»,— вспоминает один из одноклассников Джона. 

В 16 лет Джон стал местной знаменитостью.

Во-первых, он получил диплом о среднем образовании на два года раньше своих сверстников.

Во-вторых, он перешел в ислам. А причиной всему стало индивидуальное задание, которое он как-то получил в школе: написать доклад о Малькольме Литтле. Литтл, более известный как «Малькольм Икс», был борцом за права негров, называвшим насилие против белых «законной самообороной», создавшим одну из первых организаций американских негров — Организацию афроамериканского единства — и придумавшим само слово «афроамериканец», которое теперь считается едва ли не единственным политкорректным термином для обозначения американских негров. В 1965 году он был застрелен одним из своих бывших соратников.

Джон, начавший читать автобиографию Малькольма Литтла, в которой тот рассказывал о своем обращении в ислам, настолько заинтересовался этой религией, что вскоре сам стал мусульманином. Обращение Джона в ислам стало причиной развала семьи. Мэрилин была напугана выбором сына, отец всячески его защищал. «Это был выбор моего сына, выбор религии, которая казалась мне здоровой и несла только добро моему сыну»,— говорит Фрэнк Линд. Фрэнк и Мэрилин разъехались.

Школьные товарищи Джона, поначалу считавшие его увлечение блажью, вскоре были вынуждены изменить свое мнение. Джон начал посещать ближайшую мечеть, стал заниматься в открытом при ней исламском культурном центре. Его приятель по центру, Абдулла Нана, вспоминает, что Джона часто ставили в пример. «Для того, кто перешел в ислам из другой религии, это странно, но Джон действительно был примером для нас в том, что касается поведения. Мы смотрели на него как на эталон…» 

Вскоре у его друзей по исламскому центру появился еще один повод для зависти. Сулейман аль-Линд, как он теперь предпочитал зваться, упросил своих родителей отправить его в Йемен для продолжения религиозного образования. 

В 1998-м он провел 10 месяцев в Йемене, изучая арабский язык, чтобы читать Коран в оригинале.

Именно в Йемене Джон и познакомился со сторонниками Усамы бен Ладена. Даже Фрэнк Линд при всей его толерантности к мусульманству не смог не удивиться тому, как изменились взгляды сына. Вскоре после того, как террористами бен Ладена в йеменском порту Адена был взорван американский военный корабль, Джон разговаривал с отцом по телефону и назвал теракт «законной самообороной» мусульман.

В 1999 году Джон вернулся в Штаты, провел около восьми месяцев с семьей, а в феврале 2000-го вернулся в Йемен, откуда перебрался в Пакистан, где собирался учиться в медресе. Позже стало известно, что в Пакистане он проходил обучение в лагере международной военизированной группировки ‘Харкат-уль-муджахеддин’.

После того как Джон перестал звонить и присылать домой электронные письма, родители забеспокоились. Мэрилин даже разослала фотографии сына во все мечети Калифорнии. Однако ответа на запросы не последовало. Тем не менее родители верили, что их сын находится в Пакистане. Так же думали и друзья Джона. «Я совершенно не могу представить Джона воюющим. Он всегда был таким тихим, даже болезненно скромным»,— говорит Абдулла Нана. 

В действительности же Джон уже давно был связан с боевиками. «Люди любили талибов, именно поэтому я начал изучать их литературу, познакомился с их учеными,— говорит сам Джон в интервью CNN.— Моя душа прилепилась к ним». 

Почти сразу же вслед за последним письмом домой, в котором он говорил о своем желании переехать из Пакистана «куда-нибудь поюжнее». В мае 2001-го Джон отправился на восток — в Кабул, где взял себе имя Сулейман аль-Фарисом. Позже он сообщил, что предпочитает имя Хамза Уолкер Линд.

В Афганистане он попал в тренировочный лагерь Усамы бен Ладена «Аль-Фарук», организованном в Афганистане террористической организацией ‘Аль-Каида’, где, по его словам, несколько раз встречался с Усамой Бен Ладеном и знал о готовящейся атаке на США еще до 11 сентября 2001 года.

По данным ЦРУ, Уокер Линд признался в том, что бин Ладен лично поблагодарил его за помощь и поддержку.

После пары месяцев боевой подготовки его отправили в Кашмир, район, на который претендуют Пакистан и Индия. Провоевав там целый месяц, он снова вернулся в Афганистан.

Однако хотя после 11 сентября Линд знал, что военные силы США вторглись в Афганистан и присоединились к Северному альянсу, он решил остаться и продолжить борьбу на стороне талибов.

25 ноября 2001 года Линд и еще более 3 000 талибов были схвачены подразделением генерала Дустама в районе  города Кундуз.

Джон содержался в тюрьме крепости Кала-Джанги и попал на допрос к офицеру ЦРУ Майку Спанну. Поначалу он выдавал себя за ирландца и не отвечал на вопросы офицеров ЦРУ, чем вывел их из себя. 

Через несколько часов в тюрьме Кала-Джанги, в которой содержалось множество пленных талибов, начался бунт. 32-летний Майк Спанн стал первым американцем, погибшим во время военных действий США в Афганистане. Его забили до смерти. Другого офицера, участвовавшего в допросах, спас спецназ, а Линд получил ранение в ногу и около недели прятался в бункерах.

 Бунт быстро подавили, уничтожив несколько сотен заключенных талибов.

lindЛицо человека, выхваченное телекамерой оператора CNN, снимавшего талибов, которые устроили мятеж в тюрьме Кала-Джанги, ничем не отличалось от остальных: такой же землистый цвет кожи, такие же запавшие глаза, та же борода, не позволявшая определить его возраст. Но для Мэрилин Уокер это лицо значило многое. Она узнала, что ее сын, который более полугода не давал о себе знать, жив. Мэрилин позвонила в CNN.

Уже через день вся Америка знала, что арестованный талиб, которого в тюрьме знали как Абдулу Хамида, на самом деле Джон Филип Уокер Линд.

Линда перевели в лагерь морских пехотинцев, а затем отправили в США.

Уокеру инкриминированы участие в заговоре с целью убийства американских граждан и оказание помощи террористическим организациям — общим счетом 10 пунктов, угрожающих несколькими пожизненными заключениями.  

В отличие от иностранных боевиков, захваченных в Афганистане, дело Уокера Линда рассматривал гражданский суд, а не военный трибунал.

5 февраля 2002 года ему было предъявлено обвинение.

Однако позже власти предложили ему сделку, чтобы не раскрывать секретных сотрудников ЦРУ, которым пришлось бы давать показания, и Линд признал себя виновным по 2 пунктам обвинения.

«Я был солдатом в рядах Талибана с августа по декабрь прошлого года. Я носил автомат и две гранаты. Я делал это добровольно, зная, что мои действия были незаконными», — заявил Линд суду.

Информационные агентства передают, что по особому соглашению с прокурорами, Линд отсидит два 10-летних срока вместо пожизненного заключения или смертной казни.

Тем не менее, так и не было выяснено доподлинно, довелось ли Джону Линду сделать хоть один выстрел в ходе войны в рядах талибской группировки. Его родители утверждают, что их сын стал жертвой ‘промывания мозгов’ во время обучения в медресе.

Во время вынесения приговора Линд, рыдая, просил прощения и всячески поносил мусульманских экстремистов. «Я понимаю, почему вызвал гнев американцев, но надеюсь, что со временем их чувства ко мне изменятся»,- сказал террорист, которого на родине воспринимают, скорее, как
запутавшегося в жизни юнца.

В результате суд города Александрия  4 октября 2002 года ограничился для него 20 годами тюремного заключения.

В январе 2009-го просьба Линда о помиловании была отклонена президентом Бушем.