УЛЬРИКА МАЙЕХОФ — террористка западногерманской организации «Фракция Красной Армии».
Родилась в Ольденбурге7 октября 1934; правнучка Гёльдерлина. Отец, директор музея, умер в 1939, мать — в 1948. Ульрика воспитывалась подругой семьи, доцентом педагогики в Гёльдерберге Р. Римек. Ее привлекали идеи пацифизма, труды Б. Рассела и В. Бриттен. Мечтала уйти в монастырь, вступила в «Братство святого Михаила».
Первым шагом в большую политику стал переход Ульрики Майнхоф в 1957 году в Университет города Мюнстер, главного католического центра земли Вестфалия. На базе этого университета по инициативе его профессорского состава, известных ученых и деятелей искусства, а также студенческих объединений и профсоюзов был создан антивоенный, антиядерный комитет. В его состав вошли видные политические деятели Западной Германии, такие как будущий бургомистр Западного Берлина и канцлер ФРГ Вилли Брандт, а также ньштнй правящий бургомистр Западного Берлина Генрих Альбертц. В конце мая 1958 года в десяти университетах страны прошли массовые антиядерные демонстрации и митинги протеста против милитаризации Западной Германии. На одном из таких митингов 20-летняя Ульрика Майнхоф выступила со своей первой речью. В дальнейшем она выступала не раз и всегда с неизменным успехом. Помимо ума и темперамента она, безусловно, обладала большим ораторским даром. Искренность и страстность ее выступлений завораживали аудиторию. Ее словам верили, ее призывы находили все новых сторонников. Она приобрела известность. Это не было самоцелью и средством политической карьеристки, это было инструментом борьбы, которая захватывала ее все сильнее. Без всякой специальной подготовки и личных амбиций Ульрика Майнхоф стала одной из самых ярких фигур западногерманской политической жизни. В 1959 году она избирается председателем студенческого союза Министерского университета и председателем антиядерного комитета объединения журналистов Она постоянно принимает участие в различных ток-шоу радиопередачах, митингах и конференциях. На одной из таких антиядерных конференций в 1959 году в Западном Берлине она познакомилась со своим будущим мужем — Клаусом Рейнером Ролем.
Спустя много лет Клаус Рейнер Роль, к тому времени бывший муж Ульрики Майнхоф, напишет в своей автобиографической книге:
С первого взгляда у меня возникла острая к ней антипатия. У меня сложилось такое чувство, что она испытывала то же самое по отношению ко мне. Она произвела на меня впечатление неинтересного человека, во всяком случае, не моего типа и не моего вкуса: слишком прямолинейная, без каких-либо минимальных норм приличия.
Нельзя сказать, что и Ульрика влюбилась с первого взгляда, по ее позднейшим отзывам, при первом знакомстве Клаус показался скользким, циничным и ненадежным человеком. Но отношения развивались, углублялись и в 1961 году завершились браком. Спустя еще год у Ульрики родились две девочки-близняшки.
К 23 годам Ульрика Майнхоф на базе Мюнстерского университета вела работу над докторской диссертацией. Невзирая на занятость и семейную рутину, она все больше времени уделяла политической деятельности. Она была членом различных левых движений, выступала за запрещение ядер ного оружия и тотальной милитаризации Западной Германии. Постепенно политика становилась главным содержанием ее жизни. Первой внимание на это обратила Ренат Римек. Человек, любящий Ульрику и чутко улавливающий общественные настроения, она была встревожена. «Не дай политикам проглотить себя», — предупреждала Риме к. Однако Ульрику уже было трудно остановить. Ее особенностью был крайний идеализм, не рассуждающая, можно сказать, религиозная вера в собственную правоту. Она считала себя коммунисткой, при этом не имея представления о коммунизме как таковом и результатах его практического воплощения.
Ее муж Клаус Рейнер Роль был третьим человеком (наряду с Римек и Абендрот), оказавшим влияние на мировоззрение Майнхоф. Роль был издателем левацкого молодежного журнала «Конкрет». Политика была для него в первую очередь средством заработка, инструментом конъюнктуры, приносящим его журналу коммерческий успех и известность. На этом пути он был не слишком разборчив. Важным финансовым спонсором журнала было идеологическое руководство ГДР (при прямой поддержке советского руководства), заинтересованное в пропаганде коммунистических идей среди западногерманских студентов.
Не боясь ошибиться, можно сказать, что к развитию отношений с Ульрикой Роля подтолкнул именно профессиональный интерес журналиста. «Конкрет» переживал далеко не лучшее времена, нуждался в’ свежих идеях. Ульриха была лучшей кандидатурой, которую можно было найти. Роль предложил ей вести в журнале внешнеполитическую тематику. В том же 1959 году она вошла в редколлегию журнала и стала его главным редактором. Как и любое дело, за которое она бралась, журнал поглотил ее целиком, стал ее детищем. Роль был любимым мужем, отцом ее детей, ее издателем и единомышленником, поощрявшим левизну ее взглядов и радикализм. Выбор Роля полностью себя оправдал, энергия Ульрики, казалось, не знала предела. Популярность Ульрики («сумасшедшей журналистки»), а вместе с ней тиражи «Конкрета» взлетели до небес, журнал стал одним из самых популярных молодежных журналов левого толка.
В 1960-е гг. — пропагандировала «альтернативные» идеи, вступила в нелегальную тогда Компартию.
Прославилась в 1960-х гг. репортажами из «социального подполья» (кварталов бедняков и т. п.) — самый блестящий журналист Западной Германии.
Энергично выступала в поддержку первого теракта, проведенного в 1968 Баадером и Энслин.
В конце февраля 1970 года в берлинской квартире Ульрики Майнхоф на Кюрфюстдамм появилась молодая пара. Своим дочерям, Беттинеи Регине, Ульрика представила их как «тетю Грету» и «дядю Ханса». Первое знакомство Ульрики Майнхоф и Андреаса Баадера произошло полгода назад, когда Ульрика Майнхоф несколько раз навестила его в заключении, чтобы взять интервью для журнала «Конкрет». Тогда слова Баадера произвели на нее сильное впечатление. Он говорил то, о чем задумывалась сама Ульрика. Призыв к насилию во имя справедливости казался ей более эффективным оружием, чем политические статьи на страницах «ожиревшего» «Конкрета», ставящего перед со бой единственную цель — увеличение журнального тиража. Острота этих статей была всего лишь средством, чтобы вызвать сенсацию и привлечь внимание читателей. Ульрика не могла этого не понимать. В Андреасе она разглядела бунтаря, готового действовать во имя идей, близких ей самой. В свою очередь, Баадер увидел в ней не обычную журналистку, ищущую очередной скандальный материал для своей статьи, а представителя той прослойки левой интеллигенции, на которую в будущем он и его соратники по борьбе смогут опереться. Поэтому, оказавшись в Западном Берлине, Андреас Баадер и Гудрун Энсслин разыскали Ульрику Майнхоф, не сомневаясь, что найдут у нее убежище. И они его получили. Можно считать этот поступок первым осознанным шагом Ульрики на пути борьбы, — укрывательство лиц, скрывающихся от правосудия, было преступлением. К тому времени Гудрун Энсслин и Андреас Баадер поставили себя вне закона, объявив войну всему западногерманскому обществу. То же самое можно было сказать и о ней самой.
Сейчас, когда история и члены «Фракции Красной армии» (РАФ) детально известны, общество продолжает волновать вопрос, что толкнуло молодых, образованных, материально обеспеченных людей, не испытывавших национального и социального притеснения, на путь экстремизма, что побудило их сделать насилие смыслом и целью своей жизни и в конце концов пожертвовать ею1. Более двух третей членов РАФ были молодые, привлекательные женщины. Поэтому взгляды и судьба Майнхоф представляют особый интерес. Она была из ключевых фигур РАФ, сыграла важную определяющую роль в становлении организации, формировании ее идеологии и методов действия, стала объектом для подражания целого поколения молодых интеллектуалок. В каком-то смысле она представляла собой собирательный образ женщины-террористки. К идеям феминизма, с которыми можно было связать участие женщин в организации, Ульрика и ее единомышленницы были равнодушны. Сущность ее конфликта с буржуазным обществом заключалась в нетерпимости к его порокам, его лицемерию, оправдывающему существование социального неравенства и бедности, в страстном желании сломать существующий порядок вещей. Жизненный путь и судьба Ульрики Майнхоф являются предметом для размышлений.
Ульрика Майнхоф родилась 7 октября 1934 года в городе Ена, земля Вюртенберг. Ее рождение совпало с приходом Гитлера к власти, именно в этой связи Ульрику Майнхоф можно считать одним из типичных представителей «потерянного поколения», искалеченного нацистской идеологией и войной. Отец Ульрики, директор местного музея доктор Вернер Майнхоф, скромный служащий, происходил из семьи протестантских теологов, на протяжении нескольких веков занимавших влиятельные посты в церковной иерархии и системе университетского образования. Один из предков Ульрики по отцовской линии — известный поэт-роман тик Фридрих Гёльдерлии.Мать Ингеборг Майнхоф происходила из семьи потомственных мастеровых, сумевших достичь достаточно высокого общественного статуса.
Детство Ульрики было тяжелым, почти сразу после ее рождения отца разбил паралич. Когда в 1940 году отец скончался, мать Ульрики с двумя маленькими дочерьми осталась без средств к существованию. Скромные сбережения были растрачены за время болезни, а небольшого денежного пособия едва хватало, чтобы не умереть от голода. Не имея работы специальности, Ингеборг Майнхоф занялась изучением истории, чтобы попытаться найти место учителя в общеобразовательной школе. В этот период она подружилась с 19-лет-нсй студенткой Ренат Римек. Женщины сохранили дружбу до конца жизни Ингеборг Майнхоф, после ее смерти Ренат Римек фактически заменила Ульрике и ее сестре родную мать.
В 1968, переехав в Западный Берлин, познакомилась с адвокатом террористов Х. Малером. Он устроил ей интервью у находящихся в тюрьме Баадера и Энслин. Как террористка Майнхоф впервые выступила, устроив Баадеру побег. Затем в течение двух лет участвовала в террористической деятельности: ею выполнены взрывы, покушения, ограбления. Члены РАФ говорили, что она была рада всякий раз, когда дело обходилось без крови. Несколько раз выступала против проведения диверсий: в случае со взрывами в здании издательства Шпрингера, планом взрыва в американских казармах. Незадолго до ареста, при обсуждении вопроса о продолжении борьбы, высказалась за прекращение террористической деятельности.
Арестована 17.7.1972 в доме Фритца Родевальда (социалист, президент союза учителей, школьный друг Майнхоф). Вместе с Майнхоф полицией был схвачен и Герхард Мюллер.
21.5.1975 начался суд над Баадером, Майнхоф, Энслин, Распе. Майнхоф пыталась во время выступлений заниматься агитацией. Она рассматривала РАФ как передовой отряд немецкого пролетариата, считала, что «необходимо спровоцировать латентный фашизм общества. Мы должны взрывом вызвать фашизм к жизни, чтобы все увидели его, и тогда народ обратится к нам в поисках руководства».
В 1976 покончила жизнь самоубийством.