Домой Наши работы В СМИ Непридуманные истории. Закат эры Исламского движения Туркестана?

Непридуманные истории. Закат эры Исламского движения Туркестана?

Любая террористическая группировка зиждется на двух китах: в первую очередь — на личностях лидеров, и лишь во вторую — на деньгах. Уничтожение авторитетного лидера группировки чаще всего ведет или к резкому снижению её активности, или даже развалу группировки.

История Исламского движения Туркестана (ИДТ) последних нескольких лет подтверждает известное изречение: «В реконструктивный период кадры решают всё». Пока Джума Намангани и Тахир Юлдаш взращивали своё «дитя» под названием ИДТ, успех, несомненно, им сопутствовал. Полученный богатый опыт в боевых действиях на стороне объединенной таджикской оппозиции против правительственных войск поднял авторитет полевого командира Намангани до всех возможных высот. Умение идеологически и организационно правильно создать вооруженную исламистскую группировку позволило Юлдашу стать непререкаемым лидером ИДТ. Соглашательская политика таджикских оппозиционеров с официальными властями в Душанбе и постепенный отход от вооруженной борьбы  только усилило Движение, сплотившее крайних исламистов, готовых ради идей джихада отдать свои жизни.

Перебазирование в район Северного Вазиристана, договоренности с Усамой бен Ладеном и лидерами движения «Талибон» о финансировании группировки, еще больше упрочили авторитет Д.Намангани и Т.Юлдаша. В конце концов, вера в создание на территории Центральной Азии теократического государства наподобие Афганистана и живущего по законам шариата, были мечтой не только главарей, но и абсолютного большинства боевиков, оказавшихся на чужой земле.

Лидерские позиции Т.Юлдаша пошатнулись один лишь раз, когда в 2001 году американской ракетой был уничтожен боевой командир ИДТ Д. Намангани. Тогда растерявшийся Юлдаш позволил группе наиболее авторитетных полевых командиров, внесших раскол в Движение, создать самостоятельно действующую группировку, известную как «Союз исламского джихада» (СИД). Но все же близость к лидеру «Аль-Каеды», серьезная финансовая поддержка от разных исламских фондов, харизматичность Тахира Юлдаша, его знания ислама, мечты возвращения на родину с «карающим мечом» джихада позволили лидеру ИДТ по-прежнему остаться любимчиком своих боевиков.

Смерть Т.Юлдаша оказалась серьёзным испытанием для ИДТ. Сменивший его на посту лидера Р.Обидхонов по кличке«Усмон Одил» хотя и был успешным полевым командиром, но по многим качествам все же сильно уступал Тахиру. Эффективные боевые операции американцев в Афганистане по уничтожению главарей террористических организаций коснулись и ИДТ. Успешная ликвидация в июле 2011 года уже Усмона Одила заставила вновь избранного лидера движенияА.Валиева скрывать свое назначение вплоть до марта 2012 года. К тому моменту «Усмону Гази», так зовут боевики ИДТ своего нового командира, уже исполнилось 42 года — возраст расцвета главарей бандформирований.

Назначение ташкентца командиром ИДТ – результат борьбы различных интересов среди полевых командиров и наиболее авторитетных боевиков Движения. Но выбор оказался не самым лучшим для будущего группировки.

Проблемы начали валиться на группировку одна за другой. Ликвидация Усамы бен Ладена резко сократила финансовые потоки в кассу ИДТ. Причин для этого было несколько.

Во-первых, если Усама и мечтал о походе на Север, то для нынешних лидеров «Аль-Каеды» джихад в Центральной Азии далеко не столь важен. Это была мечта бен Ладена, но не аль-Завахири.

Во-вторых, для нынешнего руководства «Аль-Каеды» главный приоритет все таки — сирийское направление. И если финансовая подпитка ИДТ от «Аль-Каеды» и не иссякла полностью, то лишь по причине того, что некоторые боевики Движения рекрутируются в группировки, оказывающие активное вооружённое сопротивление сирийской армии.

В-третьих,  для лидеров «кветтинского» филиала движения «Талибон» «Усмон Гази» – вообще не авторитет. Несмотря на то, что основные силы бандформирования на сегодняшний день базируются на территориях, подконтрольных именно этой группировки, лидеры «Талибон» не вмешивались в выборы командира ИДТ, но выводы для себя, несомненно, сделали и финансирование сократили до минимума.

С другой стороны, лидеры «Тахрик-э Толебон-э Покистон» из Пешавара, прекрасно понимая, что «Усмону Гази» далеко до своих предшественников, финансирование ИДТ не свернули. В такой обстановке ИДТ вынужденно трансформировалось в одно из боевых подразделений пакистанского крыла движения «Талибон», фактически превратившись в банду наёмников.

Основным направлением боевых действий, поручаемых главарям и полевым командирам ИДТ, является проведение специальных террористических атак в горных районах Северного Вазиристана.

Кроме того, ИДТ перед движением «Талибон» отвечает за расширение деятельности медресе «Абдулло Ибн Зубайр», расположенного в населённом пункте Мирали Северного Вазиристана. Медресе, по сложившейся традиции подконтрольно ИДТ, и на протяжении многих лет является не только одним из основных источников идей крайнего исламизма, но и рекрутов, пополняющих боевые отряды Движения.

И все же для многих боевиков, помнящих и уважавших Т. Юлдаша, воевавших не только ради денег, но и за идею, Усмон Гази явно не авторитет. Результат такого отношение к своему лидеру – отток наиболее опытных боевиков из ИДТ: в СИД, движение «Талибон», другие бандформирования, дислоцированные в районе афгано – пакистанской границы.

До весны 2012 года эмиссарская сеть ИДТ, умело расставленная и действующая во многих странах ещё с начала 2000-х годов, неожиданно начала давать сбои. Тому было несколько причин.

Во-первых, новый лидер Движения начал опасаться, что среди новичков, прибывающих в лагеря подготовки боевиков, могут оказаться агенты спецслужб тех стран, которые включили ИДТ в список особо опасных террористических организаций. Интеллектуальный уровень сегодняшних «контрразведчиков» ИДТ гораздо ниже тех, кто выявлял внедряемую агентуру ещё при Джуме Намангани.

Во-вторых, ослабленному в многочисленных боевых действиях бандформированию не так уж легко «переварить» большое количество рекрутов, прибывающих на базы ИДТ в Северном Вазиристане.

Существуют ещё и другие объективные и субъективные причины, в результате которых рекруты из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, тщательно отобранные эмиссарами ИДТ на перевалочных пунктах в Азербайджане, Иране и Турции, подвергались жесточайшей проверке на принадлежность к агентуре противоборствующих Движению спецслужб.

И чем ближе новички приближались по цепочке к лагерям ИДТ в Пакистане, тем жёстче с ними обращались. У новоявленных рекрутов не только отбирали деньги, мобильные телефоны и компьютеры, но и подвергали пыткам, пытаясь выявить среди новичков «засланных казачков».

Но самое жёсткое испытание ждало вновь прибывших в самих лагерях. Длительная посадка в «зиндан» была не самым страшным в новой жизни рекрутов. Истязания и пытки – вот та «сладкая жизнь», в которую окунулись бывшие трудовые мигранты, пожелавшие стать воинами Аллаха.

Многим прошедшим через физические испытания рекрутам пришлось столкнуться и с душевными переживаниями. На первом этапе пребывания в Движении им категорически запрещалось общаться с родственниками и земляками из других группировок.

Нехватка современных видов стрелкового оружия, боеприпасов, медикаментов, продуктов питания, а ещё и необученные новички, для подготовки которых необходимы и время и деньги (а их сейчас, ох, как не хватает!), – объективная реальность сегодняшнего Движения. Естественно, что такое положение не устраивает ни опытных боевиков, успевших обзавестись семьями, ни вновь прибывших рекрутов, которым в рекламных роликах показывали совсем иную жизнь в местах базирования ИДТ на афгано-пакистанской границе.

Помимо финансовых и организационных проблем, у боевиков, особенно недавно рекрутированными в ИДТ, возникают серьёзные идеологические разногласия с лидерами Движения. Членам ИДТ запретили совершать обряды «салафитов», с которыми теперь «Усмон Гази» «не дружит», – влияние арабов саудийцев в Движение сегодня сведено к минимуму.

История с идеологической составляющей современного Движения – это отдельная тема истории ИДТ. Однако на некоторые факты всё же необходимо обратить внимание.

Так, главный исламский идеолог Движения, знаток Корана, пакистанец (родившийся в Бангладеш) Муфтий Абузар Аъзам, которого привлёк в Движение за глубокие исламские познания ещё Т.Юлдаш, явно пришёлся не ко двору нынешнему ИДТ. Муфтий был строго наказан новыми главарями бандформирования лишь за то, что сделал замечание«Усмону Гази» (на фото) в неверном толковании аятов Корана.

Основатели ИДТ, особенно после знакомства с Усамой бен Ладеном и начала инвестирования в операции Движения денег Саудовской Аравии, стали исповедовать «салафитский» ислам. Вся идеологическая и пропагандистская машина ИДТ была построена на принципах «чистого» ислама. Естественно, что рекруты, попавшие под влияние «салафитской» литературы ещё в региональных «джамоатах» и решившие стать муджахедами, считают себя «салафитами».

И, как следствие, новички ищут применение своим силам и способностям в других бандформированиях, в которых отношение к последователям «чистого» ислама толерантное, или отправляются на священный джихад в Сирию.

А этих новичков не так уж и мало. Только в 2012 году из России в базовые лагеря ИДТ для подготовки боевиков прибыло более 150 рекрутов, большинство из которых предпочли впоследствии присоединиться к СИД, группировкам «Талибон» или вооружённой оппозиции в Сирии.

Дело даже не только в новых рекрутах, прибывающих в лагеря ИДТ для участия в джихаде против неверных. У «Усмона Гази» начались серьёзные трения со старыми полевыми командирами, к которым с уважением относился сам Тахир Юлдаш.

Противоречия между новым главарём ИДТ и полевыми командирами накатывались, как снежный ком. Опытные и привыкшие к суровым условиям жизни командиры могли простить недостаточное финансирование, нехватку боеприпасов, скудное питание, отсутствие медикаментов. Но не хотели только прощать отказ лидеров ИДТ от идеи похода с джихадом на Север. Отказ от идеи создания Халифата там, на таком близком и родном Севере, был слишком серьёзным ударом по идеологии Движения.

Например, со сложившимся положением был принципиально не согласен один из самых уважаемых полевых командиров ИДТ – шейх Абузар Аззом. Шейх с ещё несколькими авторитетными боевиками приняли решение обратиться к лидеру Движения «Талибон» мулло Умару как главному спонсору ИДТ с просьбой вмешаться и разрешить конфликт между боевиками и «Усмоном Гази».

Вскоре руководство «Талибон» выдало свои рекомендации лидерам ИДТ. Мулло Омар ни в коей мере не желал ослабления ИДТ и усиления конфликта внутри Движения. Именно поэтому он повторил решение, принятое 12 лет назад Усамой бен Ладеном, поддержавшим формирование отрядов СИД из полевых командиров Движения. Лидеры «Талибон», предварительно договорившись с «Усмоном Гази», предложили шейху Абузару Аззому и преданным ему боевикам создать самостоятельный «джамоат».

Главную цель, которую поставили перед шейхом Абузаром Аззомом руководство талибов — участие хорошо обученных муджахедов, выходцев из Центральной Азии (ЦА)в террористических операциях нового «джамоата».

Основную задачу, которую при этом должен был решить шейх — эффективная переброска вставших на путь джихада молодых мусульман из стран ЦА для обучения террористической деятельности в реальных боевых условиях сирийского конфликта. Такое решение кажется логичным – военные действия в Сирии сегодня гораздо активнее, чем в Афганистане.

Естественно, что ослабление ИДТ, в конце концов, не могло не сказаться на эмиссарах, вербующих рекрутов в России. Часть вербовщиков Движения, столкнувшись с многочисленными организационными и особенно финансовыми проблемами своих лидеров, не замедлили переориентироваться в вербовке рекрутов для СИД.

Все перечисленные факторы лишь обострили разногласия между руководителями ИДТ и СИД. Нельзя забывать и о принципиальной обиде лидеров ИДТ к СИД.

Во-первых, лидерам СИД до сих пор не простили нарушения «байъат» (клятвы верности) за раскол в ИДТ.

Во-вторых, снижение в 2013 году числа рекрутов, прибывающих в лагеря подготовки ИДТ, в сравнении с лагерями СИД, привело к ещё большему сокращению финансовых потоков в «байтулмол» (общак) ИДТ.

Боевики СИД находятся на регулярном «денежном довольствии». В СИД у террористов нет проблем со стрелковым оружием, боеприпасами, обмундированием, медикаментами, продуктами питания. Боевики СИД чувствуют себя вольготно: временно покидая группировку для участия в боевых действиях в Сирии, имеют возможность вернуться и продолжить свою жизнь в лагерях группировки.

В-третьих, теологические разногласия в самом Движении, неприятие идей «салафизма» в сравнении с более толерантными главарями СИД, для которых умение убивать «кяфиров» гораздо важнее приверженности того или иного течения ислама.

Раздражение главарей ИДТ, вызванное всеми этими факторами, легко прослеживается в материалах отдела «пропаганды» на сайте Движения.

Приведут ли обозначившиеся противоречия двух узбекских террористических группировок к какому-либо противостоянию, мы, наверное, узнаем уже в ближайшем будущем.

Созданный ещё с конца 1990-х Тахиром Юлдашем хорошо отлаженный механизм по поставке новых рекрутов для лагерей подготовки боевиков ИДТ до 2012 года сбоев не давал. Условия, сложившиеся в мигрантской среде выходцев из ЦА в России, как будто специально созданы для исламистской обработки молодых мусульман.

Скученность проживания, бытовые проблемы, постоянная угроза высылки из РФ, коррумпированный беспредел местных властей, особенно полиции и ФМС, унижение мусульман на бытовом уровне – всё вместе создаёт эффективный фон для эмиссаров узбекских террористических группировок, вербующих новичков для участия в джихаде в Афганистане, Пакистане и Сирии.

Поэтому совершенно естественным является создание организационной инфраструктуры большого Проекта под условным названием: «Джамоаты фундаменталистов в России», реализацию которого традиционно поручают этническим узбекам. В этом нет ничего оригинального. Следует вспомнить, что абсолютное большинство полевых командиров ИДТ и СИД – выходцы из Узбекистана, как, впрочем, и главари самих бандформирований.

Традиционное узбекское землячество – важнейший фактор взаимной помощи эмиссаров ИДТ и СИД, перемещающихся между российскими «джамоатами».

В последние годы вербовщикам ИДТ и СИД становится всё комфортнее работать в российских городах, причём не только крупных, по следующим причинам:

Во-первых, большая скученность мигрантов, проживающих под одной крышей, позволяет вербовщикам эффективно использовать агитационную литературу.

Во-вторых, современные носители исламистской литературы и специализированные видеоролики на ноутбуках, смартфонах и планшетах повысили эффективность вербовщиков молодых мусульман для современного джихада.

В-третьих, пропагандистская машина ИДТ, набравшая обороты в первой половине 2000-х, постоянно совершенствуется. Интернет-ресурсы, подконтрольные ИДТ и работающие на Движение, становятся всё более грамотно построенными и, следовательно, более эффективными.

В-четвёртых, финансовые проблемы многих мигрантов на родине, неустроенность и почти криминальное существование в коррумпированной системе координат России прямо подталкивают выходцев из ЦА в сети пропагандистов войны за всемирный Халифат.

В-пятых, правоохранительные органы России не всегда могут разобраться в исламских течениях, и поэтому фундаменталисты успевают построить прочные структуры «джамоатов».

Эти факторы, как и множество иных феноменов из жизни мусульманской молодёжи, приехавшей в Россию за лучшей жизнью, облегчают деятельность вербовочных центров в этой стране.

При этом приходится констатировать, что в Российской Федерации с 2010 года сложилось несколько центров, в которых активно действуют эмиссары ИДТ и СИД. К сожалению, Москва сегодня – не только столица России, она превратилась в крупнейший центр активности эмиссаров ИДТ.

Основная фигура или главное действующее лицо в центре этой паутины – Илхом Абдумухтаров.

В его «восхождении» в лидерство российской сети ИДТ нет ничего особенного. Приехавшему в Москву на заработки Илхому было чуть более 20 лет. В маленьком городке Карасу Андижанской области совсем ещё юношей Абдумухтаров заинтересовался исламом. Увлечение религией у многих молодых людей проходит быстро. С будущим лидером московской ячейки ИДТ этого не случилось. Сложное материальное положение в семье лишь подстегнуло Илхома к более глубокому изучению религии предков. Но Илхом больше интересовался «салафитской» литературой, которой в Москве оказалось в избытке.

Абдумухтаров всё больше и больше погружался в изучение идей крайнего фундаменталистского ислама и всё меньше уделял времени для заработка. Москва – город больших возможностей: много новых знакомых, а главное доступ в интернет открыли молодому мусульманину мир неограниченной исламистской пропаганды. Качественно исполненные информационные ресурсы различных узбекских экстремистских организаций решали свои задачи. Илхом принял для себя твёрдое решение присоединиться к одной из них.

Наибольшее впечатление на Абдумухтарова производили бравурные лекции харизматичного Т.Юлдаша, в которых простые решения сложных задач были удивительно привлекательны. Желание стать «Робин Гудом», бороться за «справедливость» с оружием в руках, став муджахедом ИДТ, победили необходимость работать и отправлять деньги нуждающимся родным.

Интернет, электронная почта, с одной стороны, и преданность исламскому фундаментализму, с другой стороны, – в сегодняшнем мире то немногое, что необходимо для того, чтобы попасть в сферу интересов экстремистских организаций.

Для первых контактов с отделом пропаганды ИДТ понадобилось совсем немного времени, и Абдумухтаров с большим энтузиазмом принялся за выполнение первого задания. Создание первичной ячейки ИДТ в столице России и переправка желающих присоединиться к джихаду против «кяфиров» в Афганистане было интересным и необычным делом.

Встретив в Москве своего земляка из Андижанской области Бобиржона Махбубова, Илхом принимает его предложение и переезжает в небольшую квартиру вблизи станции метро «Выхино».

Несколько выходцев из Узбекистана и Таджикистана, работавших на подённой работе в столице России, были соседями Абдумухтарова. Идеальные условия для вербовки членов первой ячейки ИДТ – первый шаг для успешного выполнения задания новых хозяев.

Краткий курс фундаменталистского ислама, идеи «салафизма», понятия «хижрата» и джихада легли на благодатную почву. К удивлению самого Абдумухтарова, отсутствие опыта в вербовочной работе с лихвой восполнилось самой разнообразной информацией, скаченной из интернета. Через короткое время Абдумухтаровым был составлен список первых членов московского «джамоата». В него вошли соседи по квартире: Г.Содиков, житель Сырдарьинской области Узбекистана, его земляки и выходцы из Таджикистана.

Все первые члены «джамоата» в целях соблюдения конспирации получили клички, теперь лидера ячейки все должны были называть «Хузайфа».

Г.Содиков (получивший кличку «Соч») был назначен «Хузайфой» своим заместителем. «Соч» работал на одном из рынков в мастерской по ремонту мобильных телефонов, имел обширные связи среди мигрантов – выходцев из ЦА и поэтому был особенно полезен для главной цели «джамоата» – вербовки новых рекрутов для ИДТ.

«Хузайфа» после первого успеха с ещё большим рвением занялся вербовкой новых членов своей ячейки среди прихожан московской мечети«Центральная», что расположена на проспекте Мира.

Активное участие в интернет-форумах, многочисленных чатах, распространение специальной литературы во всемирной паутине не могли не принести своих результатов. Совсем скоро московская ячейка ИДТ была пополнена новыми членами – выходцами из стран ЦА, среди которых много родных братьев.

Вряд ли стоит удивляться тому, что в «джамоат» с лёгкостью вербовались близкие родсвенники. Семейственность в мировом террористическом движении является обычным и естественным явлением.

Молодость членов ячейки ИДТ – возраст исламистов от 20 до 28 лет – подтверждает уязвимость неопытных мусульман, подвергаемых интенсивной пропагандистской обработке и зомбированию.

Когда в конце осени 2011 года главарь московского «джамоата» ИДТ (читайте российского) андижанец Илхом Абдумухтаров, более известный как«Хузайфа», вместе с женой приехал в Санкт-Петербург, на вокзале их встречал кашкадарьинец Хашим Акрамов – один из лидеров местной ячейки ИДТ.

Не известно, какой дастархан был накрыт Акрамовым своему босу и его жене, зато достоверно известно, что «Хузайфа» получил возможность провести «мастер-класс» по вербовке новых рекрутов в ячейку ИДТ, базирующуюся в северной столице России. Трёхдневное зомбирование 20 членов питерского «джамоата», построенное на современных методах компьютерных технологий, включая рекламные ролики ИДТ и специальную литературу, привело к искомому результату: главари «джамоатов» наметили группу желающих стать муджахедами и отправиться на священную войну с «кяфирами» в Афганистан.

Вопрос финансирования для террористических организаций всегда был определяющим. И дело даже не в расходах, связанных с деятельностью питерского «джамоата», а в средствах, которые были необходимы для переправки новичков воинствующего джихада в зоны базирования узбекских бандформирований на пакистано-афганской границе.

Денег не хватало, и выход из финансового тупика молодой главарь (ему в тот момент исполнилось лишь 23 года) эмиссарской сети в России нашёл достаточно простой. Благо, дорожка к таким действиям террористами проторена достаточно давно. Рэкет земляков – штука обычная в бандитском сообществе. Поэтому «фетва»«Хузайфы» об обязательном «взносе» 20% от заработанных сумм трудовых мигрантов выходцев из ЦА была естественна и предсказуема. Этим же «документом» предусматривалось разрешение на прямые разбойные ограбления состоятельных «неверных».

«Столичный» начальник назначил ответственных из числа питерского «джамоата» за подготовку фальшивых паспортов, иранских виз, а также переправку рекрутов на базы ИДТ. Собственные задачи получили и боевики, на которых была возложена миссия по экспроприации ценной собственности у земляков, работающих в северной столице России. Следует заметить, что питерская ячейка, созданная ИДТ, отличалась криминальной направленностью с самого начала своей деятельности.

Ещё при активности первого главаря «джамоата» Жавлона Хамраева, известного землякам по кличкам «Исо» или «Абу Мухаамад», члены террористической организации часто проводили бандитские акции с особой жестокостью и с незапланированными результатами.

К примеру, так произошло с Баходыром Калановым, приехавшим в Питер из Самарканда. То ли спор с членами питерской ячейки об исламе перешёл все дозволенные границы, то ли просто из небедного самаркандца выбивали деньги на нужды «байтулмол», но бандиты явно перестарались. Каланов был убит, правоохранительные органы, производившие следственные мероприятия, «зацепились» за «Исо», и последнему пришлось срочно покинуть Россию в направлении зон базирования ИДТ.

Для «Исо» этот путь был самым безопасным, хотя вариант пребывания в Северном Вазиристане был для него не самым комфортным.

В качестве замены себе «Исо» оставил в Санкт-Петербурге своего племянника Мардона Жураева по кличке «Ботир».

Кандидатура «Ботира», совсем уж молодого человека, ему тогда исполнилось лишь 20 лет, была не лучшей. Вряд ли «Ботир» мог быть эффективным лидером ячейки в таком большом городе. Именно поэтому его скорый отъезд за боевым опытом в пакистанско-афганскую зону и присоединение к отрядам ИДТ кажутся логичными.

Тогда в феврале 2012 года Хашим Акрамов, в свои неполные 25 лет заняв пост главаря питерского «джамоата», принял первое своё решение – отправил жену с двумя сыновьями в лагерь ИДТ в Пакистане. Сопровождала семью питерского амира (координацию за деятельностью «джамоата» в Санкт-Петербурге оставил за собой Ж.Хамраев) группа вновь завербованных рекрутов.

Но не в лучшие для ИДТ времена Х.Акрамов отправил свою семью в Северный Вазиристан. Встретили узбеков из Питера совсем не гостеприимно и очень холодно.

Жестокое разочарование постигло Акрамову, когда её сыновей попытались отобрать в пользу бесплодных жён боевиков Движения. У Х.Акрамова произошёл долгий разбор на эту тему с шефами «отдела пропаганды» ИДТ. И только лишь вмешательство авторитетных полевых командиров позволило жене Акрамова оставить детей при себе.

Разницу жизни в благополучном Питере с абсолютным дискомфортом, который испытали вновь прибывшие из России рекруты, вряд ли с чем можно было сравнить. Ужасающие условия жизни рядовых бойцов, скудное питание, отсутствие медикаментов, недоверие к новичкам и, как следствие, жестокое с ними обращение в конечном итоге заставили главаря питерского «джамоата» пересмотреть своё отношение к программе рекрутирования молодых мусульман в лагеря ИДТ.

Доказав своим шефам, в частности «Хузайфе», дальнейшую бесперспективность сотрудничества с ИДТ, Х.Акрамов уже просил разрешения направлять новых воинов джихада в Сирию.

«Хузайфа» колебался: идти на открытый конфликт с лидерами ИДТ он не решался. Но случай помог принять окончательное решение. Его земляк из Кашкадарьинской области, 28-летний Мехрожиддин Абдурахманов, уже покинувший ИДТ, рассказал о принципиальных расхождениях с главарями Движения, заставивших его присоединиться к СИД.

Отмашка для эмиссарской паутины, сплетённой в Санкт-Петербурге, была дана. Поток рекрутов из северной столицы России был перенаправлен в лагеря СИД и на сирийское направление.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что ячейки ИДТ и СИД в России строятся в соответствии со всеми правилами исламистского бандформирования. К примеру, эффективно действующее боевое крыло питерского «джамоата» ИДТ свидетельствует о том внимании, которое главари ячеек Движения уделяли подготовке молодых рекрутов в своих организациях.

Несколько лет боевым крылом питерской ячейки ИДТ руководил Абу Умар с которым Х.Акрамову, главарю «джамоата» северной столицы, явно повезло.

Абу Умар – хороший спортсмен, более 7 лет упорных занятий боксом не прошли даром. Сильный духом, дерзкий, самоуверенный в своих силах фанатик-фундаменталист обладал лишь одним недостатком – вспыльчивым характером.

Абу Умар получал задания, связанные с рэкетом выходцев из стран ЦА, и всегда выполнял их успешно. Отсутствие мусульманина на пятничной молитве в соборной мечети Санкт-Петербурга было достаточным, чтобы боевики Абу Умара применяли жёсткие физические меры воздействия против «неверного» земляка и обкладывали его данью.Бизнесменов, не желавших платить долю в общак «джамоата», просто грабили или для устрашения непослушных даже убивали. Деньги, ценные вещи, дорогие машины перекочёвывали в «байтулмол» ячейки ИДТ.

Абу Умар, будучи гражданином Российской Федерации, имел большую свободу передвижения между российскими ячейками ИДТ. В Подмосковье у него была небольшая дача, которую лидер эмиссарской сети ИДТ в России И.Абдуахматов использовал с пользой для своей организации. Дом в столичном регионе стал своеобразной базой для местной ячейки ИДТ. На дачу Абу Умара не только временно прописывали мигрантов из стран ЦА, с которыми «работали» эмиссары, вербующие рекрутов с применением всех современных методов информационного воздействия для узбекских бандформирований в Афганистане, но и выходцев из Узбекистана, уже получивших российское гражданство.

Именно здесь «Хузайфа» провёл свадебный обряд «никох» в соответствии со всеми требованиями шариата самого Абу Умара, женой которого стала русская девушка, принявшая ислам. В качестве свадебного подарка себе любимому Абу Умар оставил угнанный в Санкт-Петербурге джип NissanQashqai. До этого джип принадлежал одному из узбекских бизнесменов, ликвидированному Абу Умаром за отказ от уплаты дани «джамоату».

Но пользоваться дорогой игрушкой Абу Умару долго не пришлось. Российская полиция, в конце концов, вышла на след бандита, и «Хузайфа» принял трудное для себя решение – переправить своего любимчика в лагеря ИДТ в район афгано-пакистанской границы.

Хорошие рекомендации московского босса, серьёзная физическая подготовка, владение боевыми искусствами, некий опыт бандитизма, приобретённые в России, оказали своё действие. Абу Умар прошёл ускоренный курс диверсионно-террористической подготовки, избежав жёсткого обращения со стороны главарей ИДТ. Инструкторы базового лагеря были довольны новичком, и Абу Умара сразу же влили в состав формирований, принимавших активное участие в боевых действиях с коалиционными силами в Афганистане. Он с оценкой «отлично» сдал первые экзамены в боестолкновениях с американскими военными, а после того как принял активное участие в освобождении боевиков Движения из тюрьмы в населённом пункте Вана в Пакистане, авторитет новичка среди полевых командиров значительно вырос.Лидеры ИДТ даже приняли решение использовать Абу Умара в пропагандистских роликах «Дуоларга ижобат», размещаемых на сайтах, подконтрольных Движению.

Но через совсем короткое время Абу Умар стал свидетелем множества объективных и субъективных проблем в ИДТ, с которыми сталкивались боевики Движения. Несогласие в политикой главарей ИДТ росло в своенравном Абу Умаре с каждым днём.Последней каплей недовольства, после которой боевик принял решение покинуть ИДТ, была неожиданная встреча в базовом лагере Движения с одним из земляков.

Однажды в декабре 2012 года, выполняя роль тюремщика в «зиндане», Абу Умар увидел своего знакомого из Москвы. Этого человека многие звали «Кори Ака», а известен он был в мигрантской среде российской столицы своими глубокими познаниями в исламе и законах шариата. «Кори Ака» пользовался глубоким уважением, мусульмане к нему шли со своими проблемами, спрашивали советов, к которым прислушивались.

Поэтому, во-первых, у Абу Умара вызвало большое удивление само присутствие «Кори Ака» в базовом лагере ИДТ. И во-вторых, ещё большее удивление вызвало презрительное отношение главарей Движения к столь уважаемому человеку, которого приказали держать в «зиндане». Такому наказанию «Кори Ака» подвергся за то, что разъяснял законы шариата в порядке приёма пищи, чем и вызвал недовольство одного из главарей Движения.

Эта история задела Абу Умара за живое, его усилия по убеждению полевых командиров повлиять на главарей ИДТ и освободить «Кори Ака» оказались безрезультатными. И тогда решение покинуть ИДТ Абу Умаром было принято окончательно.

Перебравшись в лагерь СИД, Абу Умар почувствовал разницу в условиях, созданных членам двух террористических организаций. Боевикам СИД регулярно выплачивалось денежное вознаграждение, причём за удачно проведённые боевые операции их участники отдельно получали бонусы.

Хорошее питание, медицинская поддержка своих членов и их семей, достаточное количество различного стрелкового оружия и боеприпасов поддерживали высокий воинственный дух боевиков СИД.

Немаловажным фактором более комфортного пребывания в рядах СИД служило то, что идеологи организации толерантно относились к боевикам, придерживающимся различных исламистских течений.

Оказавшись среди боевиков СИД, Абу Умар достаточно быстро заслужил авторитет у главарей организации. Его способности и желание служить воином Аллаха были по достоинству оценены новыми хозяевами. Особое уважение к АбуУмару со стороны лидеров СИД вызвали его попытки вызволить «Кори Ака» из лагеря ИДТ.

Его обращения к лидерам движения «Талибон», в конце концов, увенчались успехом. «Кори Ака» не только был освобождён из-под стражи, но и получил возможность перебраться в места базирования СИД, чем и незамедлительно воспользовался.

У Абу Умара было ещё одно незаконченное дело в ИДТ. Ему необходимо было выполнить поручение «Хузайфы»: вывезти семью лидера питерского «джамоата» Х.Акрамова из лагеря Движения и перевезти её в Турцию. Надо отдать должное умелым действиям Абу Умара, которому в условиях фактического конфликта двух террористических организаций удалось договориться с лидерами ИДТ об отправке жены Акрамова и двух его сыновей в Турцию, якобы на лечение. Взятка в 1 400 долларов решила все технические проблемы – задание «Хузайфы» было успешно выполнено.

Сам Абу Умар, оказавшись в Стамбуле, получил предложение поучаствовать в сирийском вооружённом противостоянии на стороне оппозиции правительственным войскам в качестве инструктора, с которым с удовольствием воспользовался. Солидная финансовая поддержка заказчика учитывала его боевой опыт и непримиримость к врагу.

Виктор Михайлов