Чем эффектнее турецкие вооруженные силы наносят удары по боевым подразделениям ИГИЛ, тем менее эффективными с точки зрения военного результата они являются. Создается впечатление, что мы являемся свидетелями показательных выступлений Турции, демонстрирующей всему миру свое негодование террористической активностью ИГИЛ. На самом деле турецкая армия обрушила свою мощь на отряды курдской рабочей партии, которая в реальности оказывается успешное сопротивление армии халифата.
При этом надо помнить, что именно Турция скупает все, что полевые командиры ИГИЛ продают с территории подконтрольной халифату, включая нефть и золото, естественно не по рыночным ценам.
А факт предоставление своей территории для логистики при отправке рекрутов со всего мира, пополняющих базовые и обучающие лагеря ИГИЛ в Сирии, справедливо возмущает всех без исключения.
Все это совершенно понятно, ведь у Эрдагана и аль-Багдади общие враги – Башар Асад и курды.
Поэтому вряд ли стоит ожидать, что турецкие спецслужбы всерьез займутся нейтрализацией многочисленных вербовочных центров ИГИЛ на своей территории или уничтожат лагеря, в которых концентрируют рекрутов, прибывающих на джихад в Сирию и Ирак, и не перекроют незаконные пограничные каналы переброски будущих муджахедов армии халифата.
Доказательствами могут служить множества фактов, несколько из них приведены ниже.
10 и 11 июля этого года сотрудниками правоохранительных органов Турции в ходе целенаправленных фильтрационных мероприятий в районах Кайнарджи и Кояшехер города Стамбул были задержаны 114 сторонников ИГИЛ. Чуть позже, еще до начала августа все они были отпущены на свободу без предъявления обвинений.
Точно так же были задержаны и отпущены на свободу два успешных вербовщика ИГИЛ на территории Турции: Толиб Юнусов по кличке «Идрис» и Исмоил Шариббаев по кличке «Али» (оба граждане стран Центральной Азии — ЦА). Уже в начале августа Исмоил Шариббаев переправил из Турции в Сирию 37 человек, среди которых 12 мужчин и 4 девушки (все узбеки с юга Кыргызстана, граждане этой страны), а 8 таджиков, 6 казахов, 2 киргизки, 5 узбеков — трудовые мигранты, приехавшие из России для участия в джихаде в рядах ИГИЛ.
Еще одна партия рекрутов в количестве примерно 20-25 человек ждет своей очереди отправки в Сирию в одном из приграничных населенных пунктов Турции.
Сегодня можно с уверенность сказать, что спецслужба Турции – MIT успешно решает поставленные перед ней руководством страны задачи по увеличению потока завербованных рекрутов из стран ЦА, пополняющих вооруженные силы оппозиции, воюющей против правительственных войск Сирии.
Доказательством этого может служить активность эмиссаров одной из таких группировок«Катибатуль — Имам аль-Бухари» (КИБ), в которой большинство боевиков имеют паспорта стран ЦА и России. Хорошо известно, что лидер группировки Акмаль Джурабаев имеет широкую сеть вербовочных центров на территории Турции, собственные каналы по переброски боевиков на турецко-сирийской границе, его муджахеды восстанавливают свои силы после активных боевых действий на курортах Анталии. В Турции им созданы торговые фирмы, которые активно пополняют кассу группировки. Многие боевики КИБ, считают, чтоА.Джурабаев так вольготно себя чувствует в Турции, потому, что активно сотрудничает с MIT.
Поэтому неудивительно, что один из самых опытных боевиков КИБ А. Мамиров (в группировке все знают, что обучали его военному искусству в спецподразделении армии Турции), получивший при поддержке турецкого МИД новый паспорт, с помощью одного из благотворительных фондов из этой страны оказался в Киргизии. В Кыргызстане эмиссар КИБ пытался создать группу, задачей которой являлась организация серии терактов в Ферганской долине, но был в Бишкеке арестован сотрудниками правоохранительных органов.
Ещё одна группа террористов, сформированная на территории Турции, так же состоявшая из граждан ЦА и проникшая в Кыргызстан (в этой стране, как нигде в другой сильны многочисленные «благотворительные» фонды Турции) была нейтрализована местными спецслужбами. Большая часть боевиков была уничтожена при задержании.
Доказательств реальных действий Турции в успешном противостоянии вооруженной оппозиции против Башара Асада можно приводить до бесконечности и весь этот беспредел будет продолжаться до тех пор, пока кто-то из глобальных игроков на мировой политической сцене скажет – хватит!
Но вот услышим ли мы это самое – хватит! в ближайшем будущем, большой вопрос.
Прошло 9 месяцев с предыдущего материала, в котором исследовалась проблема прямого сотрудничества спецслужб Турции, в частности MIT. Завершалась статья фразой «…весь этот беспредел будет продолжаться до тех пор, пока кто-то из глобальных игроков на мировой политической сцене скажет – хватит!». (http://antiterrortoday.com/eksklyuziv/9113-turtsko-igilovskij-endshpil). Но, никто из глобальных игроков турецким партнерам «хватит!» не сказал. 9 месяцев — символический срок, который лишь доказал, что новые факты о сотрудничестве спецслужб Турции с террористическими группировками в Сирии не сворачивается и если не расширяется то по крайней мере продолжается в прежнем объеме. Доказательствами этому могут служить факты, которые будут приведены ниже.
Район Каяшехир, расположен в европейской части Стамбула, на окраине города. Правительство Турции озвучило амбициозный план — превратить этот район в самостоятельный город спутник Стамбула с 1 млн. жителей. Но, это в будущем, а пока для правоохранителей стран СНГ – этот район экономической столицы Турции имеет дурную славу. Эмиссары многих террористических группировок, воюющих сегодня в Сирии расположили здесь свои офисы.
В этом районе Стамбула пряталась некогда известная Варвара Караулова из РФ. В этом же районе осенью прошлого года был ликвидирован детский лагерь ДАИШ, в котором готовились юноши из Таджикистана и Узбекистана. В этом районе на короткое время предпочитают останавливаться вербовщики ДАИШ со своим живым товаром из Дагестана и Чечни, перед отправкой рекрутов в Сирию.
О жизни исламистов в Каяшехире немало можно узнать из Интернета, и информация об этом районе Стамбула превратившегося в перевалочную базу для ДАИШ по маршрутам: …-Турция-Сирия-Турция…- не бывает лишней.
Обычно цепочка по переброски рекрутов в Сирию и боевиков из Сирии в Турцию, не обходит местные мечети или медресе. Одна из таких медресе оказалась недавно под ударом местных правоохранителей, кстати, что происходит достаточно редко. Нельзя сказать, что такие «точки» спецслужбы Турции оставляют без внимания, но вот бьют по ним достаточно редко. Но в этот раз в медресе Мухаммадсодик Самаркандий, расположенной в районе Каяшехир, были задержаны… аж 52 опытных боевика группировки «Тавхид ва джиход», отколовшийся некоторое время назад от «Джабхад ан нусра».
Справка. Полевые командиры «Тавхид ва джиход» сегодня подчиняются лидеру одной из самых кровавых террористических группировок в Сирии, «Катибат-ул-Имам ал Бухарий» (КИБ) — А.Джурабаева, известного как «Хожиюсуф».
Лидер группировки «Тавхид ва джиход» некий Сирожиддин Мухтаров (кличка – «Абу Салох»). С.Мухтаров, несмотря на возраст, ему лишь 26 лет, достаточно опытный полевой командир, имеющий неплохой боевой опыт. Имеет неплохое теологическое образование, закончил специализированный центр «Фатх» в столице Сирии. После того, как получил религиозное образование в Дамаске, вернулся в родной Кыргызстан, откуда он родом, и работал помощником имам-хатиба в одной из мечетей городка Кара-Суу, что в Ошкой области. Идеями салафизма С.Мухтаров заразился еще в Сирии, поэтому вербовщикам террористических группировок не сильно старались склонить Мухтарова к рекрутированию на джихад в Сирию. В 2012 году молодой узбек из Кыргызстана принял для себя решение – стать моджахед и отправился в Турцию, где его познакомили с эмиссарами КИБ.
Совсем через короткое время, теперь уже Абу-Салох, боевик и по совместительству духовный наставник моджахедин КИБ. Его боевым наставником был один из самых успешных, опытных командиров бандформирования Б. Тошбоев. Двух бандитов мало, что связывало, Тошбоев на 25 лет старше, мало разбирается в идеологии джихадизма, зато хорошо разбирается в умении убивать неверных. Единственное, что объединяло двух боевиков – место рождение в Ферганской долине (Б.Тошбоев родился в Андижанской области).
Высокая смертность боевиков КИБ естественна, ведь группировка ведет активные боевые действия с сирийскими правительственными войсками и курдским ополчением, способствовала быстрому карьерному росту Абу Салоху. Дело дошло до того, что С.Мухтаров осенью 2014 года, уже в ранге полевого командира, принял решение уйти из-под опеки Ходиюсуфа и создать собственный жамоат, который назвал «Тавхид ва джиход».
Вот боевики Тавхид ва Джиход, как уже упоминалась в количестве 52 моджахедин и были арестованы турецкими правоохранителями.
Внешне всё выглядело достаточно пристойно. Борьба с террористами ДАИШ и других группировок, PR и, по мнению Анкары, все должны быть довольны. Только вот незадача совсем через короткое время 30 джихадистов у которых руки по локоть в крови, были отпущены. Остальные пока перепроверяются. По мнению, моджахедин, прошедших через фильтр турецких спецслужб, сотрудники MIT стараются выявить среди боевиков агентов своих «коллег» из других стран. Лишь «засланные казачки» конкурирующих иностранных структур оказываются за решеткой. Остальные благополучно возвращаются в лагеря постоянного базирования террористических группировок.
Люди Абу Салоха проходят через стандартную процедуру многократных проверок, после выявления благонадежных идеям Халифата моджахедин будут отпущены на волю.
«Показательные выступления» сотрудников MIT с якобы борьбой с незаконными банформированиями Халифата у самих моджахедин вызывают лишь улыбки. Верным идеям джихада, попавших в руки правоохранителей в Турции ничего не угрожает. Некоторые время, проведенное в камерах местных тюрем с неплохим питанием, вряд ли можно назвать наказанием. Несколько допросов с пристрастием и если ты настоящий исламист и с оружием в руках воюешь с «неверными» то долго взаперти держать не будут. Твое умение убивать необходимо в соседней Сирии.
Примером может служить аналогичная история, когда в марте этого года в Стамбуле были задержаны 30 боевиков одной из джахидистких группировок, воюющих в Сирии, но лишь двое были арестованы и осуждены. Полевые командиры этого джамоата благодарны турецким спецслужбистам, нейтрализовавшим, как оказалось, агентов одного из иностранных государств.
Некоторые эксперты склоняются к мысли, что сотрудники MIT поставлена задача – оказать содействие лидерам множества террористических группировок, воюющих сегодня в Сирии по поиску и нейтрализации агентов, внедренных в бандформирования, разведками не только РФ и партнеров Турции по НАТО.
Причин, которые заставляют Анкару помогать в нейтрализации агентурной сети в боевых подразделениях ДАИШ несколько, но главной остаётся — всё более успешные операции сирийских войск и курдского ополчения против множества террористических группировок, дислоцированных в Сирии.
Нехватка в живой силе, заставляет вербовщиков ДАИШ менее тщательно подходить к отбору кандидатов в рекруты. Контрразведка ДАИШ и других террористических группировок в Сирии захлебывается от работы. Новичков в банде встречают жесткими проверками, первое время их даже могут содержат в зиндане. Контрразведчики тщательно перепроверяют прошлое рекрутов, ведут интенсивную иентернет-переписку с родными и друзьями будущих шахидов, стараясь вызнать религиозные устремления боевиков у себя на родине.
Но высокоэффективные авиа удары российских ВКС и авиации коалиции свидетельствуют о том, что в террористических группировках активно действуют наводчики, агенты спецслужб многих государств. Сложившаяся ситуация вызывает сильное раздражение у турецкого руководства. Потери в бизнесе от добычи, переработки нефти и продажи бензина и дизтоплива, которые несут приближенные к Эрдогану семьи, включая его сына слишком велики, что бы закрывать глаза на успешные действия авиации, разрушающей инфраструктуру ДАИШ.
В Анкаре сегодня ясно понимают, что опытом набираются не только боевики ДАИШ и других террористических группировок, но и разведка стран, активно противостоящих исламистам в Сирии и Ираке. В Анкаре так же хорошо понимают, что контрразведчикам бандформирований с тщательной проверкой новых рекрутов самостоятельно не справиться. Именно поэтому MIT, сегодня активно включил свои возможности в поиске агентурной сети спецслужб многих государств, развернутой и эффективной действующей в ДАИШ.
Поэтому вряд ли стоит удивляться «успехам» турецких правоохранителей, проводящих краткосрочные задержания моджахедин ДАИШ на своей территории, аресты и приговоры судов к длительным срокам наказания боевиков, вызвавших серьезные подозрение у сотрудников MIT на принадлежность их спецслужбам других государств. В такой позиции немало плюсов. У международной и турецкой общественности создается видимость борьбы с терроризмом, настоящие моджахедин возвращаются в Сирию, агенты спецслужб других государств отправляются в турецкие тюрьмы.
Рассказывая о влиянии Турции на деструктивные процессы, которые сегодня протекают в Сирии, необходимо рассказывать о многочисленных вербовочных центрах ДАИШ и других террористических группировок, разбросанных по всей стране. И если о таких центрах, в которых вербуют мужчин, выходцев из стран Центральной Азии или даже детей уже много написано, то вот о вербовщицах женщинах в Турции мало что известно.
А между тем, полевые командиры ДАИШ нуждаются всё в новых и новых женщинах рабынях. Переброска женщин в Сирию это целая индустрия, в которой Турции играет главную роль. Немалая часть женщин, в списке секс-джихадисток приходится на выходцев из СНГ. Молодых женщин заманивают в Турцию под разными предлогами. Чаще всего женщин из Центральной Азии приглашают на работу продавщицами в магазины, в гостиницы, для домашней работы. Позже уже многое зависит от того на сколько повезло с работой. А вот если с работой ничего не клеится, тогда таких «неудачниц» ждут в женской медресе при стамбульской мечети «Касымпаша».
Здесь девушек встречает землячка многих из них – жительница Ферганской долины, некая Айдын. Про неё почти ничего не известно, по внешнему виду ей не более сорока лет, работает преподавателем в этой самой медресе. Условия, которые предлагает Айдын девушкам из стран Центральной Азии, находящихся в отчаянном положении из-за отсутствия работы и денег, совсем неплохие. Ежемесячная стипендия в размере 200 долл., бесплатное питание и проживание в общежитие при медресе. Стипендию можно потратить во время поездок в Стамбул – студенткам медресе такие поездки разрешены один раз в неделю. Все остальное время девушки интенсивно занимаются изучением Корана, погружаются в идею салафитского ислама.
Такое вот своеобразное спасение от безденежья и мифическая попытка исправить совершенную ошибку – желание быстро заработать на чужбине. За сносные условия жизни нужно много и хорошо учиться в медресе, ну а будущее? Будущее определяет Айдын, она всё знает и всех определит, кого куда, считает нужно.
Иногда Айдын рассказывает девушкам о том, как училась в нескольких женских «худжрах» здесь же, в Стамбуле, как познала «истинный» ислам. А наставницами у неё были преподавательницы — выходцы из Сирии.
Связи среди сирийских женщин, близких к некоторым полевым командирам в ДАИШ, и других террористических группировок, воюющих против сирийской армии, помогают Айдын неплохо зарабатывать на вербовке и переправки секс-рабынь в Сирию и Ирак.
Вот тот путь, который предначертала Айдын большинству студенток медресе, которые сегодня изучают каноны ислама в медресе при мечети «Касымпаша».
Дальнейшая судьба девушек Айдын не интересует. Она лишь знает, что сирийская топка требует все новых и новых девиц, за которых эмиссары ДАИШ ей неплохо платят. И пока существуют девушки в странах Центральной Азиии, желающие немного подзаработать в Турции, то «работы» Айдын и ей подобных, которых сегодня в Стамбуле и некоторых других городах Турции немало, хватит ещё надолго.
Виктор Михайлов