Домой Наши работы В СМИ Настоящее и будущее джихадистов Афганистана

Настоящее и будущее джихадистов Афганистана

Один из экспертов по террористической группировке ДАИШ недавно высказал мнение, что сегодня кабульские власти со своими проблемами в борьбе с терроризмом ушли на второй план, потому как радикальные исламисты Сирии, Ирака, Ливии перехватили флаг всемирного джихада у своих «коллег» из Афганистана. И все же, несмотря на некоторый отток боевиков различных бандформирований, дислоцирующихся в Афганистане на Ближний Восток (там реально больше платят), Движение Талибон (ДТ), Исламское Движение Туркестана (ИДТ), Исламское Движение Восточного Туркестана (ИДВТ), Союз Исламского Джихада (СИД), другие террористические группировки в этой стране остаются грозной силой, и как эту силу будут использовать заказчики всемирного джихада – большой вопрос.

Пока же, группировки борются за более «жирный» навар, получаемый от традиционного бизнеса, который контролируют лидеры упомянутых группировок – рэкет, сопровождение грузов с наркотиками, продажа оружия, торговля людьми. При этом необходимо упомянуть, что некоторые полевые командиры, предчувствуя свое предназначение в будущих джихадистских сватках, успели (на всякий случай) присягнуть самопровозглашённому халифу ДАИШ Абу Бакру Аль Багдади.

Такая присяга амбициозных амиров бандформирований (мечтающих о других масштабах боевых действий, в других регионах и с другими прибылями) вызвала раздражение у традиционно настроенных талибов, воспринявших клятву аль-Багдади, как предательство.

Публичные угрозы в адрес друг друга, вряд ли можно списать только на восточную традицию словестных перепалок – начинается борьба за передел контроля над источниками денежных потоков, не такими «тучными», как на Ближнем Востоке, и все же.

Кто в этом переделе одержит победу – так же большой вопрос. Если еще несколько месяцев назад казалось, что позиции ДТ и верных талибам джамаатов в противостоянии полевым командирам, присягнувшим на верность ДАИШ, незыблемы, то теперь ситуация изменилась и если не кардинальным образом, то достаточно, чтобы вызвать неудовольствие и даже обеспокоенность лидеров ДТ.

И как здесь не беспокоится, если у полевых командиров группировок, «плавающих» (это по заявлениям самих муджахедов) под ДАИШ, есть деньги, с которыми они с удовольствием расстаются, когда оплачивают жилье, арендуемое у местных жителей, или за продукты для своих боевиков (талибы привыкли, к тому, что все получат просто так). Более того, у ДАИШевцев есть достаточные финансовые средства на поддержку местной молодежи, симпатизирующих идеям халифата.

Все это не может не вызывать симпатии у местного населения, в что уже говорить о рядовых боевиках, которые теперь стабильно получают денежное довольствие в размере не мене 300 долл. в месяц.

При этом нельзя забывать, что в движении Талибон есть силы, которые не забывают и о своих политических амбициях. И если процессы интеграции умеренных талибов в политический афганский истеблишмент (о чем сегодня говорят уже все) будет реализован, то под чьим влиянием окажутся «непримиримые» последователи Мулло Омара? В Масуле абсолютно уверены, что ДАИШ в этом регионе будет прирастать местными талибами, имеющими большой опыт боевых действий.

В таком случае, возможен вариант, когда инициативы в террористической активности в Афганистане будут исходить не от Мулло Мансура, а от ставленников аль-Багдади. Как такой расклад отразится на в соседних с Афганистаном странах, обеспокоенных своей безопасностью?

Попробуем для начало просто разобраться в событиях, которые, протекают сегодня в Афганистане и попытаемся спрогнозировать ближайший ход событий в этой стране.

В складывающейся ситуации конфликт между Движением Талибон и Исламским Движением Туркестана (заявившего, что теперь является структурным подразделением ДАИШ в Афганистане), не выглядит таким уж незначительным. Несмотря на серьезные потери в живой силе, которое понесло Движение за последний год, группировка по-прежнему серьезная военизированная структура. ИДТ сегодня это — хорошо обученные муджахеды с большим опытом боевых действий, грамотные и эффективные лагеря обучения рекрутов, зарубежные вербовочные джамоаты, жестко выстроенная террористическая структура.

Прогнозы будущего — скорая победе ДАИШ в Афганистане, а вот сегодня полевые командиры ИДТ, перебазировавшие свои отряды в северные провинции этой страны все чаще и больше сталкиваются с холодным отношением местных теневых губернаторов, традиционно тяготеющих к лидерам ДТ. В последнее время и теневые губернаторы и старейшины племен, на землях которых расположены лагеря ИДТ, стараются выдавить боевиков группировки из подконтрольных им провинций.

А ведь еще совсем недавно, в октябре боевики ИДТ, расположившись в полевых лагерях в провинциях Газни, Фарьяб, Багдис, Джаузджан, Урузган и Бадахшан были уверены, что здесь же и перезимуют, именно поэтому тщательно готовились к зимним холодам, закупали теплую одежду – «чодир», продукты питания. Не получилось.

Поэтому, Усмон Гази — лидер ИДТ, вынужден был принять решение перебросить, пока еще верные ему отряды с севера в юго-восточные провинции Афганистана. Для организации такой передислокации Усмон Гази направил на Север своего заместителя, известного под именем «Салохиддин». Помогает ему в этом видный полевой командир ИДТ «Абу али».

Направление, которое решили использовать «Салохиддин» и его люди – «Багдис – Герат – Фахар – Нимруз – Гилмед – Кандахар – Газни». Насколько вся операция по передислокации отрядов группировки завершится безопасно сказать практически невозможно.

С одной стороны полевые командиры ИДТ постоянно встречаются с организационными трудностями. Местные жители неохотно расстаются со своими автомашинами. Проблемными оказались так же — поиски проводников и безопасных маршрутов.

С другой стороны, по имеющейся у контрразведчиков ИДТ бандитов, передислоцируемых с севера Афганистана будут ждать засады талибов, намеренных если не уничтожить, то нанести значительный ущерб своим бывшим союзникам, ставшими предателями и непримиримыми врагами.

К тому же за предательство талибы уже казнили Усмона Гази, повесив его публично, в назидание остальным боевикам ИДТ.

Последние, кстати, уже поклялись отомстить своим бывшим союзникам. И если самих лидеров ДТ достать им будет нелегко, то атаковать семьи, жен и детей – в этом у ИДТ опыта не занимать.

Ко всему этому можно добавить и сам порядок, в соответствии с которым в первую очередь в южном направлении должны выдвинуться боевики с оружием, в во вторую уже члены их семей, раненые и больные. Такое распоряжение не может не вызывать сильное раздражение у муджахедов ИДТ.

Стоит ли удивляться, что в сложившейся обстановке в регионе резко активизировали свою деятельность вербовщики различных террористических группировок из Сирии и Ирака, тонко уловившие недовольство, зреющее в рядах ИДТ. Сегодня вербовщики с Ближнего Востока предлагают опытным боевикам выгодные условия для смены места джихада – одномоментная финансовая помощь для таких муджахедов может доходить и до 20 тыс. долл.

Полевые командиры стараясь ограничить общение боевиков с потенциальными вербовщиками или боясь утечки информации о возможных маршрутах передвижения, приняли решение об изъятии мобильных телефонов у рядовых членов бандформирований, что добавляет излишнюю нервозность и не способствует повышения боевого духа ИДТ.

И вот в ноябре 2015 года в уездах Дайчупан и Хоки Афгон, что в провинции Заболь начались боестолкновения между муджахедами ДТ и ИДТ. Часть отрядов ИДТ перебазировавшихся в эту пограничную с Пакистаном провинцию, фактически бежали из Южного Вазиристана из-за противоречий с местными властями и вооруженными силами пакистанской армии. Сама по себе провинция Заболь контролируется несколькими террористическими группировками (основной бизнес – рэкет, похищение и продажа людей), также, как и ИДТ, принесшими клятву верности аль-Багдади. Под прицелом «калашников» воинов «Велоята Хорасан» (так себя называю джихадисты ИДТ/ДАИШ) чаще всего оказываются хазарейца-шииты.

Террористы «Велоята Хорасан» (ВХ) чаще всего нападают на автобусы и похищают пассажиров, требуя за них выкуп, или продают в рабство. Так было в феврале, когда джихадисты похитили более 30 хазарейцев, лишь часть из них было отпущено на свободу, судьба остальных так и не известна до сих пор. Тоже самое произошло и в начале ноября, когда бандиты ВХ похитили из рейсового автобуса Кабул – Кандагар восьмерых подростков хазарейцев, после чего казнили их всех в своем лагере.

Ситуация, доведенная до отчаяния, заставила лидера хазарейцев в Афганистане Устода Мохаммада Мохаккека просить пресечь беспредел террористов ВХ амира ДТ Мулло Мансура (обратите внимание – обратился не в государственные органы правопорядка).

Мулло Мансур после встречи с представителями хазарейцев, отправил Усмону Гази и его людям «черную метку». В послании сказано, или вы возвращаетесь под знамена Талибон, либо мы начнем вас уничтожать.

Судя по тому, что хазарийцы под прикрытием талибов начали атаковать отряды ИДТ, означает, что Усмон Гази угрозам не внял и желание воевать под черными знаменами халифата не утратил. Первые же боестолкновения для ИДТ привели к печальному результату – более 30 муджахедов стали шахидами, а еще 40 членов Движения, включая раненных, жен боевиком и их детей, попали в плен к талибам.

В чем же причины, по которым, Усмон Гази и наиболее близкие ему полевые командиры, закусили удила в конфликте с Мулло Мансуром и фактически вступили в прямое противостояние с Движением Талибон (которое более 15 лет назад оказало гостеприимство, выдавленным из Таджикистана многочисленным отрядам боевиков Исламского Движения Узбекистана), готовы нести потери в живой силе, жертвовать многолетней дружбой с пуштунскими племенами, хазарейцами-шиитами?

Где ответ на вопрос, что заставило лидеров ИДТ изменить многолетней дружбе с тилибами, пуштунами, хазарейцами и присягнуть на верность аль-Багдади, который в оскорбительном тоне отзывался о Мулло Омаре – главном спасителе муджахедов ИДТ в том, казалось бы недалеком 1999 году, когда власти Таджикистана выдавили отряды Движения в соседний Афганистан? Мулло Омар и его гость Усама бен Ладен оказались спасителями, пришлых с севера боевиков, предоставив им возможность жить на землях пуштунских племен, строить дома, брать в жены местных девушек, основать свои лагеря подготовки рекрутов, создавать собственные бизнес-структуры. Пятнадцать лет ДТ и ИДТ были союзниками, вместе воевали с ненавистными кафирами, сражались плечом к плечу, проводили совместные операции против американцев и европейцев. И все это сегодня забыто. Такой позиции лидеров ИДТ есть причины, попробуем в них разобраться.

По просочившейся в некоторые зарубежные СМИ информации в октябре 2015 года в Пакистане состоялась необычная встреча. Встреча прошла при содействии дипмиссий Великобритании и Саудовской Аравии. Организатором встречи выступил представитель Управления межведомственной разведки Пакистана (ISI) генерал Эхсанулла Парвиз. Основными докладчиками и просителями явились, прибывшие через Турцию, три высокопоставленных эмиссара ДАИШМохаммад Абу Саид, Холид аль-Масуд и Мохаммад Карим Джамол.

Просьба была достаточно прозаична – создание в зоне племен собственных баз и лагерей подготовки рекрутов для ДАИШ. Сказать, что настрой ДАИШевцев переместить часть своей активности в регион афгано-пакистанской границы, не вызывает такого уж удивления. Аль-Багдади уже упоминал эти земли как сферу интересов Халифата.

Вряд ли стоит удивляться встрече эмиссаров ДАИШ с высокопоставленным офицером ISI, при участии представителя дипмиссии Саудовской Аравии. Необычным кажется лишь участие в такой встречи представителя Великобритании. Ведь в обмен на возможность создать свои опорные пункты в зоне племен Э.Парвиз просил усилить активность ДАИШ в индийском Кашмире, да и в Афганистане заодно. Но, это тема отдельного материала, а сейчас вернемся к необычной встрече.

Судя по всему, именно Кашмир больше всего интересовал представителя пакистанской межведомственной разведки. На вопрос ДАИШевских эмиссаров – а на кого опираться на местах, последовал справедливый ответ: «…на Лашкар-е Тайиба, Лашкар-е Джангви и Джамоат-е Ансарулла. Мы сведем вас влиятельными людьми из этих группировок, причем в самое короткое время».

Все так и случилось. Еще до своего отъезда люди аль-Багдади успели встретиться с Саид Джамшидом и доктором Киёмиддином — главарями Лашкар-е Джангви, а также А.Табаровым – главарём Джамоат-е Ансарулла. Встречи прошли в дружеской и талой обстановке, которая способствовала всем договоренностям о совместных террористических операциях в индийском штате Кашмир.

Ну и про Афганистан переговорщики тоже не забыли. На встрече с посланниками халифа, Усмон Гази фактически получил карт-бланш на противостояние с ДТ. Карт-бланш был выдан под молчаливое согласие всесильной в регионе ISI и обещание в финансовой поддержке усилий ИДТ на создание опорных баз ДАИШ в различных провинциях Афганистана. Донорами выступят Саудовская Аравия, к которой готова присоединиться и… Великобритания. Стартовый капитал в 3 млн. долл. должен будет послужить хорошим стимулом для людей Усмона Гази.

Ну а как быть с такой мощной силой в регионе как Движение Талибон? На этот вопрос Усмана Гази ответил пакистанский генерал Эхсанулла Парвиз и эмиссар ДАИШ Мохаммад Абу Саид – «…никуда не денутся – подчинятся, в не захотят… уничтожим».

Вот под влиянием этой октябрьской встречи Усмон Гази сжег за собой все мосты, связывающие его с бывшими союзниками и друзьями из Движения Талибон.

Рассказывая о перипетиях между Движением Талибан с одной стороны и Велоятом Хоросан – ИДТ/ДАИШ с другой стороны необходимо усе таки упомянуть и о роли правительственных войсках Афганистана, которые стараются внести и свою лепту в борьбе с противниками нынешней власти в Кабуле. Сбрасывать со счетов возможности вооруженных сил Афганистана было бы неверным. Денег в афганскую армию США и ЕС вкачали немерено и показать свои возможности по уничтожению террористических группировок, сегодня дело чести военного руководства страны. Именно поэтому, афганское командование приняло решение начать контртеррористическую операцию в нескольких провинциях страны.

Если говорить об основных целях, то это разрозненные бандформирования, некоторое время назад, присягнувшие на верность в провинциях на востоке Афганистана. Атакуя позиции боевиков обе стороны несут потери, но, в настоящее время, солдаты правительственных войск гораздо лучше экипированы, да и численное превосходство сказывается. Конечно успехи афганских вооруженных сил не такие яркие, но все же им удается потеснить боевиков, нанося ощутимый урон в живой силе.

Особенно успешно вооруженные силы Афганистана противостоят террористическим группировкам в уезде Хамьяб, что в провинции Джаузджан. В этом уезде афганское военное руководство сосредоточило не менее 400 военнослужащих, которым поставлена задача — полная зачистка уезда от боевиков террористических группировок.

Не менее эффективно афганские военные действуют в уезде Дашти-арчи в провинции Кундуз. В этом уезде террористы несут серьезные потери в живой силе.

Контртеррористическая операция в указанных выше провинциях проводится на фоне, широко распространяемых в средствах массовой информации, мирных переговорах между правительством Афганистана и умеренными талибами.

Первый раунд переговоров между официальным Кабулом и представителями Движения Талибон, состоялись еще летом этого года. 7 июля в Пакистане встреча проходила под патронажем США. Особых успехов тогда достигнуто не было, в второй тур переговоров был сорван. Причина – объявление о смерти многолетнего лидера Движения Талибон Мулло Омара.

Несмотря на явную пробуксовку в переговорах, несмотря на неверие афганских чиновников в успех таких переговоров, эксперты считают, что под давлением пакистанцев и американцев мирный договор с талибами власти Кабула заставят подписать.

Эксперты так же считают, что непримиримая часть талибов за стол переговоров не сядет и останется в состоянии войны с официальными властями страны. Причем пакистанцы, желающие быть главными на мирных переговорах между талибами и правительством в Кабуле, на самом деле готовы тайно или явно продолжать поддерживать непримиримых талибов. То ли пытаясь контролировать опытных боевиков (мало ли где и когда могут быть полезными), то ли просто на всякий случай.

Так думают многие правительственные чиновники. Правы ли они, или нет мы рано или поздно все же узнаем.

Виктор Михайлов

https://nuz.uz/antiterror/10292-nastoyaschee-i-buduschee-dzhihadistov-afganistana-chast-1.html