Созданная за последние годы в Турции инфраструктура, обслуживающая поток рекрутов на джихад в Сирию, некоторое время назад столкнулась, кажется непреодолимыми противоречиями.
Вначале поясню, что Стамбул уже много лет является базой для джихадистов из стран ЦА всех возможных мастей и окрасок. Еще вначале 90-х в этом городе нашли себе пристанище последователи имамов-салафитов Абдували Мирзаева и Обида Назарова.
Пристанище постепенно превратили в хорошо выстроенную систему вербовки и переброски рекрутов, по большой части из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии в Афганистан и пару лет назад в Сирию.
Турция по-прежнему привлекательна для молодых людей из стран Центральной Азии. Схожесть языка, позволяет быстро освоиться в стране, свобода малого бизнеса почти гарантирует относительно стабильное место работы, авторитетная община выходцев из этих стран — хорошее подспорье в жизни на чужбине.
Для вербовщиков рекрутов на джихад такие условия для «работы» просто шоколад. Естественно, что лидер местной ячейки джихадистов Содик Мухаммадиев постарался, причем с успехом, создать в Стамбуле целую инфраструктуру, которая служит делу вербовки муджахеддин для террористических группировок, воюющих сегодня в Сирии с правительственными войсками Б. Асада.
Джихадисты освоились в Стамбуле основательно — собственное и немаленькое медресе в районе Кояшахр. Последние годы руководит медресе – Тохир Абдуллаев. Это «учебное заведение» хорошо отработанный инструмент по идеологической обработке молодых ребят, большая часть из которых приезжает в Турцию на заработки или учебу.
Кроме медресе С.Мухаммадиев контролирует мечеть в этом же районе, ряд конспиративных квартир, да много еще того, что необходимо в таком важном деле как вербовка и переброска боевиков для полевых командиров в соседнюю Сирию.
Такая работа с большим эффектом продолжалось до недавнего времени, когда неожиданно для многих джихадистов в Турции и Сирии С.Мухаммадиев резко сбавил обороты своей деятельности, а правильнее сказать полностью её свернул. У С.Мухаммадиева сегодня новый тренд: ДАИШ не наши друзья, их полевые командиры нам не братья и муждахеддин из Стамбула в Халифат мы не отправляем.
Связать такую инертность с финансовыми трудностями не возможно. Несмотря на сложное положение с денежными потоками полевых командиров ДАИШ, все-таки оплата за рекрутов С.Мухаммадиеву всегда проходила вовремя и без задержек.
Значит, кто-то более могущественный и финансово состоятельный решил придержать рекрутов С.Мухаммадиева для других дел. Кто стоит за таким решением, и для каких целей в медресе и худжрах идет интенсивная обработка рекрутов, можно лишь догадываться.
По слухам, которые просачиваются из окружения С.Мухаммадиева, его вынудили провозгласить курс на сотрудничество с официальными властями Анкары. Это послужило поводом для обвинения С.Мухаммадиева главарями ДАИШ в пособничестве «кяфира» Эрдогана.
Сейчас полевые командиры ДАИШ находятся в сложном положении – интенсивные атаки коалиции не просто поддавливают воинов халифата, но и сильно их прореживают. Острая нехватка в новых рекрутах, вызывает резкое раздражение главарей ДАИШ и С.Махаммадиева и близких ему людей, которых теперь за предательство презрительно называют «муртадами».
Завершатся ли претензии со стороны ДАИШ к С.Махаммадиеву одними лишь презрением? В том мире – крайнего экстремизма и терроризма всякое случается.
Ну а «Джабхат-ан-Нусра» в этот конфликт между С.Махаммадиевым со своими конкурентами из ДАИШ, порцию яда постарается влить. Можно не сомневаться. Доказательством этому может служить прибытие из Каира в Стамбул некого М.Сайфуллаева по кличке «Абу Мухаммада».
Одна из задач, которую поставили перед «Абу Мухаммадом» (он должен неплохо знать С.Махаммадиева, ведь оба они самаркандцы) — контроль над логистикой переброски боевиков в Сирию. У «Джабхат-ан-Нусра» свои интересы в пополнении группировки пушечным мясом.
Тем временем, продолжающие нескончаемой чередой теракты в Турции заставляют Анкару поставить под контроль активность джихадистов в Турции, в том числе и джамаата С.Махаммадиева с непредсказуемыми для последнего последствиями.
Виктор Михайлов