На прошедшем в мае в Казани форуме татарских религиозных деятелей заместитель муфтия РТ Рафик Мухаметшин подробно обрисовал концептуальные контуры создаваемой в Татарстане исламской академии. Известный мусульманский богослов Рустам Батыр проанализировал сказанное и пришел к неутешительным выводам. По его мнению, все заверения о том, что академия станет центром возрождения отечественного исламского богословия, произносятся лишь для отвода глаз, а в действительности все обстоит иначе.
ГОРА И МЫШЬ
«Вы видели, сколько сил и средств вложено в создание Болгарской исламской академии? — обратился к участникам VIII форума татарских религиозных деятелей один из делегатов и почтенных аксакалов. — Путину, Шаймиеву и Минниханову — зур рэхмэт!» Не уверен, что именно в таком порядке должны быть расставлены фамилии, но суть здесь передана предельно верно: наши государственные мужи сделали, казалось бы, невозможное. Они не только нашли финансирование, но буквально за год в чистом поле построили огромное здание на 14 тыс. кв. метров. Это воистину могжиза («чудо»)! Теперь следующий шаг — за религиозным сообществом: надо наполнить академию глубинным содержанием. Однако, к ужасу наблюдателей, в этом вопросе мы обнаруживаем пока полное бессилие официальных мусульманских структур республики, и это за три месяца до начала учебного года. Если в других контекстах свою идеологическую несостоятельность худо-бедно можно прикрывать чалмой и пестрым чапаном, то в данном случае идейная хиломудия татарстанских религиозников обнаружила себя не только в самый не подходящий момент, но и самым неприглядным образом. Стало ясно, что неспособность найти ректора — меньшая из пробуксовок, которые мы имеем с академией в части выстраивания ее образовательного процесса.
Принцип «молчи и за умного сойдешь» работал в течение последнего года. Но отмалчиваться больше нельзя. Надо начинать приемную кампанию и хотя бы как-то обозначить руководству и широкой публике, чему будут учить в академии. На голгофу публичности консерваторы-традиционалисты, задающие сегодня тон и повестку дня в мусульманском поле Татарстана, отправили заместителя муфтия РТ по вопросам образования Рафика Мухаметшина. Именно этот уважаемый человек дважды на прошедшем форуме татарских религиозных деятелей обрисовал концептуальные контуры создаваемой Болгарской исламской академии, по крайней мере, те, что вожделеют видеть консервативные богословы, от имени которых сегодня выступает Рафик абый.
Если отбросить шелуху риторики, то сказано было буквально следующее: мы ориентируемся на арабов, преподавать у нас будут арабы, обучение будет вестись преимущественно на арабском, потому что нашу академию должны признавать в арабском (мусульманском) мире.
И это все, что смог изрыгнуть из себя устами Мухаметшина мозг татарстанских традиционалистов. Гора родила мышь.
ПРИОРИТЕТЫ МУХАМЕТШИНА
Арабский мир с доставкой на дом, безусловно, изящное логистическое решение. Теперь не обязательно ездить за рубеж. Их исламу можно отныне научиться и у себя на Родине. Раньше о подобных возможностях ретрограды даже мечтать не могли, а сегодня это уже почти реальность.
Арабская концепция академии детерминирует и выбор предметов, которые, по замыслу консерваторов, будут предлагаться студентам. Профессор Мухаметшин убеждает нас, что главным приоритетом должно стать исламское право. «Сегодня на первый план выходят вопросы семейного, наследственного права, молитвенной практики», — внушал он делегатам форума.
С важностью молитвенной практики нельзя не согласиться. Это ключевая сторона религиозной жизни. А вот с семейным и наследственным правом — тут заместитель муфтия явно перегнул, выдавая скорее желаемое за действительное. Неужели деление наследства — это самый острый вопрос мусульманской повестки дня, для которого в России требуется интеллектуальное сопровождение? Навряд ли. Конечно же, бывают случаи, когда данной темой интересуются в практических целях. Но все они исчерпываются в пределах 1% от процента статистической погрешности. Не жирно ли этому узкому клубу практикующих почитателей средневековой правовой культуры дарить игрушку стоимостью в 1,2 млрд. рублей, и это без учета текущих расходов?
А что такое семейное право с точки зрения «мусульманских домостроевцев», обозначенное Мухаметшиным? Это значит, что можно жениться на девочках 6 лет и вступать с ними в интимную связь начиная с 9, потому что так якобы поступил Пророк (что на самом деле не соответствует действительности). И этот «факт» невозможно игнорировать в рамках «классической» (читай средневековой или арабской) системы координат мусульманских богословов. В лучшем случае 9- летний возраст будет истолкован как начало пубертатного периода. Ровно это, как я уже показывал, проповедуют в своих учебниках даже российские выпускники всяких аль-азхаров. Но если раньше данные казусы были просто недоразумением, то теперь их предлагается возвести в ранг фактически государственной политики.
Что еще значит семейное право, которое профессор Мухаметшин хочет сделать приоритетом академии? Это значит, например, что инициатива развода принадлежит только мужу. Надоела жена, послал ее трижды куда подальше словом «Талак!» (букв. «Свободна!»), и она уже упаковывает чемоданы на выход. А если муж — мерзавец и последний подонок, то женщина с ним так же поступить не может. Она должна идти к шариатскому судье (конечно же, мужчине) и у него вымаливать свой развод. И только в особо исключительных случаях ей будет дозволено уйти от мужа. А если просто разлюбила, то о разводе даже не мечтай. Кстати, никах читают почти все татары, а вот разводится по шариату — мизерное меньшинство, как и в случае с наследством.
Так выглядят на конкретных примерах приоритеты, которые обозначил в своем выступлении заместитель муфтия РТ. Не знаю, на какой уж арене они «выходят сегодня на передний план», но это точно не реальная жизнь людей. Наверное, это грезы выпускников зарубежных исламских вузов. Исламские ретрограды, радостно потирая руки, теперь ждут не дождутся, когда 1 сентября перережут ленточку в Болгарской исламской академии и они начнут возвращать свои давно утраченные позиции.
Участники секции форума, посвященной Болгарской академии, прекрасно поняли, в какую сторону клонит Мухаметшин. «Вы много говорите про исламское право, — спросил его кто-то из зала, — но не войдет ли это в противоречие с российским законодательством?» Это был, кстати, не ваш покорный слуга: я выражал свои мысли намного жестче. Рафик Мухаметшович ответил кратко: «Нет, нормы шариата мы будем соизмерять с российскими законами».
Что значат эти слова по существу? Что значит «соизмерять»? Они означают, что в Болгарской исламской академии вместо того, чтобы воспитывать законопослушных исламских теологов — имея в виду, законопослушных по убеждению, а не по принуждению — предлагается готовить проводников шариатских законов в России. Им будут внушать мысль — и мысль, обоснованную канонически, что, дескать, есть два закона: куфрский/российский и истинный/исламский. И вот между ними они и будут «соизмерять». Уже сейчас ретрограды из ДУМ РТ, несмотря на то, что они со всех сторон обложены красными флажками государства, издают литературу, в которой дискредитируют законодательство нашей страны и республики, называя его «ненадежным ориентиром», и формируют у верующих ментальность правового дуализма.
КОГО ГОТОВИМ?
Вообще, дуализм у профессора Мухаметшина прослеживается во многих вещах. Как будто бы в нем борются две позиции: своя собственная и кем-то навязанная. Так, с одной стороны, он постоянно подчеркивает, что академия должна быть религиозным учебным заведением, а не светским. Однако при этом заявляет, что студенты параллельно могли бы учиться в Казанском федеральном университете по светской специальности «исламоведение». С одной стороны, он опасается, что академия превратится в филиал арабского вуза (об этом ниже), но при этом рассказывает журналистам, что ведет переговоры с марокканским университетом Карауин о совместной образовательной программе. Как говорится, кручу верчу — всем понравиться хочу.
Однако гораздо больше вопросов вызывает совсем другое: те специализации, в рамках которых предлагается готовить магистров в академии. Журналистам на «Изге Болгар жыены» заместитель муфтия перечислил их все: «Первая — это исламское право, вторая специализация, для нас очень важная, — исламское вероучение акыда, потом коранистика, хадисоведение и еще одна специализация, но она будет, скорее всего, не сразу, по исламской экономике». Эти специализации, подчеркнул при этом он, «мы распределили по актуальности для российских мусульман».
Самое ключевое в приведенных словах Мухаметшина не то, что там перечислено, а то, чего там нет. Удивительно, но среди всех специализаций, которые заместитель муфтия РТ называет актуальными для российских мусульман, нет специализации «отечественное исламское богословие». И это при том, что Болгарская исламская академия везде преподносится как центр возрождения именно отечественной богословской мысли. Даже на последнем форуме татарских религиозных деятелей была отдельная секция с соответствующим названием, которую, кстати, модерировал сам Рафик абый.
Возникает вопрос: если не в создаваемой Болгарской исламской академии готовить специалистов по татарскому и в целом по отечественному исламскому богословию, тогда где их вообще готовить? Разве не для этого создавалась академия? Могут сказать, что, дескать, данное упущение можно компенсировать через исследовательские программы. Да, отчасти можно. Но и другие специализации можно компенсировать подобным же образом. Почему обструкции подвергается именно наше богословское наследие? Неужели все заверения Мухаметшина о том, что академия будет служить задаче возрождения отечественной богословской школы и даже соответствующие ссылки на Путина не более чем конъюнктурное прикрытие? Похоже, что традиционалисты-консерваторы окончательно задавили его, ведь татарское богословие — это во многом реформаторское богословие, а наши консерваторы допустить его распространения ну никак не могут.
Допустим, Рафик абый в определенном смысле прав, говоря, что такие специализации, как исламское право и вероучение, являются актуальными для российских мусульман. Но то, что коранистика актуальнее татарского богословского наследия — очень и очень спорно. Что может делать специалист по коранистике? Только вариться в собственном соку: преподавать коранистику и больше ничего. А специалист по татарскому/отечественному богословию? Его спектр востребованности намного шире: от преподавания до консультирования всевозможных организаций. Даже если просто сделать замер актуальности по тематическим конференциям, то всем будет очевидно: востребованность обществом специалистов по отечественному исламскому богословию многократо выше, чем по коранистике. Несоизмеримо выше. Конференций, отдельных секций на них и всевозможных чтений, посвященных наследию отечественных мусульманских богословов проводится в стране бесчисленное множество, а вот по коранистике — так сразу и не вспомнишь.
В Болгаре устами Мухаметшина было упомянуто о едином образовательном стандарте, в рамках которого и планируется реализовывать перечисленные специализации. Вообще хотелось бы узнать имя разработчика (разработчиков?) данного стандарта. Другими словами, чье видение будет реализовывать Болгарская исламская академия? Какого масштаба ученый и ученый ли вообще стоит за этим? Я общался с некоторыми ведущими специалистами по исламу в нашей стране, которые являются не просто учеными с мировым именем, но и, как говорится, штучным товаром. И все они в один голос заявляют, что в разработке стандарта не принимали никакого участия. Мне просто очень интересно: как можно создавать академию без академической науки, федеральный проект — без привлечения специалистов федерального уровня, лучшее исламское заведение в стране — без лучших специалистов? Проект данного стандарта вообще было бы неплохо опубликовать. Если он сделан превосходно, то это привлечет в академию толковых абитуриентов. А если в нем есть какие-то недоработки, то общественная дискуссия позволит их быстрее выявить и устранить. Уверен, что тем религиозным кругам, от имени которых выступает Мухаметшин, нечего стыдиться, и образовательный стандарт будет обнародован ими в самое ближайшее время, как это сделано со многими другими образовательными стандартами.
УПАКОВКА РЕТРОГРАДОВ
Почему же Мухаметшин, далеко не глупый человек, подписался на подобную, я бы сказал, сомнительную концепцию? Сводить все дело к конъюнктурщине в среде религиозных консерваторов — значит, упрощать понимание ситуации. В конце концов, Рафик абый — уважаемый человек, не мальчик, чтобы бездумно плясать под дудочку ретроградов. Все равно должна быть некая приемлемая внутренняя логика. Да и потом в оправданности подобных концептуальных подходов надо убедить еще и чиновников. Крайне маловероятно, что они согласятся на подобное толкование проекта, тем более когда он находится на контроле у главы государства. В чем тут дело?
Все дело в упаковке, в которой преподносятся идеи исламского ретроградства/консерватизма. Логика здесь следующая. Западные санкции вынуждают Россию все активнее разворачиваться на Восток, в т. ч. мусульманский, и там искать стратегических партнеров. Поэтому с арабским миром приказано дружить. А значит, надо ему понравиться. Стало быть, если академия будет в духе традиций татарского богословия, стоять на позициях джадидизма и реформаторского ислама, рассуждает Мухаметшин, то мы превратимся в изгоев и маргиналов. Арабские же традиционалисты не готовы принять нашу самобытность и прогрессистский взгляд на жизнь. Как говорится, хромайте в квартале хромых. Этим же подходом, видимо, надеются также отвадить ездить на учебу за рубеж консервативно настроенную религиозную молодежь.
Другими словами, Мухаметшин предлагает нам играть с огнем и в угоду сиюминутной тактике сломать историческую стратегию: шагать не в будущее, а в прошлое. Мухаметшин прекрасно понимает опасность такого подхода и честно на форуме задается вопросами: «Не превратимся ли мы в филиал какого-то арабского учебного заведения? Смогут ли приглашенные профессора преподавать нашим студентам, не зная проблем российских мусульман и имея мировоззрение, сформированное в моноконфессиональном обществе?» «Вопросов очень много!» — резюмирует он.
Но какой им предлагается ответ? Да никакого. Рафик абый вместо ответа просто бежит от Болгарской академии как от чумы. Уж кто только не предлагал ему занять пост ее ректора, каких только ходоков ни направляли. На форуме даже стихийно чуть не проголосовали за него. Но ни престижность проекта, ни перспективы щедрого финансирования — ничто не может сломить его волю. И данный отказ не похож на кокетство. Рафик Мухаметшович — опытный аппаратчик. Он знает, что если через несколько лет выяснится, что в академии, которая руководством страны и нашей республики видится как центр возрождения отечественного мусульманского богословия, отечественным оказался только юридический адрес, полетят головы всех, невзирая на прежние заслуги. А пока имеющиеся признаки указывают на то, что все идет именно к этому. Береженого, как говорится, Бог бережет. Впрочем, вполне возможно, что 62-летний Мухаметшин действительно собирается, как он уверяет, пойти на покой и считает, что для поста ректора академии есть более подходящие кандидатуры — те же арабы например.
КТО ДАСТ ГАРАНТИЮ?
Отрезать Россию от мусульманского мира, конечно же, не нужно. Самоизоляция — удел слабых и путь в никуда. Но дружить — это не значит терять свое национальное достоинство. Дружить надо хотя бы на равных. А такая великая держава, как Россия, вполне может стать идейным лидером исламского мира. И в этом лидерстве татарам может отводиться ведущая роль. А что предлагает нам Мухаметшин и Ко? Быть на подхвате у арабов, нести за ними подол. Мне кажется, такое видение Болгарской академии унизительно для татарского народа.
Муса Бигиев говорил: «Какова культура народа, такова и его религия», т. е. таково и его понимание религии. Марокко, Сирия, Египет — а именно на исламские вузы этих стран Мухаметшин предлагает равняться — это отсталые во всех отношениях страны. Религии какого уровня культуры и образования они смогут нас научить? Они ведь отсталые не просто так. Конечно же, в любой стране есть интеллектуалы и самородки. Но в данном случае речь идет не о персоналиях, а об ответе на принципиальный вопрос: где наша кибла, имея в виду иносказательное значение последнего.
Плюс ко всему арабы, что вполне естественно, не знают наших традиций, как и мы не знаем их традиций. На форуме ко мне подошел один из имамов, который читает мои статьи на и хотел познакомиться вживую. Имам пожаловался на шейха Саади, приглашенного в Татарстан для работы в Болгарской академии. Шейха выписали на несколько дней в регион хазрата, чтобы он своими лекциями помог местному ДУМу на идеологическом фронте поставить на место ваххабитов. А вместо этого Саади, как рассказывал мой собеседник, стал лить воду на их мельницу, выступив не только против народного татарского обычая садаки, 7, 40 дней, но даже против тавассуля и истигасы. «Ваххабиты у нас ходят теперь окрыленные», — с грустью заметил хазрат (он попросил не называть его имени и регион).
Шейх Саади, конечно же, не ваххабит. Но он не знает ментальности нашего народа, его традиций и обычаев, а выступает, как мне кажется, во многом с позиции формалистского знания, что и приводит к подобному результату. Кто даст гарантию, что с другими шейхами из арабского мира будет иначе? А с учетом того, что преподавание предлагается вести на арабском, даже проконтролировать содержание лекций будет намного сложнее.
Итак, кто виноват, мы выяснили. Теперь главный вопрос: что делать? На мой взгляд, есть два возможных сценария. Один — для бесстрашных и отважных. Второй — для упорных и трудолюбивых. Но об этом мы поговорим в следующем посте.
Рустам Батыр
29.05.2017
Источник: Бизнес-online
«Болгарская исламская академия – не место для дискуссий?»
Открывающаяся в сентябре с.г. в Татарстане Болгарская академия должна готовить не «звездочетов и чалмоносцев», а специалистов, востребованных для религиозной сферы новой системы координат, уверен известный общественный и мусульманский деятель, Рустам Батыр. И это предельно важно, потому что сейчас именно в Болгарской академии без преувеличения решается судьба России на геополитической карте мира.
ШАГ НАЗАД
Ставший своего рода рупором ретроградов Рафик-абый Мухаметшин подробно описал то, какой Болгарскую исламскую академию видят мусульманские ретрограды-консерваторы Татарстана. Академия, мечтает он, должна стать партнером или филиалом университета Карауин. Африканцы приедут учить нас жизни, а до этого мы, как двоечники-школяры, спишем у них учебные программы. И это, к сожалению, не шутка, а почти буквальный пересказ его слов.
А ведь академия изначально мыслилась как цитадель идеологического суверенитета России в исламской сфере. Но, воздвигнув арабов на пьедестал своих идейных кумиров, вручив им концептуальные ключи от религиозного самосознания российских мусульман, об этих планах надо будет позабыть. Если видение ретроградов-консерваторов будет реализовано, то исламское поле нашей страны, хотим мы того или нет, отныне будет управляться извне. Не в смысле прямого дергания за организаторские ниточки (хотя и это не исключено), а через концепты, методологию и, конечно, личности авторитетов. Ничего хорошего, разумеется, это нам не сулит.
«Видимо, Батров один умный, — написал какой-то аноним к моему предыдущему посту, — а мы такие недалекие, что не знаем, что взять у арабов и турков, а что не брать». В самом деле, чай, не дураки там сидят, разберутся. Умный или дурак — все это оценочные суждения. Гораздо конструктивнее оперировать фактами.
Некоторые из них я уже приводил: это и пропаганда педофилии в работах современных татарстанских богословов, отучившихся по программам аль-Азхара, на которые теперь предлагается ориентироваться Болгарской академии, это и подрыв татарских традиций в проповедях шейха Саади, приглашенного в академию для преподавания, и многое другое. Но все это цветочки на поле вечных богословских споров. Однако есть вещи, которую несут прямую угрозу нашей стране и всему обществу.
Взять, к примеру, книгу египетского богослова Усамы ас-Саййида аль-Азхари «Явная истина», которую наши ретрограды-консерваторы перевели с арабского на русский язык и издали. Что интересно, книга преподносится как идейное оружие против ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ»). Но когда начинаешь вчитываться в текст, то к своему удивлению обнаруживаешь там прямые призывы распространять ислам вооруженным путем с помощью военного насилия. Более того, это преподносится как некая доблесть (стр. 53–55). Спрашивается: зачем такие установки внедрять в сознание татарстанских мусульман, живущих в многоконфессиональной стране? Автору процитированного выше комментария замечу — мне легче поверить, что это делается по большой глупости, иначе возникает крайне неудобный вопрос: если это сделали не дураки, то как прикажете называть тех, кто распространяет подобные идеи осознанно?
Мне бы хотелось отдельно подчеркнуть: проблема не в арабах как таковых. Арабы в истории человеческой цивилизации — выдающаяся нация. И сейчас в их среде рождается немало интеллектуалов и глубоких мыслителей. Проблема в том, что наши ретрограды-консерваторы ориентируются на ту часть арабского общества, которая воплощает в себе самые худшие черты традиционализма: косность мышления, ксенофобию, иррационализм, миллитантизм, экслюзивизм и т. д. Поэтому равняться на них — значит делать шаг назад, в то время как Болгарская академия призвана стать точкой прорыва татар и в целом российских мусульман на исламской арене мира. Академия может аккумулировать в себе те интеллектуальные силы и сдетонировать такие тектонические процессы, которые, как в свое время джадидизм, выдвинут наш народ на авансцену исламского лидерства. И если действовать грамотно и не ограничивать свои амбиции, то это может стать истоком глубинной трансформации всего исламского мира, который сегодня прозябает на интеллектуальных задворках человечества. Но для этого надо не плестись в хвосте у арабов (читай: консерваторов), как предлагают Мухаметшин и Ко, а думать своей головой, опираться на свое идейное наследие, до сих пор плохо изученное и имеющее уникальные прозрения и наработки.
СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ТРУДОЛЮБИВЫХ
Если отойти от арабской парадигмы, то есть как минимум два сценария развития Болгарской исламской академии. Рассмотрим их. Первый сценарий — для упорных и трудолюбивых.
В чем проблема наших ретроградов? Они ужасно боятся пересмотра существующего положения вещей. Им невдомек, что то, что они привыкли считать исламом, суть более поздние, средневековые наслоения в нем. Для них ревизия и реформаторство — самые ругательные слова. В силу отсутствия критического мышления их сложно убедить в обратном, порой невозможно. Поэтому просто примем данный факт как данность, с которой надо считаться, в том числе и при создании Болгарской исламской академии. Первый сценарий исходит именно из этого.
Для того чтобы разобраться с учебными программами академии, мы должны начать с компетенций выпускников. Проще говоря: кого будет готовить академия? А это напрямую упирается в более фундаментальный вопрос: в чем предназначение современных религиозных организаций? В более приземленной форме вопрос звучит так: за что мулла получает зарплату? Многие по старинке полагают, что основная задача муллы — читать Коран и намаз, а также оказывать свадебные и похоронные услуги населению. И действительно, большинство мулл ничего другого нашему модернизированному обществу и не предлагают. Поэтому не надо удивляться, что во многих деревнях Татарстана, где нет гастарбайтеров, и на пятничную молитву мечети закрыты на амбарный замок, а по праздникам даже в «Кул Шарифе» телевизионщики вынуждены при входе сортировать людей, отправляя приезжих в нижний зал подальше от телекамер, чтобы на картинке было побольше татарских лиц. Так почему же татары не ходят к муллам в мечеть? Да потому, что они в большинстве своем живут уже в XXI веке, а наши муллы — все еще в веке XI или около того. И коль уж муллы ничего не дают современному человеку, кроме свадебных и похоронных обрядов, то он и переступает порог мечети ровно столько раз в жизни, сколько эти услуги ему окажутся утилитарно нужными.
Могут возразить, что академия будет готовить не мулл, а магистров и докторов. Но суть от этого не меняется. Академия будет готовить богословов, которые призваны обеспечить интеллектуальное сопровождение существующей системе. А она уже показала свою полную несостоятельность для современных татар, поэтому магистры и доктора что мертвому припарка. Проблема не в уровнях образования, а в сути современной ситуации в целом.
Какой же видится выход? Он очень простой. Надо вписывать религиозные организации не в воображаемую по средневековым каноническим книгам модель общества, а в реально сложившиеся социальные отношения и потребности людей. У некоторых это, кстати, прекрасно получается. Приведу два примера.
Первый — Ильдар-хазрат Баязитов и мечеть «Ярдэм». В ней усилиями хазрата и его команды помимо традиционного функционала мечети ведется колоссальная социальная работа: помощь и реабилитация слабовидящих и слепых, инвалидов с другими диагнозами, сирот-инвалидов, а также алко- и наркозависимых. Эта работа вызывает огромный отклик в душах людей. Даже когда коллектив мечети работал в поселке Левченко, в мизерном здании, расположенном где-то на отшибе среди гаражей, «Ярдэм» уже тогда была центром притяжения. А сегодня, переехав в новое здание на улице Серова, «Ярдэм» по количеству гостей республики может смело конкурировать с «Кул Шарифом» и Аль-Марджани: настолько люди стремятся в эту мечеть и хотят соприкоснуться с тем добром, которое она несет миру.
Мне не раз доводилось быть свидетелем этого. Когда Ильдар-хазрат решился создать приют для сирот-инвалидов в Тюлячинском районе, мне посчастливилось в поддержку этого начинания организовать два телемарафона на канале «ТНВ» (еще раз отдельное спасибо Миляуше ханум Айтугановой) в праздник Жертвоприношения под девизом «Жертвовать — значит любить». Мы получили десятки тысяч СМС-пожертвований, люди самых разных профессий — ученые, писатели и актеры — приходили на помощь. Я был потрясен, насколько идеи Курбан-байрама, выраженные в правильной подаче, находят отклик у современных людей. Ильдар-хазрат в своей мечети нащупал абсолютно адекватную современности форму духовности.
Другой пример. Шамиль-хазрат Аляутдинов из мечети на Поклонной горе в Москве. Этот имам с недавнего времени стал проводить тренинги личностного роста. Лично я мало нахожу в творчестве Шамиля-хазрата вдохновляющего для себя, но он собирает огромные залы. И люди не просто приходят на его тренинги, но и платят немалые деньги за участие в них.
Эти два примера, как мне представляется, обрисовывают главные контуры социального предназначения религиозных деятелей XXI века, так сказать, два его полюса. Один связан с потребностями образования и личностного роста, другой — с социальным служением. Но для того, чтобы переформатировать мечети из бюро ритуальных услуг в тренингово-образовательные и реабилитационные центры, потребуются недюжинная политическая воля и системный подход. Сами муллы перестраиваться не захотят, ведь тогда придется много пахать, а это далеко не то же самое, что есть беляши в обмен на молитвы. Академия могла бы стать частью этого большого процесса и готовить, как своего рода MBA, не звездочетов и чалмоносцев, а специалистов, востребованных для религиозной сферы новой системы координат.
Между тем от такого поворота выиграют абсолютно все: и общество, и государство, и сами муллы. При этом здесь мы уходим от проблемы ревизии средневекового мракобесия, которая вызывает паническую атаку у дремучих ретроградов. Мы просто энергию наших религиозных деятелей перенаправляем от выковыривания джиннов из бутылок прошлого на социально-полезную деятельность. И волки сыты, и овцы целы.
СЦЕНАРИЙ ДЛЯ БЕССТРАШНЫХ
Второй сценарий — для бесстрашных и отважных. Он, в отличие от первого варианта, не уклоняется от идеологических вопросов, не довольствуется купированием религиозных атавизмов, а идет в самую гущу богословия и разворачивает проект исламского реформаторства во всем своем величии и красоте. В определенном смысле такое понимание булгарского проекта реализовать проще: нам здесь нужно не изобретать велосипед, а просто толкать вагончик исламского богословия по тем рельсам, которые уже заложили в прошлом великие татарские богословы.
Данный подход, помимо прочего, лакмусовая бумажка на субъектность татар. Пропагандисты арабского мира внушают нашим студентам, уехавшим учиться за рубеж, и нашим легковерным религиозным деятелям, что арабы, дескать, и есть носители подлинной духовности, а татары — эдакие инвалиды в религии. Удивительно, но многие религиозные деятели ислама соглашаются на свою ущербность и потому, стоя сегодня на пороге академии, хотят пропустить арабов вперед, т. е. обменять свою субъектность на право быть эпигонами африканцев: египтян и марокканцев.
Реформаторский путь предполагает ровно противоположное. Он призывает нас быть не аутсайдерами исламского мира, а его локомотивом. Некоторым кажется странным идея лидерства России в контексте исламского мира. Но почему: ведь у нас уже был такой опыт.
До революции татары окормляли многих своих единоверцев в Средней Азии. Меня как единственного в России автора книги о жизнедеятельности имама Абу-Ханифы и переводчика его трактатов периодически приглашают в Казахстан, который с недавнего времени взял курс на развитие мазхаба великого имама. После лекции ко мне нередко подходят казахи и в моем лице выражают благодарность всему татарскому народу. «Татары, — говорят они, — всегда были нашими учителями». Поначалу я думал, что это просто восточная вежливость. Но когда в Шымкенте, подойдя к книжному шкафу в соборной мечети, увидел стопку учебников великого дореволюционного татарского богослова Ахмадхади Максуди, то понял, что их слова — не просто знак гостеприимства, а историческая традиция, о которой они до сих пор хранят добрую память. Признаюсь: в такие моменты особо гордишься своим народом.
Во времена Советского Союза на нас ориентировалась половина арабского мира, если не больше. И это было тоже идеологическое лидерство. Почему мы не можем его повторить? Сегодня арабы в тупике. «Аль-Каида», «Джабхат ан-Нусра», ДАИШ — их мир просто кишит религиозным экстремизмом и терроризмом. И нет никакого просвета. Но мы можем протянуть им руку помощи. Сами арабы этого ждут от нас. «Если татары не покажут миру, — говорит ученый с мировым именем Тауфик Ибрагим родом из Сирии, — каким должен быть ислам в XXI веке, то никто не покажет, потому что в России есть условия для того, чтобы освободиться от средневекового консерватизма». Поэтому сейчас в Болгарской исламской академии — и это не высокопарные слова! — без преувеличения решается судьба нашей страны на геополитической карте мира: либо мы сможем расширить свое влияние, либо оно скукожится, как шагреневая кожа, причем не просто до нуля, а до отрицательного значения, ибо наши ретрограды предлагают сдать Болгарскую крепость академии под прямой протекторат арабских консерваторов.
Консерваторы сегодня идут в атаку. На разных фронтах. Не дожидаясь начала учебного года в академии, на этой неделе муфтий РТ Камиль-хазрат Самигуллин обрушился с гневной критикой на идеи великого татарского богослова Мусы Бигиева. Он назвал его взгляды ересью и путем к анархии, его последователей — смутьянами, а самого Мусу-хазрата устами его оппонентов — неверующим и атеистом. Кто-то полагает, что такие оценки допустимы. Возможно. Кто-то ведь вообще считает, что игра в шахматы — это харам, а богатство даруется тем, кто надевает штаны не стоя, а сидя. Всякое бывает. Но единственно ли это возможная точка зрение на Мусу Бигиева? Отнюдь. Турецкий коллега Камиля-хазрата, министр по делам религии Турции Мехмет Гермез (в Турции муфтият организован как государственное министерство), занимает по отношению к нашему прославленному мыслителю совершенно противоположную точку зрения: он считает его своим учителем, защитил по его наследию диссертацию и посвящает ему свои книги. Вот он, культурный мост влияния между нашими странами. Так неужели окажется, что нет пророка в своем отечестве?
Представляю, когда Гермез приедет в академию в надежде увидеть здесь следы идейного присутствия самого прославленного в мире татарского богослова и своего кумира, ему выведут навстречу стройным шагом новоиспеченных магистров, которые в один голос скажут заморскому гостю: «Муса Бигиев — безбожник, а его взгляды — ересь». Вот уж он удивится.
ТРЕТИЙ ПУТЬ
Итак, помимо консервативного болота есть как минимум еще два сценария развития академии. Первый предполагает в обход острых богословских проблем готовить кадры, которые смогут переформатировать религиозное поле ислама в соответствии с социальными запросами современного общества. Второй предлагает готовить интеллектуалов, которые смогут разрубить гордиев узел мракобесного прошлого в исламе и явить миру образец подлинного ислама, каким он должен быть в наши дни.
Но у татар всегда должен быть и третий путь — серединный. Если уж так жалко наших ретроградов и не хочется малышей выгонять из песочницы, то так тому и быть: пусть играют в свое средневековье. Но зачем отдавать им все? Зачем ставить на кон всю академию и рисковать тотально? Можно отдать им одно крыло, а второе пусть займут исламские ученые, ориентированные на лучшие (читай: реформаторские) традиции татарского богословия. Здоровая конкуренция еще никому не вредила. Да и потом, всегда лучше ставить на две лошади, чем на одну. Или Болгарская академия, главный научно-образовательный центр мусульман России, — это не место для дискуссий?
Религия по своему потенциалу сравнима с ядерной энергией. Последние пару десятков лет убедили в этом всех нас: стоить окинуть взором только геополитическую карту мира с ее горячими точками — от экс-Югославии и Афганистана до Израиля с Палестиной и Сирии. В умелых и заботливых руках она способна обогревать миллионы и миллиарды людей, но в руках бестолковых недотеп (или «разводчиков» и злодеев) легко может обратиться в колоссальные разрушения.
В этом смысле Болгарская исламская академия — «мини-ядерная электростанция». И от того, кто будет нажимать там кнопки, зависит, получим ли мы свет и тепло или же новый Чернобыль с уничтоженной жизнью вокруг. Это я к тому, что дискуссия о будущем академии — это не вопрос чьих-то амбиций, аппаратных интриг или желаний. Ставки в данной игре предельно высоки и для республики, и для России в целом… *
Рустам Батыр
04.06.2017
Источник: БИЗНЕС Online
Р.Мухаметшин: преподавателей Болгарской академии будут проверять спецслужбы
Зарубежные преподаватели Болгарской исламской академии будут проходить проверку российских спецслужб.
Об этом в интервью для «Татар-информ» заявил Член Группы стратегического видения «Россия — Исламский мир», ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин. По его словам, по крайней мере, в первые годы работы основой преподавательского состава Болгарской исламской академии будут иностранные специалисты.
«Сегодня зарубежных преподавателей будет не меньше отечественных, поскольку, к сожалению, на уровне магистратуры, докторантуры у нас своих преподавателей практически нет. Естественно, мы вынуждены приглашать зарубежных преподавателей. Помимо их профессионального уровня, о котором можно судить по книгам и лекциям, не должно быть каких-либо сомнений в связях с сомнительными организациями и структурами, чтобы они не распространяли среди наших студентов неприемлемые для нас идеи», — приводит слова Мухаметшина информационное агентство.
05.06.2017
Источник: Ислам сегодня