Боевики «Исламского государства» 17 августа совершили очередные кровавые теракты в сердце Европы. Сначала в Барселоне, где убито 13 человек и около ста пострадавших, среди которых — россиянка. Затем в Камбрильсе, в 120 километрах от Барселоны. Здесь также террористы въехали на машине в толпу туристов. Четверо были ликвидированы, пятый ранен и задержан.
За последний год террористы уже восемь раз использовали в европейских столицах — Берлине, Лондоне, Стокгольме — тактику, которая называется car-ramming («таран автомобилем»). Стоит ли бояться подобных терактов жителям России, «Свободная пресса» выяснила у экспертов.
Восемь терактов, 115 погибших…
В первой половине «нулевых» годов к тактике car-ramming («таран автомобилем») часто прибегали палестинские террористы. Один из самых первых подобных терактов произошел в ноябре 2000 года в городе Хадера: начиненный взрывчаткой автомобиль боевики направили в толпу прохожих на центральной улице, в результате взрыва погибли две женщины-израильтянки и более 60 человек получили ранения.
Подобную тактику затем взяли на вооружение боевики «Исламского государства». Первый и самый кровопролитный теракт с использованием автомобиля произошел в июле 2016 года: тунисец Мухаммад Лахуаедж Булель направил грузовик на толпу туристов, гуляющих вечером по Английской набережной в Ницце. В результате погибли 86 человек и еще около полутысячи получили ранения.
За последний год теракты по аналогичному сценарию «Исламское государство» устраивало в других европейских столицах. Причем трижды «тараны автомобилем» происходили в Лондоне: 22 марта на Вестминстерском мосту в результате наезда грузовика, управляемого террористом Халидом Масудом, на группу прохожих погибли 4 человека (более 50 — ранены), затем боевик застрелил еще полицейского офицера.
3 июня аналогичный теракт произошел уже на Лондонском мосту: погибли 8 человек, 48 были ранены. А спустя две недели нападение произошло в Финсбери-парк: неподалеку от одной из крупнейших в столице мечетей террорист направил фургон на прохожих, погиб один человек, 10 были ранены.
«Автомобильные» теракты «Исламское государство» устраивало в Берлине, где в декабре 2016 года тунисец Анис Амри угнал огромный грузовик Scania (убив водителя) и направил его на рождественскую ярмарку на площади Брайтшайдплац. Погибли 11 прохожих и 56 ранены, террористу удалось улизнуть — его застрелили во время спецоперации лишь спустя пять дней… в Италии (куда он, выходит, беспрепятственно сумел выехать из Германии).
7 апреля на Дротнинггатан — центральной пешеходной улице Стокгольма — угнанный грузовик въехал в группу мирно гуляющих горожан. Погибли 5 человек, 14 были ранены. Террористом оказался 39-летний гражданин Узбекистана Рахмат Акилов, который постоянно проживал в Швеции.
А буквально за неделю до теракта в Барселоне очень похожее нападение произошло в парижском пригороде Леваллуа-Перре: грузовик протаранил группу солдат 35-го пехотного полка, были ранены шестеро военнослужащих. Водителю удалось сбежать, но полиция его задержала — им оказался 37-летний алжирец Хаму Бенлатреш.
За всеми «одинокими шакалами» не уследишь
Научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов в интервью высказал сомнение, что теракт по «барселонскому» сценарию может произойти в России.
«СП»: — Ахмет Аминович, есть ли вероятность повторения подобных терактов с применением car-ramming в популярных туристических местах России — скажем, в Москве или в Санкт-Петербурге?
— Очень хотелось бы надеяться, что повторения таких терактов не будет в наших столицах или крупных городах. Дело в том, что туризм в России развит гораздо слабее, чем в странах Европы. Но бдительности терять не стоит, конечно.
Логика именно этого вида терактов такова, что они совершаются там, где в основном развит туризм. Наносится удар по туристской сфере, по международному престижу страны, потому что страдают сразу граждане нескольких стран. И страх распространяется широко, поскольку в других странах люди понимают, что они не могут чувствовать себя в безопасности, где бы они ни были. В этом и цель террористов — распространить страх как можно шире.
«СП»: — Почему, на ваш взгляд, боевики «Исламского государства» все чаще используют тактику «автомобильного тарана»?
— Это, к сожалению, уже установившийся почерк террористов, которые ассоциируют себя с ИГ. Теракт с использованием автомобилей трудно раскрыть на этапе подготовки — автомобиль не запрещен как оружие, взрывчатка или ее компоненты. Этот вид теракта не требует материальных затрат и конспирации, поскольку автомобили достаточно распространены, исполнитель теракта может на нем работать.
И в то же время, как мы видим, эффект от такого теракта сопоставим с эффектом от терактов, осуществленных с использованием оружия и взрывчатки.
Согласен с Ахметом Ярлыкаповым и председатель правления экспертной группы «Сова» (Киев), политолог Михаил Савва.
— Причина распространенности подобных терактов проста. Его очень сложно предотвратить. Автомобиль, в отличие от оружия, взрывчатки или ядов, совершенно законен. Совершают такие теракты «одинокие шакалы», которые не имеют соучастников, и им трудно использовать нелегальные средства для теракта. Для предотвращения такого теракта нужна хорошая агентурная работа. Это сложно, особенно с учетом большого миграционного притока в Европу. Много новых людей, за всеми не уследишь, — сказал Михаил Савва в интервью «Свободной прессе».
«Террористы в России быстро перенимают чужой опыт»
Эксперт Института национальной стратегии, главный редактор журнала «Мусульманский мир» Раис Сулейманов считает, что в российских реалиях теракты, подобные тем, что произошли в Ницце или Барселоне, маловероятны.
«СП»: — Раис Равкатович, за последний год в Европе произошло уже восемь терактов, когда боевики угоняли машины и таранили ими случайных прохожих. С чем, на ваш взгляд, связано появление этого нового типа терактов?
— Одна из причин не только появления, но и «популярности» у террористов такой тактики — въезд в толпу прохожих на машине — заключается в простоте совершения подобного теракта. Традиционный в понимании обывателя теракт — это обязательно взрыв самодельной бомбы, однако это требует от организаторов и исполнителей ее изготовления, что требует финансовых затрат, навыков, приобретения необходимых ингридиентов. В этом отношении наезд на людей организовать гораздо проще и дешевле.
«СП»: — Как показывает практика, такие теракты совершают «одинокие волки» (lone wolves), которые раньше даже в поле зрения спецслужб не попадали.
— При использовании метода car-ramming террористу проще совершить задуманное злодеяние: едешь под видом обычного водителя, а потом резко сворачиваешь в сторону пешеходов, и тебя никто не успевает остановить.
В плане предотвращения «традиционного» теракта государствами Европы все же созданы серьезные меры безопасности: камеры сканирования, металлоискатели при посещении вокзалов, аэропортов, метро. Все это усложняет для террористов достижение их цели.
«СП»: — В России такие теракты возможны?
— Пока, к счастью, ничего подобного не опробовано в России. И будем надеяться, что этого и не будет. Но никогда нельзя исключать вероятность подобного: опыт показывает, что террористы в России легко осваивают опыт своих единомышленников из других стран.
«СП»: — Вчерашний теракт в Барселоне в режиме «онлайн» освещали все мировые СМИ. В то же время теракт, который произошел два дня назад в Нигерии (террористка-смертница взорвала себя на рынке) и унес вдвое больше жизней, прошел практически незамеченным.
— Да, это такая особенность мирового информационного пространства. В мировых СМИ непропорционально представлен объем информации из разных стран. Просто посмотрите на любое информационное агентство, сколько будет за месяц новостей про Великобританию или Германию и сколько про Индию с ее миллиардным населением. А ведь наверняка в Индии событий происходит больше, чем даже в России!
Антон Чаблин
18.08.2017
Источник: svpressa.ru
Джихад мельчал: на смену бомбам пришли грузовики
В последние годы обычный грузовик превратился в настоящее орудие джихада. Подготовленные и изобретательные террористы практически исчезли, теракты стали уделом недалеких фанатиков. В большинстве случаев они не способны нанести адекватный их целям сопутствующий урон, а оказываются лишь дешевым и эффектным способом посеять панику и напомнить широким массам о существовании отдельных террористических организаций. Почему так происходит и чем это может обернуться — рассказывает «Лента.ру».
Азар-террорист
В 2006 году новенький Jeep Grand Cherokee на огромной скорости въехал на территорию Университета Северной Каролины. За рулем находился вчерашний выпускник — Мухаммад Реза Тахери-азар. Он не нашел ничего лучше, чем направить автомобиль в толпу отдыхавших перед кампусом студентов. К счастью, никто не погиб.
«На истинный путь меня наставил пример Мухаммада Атта. Он получил хорошее образование и ученую степень, но это не помешало ему протаранить одну из башен-близнецов 11 сентября», — вспоминал впоследствии горе-террорист, отправившийся на 33 года в одну из американских тюрем.
Впрочем, довольно быстро выяснилось, что Тахери-азар имел крайне скудные представления об исламе и даже не понимал, чем сунниты отличаются от шиитов.
Но его пример не остался незамеченным, и мир захлестнула волна попыток въехать в толпу на скорости. Особенно эта тактика полюбилась палестинцам, время от времени прибегающим к ней в Израиле.
Полный вперед
Въезжающий в толпу на полной скорости грузовик — эффектный образ, но далеко не самое эффективное оружие. Одними из первых использовать многотонные грузовые автомобили как орудие джихада предложили в запрещенной, но от этого не менее опасной на территории России и ряда других стран «Аль-Каиде».
Уже тогда, в 2010 году, джихадисты делали ставку не столько на прошедших обучение бойцов с внушительным арсеналом, сколько на сочувствующих идеям истребления неверных единоверцев-одиночек. Поэтому в распространяемом боевиками глянцевом журнале Inspire появились доступные и простые инструкции под названием «Джихад для всех» (Open Source Jihad).
На данный момент вышло 17 номеров вестника «Аль-Каиды», и в каждом представлено несколько десятков изощренных и не очень способов организовать теракт без особых затрат. Например, в последнем номере Inspire рассказывается, как эффективно и просто пустить под откос поезд.
Готовых на такое «волков-одиночек» находится немного, но даже те единичные диванные муджахиды, которые могут воплотить в жизнь простые инструкции, быстро и эффективно выполняют единственно необходимую боевикам задачу: привлечь к себе внимание средств массовой информации. Отсюда и страх, и паника, и ксенофобия, и истерические публикации о «спящих ячейках» очередной «всемогущей» террористической группировки.
На деле ситуация куда проще. Прежде джихадисты старались брать не количеством, а качеством. Наглядным примером стал 9/11: более трех тысяч погибших, тысячи раненых. Множество менее масштабных акций — десятки погибших, сотни раненых. Для всего этого была необходима относительная подготовка и ресурсы — для создания бомбы, для покупки техники или оружия…
DIY-теракт
С появлением «Исламского государства» джихад на местах окончательно измельчал и стал чем-то мейнстримным. Раньше исполнителями терактов по большей части выступали аффилированные с хоть какими-то организациями муджахиды с определенным бэкграундом. Нынешние «волки-одиночки» — не самые образованные люди, далеко не всегда способные собрать даже самую простую бомбу при наличии подробной и вполне элементарной инструкции.
Тот же Мохамед Лауэж-Булель, въехавший в толпу в Ницце, был всего лишь водителем службы доставки. А наезд на толпу в Стокгольме организовал узбекский гастарбайтер Рахмат Акилов. В сравнении с ними даже братья Джохар и Тамерлан Царнаевы кажутся экспертами в области тактики и стратегии.
Поэтому в своей пропаганде запрещенное в России «Исламское государство» ориентируется на простые и эффективные способы исполнения диверсий на враждебных территориях. Тот же теракт с машинами в сентябре 2014 года впервые упомянул принявший шахаду на боевом посту пресс-секретарь ИГ Абу Мухаммад аль-Аднани. С тех пор успели случиться масштабные и относительно кровавые Ницца, Стокгольм и Лондон. Теперь волна автомобильного насилия докатилась и до Барселоны.
За редким исключением жертв у терактов с применением автомобиля-тарана относительно немного, особенно в условиях мегаполиса, где почти каждый день в ДТП гибнет куда больше людей. Исключением стала разве что трагедия в Ницце, где погибли 86 человек. Лондон с восемью погибшими, Стокгольм с пятью и Берлин с двенадцатью жертвами, при всей их трагичности, сложно назвать масштабными акциями.
«Исламское государство» с удивительной оперативностью взяло на себя ответственность за произошедшее. Логика подобных действий довольно проста: это легкий и в то же время эффектный способ заявить о себе. И ни одно издание в стране и в мире не обойдет случившуюся трагедию стороной.
В каналах ИГ в Telegram и на других платформах джихадисты распространяют массу инструкций: как собрать бомбу, какую машину лучше угнать, как поджечь дом, как орудовать ножом…
Вот только следовать этим директивам готовы далеко не все последователи террористов. Ведь сидеть в чатах или вести соответствующие каналы куда проще, чем воевать как боевики на территории Ирака и Сирии. Но отдельные уникумы находятся и среди этой когорты диванных муджахидов — именно они в итоге и совершают атаки наподобие барселонской.
И способы выбирают соответствующие. Простые и эффективные — на большее диванные муджахиды не способны. Впрочем, акцентируют внимание последователей на них и сами террористы. Так, из выпуска в выпуск джихадистского журнала «Румийя» кочует инфографика с рекомендацией раздобыть грузовик и въехать в толпу. И это, к сожалению, приносит свои плоды.
А «Исламское государство», не потратившее ни динара на подготовку и обучение таких одиночек и почти сдавшее некогда неприступную Ракку, решает самую важную задачу: сеет страх среди мирных людей и лишний раз напоминает сильным мира сего о своем существовании. Хотя не обладает ни территориями, ни людьми, ни ресурсами и никогда не исполнит обещания захватить Рим. Или Константинополь. Или Дамаск. Или хотя бы отвоевать обратно местечко Дабик, где якобы произойдет последняя битва с крестоносцами перед наступлением конца света.
Владимир Корягин
18.08.2017
Источник: Lenta.ru
Испания под ударом. Европа оказалась беспомощной перед лицом террористической угрозы
Ницца, Берлин, Стокгольм, Париж, Лондон, и вот теперь Испания – волна беспощадных террористических нападений захлестывает «толерантную» и, казалось бы, благополучную Европу.
Сценарий атак почти везде один и тот же – автомобиль врезается в толпу на людной городской улице и давит прохожих. На этот раз жертвой террористического нападения стала испанская Барселона – центр международного туризма. По пешеходному бульвару Рамбла промчался белый фургон «Фиат», калеча и убивая беззаботно гуляющих по ней. Машина делали зигзаги, чтобы задеть как можно больше людей. В результате погибли 14 человек и более 100 получили ранения. Среди убитых и пострадавших оказались граждане 34 государств.
Спустя некоторое время машина наехала на оцепивших место теракта полицейских. После погони террорист был ликвидирован. В тот же день в муниципалитете Альканар в Каталонии прогремели два взрыва, в результате которых погиб один человек и около десяти получили ранения, а в городе Камбрильс, к югу от Барселоны, фургон наехал на людей. В результате один человек погиб, шестеро пострадали, На этот раз полиция была уже настороже, все пятеро нападавших были убиты. Один из пострадавших на следующий день скончался в больнице. Позднее агентство Amaq сообщило, что ответственность за теракт в Испании взяло на себя Исламское государство (запрещено в России). В сообщении говорилось, что в результате нападения убито и ранено более 120 человек.
Президент России Владимир Путин в официальной телеграмме выразил соболезнования Королю Испании Филиппу VI в связи с трагедией и передал слова сочувствия родным и близким погибших и пожелания скорейшего выздоровления всем пострадавшим.
События в Испании показали, что терроризм буквально захлестывает Европу.
По данным Европола, в 2015 году в результате терактов погиб 151 человек и более 360 получили ранения различной степени тяжести. В 2016 году погибли 142 человека. Число жертв нападений террористов в этом году еще предстоит посчитать.
Но самое поразительное, что адекватных мер по отражению террористических атак в Европе до сих пор не принимают. Так нынешнюю трагедию в Испании вполне можно было бы предотвратить. Центральное разведывательное управление США (ЦРУ) предупреждало каталонскую полицию Моссосе Esquadra о потенциальном риске теракта в Барселоне еще два месяца назад. В ЦРУ пришли к выводу, что после терактов в Лондоне, Париже и Берлине следующей целью террористов может стать испанская Барселона. Разведслужба проанализировала возможные места совершения терактов и направила уведомление своим испанским коллегам и в полицию Каталонии. Среди вероятных мест нападения называли, в том числе туристическую улицу Рамбла, где и произошла трагедия.
Мало того, о том, что следующей целью джихадистов может стать Каталония, писали даже в Twitter-аккаунте, связанном с запрещенной в России террористической группировкой «Исламское государство». «Мы осуществим джихад в Испании и вернем себе нашу землю. Атака на Аль-Андалус (как называли Испанию в тот момент, когда она была под властью мусульман) неизбежна. На все воля Аллаха», — говорилось в нем.
Увы, необходимых мер принято так и не было. Как пишут газеты, в полиции провели совещание, тем и ограничились. Даже сейчас, когда трагедия уже произошла, в Барселоне, по сообщениям СМИ, мало что напоминает о случившемся. Свечи, цветы, плюшевые игрушки — это один из немногих мемориалов, которые появились на главной артерии Барселоны — улице Рамбла. Возле несколько скучающих полицейских. А около знаменитого собора, построенного по проекту архитектора Гауди, который так же мог стать объектом атаки террористов, — ни заграждений, ни периметра безопасности, ни одного полицейского. А ведь это — самое посещаемое место Барселоны, сюда ежедневно приходят десятки тысяч людей, иностранных туристов. Министерство внутренних дел Испании вообще даже решило не повышать уровень террористической угрозы в королевстве после терактов в Каталонии, надеясь, видимо, что как-нибудь рассосется само по себе.
Подобную картину, когда после терактов на улицах нет представителей сил правопорядка, можно было наблюдать в Берлине, Стокгольме, Берлине и Лондоне.
Что это? Беспечность, нежелание менять привычный образ жизни, недооценка угрозы терроризма? Наверное, и то и другое, и третье.
«Мы не позволим этим убийцам изменить наш образ жизни, — заявила в связи с трагедией в Барселоне канцлер Германии Ангела Меркель. — Терроризм может нести нам много грустных и печальных моментов, но он не сможет нас победить». «Именно Барселона символизирует многое из того, что является воплощением образа жизни свободного мира: красота, терпимость, любовь к жизни, мирное сосуществование людей разных стран и культур», — отметила она.
Другими словами, даже Германия – лидер Евросоюза, не собирается отказываться от привычных либеральных стереотипов толерантности, в результате которых Европа широко распахнула двери перед толпами мигрантов с Востока и стран Африки. «Мы справимся!» — объявила та же Меркель. И хотя страшные факты гибели десятков европейцев в результате актов террора налицо, канцлер от своей политики «открытых дверей» отказываться не собирается. Да и как отказаться? Ведь тогда придется признать, что этот курс был грубой ошибкой, а на носу в Германии выборы, где оппозиция уже наступает Меркель на пятки. А между тем факты – упрямая вещь. Ведь именно те страны ЕС, которые отказались принимать беженцев – Венгрия, Польша и Чехия, жертвами нападений пока не стали.
Однако дело не только в нынешнем наплыве мигрантов. Нередко теракты совершают не недавно «понаехавшие», а те, кто уже родился и вырос в странах Евросоюза.
И это как раз показывает, что никакого «плавильного котла» в Европе не получилось, о чем с азартом твердили европейские либералы. Эмигранты с Востока и Африки живут отдельными анклавами, общаются только между собой, никакой ассимиляции не происходит. По сути дела в европейских городах, на бедных окраинах образуются настоящие «государства в государстве», где люди живут по своим законам, куда даже местная полиция опасается заходить. Какой уж тут «мультикультурализм»! Мало того, рождаемость в общинах приехавших мусульман на порядок выше, чем в европейских семьях и численность пришлых в Европе стремительно растет.
У всех перед глазами печальный пример Косово, где образовавшийся в православной Сербии мусульманский анклав в конечном итоге превратился в отдельное государство, у власти которого настоящие террористы и бандиты. И произошло это при поддержке той же толерантной Европы. Она и не подозревала, что такая же судьба теперь может ждать и тех, кто помогал косоварам, которые тут же стали сносить сербские православные храмы.
Стоит напомнить беспечным испанцам, что сегодня в той же Барселоне насчитываются 264 мечети, спонсорами которых являются Саудовская Аравия и Катар. При этом мало кто помнит, что в Средние века испанские территории сотни лет находились под властью мусульман и, что официальным языком там был арабский. Сейчас число мусульман Испании приближается к пяти процентам, и они уже обратились с открытым письмом к королю Испании с просьбой восстановить то, что они, собственно, прямо и называют «исторической справедливостью». Как и косовары в Косово, они убеждены в том, что Испания должна принадлежать им. А потому некоторые историки считают, что нынешняя атака террористов на Испанию – вовсе не случайный акт.
Кстати, есть вопросы и насчет успехов «плавильного котла» в США. То, что сейчас там происходит, когда на улицах многих городов, где стали сносить памятники южанам-конфедератам, развернулись настоящие бои, показывает, что расизм в США никуда не исчез.
Другая причина провалов в борьбе с международным терроризмом в Европе – упорный отказ Запада от сотрудничества в этой сфере с Россией.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров еще в октябре прошлого года заявил, что Москва сожалеет, что ЕС отказался от сотрудничества с Россией в сфере борьбы с терроризмом. «Сожалеем, что наши европейские партнеры, Евросоюз свернули сотрудничество с нами в сфере антитеррора, как и во многих других областях», — сказал он, выступая перед участниками Ассоциации европейского бизнеса в России.
Уклоняется от совместных действий с Россией Европа и в Сирии, где идет борьба с терроризмом на «дальних рубежах». В разговоре с журналистами французской газеты «Фигаро» президент РФ Владимир Путин рассказал, что некоторое время назад Москва и Париж договорились о совместных действиях на территории Сирии. В рамках заключенных соглашений французы направили в зону сирийского конфликта свой авианосец. Участия в антитеррористической операции корабль не принял, уйдя впоследствии в сторону Суэцкого канала. На этом, по словам Владимира Путина, сотрудничество с Францией по Сирии закончилось.
«США и страны Европы должны сконцентрироваться не на выяснении отношений с КНДР, Венесуэлой, Ираном и другими странами, а также не на санкционной риторике в отношении РФ, а на реальной борьбе с терроризмом. Мощность стран, которые реально могут влиять и действовать против международного терроризма, направлена далеко не на борьбу с этим злом. Отношения разбалансированы, это видят террористы и пользуются этим», — заявил член комитета Госдумы по международным делам Адальби Шхагошев, комментируя террористические нападения в Испании.
И это – действительно так. Пока все страны не объединят усилия в борьбе с международным терроризмом, победить это зло невозможно. И то, что произошло на днях в Испании, будет повторяться снова и снова.
Владимир Малышев
Источник: stoletie.ru