Власть запрещенной террористической группировки «Исламское государство» над сердцами и умами молодых людей — потенциальных боевиков в последнее время все больше ослабевает.
Приток иностранных рекрутов, приезжающих в Сирию и Ирак, чтобы вступить в группировку, снизился с максимального уровня две тысячи человек в месяц до всего лишь 50. Освобождение территорий из-под власти ИГ, особенно городов, которые играли роль «столиц» в этом самопровозглашённом халифате, серьезно ослабляет террористическую группировку и свидетельствует о том, что на самом деле данная группировка не способна превратить свою религиозную идеологию в реальную геополитическую силу.
Но, как показывает опыт других террористических группировок, прежде всего «Аль-Каиды», даже без чего-то похожего на государство радикальная идеология способна выживать. Её идеологам и спонсорам приходится менять тактику для пополнения своих рядов и планирования новых терактов в условиях подполья. Тем не менее они по-прежнему способны сеять хаос, дестабилизируя государства и осуществляя смертоносные атаки на гражданских лиц, как в странах ближневосточного региона, так и за его пределами.
В этих целях боевики ИГ разрабатывают свои собственные социальные медиа, чтобы обойти суровые меры безопасности на уже существующих платформах, поддерживать связь и вести пропаганду. Об этом во время конференции по безопасности в Лондоне в мае сообщил директор Европола Роб Уэйнрайт.
Террористы постоянно ищут новых провайдеров, чтобы гарантировать, что их сообщения дойдут до потенциальных сторонников. Также наблюдается растущий интерес к платформам, которые не требуют прохождения процедуры идентификации пользователя. Кроме того, в ходе проведенной Интерполом в конце апреля спецоперации была обнаружена новая платформа, которая, как выяснилось, была создана самими террористическими организациями с целью не только распространения пропаганды, но и сбора средств на свою деятельность.
Приложения для чатов вроде Telegram и WhatsApp служат ключевыми фильтрами, через которые ИГ проводит людей по «трубопроводу» вербовки. Он начинается с пропаганды — например, видеозаписей с изувеченными сирийскими детьми, размещаемых в социальных медиа. В «комнатах» чатов, куда можно попасть только по приглашению, сторонники ИГ, спорят об идеологии исламистов, обсуждают тактику и осуществляемые боевиками террористической группировки теракты. Когда «последователи» готовы перейти к действиям, их приглашают пообщаться один на один с вербовщиком через шифрованную опцию «секретный чат» в интернете.
Поэтому проблема борьбы с использованием интернета террористическими структурами сегодня стоит особенно остро в мировом масштабе.
Включились в эту работу и Соединенные Штаты. В ноябре 2015 года глава Пентагона Эштон Картер предложил использовать методы разведки и наблюдения за социальными сетями для противодействия пропаганде ИГ. Миссия была ясна: подорвать способности ИГ, распространять свои послания, привлекать новых приверженцев, платить боевикам и транслировать приказы командиров.
В настоящий момент АНБ фиксирует все данные о звонках на территории США, включая номера, продолжительность и длительность разговора, а затем пытается «вычислить» среди всех звонящих американцев, подозреваемых в терроризме.
Однако программа Пентагона WebOps по противодействию пропаганды ИГ в интернете неэффективна, заявило в январе Associated Press со ссылкой на несколько источников, владеющих информацией о программе.
По их данным, руководство WebOps некомпетентно, кроме того, там царят кумовство и подтасовка результатов работы. Действующие и бывшие сотрудники программы привели агентству веские примеры некомпетентности, в частности, отметив, что арабисты в этой программе не владеют свободно арабским языком, а об исламе имеют только поверхностные представления. Четверо сотрудников программы заявили, что лично видели, как искажаются данные о работе программы, чтобы создать в Пентагоне образ ее успешности.
«В целом сразу присутствовало некоторое чувство разочарования по поводу способности киберопераций наносить серьезные удары по ИГ», — заявил Джошуа Гельцер, который до марта был старшим директором по борьбе с терроризмом в Совете национальной безопасности США.
Еще при Обаме США признали, что кибероружие США неэффективно против террористической организации ИГ, но не стали афишировать эту информацию, предоставив разбираться с этой проблемой Трампу и новой американской администрации, сообщают бывшие и действующие американские чиновники. В администрации Обамы даже рассматривали возможность сместить директора АНБ, главу киберкомандования адмирала Майкла Роджерса. Его обвиняли в том, что используемые им методы устарели. Но когда стало известно, что Дональд Трамп собирается поставить Роджерса во главе нацразведки США, от смещения адмирала отказались.
До сегодняшнего дня участие Вашингтона в противодействии ИГ в интернете остается весьма слабым. Озвученный в июле «новый план» борьбы США с ИГ, даже по оценкам американских СМИ, не отличается «прорывными идеями». Судя по озвученному журналистам тексту документа, в этом плане много напыщенной риторики и мало существенной стратегии разгрома джихадистской группировки», — пишет The Daily Beast.
Источник: ru.journal-neo.org