Домой Лента новостей В Совете Безопасности ООН прошли дебаты по ситуации в Афганистане

В Совете Безопасности ООН прошли дебаты по ситуации в Афганистане

Ситуация в Афганистане и работа развернутой в стране миссии ООН стали главными темами дебатов, которые состоялись 25 сентября в Совете Безопасности всемирной организации. Стороны сошлись во мнении, что политическое урегулирование в стране по-прежнему возможно, несмотря на террористическую угрозу и другие дестабилизирующие факторы. Вместе с тем была обозначена необходимость «смены парадигмы» в афганском урегулировании — Россия, в частности, предложила «московский формат» консультаций между Кабулом и талибами.

Глава МИД Афганистана Салахуддин Раббани на заседании Совета Безопасности ООН

Свежий взгляд

Перспектива достижения мирного соглашения с движением «Талибан» зависит от того, насколько конструктивно будут взаимодействовать региональные игроки, и международное сообщество должно принять меры в этом направлении. Об этом 25 сентября заявил глава МИД Афганистана Салахуддин Раббани, который представлял Кабул в дебатах Совбеза по афганскому урегулированию.

Дипломат призвал международное сообщество «свежим взглядом» посмотреть на свою вовлеченность в афганское урегулирование. При этом министр критически отозвался о роли, которую играет соседний Пакистан.

По его словам, «бич терроризма и насильственного экстремизма, охвативший Афганистан, — это результат давней политики соседнего государства». «Правительство Афганистана делало все возможное, чтобы добиться прочного мира для нашего народа. Перспективы примирения с «Талибаном» зависят от того, насколько конструктивно будут взаимодействовать региональные игроки в поддержку процесса, во главе которого стоят сами афганцы», — сказал Раббани.

Глава МИД подчеркнул, что «смена парадигмы» стран региона «может основательным образом повлиять на мирные усилия с «Талибаном» в позитивном ключе» и результатом этого может быть соглашение, подобное тому, которое Кабулу удалось заключить с другими боевиками. «Мы считаем, что международное сообщество должно принять необходимые для этого меры», — подчеркнул афганский министр.

По его словам, региональным и международным игрокам «необходимо осознать, что стоит на кону». «У нас есть шанс фундаментальным образом изменить статус-кво ради общего блага. В этом смысле поддержка региона будет иметь первостепенное значение», — отметил Раббани.

Москва — оптимальная площадка

Выступая на заседании Совета Безопасности, постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя предложил Москву в качестве оптимальной площадки для диалога между правительством Афганистана и талибами.

Он констатировал, что «длительное и масштабное военное присутствие контингентов США и НАТО не привело к стабилизации военно-политической ситуации» в Афганистане. Как заявил дипломат, на нынешнем этапе акцент необходимо делать на переговорных усилиях, которые послужили бы скорейшему запуску национального примирения.

«В этом контексте рассматриваем «московский формат» консультаций по Афганистану, в котором участвуют практически все заинтересованные стороны, включая государства Центральной Азии, в качестве оптимальной площадки для предметных переговоров по нацпримирению, а также налаживания прямого диалога между Кабулом и талибами. Исходим из того, что он полностью отвечает обозначенным требованиям», — отметил Небензя.

Напомним, что на предыдущей встрече по афганскому вопросу представители американской администрации заявили о желании возобновить формат «6+1», куда входят Россия, США, Пакистан, Индия, Китай, Иран и Афганистан. Такую форму переговоров изначально предлагала Россия. Однако, как признал спецпредставитель президента РФ по Афганистану, глава второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов, формат «6+1» оказался неработоспособным.

В феврале 2017 года РФ предложила новый «московский формат» консультаций. «В последнем раунде, прошедшем 14 апреля, страны региона были представлены максимально широко — помимо «шестерки» (Россия, Афганистан, Китай, Пакистан, Иран и Индия) во встрече приняли участие пять центральноазиатских государств (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), — указывал Кабулов. — Американская сторона отказалась от участия в заседании в данном формате в апреле под неубедительным предлогом, тем не менее двери для них остаются открытыми».

Мирное урегулирование возможно

Специальный представитель генсека ООН в Афганистане Тадамичи Ямамото на дебатах в Совбезе выразил уверенность в том, что «политическое решение возможно», и также отметил роль региональных игроков в мирном урегулировании затянувшегося конфликта.

«Мы все понимаем, что подготовка к началу процесса мирного урегулирования очень сложна, требует терпения и времени. Эти усилия должны быть прагматичными и гибкими, но непреклонными, чтобы обеспечить всесторонний политический процесс, который определит будущее страны», — указал эмиссар. По его словам, это станет возможным только при условии, когда «все стороны конфликта будут контактировать друг с другом, чтобы обозначить рамки обоюдного соглашения». «Это позволит выстроить взаимное доверие и спланировать процесс», — отметил Ямамото.

Он подчеркнул, что процесс мирного урегулирования «должен быть подкреплен консенсусом стран региона и учитывать их стратегические интересы». Ямамото призвал международное сообщество не допустить погружения Афганистана в новый цикл насилия «без продвижения к содержательным переговорам». «Возможности будут упущены, а расплатой за это будут тысячи жизней афганцев и колоссальные финансовые потери», — предупредил спецпредставитель генсека.

Как напомнил эмиссар, план развития афганских сил безопасности предполагает, что они смогут обратить вспять последние военные успехи талибов только к 2020 году. «С учетом текущего уровня смертности гражданского населения к 2020 году в результате конфликта будут убиты еще десятки тысяч афганцев», — отметил Ямамото.

Угроза ИГ и проблема наркотиков

Большое внимание на заседании СБ ООН уделялось деятельности в Афганистане террористической группировки «Исламское государство», которая терпит поражение на полях боев в Ираке и Сирии. Как сообщил спецпредставитель ООН, ситуация осложняется по мере того, как ИГ укрепляет позиции на востоке и севере страны.

В свою очередь Василий Небензя привел данные российской стороны, согласно которым в Афганистане «орудует свыше семи тысяч боевиков группировки». По его словам, в Москве вызывает «особую тревогу» стремление ИГ окопаться в северных провинциях.

Постпред РФ также выразил обеспокоенность обострением проблемы наркотиков в Афганистане. Дипломат отметил, что средства от сбыта наркотиков «составляют серьезную часть доходов террористов в этой стране — до 35–40%». «В этой связи требуем нарастить усилия международного сообщества в борьбе с афганским наркотрафиком», — заявил Небензя, призвав усилить антинаркотическое взаимодействие между афганскими властями и странами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Дальнейшие действия

Следующие международные консультации по афганскому вопросу состоятся в начале октября. «В рамках координации региональных усилий по Афганистану возобновляется работа контактной группы ШОС — Афганистан, — сообщил 25 сентября глава МИД РФ Сергей Лавров. — Первое ее заседание намечено на 11 октября в Москве». Министр напомнил, что Россия последовательно выступает за урегулирование внутриафганского конфликта в рамках руководимого афганцами процесса национального примирения.

«Рассматриваем запущенный в начале года «московский формат» консультаций по Афганистану в качестве оптимальной площадки для содействия налаживанию прямого диалога между правительством и движением талибов, разумеется, при соблюдении критериев, установленных СБ ООН», — добавил Лавров.

26.09.2017

Источник: ТАСС