Теперь уже совершенно ясно, что за неожиданными контратаками боевиков «Исламского государства» в районе Дейр-эз-Зор – Пальмира, в ходе которых сирийской армии и ВКС РФ пришлось принимать срочные меры по ликвидации последствий этих неожиданных действий террористов, стоят США и их курдские и суннитские союзники из СДС и местных племен. Как, впрочем, и за убийством российского генерала В. Асапова, по которому выстрелили из минометов по очень точной наводке координат нахождения его штаба. Такую точность дают только данные со спутников и аэрофотосъемки. Как известно, ИГ не располагает этими средствами разведки. Зато их имеют американцы.
Более того, отряды общей численностью 5-6 тыс. боевиков элитных подразделений не смогли бы пройти незамеченными с юго-востока от Дейр-эз-Зора (район Меядин) до Сухны, Пальмиры и Эль-Карьятайна. Их бы засекли с самолетов и спутников. Но американцы эту информацию не передали российским военным. Поскольку США преследовали сразу несколько целей:
- обеспечить захват курдами основных нефтяных месторождений САР недалеко от Дейр-эз-Зора;
- сорвать переправу сирийских войск на левый берег Евфрата по понтонному мосту, сооруженному российскими специалистами;
- нанести удар по престижу России и лично президенту В.Путина в канун 2-летней годовщины направления в Сирию группировки ВКС РФ (30 сентября).
Более того, США не просто не передали разведданные российским военным, но и пропустили боевиков ИГ через позиции местных суннитских племен, в свое время поклявшихся на верность аль-Багдади, предварительно договорившись с шейхами этих племен.
Поэтому Дамаску пришлось срочно оголять участки фронта под Идлибом и северной Хамой, чтобы организовать оборону вдоль стратегического шоссе Пальмира – Дейр-эз-Зор. В Пальмиру за ночь с 29 на 30 сентября переброшено 800 человек личного состава и 50 танков из состава элитных частей сирийских «тигров». Видимо, командование ВС САР стало рассматривать угрозу штурма города как совершенно реальную. Боевики ИГ на своем сайте уже сообщили об уничтожении двух сирийских самолетов на базе Т-4. Здесь важно уже не только то, что сожгли истребители, а то, что именно на базе Т-4, то есть бой идет уже в районе или внутри г. Тадмор, а это в 4 км от Пальмиры. А это означает охват джихадистами Пальмиры уже с запада. Поэтому сирийским правительственным войскам приходится оголять другие направления и снижать активность на них. Собственно, в этом и заключается цель боевиков. Причем авиация коалиции, возглавляемой Вашингтоном, демонстративно не залетает за русло Евфрата, что немедленно привело к существенному ослаблению давления на ИГ на этой территории. Разбросав свои мобильные группы по фронту почти в 100 км, боевики снизили эффективность применения по ним сирийской и российской авиации, тем более что российские ВКС продолжают действовать в основном в Идлибе.
И именно 30 сентября – 2 октября курды стали активно захватывать нефтяные месторождения на левом берегу Евфрата в треугольнике Дейр-эз-Зор — Евфрат — Хабур. Пришло сообщение о занятии ими месторождения Джафра. До крупнейшего сирийского месторождения Омар курдам остается порядка 25 км. Пока США проводят показательную демонстрацию отношения к сирийцам и российским «партнерам» по борьбе с терроризмом, заморозив на неделю все полеты своей авиации на правом берегу и дав тем самым «Исламскому государству» отмашку на свободу действий против сирийских войск и российского спецназа, для курдов появилась реальная возможность окончательно блокировать левый берег и вынудить сирийцев перестать рваться к нефти, а заняться более сложной и кровопролитной «работой» по ликвидации ИГ путем наступления на Меядин.
В это же время Турция оккупирует часть провинции Идлиб, куда она начала входить еще 30 сентября. Задача турок прежняя — создание буферной зоны контроля и отделение курдских территорий САР от турецкой границы. Собственно раздел Сирии Т. Эрдогану не нужен, но создание буфера в районе Идлиба — это то, что не обсуждается ни при каких раскладах. Вот эту задачу турки сейчас и решают.
А тем временем на юге Сирии «Исламское государство» небольшими группами по ночам атакует позиции сирийцев. Так, в течение 29 сентября – 1 октября отряд из примерно 100 боевиков уже трижды то берет городок Эль-Карьятайн западнее Пальмиры, то выходит из него. 30 сентября после первого захвата города были арестованы активисты сирийского режима, 20 из которых были казнены. Учитывая удаленность города от места основных событий и фактическую локализацию атакующей его группировки боевиков (часть ее составляют опытные боевики из «Джунд аль-Халифа», часть — местные «спящие» ячейки ИГ), видно, что задача противодействия здесь джихадистам для сирийского правительства не простая. За два дня боев сирийские потери составили порядка 450-500 человек. Кроме этого, крупные потери несут иностранные союзники — Хизбалла, Фатимиюн, шиитские солдаты «Армии Махди». Информации о событиях в Эль-Карьятайне немного, причем в основном из сирийских источников, так как операция проводится силами «спецназа» ИГ «Амният» — это одно из наиболее подготовленных подразделений группировки. Их используют крайне редко и всегда по очень серьезному поводу. При этом никаких комментариев даже ресурсы ИГ в этом случае не дают — только по итогам. Помощь «Амнияту» оказывает «Джунд-аль-Хилафат» — еще одно хорошо подготовленное подразделение ИГ.
Достаточно сложная ситуация сохраняется в Дейр-эз-Зоре. Большая часть сообщений поступает из пустыни, но и в районе самого города идут столкновения, причем там боевики чуть ли не сознательно атакуют именно те позиции, где находятся российские советники. Направление ударов ИГ за три дня вполне определилось — они все так же будут пытаться взять Пальмиру и, если удастся, деблокировать Акербатский котел. При том сложном положении, в котором «благодаря» США, оказалась сирийско-российско-иранская группировка, террористы «Исламского государства» явно рассчитывают на удачу. Теоретически командование САР может попытаться перехватить у ИГ если не инициативу, то сбить темп атак джихадистов. Но для этого придется перераспределять собранную Дамаском в Дейр-эз-Зоре группировку.
А пока, по мнению военных экспертов, курды рассчитывают выйти на рубеж Хабура и ждать, что предпримут сирийские военные на правом берегу Евфрата.
Видимо, они дожидаются того, когда правительственные силы пойдут на Меядин. Ведь, помимо нефтяных месторождений, задача курдов — взять под контроль сирийско-иракскую границу и перекрыть Ирану направление в Сирию. Эта задача для США даже более актуальна. Об этом, кстати, на днях недвусмысленно сказал и глава МИД Ирана Дж. Зариф, который без всяких политесов заявил о готовности Вашингтона сотрудничать даже с ИГ, лишь бы помешать выходу сирийской армии на границу с Ираком, что позволило бы создать сухопутный канал снабжения ВС САР оружием и военной техникой.
Так что американские «партнеры» по борьбе с терроризмом просто пытаются нанести удар кинжалом в спину России, Сирии и Ирану ради своих корыстных интересов, стремясь как можно глубже втянуть Москву в сирийскую войну. Это связано и с откровенной ставкой Вашингтона на подрыв финансово-экономической ситуации РФ накануне президентских выборов.
Александр Орлов, политолог, эксперт-востоковед
03.10.2017
Источник: ru.journal-neo.org