Домой Мир Терроризма. База данных Борьба с терроризмом Горькое послевкусие: почему из процесса борьбы с экстремизмом исключается гражданское общество?

Горькое послевкусие: почему из процесса борьбы с экстремизмом исключается гражданское общество?

В Душанбе 29 сентября прошла международная конференция, посвященная объединению усилий стран евразийского пространства по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Её организаторами выступили Центр стратегических исследований при президенте Республики Таджикистан и посольство Российской Федерации в РТ, а участие в ней приняли официальные лица и эксперты из России, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, а также гости из Афганистана и Туркменистана.

Тематика, заявленная в программе конференции, сулила жаркие споры и обсуждения. Но не обошлось и без излишнего, на наш взгляд, благодушия. Так, судя по докладу руководителя Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте РУз А. Расулова, прозвучавшего в рамках сессии «Центральная Азия в условиях геополитических перемен: угрозы и вызовы региональной безопасности», наибольших успехов в противодействии экстремистам на страновом уровне достиг именно Узбекистан. Оценки ситуации в своих странах со стороны остальных представителей были менее радужными, но тем не менее не очень оправданным оптимизмом были пронизаны практически все выступления.

Из общего благодушного тона сессии резко выделились комментарии заместителя председателя комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности Ф. Клинцевича. Он, в частности, обратил внимание присутствующих на то, что «существует прямой интерес США дестабилизировать ситуацию в Центральной Азии, в том числе и путем использования ИГ. Американцы полагают, что это позволит им расшатать ситуацию в России. В расчет берется «прозрачность» границ между странами СНГ и Россией». В связи с этим российский сенатор выступил за развитие антитеррористического взаимодействия в рамках ШОС и ОДКБ, не приемля создания странами Центральной Азии параллельных региональных структур. Данный подход, по мнению Ф. Клинцевича, неминуемо приведет к размыванию усилий и созданию губительной, идущей на руку террористам негласной конкуренции между различными интеграционными образованиями.

Спикер подчеркнул: распыление усилий и создание многочисленных региональных образований активно инспирируется извне, в первую очередь США и их союзниками. Странам евразийского пространства необходимо как раз наоборот сосредоточить все усилия по наращиванию взаимодействия соответствующих служб государств-членов ШОС и ОДКБ для достижения синергетического эффекта в противодействии терроризму.

Наглядным подтверждением мнения российского сенатора явились цифры из доклада советника управления противодействия вызовам и угрозам секретариата ОДКБ И. Демченко и выступление заместителя директора РАТС ШОС А. Мукашева, свидетельствующие об эффективности взаимодействия спецслужб стран-членов ОДКБ.

Касаясь антитеррористической войны в Сирии, Ф. Клинцевич высказал убеждение, что дальнейшая судьба ИГИЛ благодаря успешным действиям сирийских правительственных войск и поддерживающих их военных России однозначна. В связи с неминуемым разгромом группировок боевиков первоочередной задачей геополитических противников России является переброска отрядов террористов из Сирии в другие регионы мира (в первую очередь в Афганистан) с дальнейшим их проникновением на территорию Российской Федерации. При этом самым незащищенным путем проникновения является центральноазиатский.

Предупреждая реплики скептиков, спикер подчеркнул, что, по его однозначному мнению, исключен прорыв границ Афганистана и сопредельных стран ЦА с полномасштабным вторжением крупных сил боевиков в Таджикистан, Узбекистан или Туркменистан. Тактика террористов будет заключаться в инфильтрации отдельных групп, создании подпольных групп, террористических ячеек, пропаганде среди населения, подготовке почвы для антиправительственных выступлений и свержения официальных властей стран ЦА, что, в свою очередь, может заставить власти Российской Федерации пойти на введение виз с некоторыми странами региона в целях минимизации угроз национальной безопасности.

Впечатление, произведенное высказываниями сенатора Клинцевича, усилило жесткое и бескомпромиссное выступление заместителя начальника Генерального штаба МО Республики Таджикистан Ш. Эгамзоды, который в свойственной военным манере расставил все точки на i и в своей презентации в виде инфографики показал действия геополитических соперников ОДКБ и ШОС, направленные на дестабилизацию обстановки, возникновение вооруженных конфликтов и поддержку террористических организаций.

Красной нитью практически во всех выступлениях проходила тема необходимости активизации совместных усилий по ликвидации экономической базы террористов. Так, согласно озвученной информации, за последнее время в ходе специальных операций страны ОДКБ на своей территории сумели выявить подозрительные источники финансирования террористических и аффилированных с ними организаций на сумму около 1,5 млрд. долларов США.

В ходе обсуждения докладов, особую обеспокоенность эксперты выразили в связи с нарастающим количеством боевиков из стран СНГ и России в рядах ИГИЛ и других террористических организаций, а также активным вовлечением граждан из стран СНГ в совершение терактов. Эксперты единодушно констатировали факт перемещения боевиков из стран ЦА и России в состав афганского крыла ИГИЛ и активного вовлечения их в борьбу с властями стран ЦА.

Заявленная тематика сессии «Комплексный подход к коллективной безопасности, антиэкстремистский потенциал СМИ и гражданского общества стран ЦА», признаемся, не так часто становится в центр экспертного внимания. Огромный интерес присутствующих вызвал доклад военного обозревателя ИА «ИТАР-ТАСС» В. Литовкина, посвященный работе СМИ во время антитеррористических операций. Самокритично и верно эксперт заметил, что без журналистов нет и террористов, так как практически любой современный террорист стремится, прежде всего, к широкой огласке совершенного им теракта. И именно журналисты в погоне за сенсацией и рейтингами оказываются подчас невольными пособниками террористов, помогая им узнать планы и тактику антитеррористических подразделений. Это приводит к лишним жертвам как среди заложников, так и бойцов спецподразделений.

В связи с актуальностью данной темы присутствующие единогласно решили включить в итоговое коммюнике отдельной строкой обращение к СМИ с призывом проявлять профессионализм и выдержку при освещении терактов.

Член Совета экспертов Киргизии И. Мирсаитов привлек внимание к тактике действия вербовщиков ИГИЛ и других террористических организаций в социальных сетях. Акцент был сделан на применении идеологами терроризма «таргетинга» по национальному и географическому признаку при создании медиапродукции, что позволяет вербовщикам быть на «одной волне» с гражданами разных стран, особенно с молодежью. С данным мнением согласны и независимые эксперты, которых, к сожалению, нечасто приглашают организаторы подобных конференций.

Как утверждают эксперты, в Центральной Азии с успехом реализуется тактика захвата власти салафитами, щедро поддерживаемыми властями стран Персидского залива. И если, например, в Казахстане салафиты находятся на стадии формирования подпольных ячеек, то в Таджикистане они уже перешли к дискредитации политики официальных властей. Весьма симптоматичными и одновременно тревожными являются выводы И. Мирсаитова: на сегодняшний день ОДКБ и ШОС нечего противопоставить идеологам терроризма в социальных сетях и медиапространстве.

Как же так, задастся вопросом читатель? Ведь все страны, входящие в состав этих двух международных структур, располагают специалистами достаточно высокого уровня, способными бороться на равных с профи из ИГИЛ. В чем проблема? И почему до сих пор нет эффективного противодействия, кроме блокировок аккаунтов и электронных ресурсов террористов?

На наш взгляд, для постановки заслона вербовке и распространению радикализма в виртуальном пространстве необходимо экстренное принятие соответствующих программ по противодействию экстремизму и терроризму в медиапространстве (в первую очередь в соцсетях) с привлечением к сотрудничеству как на официальной, так и на неофициальной основе популярных блогеров, народных журналистов, активистов соцсетей, независимых экспертов, журналистов, лидеров общественного мнения и представителей традиционного духовенства.

Причем противодействие должно вестись на разных языках, в том числе и на «синтезированных», которыми зачастую пользуются террористы, размещая свои послания к жителям Ферганской долины, например, на смеси кыргызского, узбекского и таджикского языков. Противодействие должно иметь место как на вновь создаваемых страницах в соцсетях и различных медийных ресурсах, так и на уже используемых террористами. Рубикон перейден: против стран ШОС и ОДКБ идеологами терроризма развязана полномасштабная информационная война, в которой противостоять настоящим профи западных государств, обеспечивающим невиданный ранее медийный успех боевиков «Исламского государства» и других террористических организаций, могут лишь профессионалы, объединяющие вокруг себя неравнодушных активистов гражданского общества и имеющие соответствующее финансово-техническую и кадрово-методическую поддержку.

Но, как ни странно, несмотря на весомые, аргументированные экспертные выступления, вопросы противодействия экстремистам и террористам в медиа- и интернет-пространстве не нашли никакого отражения в тексте итогового коммюнике. Более того, официальные представители ОДКБ попросили убрать из текста коммюнике фразу «опираясь на институты гражданского общества», мотивируя это тем, что их организация в своей антитеррористической деятельности не взаимодействует с гражданским обществом. Естественно, возникает вопрос, почему не взаимодействует и кто выигрывает от отсутствия такого взаимодействия?

Так что, подводя итоги представительной, актуальной и жизненно необходимой для всех стран ОДКБ международной конференции, приходится констатировать наличие «горького послевкусия». Итоговое коммюнике, увы, продемонстрировало значительную инертность соответствующих госорганов в странах ОДКБ, традиционно делающих основную ставку в борьбе с терроризмом и радикализмом на спецслужбы и госструктуры и отказывающихся от опоры на развитые институты гражданского общества. Разве это порядок, когда финансирование этих институтов во многих странах ОДКБ отдано на откуп США и их союзникам?

В очередной раз был проигнорирован вопрос о поддержке и налаживании диалога с НПО, будто в них состоят не наши с вами сограждане. Между тем явно назрел вопрос о создании центра поддержки и развития институтов гражданского общества ОДКБ, который поддерживал бы НПО, действующие во всех сферах человеческой жизнедеятельности. При этом центр должен иметь финансирование как в виде прямых трансфертов из государственных бюджетов, так и диверсифицированное финансирование от различных фондов, бизнес-структур и частных лиц.

Отдавая дань уважения правительственным тин-танкам и центрам стратегических исследований, необходимо отметить, что в ходе конференции не было уделено внимание и созданию и развитию независимых тин-танков, особенно имеющих мощные горизонтальные связи в Евразийском регионе.

По мнению многих экспертов, данное обстоятельство является ахиллесовой пятой ОДКБ и ШОС в их противостоянии с геополитическими соперниками.

Михаил ПЕТРУШКОВ

https://www.ritmeurasia.org/news—2017-10-07—gorkoe-poslevkusie-pochemu-iz-processa-borby-s-ekstremizmom-iskljuchaetsja-grazhdanskoe-obschestvo-32764