За последние дни боевики «Талибан» совершили целый ряд жестоких нападений на афганские силы безопасности сразу в нескольких провинциях Исламской Республики. Счет погибших из-за атак смертников, которые пустили в дело американские внедорожники «Хамви», идет на десятки. В экспертной среде расценивают участившиеся нападения как применение новой тактики, которой группировка хочет послать сигнал Кабулу и его союзникам.
За один только день, 17 октября, талибы организовали нападение в двух провинциях – Газни и Пактия. В первом случае террористами был использован заминированный грузовик. Инцидент произошел на территории уезда Андар, который после совершенного теракта подвергся прямому нападению талибов. Во втором случае террористы также пустили в ход два заминированных автомобиля, за рулем которых находились смертники. После этого главное полицейское управление и академия полиции Пактии, неподалеку от которых и были подорваны машины, подверглись прямой атаке боевиков. Свыше 50 человек погибли и свыше 200 получили ранения. Среди погибших был начальник местной полиции. Позже «Талибан» сообщил, что в теракте он задействовал служебную машину сил безопасности.
Затем теракт произошел и 19 октября в провинции Кандагар, в результате чего погибли свыше 40 афганских военных. Целью нападавших была база Афганской национальной армии в уезде Майванд. По официальным данным, террористы-смертники взорвали бомбы, заложенные в военные внедорожники «Хамви», находящиеся на вооружении афганских силовиков. После этого террористы предприняли попытку ворваться на военную базу, открыв огонь по военным. Однако их нападение было отражено благодаря авиаударам международных сил. В тот же день талибы организовали нападение на афганских силовиков в провинции Балх, которая находится на севере страны. Там, по меньшей мере, шесть афганских полицейских погибли в результате нападения террористов. «Нынешняя ситуация с безопасностью выходит из-под контроля, – заявил в разговоре с телеканалом Tolo один из бывших офицеров афганской армии. – Правительство слабое и не может контролировать ситуацию».
Не исключено, что боевики демонстрируют способность организовывать сложные атаки, чтобы поставить под сомнение способность Кабула и его западных партнеров контролировать ситуацию, особенно на фоне того, что США начинают претворять в жизнь свою новую стратегию в отношении Афганистана, которая сводится к обычному увеличению военного контингента и давления на Пакистан. В связи с этим встает вопрос: можно ли считать последние теракты ответом Пакистана Соединенным Штатам? В это трудно поверить с учетом того, что атаки происходили почти что синхронно с началом очередного раунда четырехстороннего мирного процесса в Омане (США, Пакистан, Китай, Афганистан). На этом фоне трактовать террористические нападения можно только как нежелание талибов идти на мирные переговоры и как намерение продемонстрировать свою независимость от пакистанской стороны.
Впрочем, с учетом наступления холодов талибам логичнее было бы демонстрировать желание двигаться к мирному процессу с тем, чтобы получить возможность в зимнее время перемещать свою живую силу в более спокойные места. Тем более, «Талибан» так поступал каждый год: зимой сложно скрываться от авиаударов. Однако факт есть факт, и правительство Ашрафа Гани находится в сложной ситуации. Президент, лично принимавший участие в церемонии похорон начальника полиции Пактии, уже неоднократно обещал отомстить за погибших военнослужащих и мирное население. Накануне пресс-служба президента распространила заявление, в котором говорится о варварских бесчеловечных поступках «врагов афганского народа». Очевидно, что в президентском дворце еще не разработан план ответа.
То, что террористические нападения произошли именно в провинциях, научный сотрудник Института востоковедения РАН Омар Нессар в разговоре с «Афганистан.Ру» объяснил следующим образом: «Теракты в столице всегда вызывают большой резонанс: После крупного взрыва в районе Вазир-Акбар-Хан, ставшего причиной гибели мирных демонстрантов, за которыми последовал продолжающийся до сегодняшнего дня политический кризис, правительство было вынуждено более серьезно подходить к вопросам обеспечения безопасности в Кабуле. В результате, на основных дорогах афганской столицы впервые появились современные сканеры и кинологи, что усложнило организацию крупных терактов в столичных районах».
Другой аналитик отмечает то, что тактика боевиков принципиально изменилась. «Талибы в середине октября массово применили новую тактику нападений на афганских силовиков сразу в нескольких провинциях страны — атаки производились смертниками на трофейных американских военных автомобилях «Хамви», – заметил в беседе с «Афганистан.Ру» эксперт Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко. – Практически все эти атаки повторяли «подвиг» сына лидера талибов маулави Хайбатуллы, который летом на «Хамви», набитом взрывчаткой, врезался в одно из зданий базы афганской полиции в южной провинции Гельманд. Не исключаю, что в октябрьских атаках шахид-мобилей в Пактии, Газни и Кандагаре есть и это символическое измерение — подражание шахиду-сыну «повелителя правоверных».
Впрочем, главной причиной смены тактики аналитик считает применение боевиками «Талибан» опыта иракской и сирийской кампаний «Исламского государства». «Талибы внимательно следят за ходом боевых действий в Ираке и Сирии, фиксируют наиболее эффективные боевые решения командиров ИГ и начинают применять их у себя, в Афганистане, – полагает Серенко. – Атаки с помощью шахид-мобилей готовились талибами несколько месяцев. По информации афганских силовиков, боевики «Талибан» целенаправленно охотились за машинами «Хамви», нападая на объекты МВД ИРА. Очевидно, что они продолжат это делать и дальше. Поэтому афганским силовикам и их западным союзникам сейчас придется сосредоточиться на ликвидации автопарка «Талибан» и побеспокоиться, чтобы впредь автомобили типа «Хамви» не попадали в руки боевиков в исправном состоянии».
Игорь Субботин
21.10.2017
Источник: afghanistan.ru